Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет науки о муниципальной экономике




План:

1. Экономические отношения как основа муниципальной экономики.

2. Органы местного самоуправления в системе муниципальных экономических отношений.

3. Понятие местного сообщества. Концепция развития местных сообществ.

4. Противоречия муниципальной экономики.

 

С позиций современной науки, муниципальная экономика - это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления (ОМС) в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования, и как системное явление существует в тесной взаимосвязи с государственным и частным секторами.

Экономика – это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с внешней средой. Местное хозяйство  является экономической формой деятельности местного сообщества.   

К числу традиционных отраслей муниципальной экономики относятся снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт общественное питание, социальные услуги.

Задачи предмета «муниципальная экономика»:

· изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;

· проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;

· рассмотреть систему противоречий развития муниципальной экономики;

· определить роль муниципального хозяйства в экономической системе местного самоуправления;

· раскрыть сущность и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки и др.

 Наука о местном хозяйстве носит прикладной характер.

Целью совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления является повышение эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Ключевыми задачами в этой сфере являются

· приведение компетенции муниципального образования в соответствие с их ролью в системе власти и общественном хозяйстве;

· обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиям органов местного самоуправления;

· повышение эффективности управления муниципальным хозяйством.

Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления. С точки зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так как выступают на рынке как самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений. Но в отличие от коммерческих организаций,  муниципальные структуры не могут использовать получаемую прибыль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество. А в ходе распределения ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, что в большей степени роднит их с государственными структурами.

Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности, которые могут быть разделены на две группы: муниципальные унитарные предприятия (МУП) и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности и предприятия и учреждения иных форм собственности.

Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна.  

Права ОМС на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, так как ОМС в этом случае выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.

В качестве конкретных проявлений властного воздействия ОМС на хозяйствующие субъекты различных форм собственности могут быть названы:

¨ установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов;

¨ контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли МУП или других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды;

¨ право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом.

Важной сферой муниципальной экономики являются финансово-имущественные отношения ОМС с органами государственной власти разных уровней. Именно на государственные органы законодательством возложена обязанность обеспечения минимума условий жизнедеятельности населения, если этот минимум не может быть обеспечен финансовыми и иными ресурсами МО. Экономические отношения ОМС с государственными структурами возникают по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачисления регулирующих доходных источников и средств финансовой помощи в местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне.    

В процессе своей деятельности ОМС одной территории могут вступать в экономические отношения с ОМС других МО.

Таким образом, основными системообразующими элементами муниципальной экономики являются:

1) финансово-хозяйственные отношения между ОМС и: МУП и учреждениями; органами государственной власти; государственными предприятиями (учреждениями); частными предпринимательскими структурами; и ОМС различных МО;

2) властные отношения между ОМС и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социально-экономического развития  территорий.

Финансово-хозяйственные отношения ОМС с субъектами муниципальной экономики могут носить имущественный или неимущественный характер.

Имущественные отношения связаны с использованием, воспроизводством и возвратом муниципальной собственности. Они проявляются через передачу муниципальной собственности в опе­ративное управление, хозяйственное ведение, аренду, траст, а также через ее использование в виде залога и ипотеки.

Неимущественные отношения возникают по поводу условий, при которых муниципальная собственность может использоваться хозяйствующим субъектом, наделенным ею.  

Местное сообщество – население, проживающее в границах муниципального образования и объединенное общими интересами.

В наиболее общем виде целью и результатом развития местного сообщества является благосостояние его населения.  

Развитие местных сообществ – многоплановая концепция, предметом изучения которой является забота о благополучии людей, благоустройстве территории и развитии способности сообщества адаптироваться к переменам. Цель политики развития заключается в повышении способности адекватно реагировать на внешние изменения.

Экономическое развитие - последовательная, проходящая определенные стадии деятельность для достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Специфика экономического развития заключается в том, что это, прежде всего действия, которые ведут к повышению производительности, расширению выбора товаров и услуг для производителей и потребителей. Развитие как рост означает структурные изменения, ведущие к технологическому прогрессу, повышению качества продукции и улучшению распределения товаров и услуг. Рост означает повышение экономической активности, в то время как развитие может быть достигнуто и за счет снижения экономической активности.

Развитие как улучшение означает социальные перемены, обеспечивающие равные возможности широкому кругу людей воспользоваться общественными благами — образованием, здравоохранением, жильем, участием в принятии политических решений.

Источником изменений могут быть как внешние, так и внутренние импульсы.

Характеристики экономического развития: Во-первых, экономическое развитие — последовательная, проходящая определенные стадии деятельность в целях достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Во-вторых, экономическое развитие предполагает: постановку целей; определение состава участников, характера и порядка их взаимодействия; оценку сложившейся ситуации и возможных последствий принимаемых решений; поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов и возможностей вовлечения новых ресурсов. В-третьих, поскольку участниками экономического развития являются конкретные люди, то и способы достижения целей, и организационные формы развития обусловлены  сложившимися правилами игры.

Развитие местного хозяйства подразделяется на два типа: эндогенное и экзогенное (в зависимости от того, куда идут и как распространяются импульсы и волны развития).

Под эндогенным развитием понимается развитие, вызываемое внутренними причинами; экзогенное развитие - это развитие под воздействием внешних причин. Также выделяют интенсивный и экстенсивный типы развития местного хозяйства, ускоренный и замедленный.

В условиях перехода государства на рыночные основы хозяйствования происходит закономерное перераспределение полномочий, собственности, финансовых ресурсов между различными субъектами экономических отношений: органами государственной власти, ОМС, предпринимательскими структурами, каждый из которых имеет свои собственные функции и поэтому заинтересован в получении как можно большего объема ресурсов для их выполнения.

В условиях объективной ограниченности ресурсов это порождает ряд противоречий, через разрешение которых и развивается муниципальная экономическая система.

К числу наиболее значимых противоречий развития муниципальной экономики относятся противоречия между:

· муниципальной и государственной собственностью;

· муниципальной и иной негосударственной собственностью;

· приватизацией муниципального имущества и муниципализацией ранее приватизированного имущества;

· приватизацией и необходимостью создания новых МУП;

· прямыми и косвенными формами муниципального регулирования экономики.

В стабильной экономической ситуации данные противоречия не столь ощутимы, поскольку процесс первичного распределения ресурсов в системе уже завершен и интересы различных экономических субъектов в значительной степени удовлетворены. В России распределение ресурсов между субъектами экономических отношений проходит первоначальную стадию, а, следовательно, интересы многих из этих субъектов довольно остро противопоставлены друг другу. Поэтому противопоставление интересов при ограниченном объеме ресурсов может стать источником дисбаланса экономической системы, выражающегося в неадекватном распределении ресурсов в соответствии с функциями экономических субъектов. Сегодня органы местного самоуправления страдают недостатком ресурсного обеспечения, что ставит их в полную экономическую зависимость от федерального центра и соответствующего субъекта Федерации, и весьма негативно отражается на социально-экономической обстановке в муниципальных образованиях.

В этих условиях важнейшая задача, стоящая перед федеральными органами государственной власти, — создание законодательных предпосылок обеспечения материально-финансовой самостоятельности муниципальных органов, и в первую очередь совершенствование системы местного налогообложения в направлении расширения уровня собственных доходов муниципальных образований. Это можно было бы обеспечить, сосредоточив усилия на следующих основных направлениях:

· попытаться изыскать эффективные способы наделения ОМС доходообразующей муниципальной собственностью;

· предпринять меры по совершенствованию практики внутрирегиональных межбюджетных отношений;

· разработать действенный механизм государственной поддержки местных предпринимательских структур.

Сами органы местного самоуправления, являясь полноправным субъектом рынка, должны шире использовать  право на ведение самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности.

 

Рекомендуемая литература из общего списка: 1, 2, 4, 8, 9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...