Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. Цели и ресурсы муниципальной экономики




План:

1. Основная цель муниципальной экономики.

2. Ресурсы муниципальной экономики.

3. Модели муниципального хозяйства.

4. Основные виды и методы отношений ОМС с экономическими субъектами.

5. Понятие муниципального заказа.

Функции органов местного самоуправления — удовлетворение социальных потребностей населения, повышение качества жизни и экономика при этом является одним из средств реализации социальных интересов. Социальная ориентация четко просматривается даже в экономических целях ОМС, главными из которых являются:

· экономическая стабильность через создание условий для удовлетворения потребностей бизнесменов в факторах производства;

· создание широкой экономической базы занятости населения, обеспечивающей возможности выбора рода занятий и получения доходов.             

Современная муниципальная экономика — это особый способ воспроизводства материальных и духовных благ. Производственная деятельность в системе местного самоуправления осуществляется на основе муниципального хозяйства, представляющего собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных потребностей населения.

С позиций муниципального управления муниципальная экономика — это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию. Экономическая деятельность ОМС, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейший компонент муниципальной деятельности. Использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению, т. е. можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.

Как и всякое производство, экономическая деятельность в муниципальном образовании основывается на использовании определенных ресурсов. Ресурсы территории определяют модель местного хозяйства.

Под ресурсами МО понимают совокупность всех возможностей территории МО, распоряжение которыми отнесено к компетенции ОМС данного МО. Принадлежность ресурса к системе ресурсов местного хозяйства определяется фактом отношения к территории МО, а также наличием полномочий у ОМС МО им распоряжаться. Полномочия ОМС определяются законом, т. е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за МС (это осуществляется федеральными законами), за тем или иным МО (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом МО).

Критерием закрепления ресурсов за тем или иным уровнем власти является наибольшая эффективность его использования, в этом смысле за местным самоуправлением следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что местное самоуправление - наиболее приближенный к населе­нию уровень власти (землю, например).

Экономические ресурсы — понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности, и, согласно Федеральному закону 2003 г., составляющие экономическую основу местного самоуправления.

Существуют традиционный и расширенный подходы к классификации муниципальных ресурсов. Традиционно по аналогии с основными факторами производства ресурсы МО разделяют на следующие виды:

— трудовые, отражающие качество и количество рабочей силы, ее миграцию, структуру;

— природно-климатические, представляющие собой совокупность естественных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Они включают в себя животный и растительный мир, водные запасы, производственные и жилые характеристики грунта, конкретно-географическое положение территории, ее климатические условия и т. п.;

— инфраструктурные, включающие мощность строительной базы, возможность обеспечивать поддержание жизни муниципального образования и его рост на основе современных технологий, удаленность от источников энергии, обеспеченность различными видами энергии, вхождение МО в систему основных транспортных магистралей страны,  рыночные элементы инфраструктуры и пр.

В соответствии с расширенным подходом к стратегическим ресурсам муниципальной экономики относят: кадровые ресурсы; финансовые ресурсы; информационные ресурсы; земельные ресурсы; производственно-техническую; правовой ресурс; организационно-управленческие ресурсы; технические ресурсы. Сюда же следует отнести и предпринимательские способности населения, приводящие в активное взаимодействие все названные выше виды муниципальных ресурсов. Следует заметить, что предпринимательство как особый вид ресурса до настоящего времени недостаточно учитывается и реализуется в практической деятельности ОМС.

Одним из важнейших ресурсов местного хозяйства является муниципальная собственность. 

Ресурсный потенциал местных сообществ состоит из «внутренних» (находящихся в собственности местных органов власти) и «внешних» по отношению к ОМС (принадлежащих другим собственникам или уровням власти) ресурсов.

Функции ОМС по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.

Создание эффективной системы использования ресурсов местного хозяйства требует в первую очередь решения следующих основных задач:

ü разработка системы местных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы экономического развития и распоряжения муниципальной собственностью;

ü оптимизация структур управления местным хозяйством;

ü полная инвентаризация объектов местного хозяйства;

ü создание системы мониторинга использования ресурсов местного хозяйства;

ü выработка стратегии в отношении использования ресурсов МО и др.

Объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). ОМС, с одной стороны, является некоммерческой организацией и не имеет целью получение прибыли; с другой стороны, для исполнения своего предназначения – решения вопросов местного значения, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача экономической политики местного самоуправления состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и в финансовых средствах. С этих позиций выделяется три модели местного хозяйства и источников его финансирования. Модели различаются по степени вмешательства ОМС в хозяйственную деятельность предприятия.

Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в т. ч. социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. ОМС осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. ОМС не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг хорошо развит и задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения.

Коммунально-рентная модель предусматривает участие ОМС не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность ОМС в финансовых средствах обеспечивается тем, что налоги с населения и с производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.

Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а ОМС. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности МУПов и, следовательно, стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Эту модель называют муниципальным социализмом - ОМС должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям множество либо бесплатных, либо частично оплачиваемых бюджетных услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, МУП являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств.

Выделяются 4 типа товаров и услуг:

¨ частные - характеризуются индивидуальным потреблением, а также тем, что потребителю легко отказать в доступе к таким товарам;

¨ общедоступные, отличаются индивидуальным потреблением и тем, что потребителю трудно отказать в доступе к ним;

¨ совместно оплачиваемые - характеризуются совместным потреблением и тем, что в них легко отказать;

¨ коллективные — отличаются совместным потреблением и тем, что в них трудно отказать.

Услуги для всего населения финансируются из местных налогов или других источников поступлений, поскольку трудно провести различие между теми, кто пользуется услугами, и теми, кто должен платить за них.

Учет различий между этими категориями товаров и услуг является одним из критериев выбора способа их предоставления. ОМС может организовать их производство, как на муниципальных, так и на частных предприятиях.

Проблема донесения товаров и услуг населению приобретает в настоящее время особую остроту, и ее решение - прямая обязанность ОМС МО. 

Основных участников процесса донесения товаров и услуг при­нято разделять:

· на потребителя — непосредственно потребляет или получает товар или услугу;

· производителя — фактически и непосредственно выполняет работу или обеспечивает доставку товара или услуги потребителю;

· распорядителя (организатора), обеспечивающего товар или услугу - назначает производителя потребителю, и наоборот, выбирает производителя, который будет обслуживать потребителя.

Потребитель, производитель и распорядитель связаны между собой определенными отношениями: назначением услуги, доставкой и ее оплатой.

Система муниципального заказа служит одним из самых важных регуляторов экономических процессов на муниципальном уровне. Через муниципальный заказ должны проходить вся продукция, закупаемая для муниципальных нужд, и все бюджетные муниципальные услуги, оказываемые как муниципальными, так и иными исполнителями. Муниципальный заказ следует рассматривать как элемент системы управления финансовыми ресурсами МО.

Существуют понятия муниципального контракта и муниципального заказа.    

Муниципальный контракт — это договор, заключенный ОМС, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени МО с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

Муниципальный заказ — это совокупность заключенных муниципальных кон­трактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

Предметом муниципального заказа служат различные работы по благоустройству территории.

Принципы осуществления муниципального заказа: жесткий контроль за размещением контрактов; экономия бюджетных средств; соблюдение свободы конкуренции.

В процессе формирования и исполнения муниципального заказа могут использоваться разные схемы. Чаще всего этот процесс  включает четыре этапа.

В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального заказа должен быть готов к утверждению.

Используются следующие способы размещения муниципального заказа:

· Открытый конкурс — самый предпочтительный способ размещения заказа. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а, кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок.

· Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда у заказчика нет возможности составлять подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг, либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах, или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

· Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:    

§ сроки выполнения муниципального контракта ограничены;

§ форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, раз­рушение муниципальных объектов;

§ из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены.

· Бесконкурсное размещение муниципального заказа используется в основном при выполнении работ местными монополистами или неразвитости конкурент­ной среды.

Администрация МО должна подготовить методическое обеспечение муниципального заказа, т. е. выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам, установить критерии отбора исполнителей.

К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены требования, которые определяет администрация муниципального образования.

Исходя из наличия бюджетных средств, ОМС определяют объем медицинских, образовательных и других социальных услуг, которые они в состоянии профинансировать, и на этот объем заключают договоры (контракты) с соответствующими муниципальными, государственными или частными учреждениями. Так появился термин «муниципальный социальный заказ».      

Технология выдачи муниципального социального заказа состоит в следующем. ОМС, зная актуальные проблемы в социальной сфере, объявляют в прессе конкурс проектов, решающих ту или иную проблему. Заказчиком выступает местная администрация. Исполнителем могут выступать организации любых форм собственности.  Критерии отбора эффективного социального проекта определяет заказчик.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 367.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...