Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ




1. У родителей карие глаза, их ребенок имеет голубые глаза. Данный признак формируется в присутствие двух аллельных генов. Аллельные гены это:

A. Разные состояния генов, возникающие в результате мутаций;

B. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие определенного признака;

C. Разные состояния гена, встречающиеся в популяции и отвечающие за возможность развития разных вариантов признака;

D. Гены, расположенные в негомологичных хромосомах и отвечающие за развитие одного признака;

E. Гены, определяющие развитие разных наследственных задатков.

 

2. В семье двое детей. У сына глаза голубые, а у дочери – карие. Гены, контролирующие развитие данного признака (цвет глаз), расположены в:

A. Одинаковых локусах гомологичных хромосом;

B. Разных локусах гомологичных хромосом;

C. Разных локусах негомологичных хромосом;

D. Одинаковых локусах негомологичных хромосом;

E. Половых хромосомах.

 

3. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как аутосомные доминантные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах хромосом. Количество наследственных факторов (аллельных генов) для каждого признака, содержащегося в гаметах:

A. 1;

B. 2;

C. 3;

D. 4;

E. 6.

 

4. Женщина, имеющая повышенное содержание цистина в моче, выходит замуж за здорового мужчину. Определите вероятность рождения здоровых детей от этого брака. Известно, что мочекаменная болезнь (цистинурия) развивается в гомозиготном доминантном состоянии:

А. 25%;

B. 75%;

C. 50%;

D. 100%;

E. 0%.

 

5. Кареглазая женщина, у отца которой глаза голубые, а у матери карие по данному признаку имеет генотип:

А. Гомозиготный;

B. Дигомозиготный;

C. Гемизиготный;

D. Гетерозиготный;

E. Дигетерозиготный.

 

6. При гетерозиготности обоих родителей по двум признакам, наследующимся независимо, соотношение фенотипов в потомстве составит:

A. 9:3:3:1;

B. 9:7;

C. 9:3:4;

D. 12:4;

E. 9:6:1.

 

7. Определите, какой генотип и фенотип будут иметь потомки первого поколения при скрещивании гомозиготных особей с альтернативными признаками.

A. Одинаковый у всех;

B. Расщепление по генотипу и фенотипу 3:1;

C. Расщепление по генотипу и фенотипу 1:2:1;

D. Расщепление по генотипу и фенотипу 1:1;

E. Расщепление по генотипу и фенотипу 2:1.

 

8. Группу крови по системе резус определяют 3 различных пары генов расположенных последовательно в одной хромосоме, аллельными среди них являются гены:

A. Расположенные в рядом находящихся локусах одной хромосомы;

B. Расположенные в локусах одной и той же хромосомы на расстоянии в 1 морганиду;

C. Определяющие развитие отдельного признака;

D. Расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом;

E. Расположенные в локусах одинаковых плечей (q или p) гомологичных хромосом.

 

9. У матери кучерявые волосы, а у отца – прямые. В F1 – волосы волнистые. Такое фенотипическое проявление является результатом взаимодействия аллельных генов по типу:

A. Кодоминирования;

B. Сверхдоминирования;

C. Эпистаза;

D. Комплементарности;

E. Неполного доминирования.

 

10. У матери и отца четвертая группа крови системы АВО. В этой семье невозможно рождение ребенка с такой группой крови (бомбейский феномен не учитывать):

A. I

B. II;

C. III;

D. IV;

E. II и IV.

 

11. В семье, где родители больны серповидно-клеточной анемией, родилось 2 здоровых мальчика, сколько различных фенотипов, определяемых одной парой генов, может быть у потомства двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании?

A. 1-3;

B. 2-3;

C. 0-2;

D. 0-1;

E. 1-2.

 

Краткие методические указания к работе на практическом занятии

«ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Для эффективной работы на практическом занятии ознакомитесь с его основными этапами и методикой проведения занятия, изложенными ниже.

Методика проведения занятия

В соответствии с «Организационной структурой проведения занятия» самостоятельная работа выполняется после проверки присутствия студентов на занятии и актуализации (мотивации) их познавательной деятельности. Далее студенты изучают граф логической структуры темы и инструкции по выполнению практических работ. Затем следует самостоятельное выполнение практических работ и оформление протоколов работ в альбомах или файловых папках. Вся работа выполняется под контролем и при консультативной помощи преподавателя. После завершения самостоятельной работы студентов преподаватель анализирует и, при необходимости, корректирует результаты самостоятельной работы. Далее преподаватель оценивает протокол занятия у каждого студента. Для контроля усвоения конечных целей обучения за 20 минут до окончания занятия проводится итоговый тестовый контроль и проводится подведение итогов занятия.

 


 

Модуль № 2 „Организменный и биогеоценотический уровни организации жизни”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ»

 

ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ. ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. ГЕНЕТИКА ПОЛА.»


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Генотип живого организма слагается не из отдельных действующих генов, а является целостной системой со сложными связями и взаимодействиями между ее компонентами. Таким образом, в онтогенезе действуют не отдельные гены, а весь генотип в целом. Характер проявления действия гена в составе генотипа как системы может изменяться в различных ситуациях и под влиянием различных факторов. В этом можно легко убедиться, если рассмотреть свойства генов и особенности их проявления в признаках. Изучаемые явления имеют большое значение для понимания того, что формирование у человека любых, в том числе патологических, признаков имеет генетическую основу и определяется взаимодействием продуктов реализации генетической информации в конкретных условиях внешней среды.

Несмотря на универсальность законов Менделя, существует огромное количество случаев, когда несколько качественных признаков контролирующихся всего парой аллелей при дигибридном скрещивании наследуются не так, как предполагают данные законы. Бóльшая часть таких исключений является следствием объединения генов в группы сцепления.

Изучаемые явления имеют большое значение для понимания роли хромосом в передаче наследственных признаков, в том числе генетическом определении пола.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Уметь трактовать влияние взаимодействия генов (т.е. продуктов реализации генетической информации) на проявление признаков, определяемых этими генами, для формирования представления о генотипе как целостной системе.

Уметь трактовать основные положения хромосомной теории наследственности, для формирования представления о закономерностях наследования признаков, определяемых генами, а также наследования пола с учетом информации о группах сцепления генов.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

Студент должен уметь:

1. Трактовать проявление признаков при взаимодействии неаллельных генов (эпистазе, комплементарном действии, полимерии).

2. Трактовать проявление признаков при множественном действии одного гена (плейотропии).

3. Интерпретировать материальную основу взаимодействия генов для формирования представления о генотипе как целостной системе.

4. Интерпретировать цитологическую основу хромосомной теории наследственности для формирования представления о закономерностях наследования признаков.

5. Трактовать проявление признаков при расположении определяющих эти признаки генов в одной группе сцепления.

6. Трактовать роль кроссинговера в формировании генотипа.

7. Составлять генетические карты хромосом человека на основе информации о расстоянии между генами и их взаимном расположении.

8. Интерпретировать хромосомный механизм наследования пола.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические  вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов профессиональной деятельности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...