Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа 3. ГАМЕТОГЕНЕЗ И ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ.




Используя материал методических указаний (рисунок 2), рассмотрите и зарисуйте в протоколе практических занятий схемы микро-, макроспорогенеза (мегаспорогенеза) и двойного оплодотворения у высших растений. На схеме подпишите этапы гаметогенеза. В зрелом пыльцевом зерне и зрелом зародышевом мешке укажите названия клеток и их плоидность (набор хромосом).

Рисунок 2.

А – Схема развития мужского гаметофита (микроспорогенез);

Б – Схема развития женского гаметофита (макроспорогенез):

1 – микроспора, или материнская клетка, пыльцевого зерна; 2 – двуклеточное пыльцевое зерно, вегетативная (крупная) и генеративная (мелкая) клетки; 3 – деление генеративной клетки (образование 2-х спермиев); 4 – зрелое трехклеточное пыльцевое зерно (спермии-клетки свободно лежат в цитоплазме вегетативной клетки (клетки-трубки)); 5 – прорастание пыльцевого зерна; 6 – макроспора; 7-8 – первое деление ядра макроспоры (митоз); 9 – второе деление (митоз), четырехъядерная стадия развития женского гаметофита; 10 – третье деление (митоз), восьмиядерная стация; 11 – зрелый семиклеточный женский гаметофит (в нем различаются яйцеклетка (более крупная), две синергиды (рядом с яйцеклеткой), центральная клетка с двумя полярными ядрами и три антиподы); 12 – двойное оплодотворение (слияние спермиев с ядром яйцеклетки и с объединившимися ядрами центральной клетки). Одна из синергид дегенерирует (заштрихована), в ней видны остатки содержимого пыльцевой трубки.

В выводе объясните,почему оплодотворение у высших растений называется «двойным» иукажитепути развития всех клеток зародышевого мешка.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ


1. Изучается строение цветка покрытосеменного растения. В состав тычинки входит:

A. Тычиночная нить;

B. Рыльце;

C. Столбик;

D. Завязь;

E. Цветоложе.

 

2. Макроспорогенез у цветковых растений происходит в:

A. Околоплоднике;

B. Тычиночной нити;

C. Столбике пестика;

D. Завязи пестика;

E. Пыльнике тычинки.

 

3. В состав зародышевого мешка цветковых растений НЕ входит:

A. Яйцеклетка;

B. Три клетки-антиподы;

C. Спермий;

D. Диплоидная центральная клетка;

E. Клетки-синергиды.

 

4. Часть семени, из которой развивается молодое растение, – это:

A. Зародыш;

B. Эндосперм;

C. Семядоля;

D. околоплодник;

E. Центральная клетка.

5. Мужской гаметофит семенных растений – это:

A. Спора;

B. Зигота;

C. Пыльцевое зерно;

D. Зародышевый мешок;

E. Эндосперм.

 

6. Оплодотворение у покрытосеменных – это слияние:

A. Антеридия и архегония;

B. Яйцеклетки и спермия;

C. Яйцеклетки и спермия и центральной клетки и спермия;

D. Яйцеклетки и центральной клетки;

E. Микроспоры и макроспоры.

 

7. Женский гаметофит семенных растений – это:

A. Зигота;

B. Пыльцевое зерно;

C. Спора;

D. Зародышевый мешок;

E. Эндосперм.

 

8. Изучается гаметогенез у человека. Установлено, что первое и второе мейотическое деление клетки происходит в следующий период:

A. Размножения;

B. Роста;

C. Созревания;

D. Формирования;

E. Митотического деления.

 

9. Закончилось деление клетки мейозом. Коньюгация хромосом произошла в:

A. Профазе II мейоза;

B. Профазе I мейоза;

C. Метафазе II мейоза;

D. Анафазе I мейоза;

E. Коньюгация хромосом происходит при митозе.

 


10. Изучив клетку, установили, что в результате овогенеза из одного овогония образуется:

A. Четыре яйцеклетки;

B. Две яйцеклетки и два полоцита;

C. Одна яйцеклетка и один полоцит;

D. Одна яйцеклетка и три полоцита;

E. Три яйцеклетки и один полоцит.

 





КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ «РАЗМНОЖЕНИЕ НА ОРГАНИЗМЕННОМ УРОВНЕ. ГАМЕТОГЕНЕЗ. ОСОБЕННОСТИ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»

Для эффективной работы на практическом занятии ознакомьтесь с его основными этапами и методикой проведения занятия, изложенными ниже.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

В соответствии с «Организационной структурой проведения занятия» самостоятельная работа выполняется после проверки присутствия студентов на занятии и актуализации (мотивации) их познавательной деятельности. Далее студенты изучают граф логической структуры темы и инструкции по выполнению лабораторных (практических) работ. Затем следует самостоятельное выполнение лабораторных работ и оформление протоколов работ в альбомах или файловых папках. Вся работа выполняется под контролем и при консультативной помощи преподавателя. После завершения самостоятельной работы студентов преподаватель анализирует и, при необходимости, корректирует результаты самостоятельной работы. Далее преподаватель оценивает протокол занятия у каждого студента. Для контроля усвоения конечных целей обучения за 20 минут до окончания занятия проводится итоговый тестовый контроль и проводится подведение итогов занятия.


 

Модуль № 2 „Организменный и биогеоценотический уровни организации жизни”

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ГЕНЕТИКИ»

 


ТЕМА: «ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

С этой темы начинается изучение раздела генетики. На знании ее законов базируется понимание механизмов передачи всех наследственных признаков от родителей к потомкам. Менделирующий характер наследования признаков облегчает выявление наследственной природы патологии. Поэтому деятельность квалифицированного медицинского специалиста невозможна без четкого представления основных закономерностей наследственности. Эти знания необходимы для правильного понимания наследственных аномалий и болезней, прогнозирования степени риска проявления наследственной патологии. Знание основ общей генетики поможет врачу глубоко и сознательно усваивать материал многих клинических дисциплин и использовать эти знания в практической деятельности.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ:

Уметь интерпретировать основные закономерности наследования признаков, открытые Менделем при моно- и полигибридном скрещивании.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

Студент должен уметь:

1. Объяснять и применять основные термины и понятия, введенные Менделем в науку.

2. Сформулировать и записать символически законы Менделя и объяснять их цитологические основы.

3. Решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание, используя законы Менделя.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов профессиональной деятельности.

1. Гибридологический метод изучения наследственности.

2. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления гибридов второго поколения.

3. Ди- и полигибридное скрещивание. Их цитологические основы.

4. Независимое комбинирование аллельных генов.

5. Статистический характер менделевских закономерностей.

6. Отклонения от законов Менделя.

 

Для усвоения теоретических вопросов Вам необходимо ознакомиться с графом логической структуры темы и информацией, заключенной в литературных источниках и конспекте лекций.


 

Граф логической структуры темы

«ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...