Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
Обязательные источники информации 1. Медична біологія / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Підручник. – Вінниця:НОВА КНИГА, 2004.- с. 547 – 557. 2. Слюсарев А.О., Жукова С.В. Биология. – К.: Вища шк., 1992. - С.131-139. 3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. / Под ред. Ю.К. Богоявленского. - М: Медицина, 1979. - С.253-257, 261-264. 4. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. / Под ред. Н.В.Чебышева. - М: Медицина, 1996. -С 122-126. Дополнительная литература 1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М: «Высшая школа», 1999. - С.234-237, 240-243. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инструкции по проведению практических работ Работа №1. Законы Менделя относительно человека. Решение задач. Разберите эталон решения задачи. По аналогии решите приведенные в данной теме задачи. Алгоритм решения задачи: 1. Прочтите условие обучающей задачи. 2. Определите тип скрещивания и законы Менделя, которые Вы будете использовать для решения задачи. 3. Кратко (в виде генетических символов) запишите в альбом исходные данные и решение задачи: тип наследования признаков (доминантный – рецессивный), генотипы родителей, типы гамет, генотипы и фенотипы потомства (для записи генотипов потомства используйте решетку Пенетта). 4. Дайте ответ на вопрос задачи.
Пример решения задачи. Наличие пигмента в волосах у человека доминирует над альбинизмом (отсутствием пигмента). Муж и жена гетерозиготны по пигментации волос. Возможно ли рождение у них ребенка альбиноса?
Обозначим: А – аллель пигментации а – аллель альбинизма Определяем генотипы родителей. Согласно условию задачи они оба гетерозиготны (имеют разные аллельные гены по данному признаку) – Аа. Записываем схему скрещивания: Р ♀ Аа × ♂ Аа Г А; а; А; а; F1:
F: 1 АА, 2Аа, 1аа (альбинос) Согласно второго закона Менделя, вероятность рождения ребенка альбиноса составляет 1 из 4 возможных вариантов, или 25%.
Оформите в протоколах решение следующих задач
Задача 1. Аниридия (отсутствие радужной оболочки, помутнение роговицы и хрусталика, снижение остроты зрения) наследуется как аутосомно-доминантный признак. Определите вероятность рождения больного ребенка в семье, где один из родителей имеет аниридию, а другой здоров.
Задача 2. Болезнь Коновалова-Вильсона (нарушение обмена меди) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. У здоровых родителей родился больной ребенок. Определите генотипы родителей и ребенка.
Задача 3. У родителей карие глаза и веснушки на лице (доминантные признаки). У них родилась голубоглазая и без веснушек дочь. Определите вероятность рождения следующего ребенка, похожего на родителей.
Задача 4.Рассматриваемый организм гетерозиготен по трем парам признаков. Сколько и какие типы гамет может образовывать данный организм?
Работа 2. Взаимодействие аллельных генов. Решение задач. Используя материал учебных таблиц, методических указаний, в протоколах занятий заполните таблицу 1 взаимодействия аллельных генов. Таблица 1. Взаимодействие аллельных генов
Рассмотрите взаимодействие аллельных генов у человека на примере нескольких признаков: группы крови, форма волоса и др.. Заполните ниже приведенную таблицу 2 и оформите в протоколах решение задач.
Укажите типы взаимодействия генов при наследовании этих групп крови.
Решите ситуационные задачи.
Задача 1. Мужчина с курчавыми волосами женился на женщине с прямыми волосами. Каким будет потомство в F2, если известно, что курчавые волосы не полностью доминируют над прямыми (гетерозиготы имеют волнистые волосы), и если дети этих родителей будут вступать в брак с лицами, у которых прямые волосы?
Задача 2. У матери первая группа крови, у отца – четвертая. Укажите возможные генотипы и фенотипы детей.
Задача 3. В семье двое детей. У одного резус-отрицательная группа крови, у другого – резус-положительная. Определите возможные генотипы родителей, если известно, что резус-положительный ребенок гетерозиготен по этому гену.
Задача 4. Оба родителя резус положительные, отец голубоглазый, мать кареглазая, у них родился голубоглазый резус отрицательный сын. Определите генотипы родителей ребенка (положительный резус фактор и кареглазость – доминантные признаки)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |