Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ




Обязательные источники информации

1. Медична біологія / За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Підручник. – Вінниця:НОВА КНИГА, 2004.- с. 547 – 557.

2. Слюсарев А.О., Жукова С.В. Биология. – К.: Вища шк., 1992. - С.131-139.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. / Под ред. Ю.К. Богоявленского. - М: Медицина, 1979. - С.253-257, 261-264.

4. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. / Под ред. Н.В.Чебышева. - М: Медицина, 1996. -С 122-126.

Дополнительная литература

1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М: «Высшая школа», 1999. - С.234-237, 240-243.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инструкции по проведению практических работ

Работа №1. Законы Менделя относительно человека. Решение задач.

Разберите эталон решения задачи. По аналогии решите приведенные в данной теме задачи.

Алгоритм решения задачи:

1. Прочтите условие обучающей задачи.

2. Определите тип скрещивания и законы Менделя, которые Вы будете использовать для решения задачи.

3. Кратко (в виде генетических символов) запишите в альбом исходные данные и решение задачи: тип наследования признаков (доминантный – рецессивный), генотипы родителей, типы гамет, генотипы и фенотипы потомства (для записи генотипов потомства используйте решетку Пенетта).

4. Дайте ответ на вопрос задачи.

 

Пример решения задачи.

Наличие пигмента в волосах у человека доминирует над альбинизмом (отсутствием пигмента). Муж и жена гетерозиготны по пигментации волос. Возможно ли рождение у них ребенка альбиноса?

 

Обозначим:

А – аллель пигментации

а – аллель альбинизма

Определяем генотипы родителей. Согласно условию задачи они оба гетерозиготны (имеют разные аллельные гены по данному признаку) – Аа. Записываем схему скрещивания:

Р Аа × Аа

Г А; а;  А; а;

F1:

♀ \ ♂ А а
А АА Аа
а Аа аа

 

F: 1 АА, 2Аа, 1аа (альбинос)

Согласно второго закона Менделя, вероятность рождения ребенка альбиноса составляет 1 из 4 возможных вариантов, или 25%.

 

 

Оформите в протоколах решение следующих задач

 

Задача 1. Аниридия (отсутствие радужной оболочки, помутнение роговицы и хрусталика, снижение остроты зрения) наследуется как аутосомно-доминантный признак. Определите вероятность рождения больного ребенка в семье, где один из родителей имеет аниридию, а другой здоров.

 

Задача 2. Болезнь Коновалова-Вильсона (нарушение обмена меди) наследуется как аутосомно-рецессивный признак. У здоровых родителей родился больной ребенок. Определите генотипы родителей и ребенка.

 

Задача 3. У родителей карие глаза и веснушки на лице (доминантные признаки). У них родилась голубоглазая и без веснушек дочь. Определите вероятность рождения следующего ребенка, похожего на родителей.

 

Задача 4.Рассматриваемый организм гетерозиготен по трем парам признаков. Сколько и какие типы гамет может образовывать данный организм?

 

 

Работа 2. Взаимодействие аллельных генов. Решение задач.

Используя материал учебных таблиц, методических указаний, в протоколах занятий заполните таблицу 1 взаимодействия аллельных генов.

Таблица 1. Взаимодействие аллельных генов

Тип взаимодействия Пример взаимодействия Сущность взаимодействия
     

 

Рассмотрите взаимодействие аллельных генов у человека на примере нескольких признаков: группы крови, форма волоса и др..

Заполните ниже приведенную таблицу 2 и оформите в протоколах решение задач.

 

Группы крови Генотип Фенотип
I (0)    
II (A)    
III (B)    
IV (AB)    

 

Укажите типы взаимодействия генов при наследовании этих групп крови.

 

Решите ситуационные задачи.

 

Задача 1. Мужчина с курчавыми волосами женился на женщине с прямыми волосами. Каким будет потомство в F2, если известно, что курчавые волосы не полностью доминируют над прямыми (гетерозиготы имеют волнистые волосы), и если дети этих родителей будут вступать в брак с лицами, у которых прямые волосы?

 

Задача 2. У матери первая группа крови, у отца – четвертая. Укажите возможные генотипы и фенотипы детей.

 

Задача 3. В семье двое детей. У одного резус-отрицательная группа крови, у другого – резус-положительная. Определите возможные генотипы родителей, если известно, что резус-положительный ребенок гетерозиготен по этому гену.

 

Задача 4. Оба родителя резус положительные, отец голубоглазый, мать кареглазая, у них родился голубоглазый резус отрицательный сын. Определите генотипы родителей ребенка (положительный резус фактор и кареглазость – доминантные признаки)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...