Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профсоюз в японской компании




Для того чтобы коллектив был способен представлять свои интересы в вопросах определения общего уровня оплаты и формирования управленческой политики, связанной с их благосостоянием, и смог эффективно договориться об этом с администрацией, необходимо наличие коллективного соглашения на уровне предприятия. Вот почему профсоюз работников предприятия играет важную роль в японской фирме: он представляет коллективный интерес работников предприятия и интегрирует его в процесс решения вопросов внутрифирменного распределения и выработки управленческой политики.

Профсоюз объединяет всех постоянных работников неуправленческих должностей. Создание этого уникального института трудовых соглашений не было предписано законом, а произошло в процессе индустриализации после второй мировой войны.

Однажды определенная как независимая, любая организация работников или их представителей имеет право вести переговоры с администрацией, какой бы малочисленной она ни была. Теоретически возможно, чтобы работники одной фирмы состояли в нескольких конкурирующих профсоюзах или одном отраслевом. Соглашения на уровне предприятий одной отрасли часто координируются отраслевой федерацией профсоюзов предприятий.

Несмотря на то что японские законы позволяют группам работников одной фирмы быть членами в различных организациях, руководство профсоюза предпочитает отстаивать интересы всех работников одной фирмы и быть эффективным представителем их интересов в переговорах с администрацией. Появление конкурентного профсоюза определенным образом ослабляет его в торгах с менеджментом. Но поскольку поддержка большинства не гарантирует эксклюзивных представительских прав, руководство профсоюза должно уметь находить консенсус, с тем чтобы вызвать доверие к себе и сомневающихся или несогласных членов профсоюза. В противном случае последовательное пренебрежение интересами меньшинства может привести к формированию конкурентной организации, выражающей их интересы. Следовательно, руководство профсоюза работников предприятия должно прилагать большие усилия с целью сбалансировать интересы различных групп, что требует больших политических навыков у профсоюзных лидеров.

Изучив основные особенности американского и японского менеджмента, можно вывести следующие различия между ними на разных уровнях управления (табл. 1.1).

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Краткая сравнительная характеристика

Американской и японской моделей управления

Американская модель Японская модель
Индивидуальный процесс принятия решений Процесс принятия решений, основанный на принципе консенсуса
Индивидуальная ответственность Коллективная ответственность
Четкая формализованная структура управления Гибкий неформальный подход к построению структуры управления
Четкие формализованные процедуры контроля Общие, неформальные процедуры контроля
Индивидуальный контроль со стороны руководства Групповые формы контроля
Быстрая оценка и продвижение Медленная оценка и продвижение
Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль
Стиль руководства, ориентированный на индивидуума Стиль руководства, ориентированный на группу
Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения
Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными Личные, неформальные отношения с подчиненными
Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы
Специализированная профессиональная подготовка (подготовка узких специалистов) Неспециализированная профессиональная подготовка (подготовка руководителей универсального типа)
Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (стаж работы, показатели работы группы и т.д.)
Краткосрочная занятость Долгосрочная занятость

 

Эти различия могут быть обусловлены тем, что экономика США с момента зарождения была подвержена внешним воздействиям в силу своей открытости. Но в дальнейшем в условиях географического положения на территории этого государства возникла самобытная культура, которая и сформировала в конечном итоге тот самый стиль, который мы называем американским, легко идентифицируемый сегодня в мире. Японская же культура и экономика, наоборот, продолжительное время были закрыты для внешнего мира, поэтому и стиль управления в этой стране в большей степени основывается на культурно значимых вещах, таких, как семейственность, клановость, так же как и приоритеты развития направлены на удовлетворение внутренних потребностей, обусловленных культурными ценностями японцев.

 

Европейские модели менеджмента

Существуют заметные отличия европейского менеджмента от американского и японского. Они заключены не столько в концептуальном или методическом обеспечении принимаемых решений, сколько в приоритетах, сложности и философии бизнеса.

Данные отличия можно объяснить следующими тремя факторами:

■ в Европе происходит интеграция рынков;

■ в Европе присутствуют многообразие рынков и плюрализм мнений;

■ в европейскому обществу присуща социальная ответственность.

Европейские общественные организации более, чем американские, обеспокоены вопросами защиты и интеграции индивидуальных, семейных и социальных ценностей в экономической жизни и государственной политике.

Европейской компании приходится иметь дело с более жесткими социальными ограничениями, чем, например, американской, которые, в свою очередь, представляют собой выражение новых потребностей общества и проявляются в виде государственного регулирования, директив ЕС, движения в защиту прав потребителей и окружающей среды. Ввиду этой обостренной чувствительности к общественным аспектам, столь характерной для социально-экономического климата Европы, концепция ответственного менеджмента, ориентированного на рынок, является здесь особенно актуальной.

Для европейских компаний характерна постоянно растущая децентрализация с использованием группового развития инициативности.

Основным принципом европейского менеджмента является достижение высокой эффективности и производительности труда на основе гармонизации целей работников и компании.

Система принимаемых решений менее централизована, чем американская; направлена на поиск неформальных соглашений; преобладают письменные коммуникации и личная ответственность сотрудников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...