![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность деятельности и ролевые функции менеджера
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации. Термин «менеджер» может употребляться применительно:к администратору любого уровня управления, если администрирование осуществляется современными методами; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (завода, отдела, цеха, участка);к организатору конкретного вида работ; к руководителю по отношению к подчиненным. Специфика и особенности труда менеджера:1) Производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задачи;2) Труд менеджера носит творческий, инициативный характер. 3) Деятельность менеджера сосредоточивается на обеспечении наилучшего использования ресурсов и других факторов повышения эффективности функционирования предприятия, координации деятельности кадров в организации процесса производства и реализации продукции, достижении поставленных целей при наименьших затратах.4) Прерогатива менеджеров всех уровней управления – социально-психологическое направление : создание дружественных производственных отношений между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться. 5) Деятельность менеджера осуществляется в условиях созданной и действующей нормативно-правовой базы, которая отражается в международных соглашениях, законодательстве государств и ведомственных правовых актах. 6) Организационно-техническая работа менеджера занимает огромный удельный вес в общем объеме управления. Эта работа охватывает многие стороны управления: постановка целей и задач; обеспечение ресурсами; организация работы; непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью; стимулирование труда работников; проектирование новых производственных процессов. 7) Реализация функций стратегического управления. Это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития организации), перспективное планирование и др.8) Оперативное управление. Охватывает управленческое воздействие на задачи9) Постоянный учет ситуации, складывающейся на рынке, принятие адекватных изменяющейся обстановке решений. В общем, вся деятельность менеджеров сводится к выполнению общих функций управления. Своевременность и качество выполнения этих функций реализуются на рынке в виде прибыли. Требования, предъявляемые к менеджеру:умение управлять людьми и высокая культура этого управления; Высокий профессионализм и компетентность. Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. Высокая общая образованность и знания в области управления предприятиями;Способность влиять на подчиненных. Знание техники и технологии производства вверенного предприятия и отрасли; Должен владеть основами рыночной экономики, осознавать сущность конкурентной борьбы, уметь считать доход и соизмерять его с затратами; Менеджер должен постоянно работать над собойВ организациях каждой должности соответствует определенная деятельность, которая определяет собой роль этой должности с точки зрения организации. Информационные роли. К менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой – в роли центра обработки информации. Роли по принятию решений.
22. Предприимчивость менеджера и право на риск. В общепринятом понимании предприимчивость – это находчивость, соединенная с информированностью, способностью к неординарным мышлению и действиям, к постоянному поиску нового, с энергией и практичностью. Часто как синонимы предприимчивости употребляются понятия «деловитость» и «инициативность». Но хотя эти слова близки по смыслу, они не являются синонимами. Предприимчивость – категория более широкая и содержательная, чем деловитость. Получившие право на жизнь частная собственность и малый бизнес дал широкий простор развитию предпринимательства. Предприимчивость чаще связывают с деятельностью предпринимателей. В практической деятельности руководителя предприимчивость – это умение: - находить и использовать резервы для повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива; - преодолевать трудности в работе; - обеспечивать наиболее полное удовлетворение запросов коллектива Предприимчивый руководитель – это человек: - способный к самостоятельным действиям, - умеющий анализировать Важнейшими чертами предприимчивого менеджера являются: -обостренное чувство нового; - умение мыслить категориями экономической эффективности; - проявление энергии и настойчивости в достижении целей; - понимание личной ответственности за принятые рискованные решения. С учетом этого возникает объективная необходимость выдвигать на первый план людей: - ведущих постоянный поиск резервов рационального использования труда, производственных фондов, совершенствования технико-технологического уровня производства; - способных ломать устаревшие установившиеся порядки, бюрократические препоны; -способных от разговоров о рыночной экономике перейти к непосредственному осуществлению ее принципов; - умеющих вдохновить и научить людей действовать предприимчиво, использовать все доступные меры для отстаивания принципа предприимчивости. Право на риск. В общем виде рискиможно определить как вероятность потерь, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Встречаются различные классификации рисков: - классификации, основанные на различиях видов деятельности: финансовые риски, производственные риски, риски материально-технического снабжения и др.; - классификации по областям их проявления: политические риски, социальные риски, природные риски и др. По источникам возникновения: -собственно хозяйственный; -связанный с личностью человека; - обусловленный природными факторами. По причине возникновения, вследствие: - неопределенности будущего; - непредсказуемости поведения партнеров; - недостатка информации. К чистым рискам относят природно-экологические, политические, транспортные, имущественные, производственные, торговые. К спекулятивным относят финансовые (коммерческие и инвестиционные), процентные, кредитные, биржевые, селективные, снижения доходности, упущенной выгоды, прямых финансовых потерь и другие риски. 23. Социальная ответственность менеджеров. Обучение менеджеров нового типа. Организации отвечают перед обществом за его состояние, благополучие, что требует от них безусловного выполнения требований фискальной политики государства и направления части ресурсов и усилий по социальным каналам. Сферами ответственности организации являются: -создание экономических условий выполнения функций государства; - защита среды обитания; -сохранение исторического наследия; -здравоохранение; -образование; -развитие коммуникаций и транспортных артерий; -формирование международного имиджа; -безопасность; -защита прав потребителей и т. п. Социальную ответственность организаций следует, в первую очередь соотносить с юридической ответственностью, требующей: -безусловного выполнение законов и норм государственного регулирования деятельности организаций; -своевременной и полном объеме уплаты налогов и других сборов для решения общегосударственных и социальных задач. Сверх юридической социальная ответственность носит добровольный характер Примером могут быть:-добровольные пожертвования на местные благотворительные нужды; -пожертвования средств на сохранение окружающей среды; - пожертвования в фонд «Дети Чернобыля» и т. п. Социальная ответственность предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Обучение менеджеров нового типа.Для работы в условиях рыночной экономики требуются качественно новые, подготовленные, компетентные и предприимчивые кадры. Новому типу экономического мышления должны быть свойственны: - творческий подход к управлению; - осознание необходимости соответствия экономической и социальной политики. - подлинная ответственность; - заинтересованность в быстрой перестройке условий хозяйствования; - маневрирование ресурсами: Поэтому будем считать, что формирование нового типа экономического мышления по-прежнему остается важнейшей задачей подготовки современных кадров. И процесс этот должен быть непрерывным. Это, во-первых. Во-вторых. Формирование предприимчивости. В третьих. Формирование у руководящих кадров всех уровней современного инновационного мышления. Требуется инновационность мышления и действий. Инновационно мыслящему и действующему менеджеру для успешной работы в изменяющихся условиях среды надо: -уметь организовать инновационный процесс от идеи, новшества и нововведения до инновационного продукта; -знать рыночную среду; -уметь приспосабливаться к ее запросам и требованиям, к особенностям ценообразования; -быть в постоянном поиске инноваций. В четвертых. Подготовка управленцев-менеджеров страдает в целом в республике прикладной характер обучения управлению, изучение практической составляющей. В пятых. Повышение управленческой квалификации руководителей. Необходимо вести подготовку руководителей не только на период становления рыночных отношений, но и на дальнюю перспективу, в особенности, что касается изучения рынка, предприимчивости и умения идти на оправданный риск. Для эффективного управления руководитель должен обладать опытом. Ценны для рыночных отношений и те руководители, которые еще не приобрели необходимого опыта, но умеют извлекать пользу из опыта других. 24. Формирование инновационного мышления менеджеров. Требуется критическое переосмысление и преодоление сложившихся в управлении подходов, при которых деятельность руководителя основывается на поддержании в заданном режиме отработанных: - технико-технологических систем; -систем организации производства и труда; -внутренних и внешних связей; - взаимодействия структур управления; -процедур принятия решений. Устаревшее, неэффективное преодолеть, заменить новым, рациональным. Короче, требуется инновационность мышления и действий. Согласовываются условия переходного периода и, надо полагать, что и наша страна в недалеком будущем встанет в единый ряд почти 200 государств (РБ поддерживает торговые отношения более чем со 150 странами мира), работающих в соответствии с правилами этой крупнейшей в мире торговой организации. Блага, которые получат наши предприятия от вступления в ВТО – это устранение ограничений доступа на мировой рынок. Но, получив право свободного выхода на рынки государств мира, мы должны будем открыть для них свой, белорусский рынок.В итоге, наши предприятия вынуждены будут бороться не только за внешний, но и за свой, белорусский рынок. Провозглашенное право свободы торговли на внешнем рынке предстоит еще реализовать за счет перехода к производству инновационной, конкурентоспособной как по ценовым, так и по качественным параметрам продукции и услуг. Инновационно мыслящему и действующему менеджеру для успешной работы в изменяющихся условиях среды надо: -уметь организовать инновационный процесс от идеи, новшества и нововведения до инновационного продукта; -знать рыночную среду; -уметь приспосабливаться к ее запросам и требованиям, к особенностям ценообразования; -уметь позиционировать свои товары; -находить свой сегмент рынка и удерживать его; -умело работать с покупателями, удовлетворяя их запросы не только качеством и ценой товара, но и системой сервисного, послепродажного обслуживания, доставкой товаров -быть в постоянном поиске инноваций. Формируя инновационное мышление кадров нельзя фокусировать внимание только на так называемых инновационных предприятиях, которые уже сегодня вышли на мировой рынок и реализуют продукцию на экспорт. И правильным будет соотносить к инновационным предприятиям и те, которые: -внедряют новые, современные формы организации производства и труда; -применяют нетрадиционные походы к формированию управленческих структур и самого процесса управления -ищут, находят и используют новые экономические рычаги роста производительности труда, снижения издержек производства; -обеспечивают, подобно японскому менеджменту, реализацию таких девизов, как «постоянное совершенствование», «качество», «точно и в срок»; -заимствуют передовой опыт других организаций. Существенное отличие предлагаемого подхода к определению инновационных предприятий состоит в том, чтов инновационный поиск будут включены все без исключения организации республики. Формируя инновационный поиск в направлении указанного выше расширения спектра инновационной деятельности, в этот процесс мы включим все без исключения организации. В этом случае инновационное мышление будет формироваться у кадров всех уровней и отраслей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |