Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система государственной власти и управления в республике Беларусь.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод гражданина и человека. Президент гарантирует реализацию основных направлений внешней и внутренней политики, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти . Президент Республики Беларусь:1.образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления 2. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; 3. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; 4.назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; 5. имеет право отменять акты Правительства; 6.непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей (110) и Совета республики (7на 8+8). Палата представителей рассматривает проекты законов: 1.об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; 2.установлении республиканских налогов и сборов;3.о принципах осуществления отношений собственности; о принципах регулирования труда и занятости;4.об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Работой Правительства руководит Премьер-министр.Правительство Республики Беларусь:1.руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов государственной власти;2.разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;3.обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области ноу-хау, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; Местное управление и самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: 1.утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; 2. установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;3.определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; Республиканский уровень государственного управления. Местное управление и самоуправление. Отраслевое управление народно-хозяйственным комплексом страны. Двойное подчинение органам местного самоуправления и структурам отраслевого управления республиканского и областного уровня.
6. Управление производственной системой. Человек в системе управленческих отношений. Аспекты и подсистемы управления.Управление производственной системой должно направляться на реализацию следующих основных целей организаций: -обеспечение устойчивого, стабильного функционирования; -развитие коллектива; -получение прибыли; -решение социальных проблем коллектива; -обеспечение перспектив развития организаций. Управление производством рассматривается в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин и технических средств. Социально-экономический аспект заключается в том, что собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и в интересах объединенных для совместного труда работников и общества в целом. Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Управляющая подсистемавыполняет функции управления и включает в себя: 1) Аппарат управления со всеми работниками. 2) Технические средства: устройства связи, сигнализации, вычислительную технику и т.д. В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы:- планирующий (определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства); -регулирующий (направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия);- маркетинг: учетный и контрольный (получение информации о состоянии управляющей подсистемы). Управляемая подсистема по функциональному признаку подразделяется на ряд подсистем: Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи. Технологическая подсистема – это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Организационная подсистема, цель - обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда. Экономическую подсистему характеризуют производственные отношения и экономические интересы в процессе использования природных, трудовых, материально-вещественных и информационных ресурсов. Единство социальных отношений составляет социальную подсистему.Требования, принципы и схема системы управления. Система управления должна отвечать ряду требований.Во-первых, между элементами (подразделениями) существуют причинно-следственные связи. Эти подсистемы реагируют на изменения, возникающие в одной из них, что возможно лишь при наличии обратной связи. Во-вторых, система управления является динамичной, т.е. обладает способностью изменить качественное состояние. В-третьих, управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса. Система управления строится на основе двух ведущих принципов: иерархичности и обратной связи. Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой системы управления, при которой первичные производственные звенья управляются органами, находящимися под контролем органов следующего уровня. Постоянный контроль за деятельностью системы осуществляется при помощи принципа обратной связи. Обратная связь – это сигналы, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. Человек в системе управленческих отношений. Один ключ к успеху – доверие, т.е. нравственная норма поведения человека, его трудовая этика. Многие организации следуют правилам, в основе которых лежит предположение, что «средний» рабочий плохо знает свое дело и только норовит найти способ, чтобы не трудиться. Однако, лучшие компании (зарубежные и отечественные) исходят из того, что их люди – ответственные работники, испытывающие к себе доверие. Доверие и уважение к людям вызывают отношения высокой взаимной требовательности и общий контроль со стороны коллег, себе равных. И даже при отсутствии четкого формального контроля устанавливаются строгости во взаимной требовательности. Люди сравнивают себя с другими, кто работает рядом. Им нравится выполнять работу в соответствии с высокими стандартами, особенно если эти стандарты достижимы и если в их установлении участвовали сами работники, их мотивационные стремления. В организации, ориентированной на человека, возникают слова и выражения, которые характеризуют отношения между людьми, это - «сотрудник», «член команды», «чувство семьи», «член группы», «юбилей», «управление методом обхода рабочих мест» и другие, что указывает на большую роль личности в организации 7. Сущность и осн.черты М-та. М-нт – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. М-нт - вид профессиональной деят-сти людей обеспечивающей эффективное функционирование организации и получение прибыли. Предмет м-та - это совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления. Стр-ра предмета М-та вкл: • теоретико-методологические основы, категории (основные понятия, с помощью которых наиболее адекватно и точно отражаются изучаемые явления и процессы), принципы (основополагающие, общие, организационно-распорядительные, частные, личные), функции (анализ, прогнозирование, решение, планирование, организация, координация, контроль, мотивация), методы (психологические, соц, экономические, экспериментирования, моделирования), стратегии (инновационный, стратегический, ситуационный, производственный, финансовый, страховой, кадровый), виды м-та (инновационный, стратегический, ситуационный, производственный, финансовый, страховой, кадровый), технологии менеджмента, инф-коммун-ное обеспечение процессов управления, логистика управ-ских процессов, проектирование организационных структур и структур управления, неформальные взаимоотношения в организации (неформальные группы, лидерство), стили управления, управленческая риторика и др. Методологией м-та является теория систем, а системный анализ — инструментарием оценки и выработки управленческих решений, процессов, структур, связей, функций и явлений. Основной причиной выбора данной методологии является тот факт, что системность является объективным свойством всех сложных объектов, которые существуют в реальной действительности. Связь м-та с другими науками:- экономикой - работают экономические законы;- философией - используется диалектический подход к изучаемым явлениям;- логикой - ее знание необходимо при выборе управленческих решений;- психологией - при решении вопросов мотивации и стимулирования труда;- кибернетикой, математикойи др. 8. М-нт как предмет, как наука. Развитие М-та. Законы м-та отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений и имеющие место в организации. Выделяют след. законы: - синергии – потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов; - дополнения – внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными; - пропорциональности – при любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность; - самосохранения – любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов); - сочетания централизации и децентрализации управления; - закон соотносительности (соответствия) управляющей и управляемой подсистем;- специализации управления;- интеграции управления;- демократизации управления;- экономии времени. Специф. закономерности м-та: - постоянное совершенствование структуры управления. - развитие инициативы и предприимчивости предприятий и их подразделений; - единство методов и технологии управления на всех уровнях и в отдельных подразделениях и др. Основные черты менеджмента: - возрастание роли м-та (Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут влиять на судьбы миллионов людей, государств и регионов); - М-нт приводит в действие принципы микросоц. управления. К ним относятся:– принцип «гуманизации производственных отношений», который требует учитывать индивидуальные возможности каждого работника;– принцип «делового партнерства». Этот принцип требует объединения и сплочения работников различных групп предприятия во имя его процветания;– принцип «экономического децентрализма». Он предполагает, что каждое звено предприятия должно самостоятельно принимать хозяйственные решения. М-нт выступает как самостоятельный вид профес. деят-сти, для которой требуется наличие субъекта – профессионала-мен-ра, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу. В качестве объекта менеджмента может выступать хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т.д.). Главные задачи м-та:– определение конкретных целей развития фирмы с выделением в них приоритетных целей по периодам и очередности решения;- разработка планов и программ инновационного развития организаций;– разработка плана развития фирмы на дальнюю перспективу с определением путей его решения;– обеспечение перехода на повышение технологий с использованием высококвалифицированных специалистов;– создание оптимальных условий работы и материального стимулирования работников;– создание системы тщательного контроля за выполнением поставленных задач. Развитие М-та. Современный м-нт - с 1881 г, когда американец Джозеф Вартон разработал курс м-та для преподавания в колледже. Первым системным изложением идей менеджмента считают книгу американца Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», написанную в 1911 г., где предложены основные принципы менеджмента. В 1916 г. француз Анри в книге «Общий и промышленный менеджмент» сформулировал 14 ключевых управленческих принципов. 4 основные концепции м-та: 1) научное управление (Ф.У.Тейлор); 2) административное управление (А.Файоль); 3) управление с позиции человеческих отношений (М.Паркер Фоллетт, Э.Мэйо); 4) управление с позиции поведенческих наук (К.Ареджирис, Д.МакГрегор и др.). 3 подхода к управлению: 1. подход к управлению как процессу; 2. системный подход; 3. ситуационный подход. Ф.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного м-та. Ф.Тейлор сосредоточивал свое внимание на цеховом управлении, Г.Эмерсон и Г.Форд – на всем производственном процессе, А.Файоль занимался организацией управленческого труда на высших его ступенях. 9. Научный М-нт. Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда: 1. администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные. 2. администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего. 3. администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны. 4. устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Рациональные методы Тейлора:1. Расчленение производственных операций на составные элементы.2. Управление – активный фактор производства.3. Разделение труда непосредственно в сфере управления.4. Выделение планирования в качестве особой функции управления.5. Принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов, а также условий и методов труда.6. Введение карт – инструкций.7. Введение высоких научно обоснованных норм.8. Введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки.9. Строгое иерархическое подчинение.10.Тесное сотрудничество администрации и рабочих. К дальнейшей рационализации управленческого труда привело его разделение на составные элементы:- определение цели;- подготовка средств;- использование средств;- контроль. К создателям научного менеджмента историки относят также американского мыслителя Гаррингтона Эмерсона (1853-1931). Под термином «производительность» Эмерсон понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом. Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора оказал Г.Форд. Систему управления Форд построил на следующих принципах:– точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней, связей;– учет и планирование условий работы;– подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;– осуществление производства по стандартной технологии;– постоянный поиск путей совершенствования производства. 10.Административная (классическая) школа управления. Современником Тейлора, который занимался научным менеджментом, был французский исследователь Анри Файоль (1841-1925). Он является родоначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления. По мнению Файоля, управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, страховую, учетно-бухгалтерскую функцию. В административной функции Файоль выделил 5 ее эл-ов: -предвидение; - планирование; - организация;- координация; - и контроль. Он впервые указал, что административная функция существует на любом уровне организации. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. К школе административного управления относится и немецкий социолог и экономист М.Вебер. Он изучал проблемы лидерства и структуру власти в организации. В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, он выделил 3 основных типа организации: Харизматический. Появляется тогда, когда руководитель обладает исключительными личными качествами. Традиционный тип возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему. Идеальный (или бюрократический) тип основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера. Особое внимание Вебер уделял идеальному (бюрократическому) типу организации, разработав основные принципы ее построения: – вся деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями; – каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, которая действует только внутри организации. В построении организации следует четко придерживаться принципа иерархичности; – в целях исключения влияния индивидуальных особенностей работников на деятельность организации разрабатываются четкие правила, инструкции и стандарты, которые определяют порядок работы и ответственность каждого члена организации; – любой руководитель должен сохранять дистанцию между подчиненными и им самим, а также быть беспристрастным по отношению к своим подчиненным и справедливым; – каждый член организации должен занимать должность в соответствии с его квалификацией и быть огражденным от произвольного увольнения. Система продвижения по работе может быть построена по принципу продолжительности работы, успешности деятельности или с учетом обоих факторов.
11.Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений. Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц» впервые было дано М. Фоллетт. В результате экспериментальных исследований, проведенных на заводах фирмы «Вестерн электрик» в г. Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих.Коллеги по группе иногда оказывали на работников более весомое влияние, чем требования руководителя и материальный интерес. Абрахам Маслоу и др психологи считали, что мотивами поступков людей являются главным образом не экономические интересы, а различные потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег. Представители школы человеческих отношений большое внимание уделяли вопросам совершенствования труда в системе управления. Они призвали отказаться от принципа «координации посредством иерархии», который рекомендовали представители классической школы, так как, по их мнению, направление линии власти только сверху вниз не может быть эффективным. В связи с этим они выдвинули метод «координации посредством комиссий», который предполагает изучение отношений по горизонтали. У представителей школы человеческих отношений сложился свой взгляд и на делегирование ответственности. С ростом организации возникает потребность в увеличении числа административных уровней, чтобы они своевременно могли приспособиться к внешним условиям. Поэтому делегирование представителями школы человеческих отношений рассматривается как двусторонний процесс, при котором низовые уровни организации делегируют наверх функции административной и координационной деятельности, а верхние слои – вниз право выполнять указанные действия. Приверженцы этого направления вменяют в обязанность руководителям всесторонне знать своих подчиненных, чтобы обеспечить надежность выполнения передоверенных функций и оказывать помощь в их выполнении. От умения использовать возможности своих подчиненных зависит, по их мнению, эффективность делегирования. Представитель школы человеческих отношений Д. Мак-Грегор выдвинул два подхода к организации управления: - первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»); - второй – на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации. Основываясь на своих исследованиях и выводах, представители школы человеческих отношений считали, что если руководство заботится о своих подчиненных, то уровень удовлетворенности должен возрастать, а это в свою очередь положительно скажется на производительности труда. 12.Концепция управления с позиции науки о поведении. Если школа человеческих отношений сосредоточивала свое внимание главным образом на методах налаживания межличностных отношений, то новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Методы изучения работника основывались на применении науки о человеческом поведении при управлении организациями. Главн целью школы поведенческих наук было повышение эффективности деятельности предприятия (организации) путем рационального использования человеческого фактора (человеческих ресурсов). Популярность поведенческого подхода особенно возросла в 60-е гг. Представители этой школы пропагандировали свой подход как наилучший путь решения управленческих проблем. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении людей всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом. Однакодальнейшие исследования показали, что не все методы этой школы носят универсальный характер. Такие приемы, как изменение содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях. Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же при его применении требуется глубокое изучение конкретной производственной ситуации и поведения людей. В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел новый поворот к практике управления.
13.Эмпирическая школа. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента – получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим.два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики управленияи разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции: определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров; использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности. Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Управляющему рекомендуется придерживаться принципов-комплексность деятельности управляющего, мера влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления. Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы – целевое управление. Под целевым управлением понимают постоянно функционирующую систему разработки конкретных целей для каждого сотрудника управляющей системы. 14.Школа социальных систем.Многих исследователей проблем управления не устраивала односторонняя ориентация эмпирической школы на практику менеджмента. Ряд ученых университетского профиля (Д. Марч, Г. Саймой, А. Этцпони и др.) сформулировали новую теорию социальных систем. Эта теория использует в своих воззрениях выводы школы человеческих отношений. Школа социальных систем рассматривает человека в социальной группе как один из множества взаимозависимых и взаимодействующих факторов в сложном комплексе социальных отношений организации. Считается, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Вводится понятие иерархии потребностей человека. Достигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня, выражая свою индивидуальность в условиях полной свободы. Так, теоретики классической (административной) школы считали, что конфликтные ситуации должны быть устранены путем материального поощрения или наказания, школы человеческих отношений – методами гуманизации процесса производства. Теоретики же школы социальных систем считают, что конфликты обусловлены самой природой организации и главную задачу видят в снижении силы последствий конфликта. Большое внимание школа социальных систем обращает на анализ частей системы и взаимодействие между ними.Частями системы в организации выступают, по их мнению, индивиды, группы, групповые отношения, которые связаны конкретными организационными формами неформальных и формальных структур, каналами коммуникаций и процессами принятия решений. Оказывая в целом положительное влияние на развитие менеджмента, представители школы социальных систем допускают ошибку в том, что отождествляют социальные производственные отношения с организацией производственного процесса. Основу отношений между людьми в обществе составляют экономические отношения. 15.Новая школа и основные тенденции в современном менеджменте.Эта школа характеризуется развитием современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в науку управления аппарата точных наук и компьютеров.(Р.Люс, Д.Форстер, Л.Голдберг).Вначале исследование операций было направлено на разработку методов количественного анализа конкретной задачи. 2 главных направлениях: построение математических моделей явлений и изучение систем.В 60-е гг. в новой школе возникла самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений.Системный подход– это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.«система»- Это совокупность конкретных элементов, существование и функционирование которых взаимосвязаны или взаимообусловлены. Важнейшим признаком системы в этом случае и выступает ее целостность.Особое значение имеет изучение социальных систем.Все материальное производство – это социальные системы. В социальных системах взаимосвязь элементов действующих в материальных и абстрактных системах, характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов.Имея намерение решить свою определенную проблему, люди уже для этого должны решать задачи всей системы.В этом и заключается особенность социальной системы: создавая ее с одной целью, люди должны достигать и многих других целей. Для того чтобы удовлетворить потребности элементов, необходимо функционирование системы в целом.Другим очень важным свойством социальной системы является то, что ее возможности и цели шире, чем простая сумма возможностей и целей составляющих ее элементов. Цели могут быть достигнуты только благодаря деятельности совокупности конкретных людей, входящих в эту систему. Поэтому каждый объект системы должен выполнять задачу, вытекающую из общей цели.В составе социальной системы отношения действуют только при наличии связей между элементами (членами) системы.Отношения возникают не только при прямом взаимодействии людей друг с другом. Они могут складываться и через косвенные связи. Например, допущенный брак в одном цехе может оказать влияние на выпуск продукции в других.В маленьких социальных системах общие цели определяются в результате совместного обсуждения и достижения договоренности между членами системы.В больших системах определение цели – это большая и трудоемкая работа, требующая определенной квалификации. Роль руководителя в социальной системе вызвана разделением труда. Определяется, необходимостью решать совместные задачи. В 60-80е гг. прошлого столетия велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски привели к ситуационному подход(уСП) в управлении.Он заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Сп не отрицает правильности теоретических концепций управления с момента их возникновения и до настоящего времени. СП эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. В 80-90 гг. прошлого столетия возросло значение организационной культуры как сильного инструмента управления. Характерной особенностью конца XX века было то, что управленческая мысль развивалась в трех основных направлениях. Первая из них связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и оказания услуг. Второе направление проявилось в усилении вниманияк организационной культуре и к различным формам демократизации управления.Третьей особенностью эволюции управленческой мысли является усиление международного характера управления – международный менеджмент. Внимание управленческой мысли сейчас приковано к таким важным вопросам международного менеджмента, как определение общих особенностей и выделение специфических универсальных форм и методов управления, наиболее эффективное выполнение функций управления в условиях разных стран, приспособление к национальной местной среде и ряд других.
16. Законы менеджмента.В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Под закономерностями понимают не до конца познанные законы. Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй – закономерности менеджмента. Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: – закон специализации управления; – закон интеграции управления; – закон экономии времени. Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой – подразделений, производств в единый производственный организм – предприятие. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют: -росту эффективности производства; -высоким темпам нововведений; -мобильности технологической переориентации; -внедрению изобретений; -высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. 1.3.Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом. Наряду с тремя вышеперечисленными законами при организации управления целесообразно руководствоваться требованиями следующих законов:- синергии– потенциал организации как целого больше суммы потенциалов ее элементов; - дополнения – внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными (например, дифференциация и интеграция); - пропорциональности производства и управления. При любых изменениях в организации между всеми элементами и организацией в целом должна сохраняться пропорциональность; -самосохранения – любая организация и ее элементы стремятся сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов; - сочетания централизации и децентрализации управления. Полная централизация невозможна, так как подразделения сельскохозяйственных предприятий различаются условиями работы, решаемыми задачами и т.д.; - соотносительности (соответствия) управляющей и управляемой подсистем. Органы управления должны соответствовать уровню и объему производственной сферы. Деятельность организаций и менеджеров основывается, в обязательном порядке на законодательной и нормативно-правовой базе, принятой в республике.
17. Принципы менеджмента. Под принципами менеджмента понимаются основные исходные положения, начала, руководящие правила и нормы поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сложившихся в обществе социально-экономических условий. В принципах менеджмента фокусируется практика управления, определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления. Каждый уровень экономического механизма менеджмента имеет свои принципы (правила, подходы). В соответствии с этим выделяют следующие принципы управления: -основополагающие, всеобщие; -общие (основные); - специальные; -организационно-распорядительные; -частные или личные. Основополагающие (всеобщие) принципы менеджментадействуют в любых социальных системах, независимо от специфики: демократический централизм, научность, соблюдение законности, ответственность, моральное и материальное стимулирование, преемственность. Общие принципы менеджментапредставляют собой важнейшие (стратегические) требования, соблюдение которых обязательно для любых систем управления и организаций: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления (оптимальное сочетание централизации и децентрализации в менеджменте основано на применении принципов единоначалия и коллегиальности); единоначалие заключается в том, что всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо – президент фирмы, директор, управляющий; коллегиальность предполагает привлечение к выработке управленческих решений руководителей различных подразделений; -системность — это ведущий принцип менеджмента, предполагающий всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных альтернатив, координацию усилий на различных направлениях, оценку возможных последствий управленческих действий в каждом элементе и компоненте системы; -объективность — этот принцип предполагает целенаправленное воздействие на основе познания и использования объективных закономерностей в интересах обеспечения оптимального функционирования всей системы; - последовательность — этот принцип предполагает соблюдение логической преемственности в действиях менеджера; - принцип ведущего звена — предполагает выявление и использование в результате анализа всей совокупности информации решающего фактора, альтернативы, задачи; -дополнительность; - вероятность; - эволюционизм; - саморегулирование; - принцип обратной связи; - принципы подбора и расстановки управленческого персонала. Специальные принципы. Они характеризуют отдельные элементы и их взаимосвязи в системе управления: - кадровой работы; - проектирования организационных структур управления; - определения стратегии предприятия; - выбора методов управления и др.; - разработки управленческих решений.Организационно-распорядительные принципы менеджмента:- разделения и кооперации труда, том числе и управленческого, - власть и ответственность; - дисциплина; - единоначалие; - единство руководства; - принцип субординации личного интереса и общей цели; - вознаграждения, означающий адекватное вознаграждение лучших работников; - порядок; - принцип равенства и справедливости; - стабильность персонала на основе долгосрочных соглашений с рабочими и менеджерами и др. Частные принципы менеджментапредставляют собой важнейшие требования, которые применяются при анализе и управлении определенными организациями или сферами деятельности: принципы управления в конкретной сфере жизнедеятельности общества; принципы, изложенные в законодательных актах; принципы управления отдельными организационными структурами. Личные принципы- принципы Д. Карнеги; - 12 принципов производительности труда Г. Эмерсона; - принципы маркетинговой деятельности Ф. Котлера; франклин выработал себе тринадцать принципов повседневного поведения:1. Сдержанность; 2. Молчаливость; 3. Порядок; 4. Решительность; 5. Бережливость; 6. Деятельность; 7. Откровенность; 8. Справедливость; 9. Умеренность; 10. Чистоплотность; 11. Спокойствие; 12. Целомудрие; 13. Скромность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |