Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды отношений в процессе управления




Сущность управления

Управление производственными организациями, банками, страховыми и транс­портными компаниями, инвестиционными структурами, туристическими агентствами, гости­ницами, транспортными компаниями и торговыми предприятиями, другими, оказывающими услуги организациями, деятельность которых направлена, главным образом, на получение, прибыли, (управление в «узком смысле») носит название менеджмент.

В этом случае в качестве объекта управления выступают различные организационные формы общественного производства: отрасли; объединения; акционерные общества;организации всех форм собственности и даже индивидуальная трудовая деятельность.

Рассматривая организационно-распорядительное воздействие на организации, деятельность которых не связана с получением прибыли, мы будем апеллировать (пользоваться) термином «управление». Сюда отнесем социальные системы, само государство, его регионы, армию, церковь, библиотеки, больницы, национальную безопасность и другие подобные сферы и структуры.

Под управлением вообще понимается сознательная целенаправленная деятельность по упорядочению процес­са функционирования и развития естественных, технических, социальных объ­ектов, общества в целом и его отдельных индивидов, групп людей, формально или неформально объединенных в организации,

Управление должно объединяться единством цели: обеспечение максимальных результатов с минимальными затратами сил и средств при минимальной численности управленцев-менеджеров.

Управление должно осуществляться в соответствии с объективными законами развития общества, производства.

Объект управления – это общество в целом, социальные системы, территориальные образования, экономические, технологические, трудовые и другие процессы, отрасли и предприятия, коллективы работников и отдельные лица.

Субъект управления – это профессиональные управляющие, менеджеры хозяйствующих субъектов и коммерческих организаций.

Управление обеспечивает сохранение структуры и поддерживает определенный режим деятельности биологических, технических и социальных систем.

Управление в биологических системах – это целенаправленное воспроизводство взаимосвязанных естественных процессов, направленных на поддержание в природе функции жизни.

Управление в технических системах – это целенаправленная деятельность человека, связанная с созданием и функционированием искусственных процессов, механизмов, систем машин.

Управление в социальных системах – это целенаправленная деятельность человека, обусловленная субординацией и гуманизацией его интересов, это управление людьми в процессе общественного произ­водства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ и услуг. Оно направляется на воспроизводство социума и его структурных элементов. В процессе социального управления, как особого вида общественной деятель­ности, люди объединяются в различные организационные формы, т.е. в социально-экономические системы.

 



Общие закономерности управления

В основу управления, как на государственном уровне, так и на уровне предпринимательских структур и предприятий (менеджмента), должны быть положены общие закономерности, отражающие общенациональные общественные интересы, основывающиеся на сущ­ности рыночной экономики, на подчинении производства потребностям и интересам людей.

Это, во-первых. Управление общественными процессами осуществляется через отношения людей. Отношения управления выражают собой связи людей по организации со­вместной деятельности и выступают как составная часть одной из форм общественно-произ­водственных отношений, содержательную сторону которых выражают экономи­ческие интересы.

Во вторых.Если производственные отношения опосредуются дви­жением товаров, сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, энергии и т.д., то управленческие от­ношения интегрируются на всех уровнях (государственном, корпоративном, на уровне предприятий) выработкой и реализацией наиболее экономичных управленческих решений, направленных на эффективное использование всех факторов производства, улучшение качества жизни людей, обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для массового потребителя, решение социальных задач общества.

В третьих.Совместный труд, общественные и индивидуальные интересы людей координируются и согласуются логико-мыслительными, эмоционально-психологиче­скими и организационно-правовыми актами воздействия на управляемый объект, принятием соответствующих управленческих решений, содержание, характер и масштабы которых определяются производственными отношениями, в свою очередь, воздействующими на развитие и реализацию экономических интересов, на принятие государственных управленческих решений

В четвертых. Управление общественным производством представляет собой сложный взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс действий людей обеспечивающий подготовку и реализацию управленческих решений, направленных на оптимизацию отношений непосредственных производителей материальных благ и управляющих государственных структур, со­гласование общественных, коллективных и индивидуальных интересов.

В пятых. Управленческие отношения самым тесным образом связаны с эко­номическими, социальными, политическими и другими общественными отно­шениями. Управленческие решения на уровне государства, отдельных организаций и отраслей обратной связью воздействуют друг на друга, дополняя и развивая их, и, в конечном итоге, способствуя приданию должного динамизма прогрессу социального прогресса и научно-технического развития.

Изучение общих закономерностей современного управления, как единого целого, позволяет системный анализ, который дает возможность связывать теоретические выводы с реальной системой производства и распределения материальных благ. Применяя системный анализ, теория управления иссле­дует виды отношений на всех уровнях иерархии и подходит к ним как к конкретным социальным явле­ниям.

 



Виды отношений в процессе управления

Как вид человеческих отношений управление воздействует на свой объект. Эффективность воздействия определяется степенью его отражения в сознании людей.

Различают следующие виды отношений: между управляющей и управляе­мой подсистемами; внутри управляющей подсистемы; межсистемные отношения (взаимодействие с определенными экономическими системами); системно-групповые (отношения между системой и группой людей, личностью; между руководителями и подчиненными в каждом звене управления; между руководителями; между под­чиненными.

 Взаимоотношения каждой системы с окружающей средой опосредуются внешними отношениями. Собственная природа и механизм функционирования данной системы раскры­ваются через внутренние отношения.

 Различают также:отраслевые; территориальные;межотраслевые;межрегиональные;территориально-отраслевые отношения.

В условиях рыночной экономики радикально меняется социальная приро­да и цели развития экономики, что приводит к возникновению качественно но­вого механизма управления. Управление является функцией общественного труда и его содержание зависит от модели рыночной экономи­ки. В социально ориентированной рыночной экономике управление направлено не только на максимизацию доходов, но и его социализацию и справедливое распределение между членами общества.

Достойная жизнь каждого человека и его высокий социальный статус – главный критерий социально ориентированной рыночной экономики.

В этих условиях значительно возрастает роль государственного управления и регулирования социально-экономическими процессами в обществе.


4.Государственное управление и регулированиеНепосредственное управление обществом осуществляет государство. Глобальные цели управления страной – это обеспечение: 1. общественного прогресса и динамичного развития страны; 2. интеллектуального развития нации и создание условий для самореализации личности;3. повышения имиджа государства на международной арене; 4.продовольственной, экологической и военной безопасности, защиты от преступности и иных противоправных посягательств;5.прав и свобод человека; 6. соз­дание условий для интеллектуального развития нации, постоянного улучшения жизненного уровня населения, для комфортного проживания людей. Реализация глобальных целей достигается посредством государственного управления и регулирования социально-экономического развития страны по всем ее составляющим. Система государственного регулирования присуща всем без исключения государствам мира. Исторически государственное регулирование и управление возникало одновременно с образованием государств. Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.), известный английский экономист, считающийся основоположником государственного регулирования экономики.В настоящее время в Республике Беларусь государственное регулирование направляется на:1.совершенствование экономических, финансовых, кредитных, таможенных и других рычагов воздействия на повышение эффективности функционирования народно-хозяйственного комплекса страны; 2.решение экономиче­ских, социальных, организационно-технических, отраслевых, территориальных, перспективных, текущих и других задач;3.создание оптимальных условий функционирования предприятий различных форм собственности и развитие предпринимательства;4.противодействие монополистической деятельности и пресечение недобросове­стной конкуренции; 5. ценообразование, бухгалтерский учет и отчетность;6.внешнеэкономическую деятельность.Виды и инструменты государственного регулирования Различают макро- и микроэкономическое регулирование. Макроэкономическое регулирование – это регулирование экономической системы страны с помощью государственного воздействия на совокупный спрос и предложение. Объекты регу­лирования – весь комплекс процессов в экономике: 1.совокупное производство;2. занятость;3.общий уровень цен; 4.инфляция; 5.финансирование государственного сектора. Косновным инструментам регу­лирования относится политика: 1.фискальная, ка­сающаяся государственной казны и регулирования с помощью лимитирования расходов, системы сборов и налогов; 2.монетарная, включающая девизную (регулиро­вание девизов – платежных средств в иностранной валюте) и дисконтную (регу­лирование дисконта); 3.внешнеэкономическая – регулирование внешнеэкономи­ческой деятельности с помощью пошлин, обменного курса. Микроэкономическое регулирование. Объектами микроэкономического регулирования являются такие обособ­ленные экономические единицы как:1.предприятия (фирмы, объединения, компа­нии);2.домохозяйства;3.отдельные рынки (цены, товары, услуги).Государством также регулируется: 1.использование кадрового потенциала; 2.интеллектуального капитала и достижений научно-технического прогресса;3.использование материальных, финансовых и природных ресурсов;4.мотивация труда;5.трудовые отношения. Следует иметь в виду, что между микро- и макроэкономикой нет резкой границы, поскольку обе сферы тесно взаимосвязаны на уровне предприятия и в масштабе экономики страны. В республике действует также специальный механизм вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, который называется «золотой акцией». В соответствии с этим механизмом государство может взять под свой контроль проблемное, с его точки зрения, предприятие.С середины 90-х годов прошлого века Беларусь строит свою, не похожую на классическую, рыночную экономику, которую некоторые авторы называют «рыночным социализмом». Она имеет и «рыночные» и «социалистические» признаки. К «рыночным» относятся: 1. цены спроса; 2. наличие экономически самостоятельных субъектов хозяйствования; 3.разные формы собственности. К «социалистическим»:1.высокий уровень занятости населения; 2.высокий уровень социальной защиты граждан;3. высокая доля государственной собственности;4. использование советского опыта управления экономикой.Обобщая изложенное, можно сказать, что государственное регулирование – это регулирование функционирования субъектов хозяйствования в рыночной экономике. Оно реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства всех форм собственности, решение социальных проблем, укрепление международного авторитета страны и развитие ее внешнеэкономических связей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...