Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Анализ конкурентоспособности фирмы и ее товаров на рынке (производственное предприятие, предприятие торговли, предприятие-посредник или предприятие сферы услуг).
2.1. Цель работы
Студент должен усвоить следующие понятия: конкуренция, конкурентоспособность, качество, товары-заменители, товары-аналоги, рыночный сегмент, доля рынка, конкурентная стратегия; а также должен овладеть следующими практическими навыками: определять вид и форму конкуренции на рынке деятельности фирмы, рассчитывать показатели конкурентоспособности предприятия и продукции, анализировать эффективность конкурентной стратегии фирмы и предприятий-конкурентов, выявлять конкурентные преимущества и недостатки исследуемого товара (ассортимента продукции фирмы) и товаров конкурентов.
2.2. Основные понятия
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм и стран, в которых они базируются. Анализ конкурентоспособности проводится по группам параметров: технических и экономических. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры. Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции и конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные (например, производительность оборудования) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия). Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Нормативные параметрыотражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать. Номенклатура экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя (цены потребителя по приобретению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке). Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации, качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Уровни качества товара: 1) соответствие стандарту - качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта. 2) соответствие использованию - продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке. 3) соответствие фактическим требованиям рынка - в идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. 4) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям- предпочтение у покупателей получают товары, обладающие дополнением к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, мало осознаваемый характер. Конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца, или с товарами-аналогами фирм-конкурентов. При оценке конкурентоспособности могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы.
2.3. Задание По данным, полученным в ходе опроса респондентов, а также из специализированной литературы, официальных сайтов и т.п., провести анализ конкуренции на рынке и конкурентоспособности товара фирмы. Выявить основные факторы, влияющие на уровень конкуренции и конкурентоспособность. Сделать выводы и рекомендации для повышения или поддержания эффективности конкурентной стратегии предприятия. 2.4. Рекомендации и порядок выполнения работы
Во введении обозначить цель, задачи, актуальность проводимого исследования. В теоретической части работы должны быть раскрыта следующая информация: - сущность понятий «конкуренция», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность товара (работ, услуг)»; - факторы, влияющие на уровень конкуренции на рынке; - этапы и методы оценки конкурентоспособности; - показатели конкурентоспособности товара и фирмы; - конкурентные стратегии, включая стратегии ценообразования; - модель конкуренции по Портеру; и другие теоретические вопросы конкуренции по усмотрению студента. В практической части работы: - выбрать объект исследования (производственное предприятие, предприятие торговли, предприятие-посредник, предприятие сферы услуг), товар (работу, услугу) или группу товаров выбранной фирмы, обосновать свой выбор, предпочтение при выборе отдавать предприятиям и товарам текстильной и легкой промышленности; - дать характеристику предприятия, используя информацию вторичных источников (специализированной литературы, официальных интернет-сайтов, буклетов, справочников и т.п.); - обосновать выбранный метод оценки конкурентоспособности товара, разработать и представить в Приложении 1 курсовой работы схему оценки уровня конкурентоспособности. - представить ассортимент выпускаемых изделий, проанализировать его структуру, проиллюстрировать с помощью секторной диаграммы; - охарактеризовать форму и уровень конкуренции на рынке исследуемой продукции; - дать оценку конкурентной стратегии и стратегии ценообразования фирмы; - разработать анкету (около 20 вопросов) по выявлению характеристик товара и фирмы, места на рынке, конкурентных преимуществ и недостатков, позиций конкурентов, мотивации потребителей при покупке; представить бланк анкеты в Приложении 2 курсовой работы; - провести опрос потребителей (не менее 25 человек), результаты опроса представить в виде таблицы (см. Приложение Д табл. 1); - по результатам анкетирования определить долю рынка фирмы и предприятий-конкурентов, проиллюстрировать графически; - произвести рейтинговую оценку характеристик товара и аналогов, результаты рейтинговой оценки представить в виде таблицы (см. Приложение Е табл.2); - представить конкурентные преимущества и недостатки предприятия и фирм-конкурентов и товаров-аналогов; - описать и дать оценку коммуникационной политике, каналам распространения и продвижения товаров на рынок; - предложить пути повышения конкурентоспособности продукции фирмы. В заключении обобщить результаты исследования, сделать выводы и рекомендации об эффективности конкурентной стратегии фирмы на рынке.
Предлагаемые источники: 1. Акулич И.Л. Современный маркетинг. Рига: Изд. БРИ, 2001. 2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1999. 3. Котлер Ф. Основы Маркетинга. М: Ростинтер, 2001. 4. Леско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. М.: Экзамен, 2005. 5. Рубин Ю. Б Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: МаркетДС, 2004. 6. Рафел М., Рафел Н. Как завоевать клиента. СПб: Питер, 1999. 7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003. 8. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг М.: Экономика, 2001. 9. Юданов А.Ю.Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2001. Тема 3. Стратегическое планирование маркетинга на предприятии (производственное предприятие, предприятие торговли, предприятие-посредник или предприятие сферы услуг).
3.1. Цель работы
Студент должен усвоить следующие понятия: стратегическое планирование, маркетинговая стратегия, матрица стратегии, модель стратегии, жизненный цикл товара, ценообразование, маркетинговый контроль; а также должен овладеть следующими практическими навыками: составлять план реализации маркетинговой стратегии и рассчитывать бюджет маркетинга, определять вид и форму стратегии фирмы на рынке и предприятий-конкурентов, анализировать эффективность конкурентной и ценовой стратегии фирмы на каждом этапе жизненного цикла товара, выявлять преимущества и недостатки проводимой фирмой стратегической политики и т.п.
3.2. Основные понятия
Существует две системы планирования: 1) стратегическое планированиеисходит из того, что любое предприятие имеет несколько сфер деятельности, но не все одинаково привлекательны. Некоторые производства растут, другие стабилизируются на одном уровне, третьи приходят в упадок. Цель: удостовериться, что предприятия находят, развивают сильное производство и сокращают слабое. 2) тактическое планирование - разработка планов для каждого отдельного производства, товара или товарной марки фирмы. Основными элементами стратегии являются: 1) корпоративная миссия – характеризует основные возможности осуществлять деятельность на рынке, выражает основную цель предприятия и может быть оформлена в виде девиза; 2) конкурентное преимущество – отличительные черты компании, которые позволяют вести конкурентную борьбу на рынке; 3) продукт – все виды основной и побочной продукции, которая выпускается компанией и служит обеспечением выполнения корпоративной миссии; 4) рынки - все целевые рынки предприятия, сформированные по любому типу сегментации; 5) программа развития предприятия – включает все долгосрочные и краткосрочные цели развития предприятия на отдельных целевых рынках (разработка новых продуктов, расширение, сохранение существующего положения); 6) менеджмент – включает корпоративную культуру, мотивацию сотрудников, отношение к качеству продукции, информацию, взаимоотношения между руководителями и сотрудниками. Стратегия планирования- это управление процессом создания и поддержания стратегического соответствия между целыми предприятиями и его потенциальными возможностями в сфере маркетинга. Выделяют 4 элемента стратегии планирования: 1) программа предприятия; 2) задачи и цели предприятия; 3) план развития хозяйственного портфеля; 4) распространение роста фирмы. Для удобства построения стратегии выделяют стратегические хозяйственные подразделения (СХП), которые : 1) имеют собственный целевой рынок; 2) имеют собственных конкурентов; 3) имеют собственные ресурсы; 4) управляются отдельными руководителями. СХП создаются по товарному (ассортиментные группы) или рыночному (целевые рынки) признаку. Стратегические модели в маркетинге: 1) модель возможностей по товарам рынка (матрица Ансоффа) - показывает возможные направления стратегии в зависимости от степени зрелости рынка и товаров, представляет собой построение матрицы «товар – рынок». 2) модель Бостонской консультационной группы (БКГ-1)- применяется для выявления перспектив роста и направления финансирования отдельных стратегических СХП, представляет собой построение матрицы «рост рынка – доля рынка». 3) матрица потребительской полезности - характеризует восприятие продукта потребителем, как соответствующего по параметрам цены и качества. 4) модель М.Портера - выделяют 3 типа стратегий в зависимости от широты рынка (отраслевой рынок или сегмент рынка) и формы конкуренции (ценовая и неценовая): - стратегия низких издержек, ценовое лидерство; - стратегия дифференциации; - стратегия концентрации; представляет собой построение матрицы «рынок – акцент». В зависимости от положения фирмы на рынке выделяю отдельно следующие маркетинговые стратегии: - стратегии роста крупных фирм; - стратегии средних фирм; - стратегии малых фирм. Конкурентные стратегии – характеризуют возможность предприятия вести конкурентную борьбу тем или иным способом, ее направление во многом определяет доля предприятия на рынке. Существуют следующие конкурентные стратегии: - лидера; - претендента на лидерство; - ведомого (последователя); - окопавшихся а нише. Ценовые стратегии отличаются многообразием. Предприятия выбирают политику и методы ценообразования в зависимости от различных факторов: - типа рынка; - жизненного цикла товара; - рамок товарной номенклатуры; - по географическому принципу; - со скидками и зачетами и т.п. Стратегический контроль предполагает осуществление ревизии маркетинга, то есть комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, стратегии и оперативной деятельности, выявления возможных проблем с выдачей плана их преодоления.
3.3. Задание По данным, полученным в ходе опроса респондентов, а также из специализированной литературы, официальных сайтов и т.п., составить план и провести анализ маркетинговой, ценовой и конкурентной стратегий фирмы на рынке. Выявить основные причины, повлиявшие на выбор той или иной стратегии. Сделать выводы об эффективности выбранной стратегии предприятия, предложить возможные направления стратегического планирования. 3.4. Рекомендации и порядок выполнения работы
Во введении обозначить цель, задачи, актуальность проводимого исследования. В теоретической части работы должны быть раскрыта следующая информация: - сущность понятий «стратегия», «маркетинговое планирование», «бюджет маркетинга», «маркетинговый контроль», «ценообразование», «жизненный цикл товара»; - этапы, цели и задачи маркетингового планирования; - виды маркетинговых стратегии; - стратегические модели в маркетинге; - конкурентные стратегии; - стратегии и методы ценообразования; и другие теоретические вопросы стратегического маркетинга по усмотрению студента. В практической части работы: - выбрать объект исследования (производственное предприятие, предприятие торговли, предприятие сферы услуг, предприятие-посредник); обосновать свой выбор, предпочтение при выборе отдавать предприятиям и товарам текстильной и легкой промышленности; - дать характеристику предприятия, используя информацию вторичных источников (специализированной литературы, официальных интернет-сайтов, буклетов, справочников и т.п.); - в соответствии с планом и задачами исследования разработать анкету по выявлению поведения (стратегии) и положения фирмы и ее товаров (работ, услуг) на рынке, представить бланк анкеты в Приложении 1 курсовой работы; - провести опрос потребителей (не менее 25 человек), результаты опроса представить в виде таблицы (см. Приложение Д табл. 3); - по результатам анкетирования и по имеющимся данным, полученным из вторичных источников информации, дать подробное описание реализуемой предприятием маркетинговой стратегии; - представить и охарактеризовать стратегии на различных жизненных циклах товара, для различных товарных групп, рыночных сегментов; - представить направления стратегии в зависимости от степени зрелости рынка и товаров (составить матрицу Ансоффа); - произвести рейтинговую оценку товаров, выпускаемых фирмой (см. Приложение Е табл. 3), по полученным данным составить матрицу БКГ-1; - составить подробный план проводимых в рамках выбранной стратегии маркетинговых мероприятий; - по возможности оценить (или дать примерную оценку) бюджета маркетинга; - представить описание маркетинговых стратегий предприятий-конкурентов, провести сравнительный анализ конкурентных стратегий; - охарактеризовать ценовую стратегию и метод ценообразования фирмы и предприятий-конкурентов; - дать оценку эффективности маркетинговой стратегии (стратегий) фирмы; сравнить соответствие запланированной (заявленной в официальных информационных источниках) позиции фирмы (или ее товаров) на рынке с фактическим, выявленным в ходе опроса, отношением потребителей к продукции предприятия; - дать прогноз или предложить свой план маркетинговых мероприятий, обосновать целесообразность (нецелесообразность) следования фирмой выбранной стратегии. В заключении обобщить результаты исследования, сделать выводы и рекомендации для осуществления эффективного стратегического планирования маркетинговой деятельности фирмы. Предлагаемые источники:
1. Варкан Д.И. Управляем фирмой в условиях рынка. М.: Аквилон, 2001. 2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 2005. 3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2002. 4. Леско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. М.: Экзамен, 2005. 5. М. Мак-Дональд. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Питер, 2003. 6. Маркетинг. Принципы и технология управления в свободной рыночной системе. Под ред. Энриашвили. М.: Юнити, 1998. 7. Маркетинг. Учебник под ред. А.И. Романова. М.: Юнити, 2005. 8. Маркетинг. Уч. пособие. Под ред. Воронина С.И.. Воронеж, 2001. 9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003. 10. Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2003
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |