Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа как воспитательная система




•Не прием, не метод, а система яв­ляется ключевым понятием в педаго­гике будущего.

Л. И. Новикова

О ПОЛЬЗЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня практически общепризнан­ным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктив­ным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы*. «Это понятие, "- пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова, --в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей пе­дагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключа­ется в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», по­степенно терпит поражение...» Не случайно А.С. Мака-


* Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспи­тание... Воспитание! М., 1996. С. 11.


356  Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ренко еще на заре новой школы критиковал «логику уеди­ненного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы за­манчивыми они не казались, а системаявляется ключе­вым понятием в педагогике будущего». И в этой системе -не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллек­тив единомышленников,создающий систему и развиваю­щий ее.

Размышляя о реальной практике воспитания, А.С. Ма­каренко утверждал, что корень многих бед в воспитании кроется в том, что школа не представляет собой систему. Внимательно вчитаемся в его заметки*: «...неопределен­ность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эф­фективность даже талантливых учителей...

...наша школьная сеть, которой вправе гордиться стра­на, представляет собой в педагогическом секторе распы­ленную массу одиночек-учителей и в ученическом — мас­су разрозненных классов, лишь механически связанных соседством в общем школьном здании. Школы как еди­ного коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни семья, ни советская общественность. И именно в этом также корень многих бед...

...Ученик знает только свой класс, между классным коллективом и... обществом нет связующего звена — бо­лее широкого коллектива, нет самой школы как единого общественного организма... Между тем совершенно оче­видно, что каждый ученик должен жить не только инте­ресами своего маленького классного кружка, а должен воодушевиться общими школьными целями, -переживать общие школьные радости...»

ЧТО ЗНАЧИТ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ»

С точки зрения современной теории воспитания, «воспитательная система -упорядоченная совокупность компо­нентов воспитательного процесса (це­лей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект»**.

* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951.Т.5. С. 375-376. ** Евтушенко С,В. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспек­тивы. М., 1998. С. 127.


 

357

6.1. Школа как воспитательная система

Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Ка-раковского*, отражает один из наиболее фундаменталь­ных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоор­ганизации. В этой системе изменяется и взгляд наличность педагога: он перестает выступать непосредственным источ­ником и причиной воспитательного процесса. Воспитатель­ная система, будучи однажды «запущена», затем ежеднев­но и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, име­ющие педагогическое содержание... Педагоги, создавшие систему, освобождаются от изнурительной необходимос­ти быть в курсе всех дел, всех событий, от необходимос­ти лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятель­ность воспитателя важна, но она не единственная.

В такой системе удается преодолеть отчужденность де­тей от всего происходящего в школе, устранить напря­женность взаимодействия учителя и учащихся, индиви­дуальное и коллективное сознание школьников — один из определяющих факторов их жизнедеятельности. Дети выступают в качестве субъектов воспитания. На этом ос­новании В.А. Карковский дополняет определение воспи­тательной системы школы: это «целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречиво­го единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей)». В этом сложностьчсоздания сис­темы, но в этом и залог ее успешности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОСТРОЕ­НИЯ ВОСПИТА­ТЕЛЬНОЙ СИСТЕ­МЫ ШКОЛЫ

Организационно-методические основы

школы как воспитательной системы

таковы:

>* единая концепция развития шко­лы, ее устав и программа, пакет основных документов; структура внутришкольного управления — деятельность

администрации, педагогического совета, совета шко-

* В кн.: Управление воспитательной системой школы: проблемы и ре­шения / Под ред. ВА. Караковского и др. М., 1999. С. 127—136.


358  Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

лы, различных органов педагогического, родительского и ученического самоуправления, советов обществен­ности, попечительских советов и т.д., направленная на достижение цели и решения задач воспитания учащих­ся;

>- общешкольные традиции, основные дела, функциони­рование общешкольных организаций, объединений;

>• назначение и воспитательные функции каждого субъек­та педагогического процесса;

>• планирование (перспективное и календарное) в совре­менной школе;

>- анализ результатов и внедрение их в дальнейшую прак­тику;

>• научно-методическое обеспечение школы как воспи­тательной системы.

В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, от­мечая сложность структуры воспитательной системы шко­лы, выделяют следующие ее компоненты:

>- цели,т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается;

>• деятельность,обеспечивающая ее реализацию;

>~ субъект деятельности,ее организующий и в ней уча­ствующий;

>• рождающиеся в деятельности и общении отношения,интегрирующие субъект в некую общность;

>^ среда системы,освоенная субъектом;

>- управление,обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;

>- развитиеэтой системы*.

IIIКОЛА КАК РАЗВИ­ВАЮЩАЯСЯ И САМО­РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Школа как социально-педагогичес­кий организм -- система развиваю­щаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качествен­ных изменений. При этом источником развития школы (как и любой системы) является противоречие между ха-

* Караковский В.А,, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспи­тание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных сис­тем. М, 1996. С. 13.


 

359

6.1. Школа как воспитательная система

осом и упорядоченностью «с одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к тотальности, к полной упорядоченности, а с другой -целостность есть смерть системы, остановка в ее разви­тии»*. Многие факты из практики свидетельствуют об этом. Какая бы четкая, логичная, результативная система шко­лы ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляет­ся неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, вве­дению новшеств. В этом — ключ понимания воспитатель­ной системы как системы саморазвивающейся. Современ­ные исследователи школы как развивающейся воспита­тельной системы используют науку синергетику**.Это новая междисциплинарная теория, в основе которой ле­жат общие закономерности самоорганизации развиваю­щихся систем.

ПРИМЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМ

В настоящее время в нашей стране сложились различные воспитательные системы. Функционируют они в раз­ных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Созданы они усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-ма­стерами. В этих системах характерным является то, что де­ятельность и общение детей, детей и взрослых носит гу­манистический характер, который и определяет суть си­стемы. Приведем примеры некоторых воспитательных си­стем***.

...В общей концепции гимназии № 1504 г. Москвы (ди­ректор Н.А. Шарай) генеральная (общая стратегическая) цель выражена так: «Саморазвивающаяся, здоровая ду­хом, телом и умом высоконравственная личность, обла­дающая богатой внешней и внутренней культурой, спо-

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. П.

** См.: Синергетика и управление / Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. 233—242.

*** Многочисленные примеры гуманистических воспитательных сис­тем см.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.


360_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

собная к творческой, преобразующей и полезной деятель­ности, обладающая способностями и потребностями к самопознанию, самоопределению, самореализации, са­морегуляции в совместном и личном развитии».

...У В.А. Караковского (директора школы № 825 г. Мос­квы) для школы как воспитательной системы отобраны следующие общечеловеческие ценности:

человек— абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;

семья— начальная структурная единица общества, пер­вый коллектив ребенка и естественная среда развития; труд— основа человеческого бытия; знания— как основа приобщения к подлинной культуре; Отечество- - патриотическое чувство, историческое мышление;

земля— общий дом человечества (планетарное мыш­ление).

...Интересна система сельской школы поселка Царева Вологодской области (директор А.А Огарков — педагог-эн­тузиаст, убежденный, что возрождение России начинается с глубинки, с периферии и корень этого — укрупненная сельская школа, дающая разностороннее развитие и воз­можность самоактуализации). В школе 160 учащихся и 24 педагога. Школа-комплекс,работающая под девизом «Ин­теллект будущего» на базе передового хозяйства — агрофир­мы «Северагрогазпром». В школе личностно-ориентирован­ное обучение, творческие классы, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления, гуманисти­ческие отношения в детском и педагогическом коллекти­вах... Все педагоги ведут научно-методическую работу, шко­ла оформляется как экспериментальная площадка.

...В последнее время появились воспитательные систе­мы детских учреждений для проблемных детей (сирот, инвалидов, с недостатками в развитии, одаренных...). Примером может служить воспитательная система лечеб­но-профилактического санатория«Прометей» для соци­ально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем*. Суть воспитательной системы в разрабатыва-


 

361

6.1. Школа как воспитательная система

емых долговременных игровых программах «Следопыт», «Русский сувенир», «Город», «Кругосветное плавание», «Познай себя», «Театр и время».., представляющих со­бой комплекс связанных единой тематикой малых форм, приемов, охватывающих четыре основные сферы: оздо­ровительную деятельность, учение, труд, творческую де­ятельность по интересам в сфере досуга.

...В некоторых регионах имеются попытки обобщения различных воспитательных систем в единую систему мик­рорайона, района, города...

НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ

ПО СОЗДАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ

СИСТЕМ

Опыт подобного типа гуманистичес­ких воспитательных систем стал объ­ектом пристального внимания со сто­роны педагогов-практиков, исследо­вателей, органов народного образо­вания. Растет количество опытных образцов. Опыт этот, ставший объектом анализа и размышлений, помогает ре­шать проблему эффективности воспитания.

В настоящее время стало актуальным создание и совер­шенствование школьных воспитательных систем и в на­шей стране, и за рубежом. Опыт зарубежных школ «со справедливыми сообществами», «школами без неудачни­ков» привлекает все большее внимание педагогов. Вновь берутся на вооружение идеи Р. Штейнера, О. Кольерга, Г. Френе, У. Глассера и др. Одновременно усиливаете ин­терес к идеяям и опыту С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого и т.д., к опыту наших лучших современных школ.

Н.Б. Крылова* предостерегает от ошибок: «При жела­нии можно достаточно быстро спроектировать Идеальную Культурную Модель Будущей Школы, но с момента за­мысла и начала процессов проектирования до реализа­ции идеи с помощью сообщества, способного к уникаль­ным формам жизнедеятельности, пройдут годы. Поэтому основными рекомендациями (в которых так нуждаются учителя) являются следующие:

1. НЕ используйте готовые модели;


 


* Подробно в кн.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М, 1998. С. 304-313.


* Новые ценности образования: культурные модели школ / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1997. С. 248.


362   Глава VI Организация воспитательного процесса в школе

2. НЕ внедряйте модели;

3. НЕ загоняйте школу в моделируемую систему.
Еще К.Д. Ушинский утверждал, что передается не опыт,

а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и прак­тики.

Вопросы длясамопроверки и размышления

1. В чем специфика школы как воспитательной системы?

2. Воспитательная система школы как саморазвивающаяся
система. Как управлять развитием этой системы?

3. Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных
воспитательных систем?

4. Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обога­
щает теорию педагогики?
















Рекомендуемая литература

АхметоваД.З. Школа-комплекс как социально-педагогичес­кая система. Казань, 1997.

Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспи­тательных системах. СПб.. 1996.

Брускова Е. Семья без родителей: социально-педагогичес­кая система Германа Гмайнера (ЗО5 — детские деревни). М., 1993.

Воспитательная система современной школы: опыт, поис­ки, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. М., 1995.

Воспитательная система школы... В кн.: Караковскш В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. 2.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 5. Системы воспитания: общее и особенное.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.

Каракоескии В.А. Теория и практика воспитательных сис­тем: В 2 кн. М., 1993.

Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М, 1993.

Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996.

Поташник М.М. Инновационные школы России: становле­ние и развитие. М., 1996.


6,2. Основы методики изучения воспитательного процесса    363

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1980. Т. 2.

Тубельский А,Н. Школа самоопределения: первый Шаг: В 2 т. М., 1995.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999-

Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1996.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 763.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...