Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школа как воспитательная система
•Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Л. И. Новикова
Сегодня практически общепризнанным в педагогике является тезис о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы*. «Это понятие, "- пишут в своей книге известные теоретики и практики воспитания В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова, --в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них заключается в том, что ставка значительной части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», будь то «опорные сигналы», «коммунарская методика», «дидактический театр», «педагогика сотрудничества», постепенно терпит поражение...» Не случайно А.С. Мака- * Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 1996. С. 11. 356 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе ренко еще на заре новой школы критиковал «логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а системаявляется ключевым понятием в педагогике будущего». И в этой системе -не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников,создающий систему и развивающий ее. Размышляя о реальной практике воспитания, А.С. Макаренко утверждал, что корень многих бед в воспитании кроется в том, что школа не представляет собой систему. Внимательно вчитаемся в его заметки*: «...неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность даже талантливых учителей... ...наша школьная сеть, которой вправе гордиться страна, представляет собой в педагогическом секторе распыленную массу одиночек-учителей и в ученическом — массу разрозненных классов, лишь механически связанных соседством в общем школьном здании. Школы как единого коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни семья, ни советская общественность. И именно в этом также корень многих бед... ...Ученик знает только свой класс, между классным коллективом и... обществом нет связующего звена — более широкого коллектива, нет самой школы как единого общественного организма... Между тем совершенно очевидно, что каждый ученик должен жить не только интересами своего маленького классного кружка, а должен воодушевиться общими школьными целями, -переживать общие школьные радости...»
С точки зрения современной теории воспитания, «воспитательная система -упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект»**. * Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951.Т.5. С. 375-376. ** Евтушенко С,В. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. М., 1998. С. 127.
6.1. Школа как воспитательная система Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Ка-раковского*, отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации. В этой системе изменяется и взгляд наличность педагога: он перестает выступать непосредственным источником и причиной воспитательного процесса. Воспитательная система, будучи однажды «запущена», затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание... Педагоги, создавшие систему, освобождаются от изнурительной необходимости быть в курсе всех дел, всех событий, от необходимости лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятельность воспитателя важна, но она не единственная. В такой системе удается преодолеть отчужденность детей от всего происходящего в школе, устранить напряженность взаимодействия учителя и учащихся, индивидуальное и коллективное сознание школьников — один из определяющих факторов их жизнедеятельности. Дети выступают в качестве субъектов воспитания. На этом основании В.А. Карковский дополняет определение воспитательной системы школы: это «целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречивого единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей)». В этом сложностьчсоздания системы, но в этом и залог ее успешности.
Организационно-методические основы школы как воспитательной системы таковы: >* единая концепция развития школы, ее устав и программа, пакет основных документов; структура внутришкольного управления — деятельность администрации, педагогического совета, совета шко- * В кн.: Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. ВА. Караковского и др. М., 1999. С. 127—136. 358 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе лы, различных органов педагогического, родительского и ученического самоуправления, советов общественности, попечительских советов и т.д., направленная на достижение цели и решения задач воспитания учащихся; >- общешкольные традиции, основные дела, функционирование общешкольных организаций, объединений; >• назначение и воспитательные функции каждого субъекта педагогического процесса; >• планирование (перспективное и календарное) в современной школе; >- анализ результатов и внедрение их в дальнейшую практику; >• научно-методическое обеспечение школы как воспитательной системы. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, отмечая сложность структуры воспитательной системы школы, выделяют следующие ее компоненты: >- цели,т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается; >• деятельность,обеспечивающая ее реализацию; >~ субъект деятельности,ее организующий и в ней участвующий; >• рождающиеся в деятельности и общении отношения,интегрирующие субъект в некую общность; >^ среда системы,освоенная субъектом; >- управление,обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему; >- развитиеэтой системы*.
Школа как социально-педагогический организм -- система развивающаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качественных изменений. При этом источником развития школы (как и любой системы) является противоречие между ха- * Караковский В.А,, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М, 1996. С. 13.
6.1. Школа как воспитательная система осом и упорядоченностью «с одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к тотальности, к полной упорядоченности, а с другой -целостность есть смерть системы, остановка в ее развитии»*. Многие факты из практики свидетельствуют об этом. Какая бы четкая, логичная, результативная система школы ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляется неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, введению новшеств. В этом — ключ понимания воспитательной системы как системы саморазвивающейся. Современные исследователи школы как развивающейся воспитательной системы используют науку синергетику**.Это новая междисциплинарная теория, в основе которой лежат общие закономерности самоорганизации развивающихся систем.
В настоящее время в нашей стране сложились различные воспитательные системы. Функционируют они в разных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Созданы они усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-мастерами. В этих системах характерным является то, что деятельность и общение детей, детей и взрослых носит гуманистический характер, который и определяет суть системы. Приведем примеры некоторых воспитательных систем***. ...В общей концепции гимназии № 1504 г. Москвы (директор Н.А. Шарай) генеральная (общая стратегическая) цель выражена так: «Саморазвивающаяся, здоровая духом, телом и умом высоконравственная личность, обладающая богатой внешней и внутренней культурой, спо- * Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. П. ** См.: Синергетика и управление / Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999. С. 233—242. *** Многочисленные примеры гуманистических воспитательных систем см.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1998; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 360_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе собная к творческой, преобразующей и полезной деятельности, обладающая способностями и потребностями к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции в совместном и личном развитии». ...У В.А. Караковского (директора школы № 825 г. Москвы) для школы как воспитательной системы отобраны следующие общечеловеческие ценности: человек— абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»; семья— начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда развития; труд— основа человеческого бытия; знания— как основа приобщения к подлинной культуре; Отечество- - патриотическое чувство, историческое мышление; земля— общий дом человечества (планетарное мышление). ...Интересна система сельской школы поселка Царева Вологодской области (директор А.А Огарков — педагог-энтузиаст, убежденный, что возрождение России начинается с глубинки, с периферии и корень этого — укрупненная сельская школа, дающая разностороннее развитие и возможность самоактуализации). В школе 160 учащихся и 24 педагога. Школа-комплекс,работающая под девизом «Интеллект будущего» на базе передового хозяйства — агрофирмы «Северагрогазпром». В школе личностно-ориентированное обучение, творческие классы, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления, гуманистические отношения в детском и педагогическом коллективах... Все педагоги ведут научно-методическую работу, школа оформляется как экспериментальная площадка. ...В последнее время появились воспитательные системы детских учреждений для проблемных детей (сирот, инвалидов, с недостатками в развитии, одаренных...). Примером может служить воспитательная система лечебно-профилактического санатория«Прометей» для социально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем*. Суть воспитательной системы в разрабатыва-
6.1. Школа как воспитательная система емых долговременных игровых программах «Следопыт», «Русский сувенир», «Город», «Кругосветное плавание», «Познай себя», «Театр и время».., представляющих собой комплекс связанных единой тематикой малых форм, приемов, охватывающих четыре основные сферы: оздоровительную деятельность, учение, труд, творческую деятельность по интересам в сфере досуга. ...В некоторых регионах имеются попытки обобщения различных воспитательных систем в единую систему микрорайона, района, города...
Опыт подобного типа гуманистических воспитательных систем стал объектом пристального внимания со стороны педагогов-практиков, исследователей, органов народного образования. Растет количество опытных образцов. Опыт этот, ставший объектом анализа и размышлений, помогает решать проблему эффективности воспитания. В настоящее время стало актуальным создание и совершенствование школьных воспитательных систем и в нашей стране, и за рубежом. Опыт зарубежных школ «со справедливыми сообществами», «школами без неудачников» привлекает все большее внимание педагогов. Вновь берутся на вооружение идеи Р. Штейнера, О. Кольерга, Г. Френе, У. Глассера и др. Одновременно усиливаете интерес к идеяям и опыту С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого и т.д., к опыту наших лучших современных школ. Н.Б. Крылова* предостерегает от ошибок: «При желании можно достаточно быстро спроектировать Идеальную Культурную Модель Будущей Школы, но с момента замысла и начала процессов проектирования до реализации идеи с помощью сообщества, способного к уникальным формам жизнедеятельности, пройдут годы. Поэтому основными рекомендациями (в которых так нуждаются учителя) являются следующие: 1. НЕ используйте готовые модели;
* Подробно в кн.: Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М, 1998. С. 304-313. * Новые ценности образования: культурные модели школ / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1997. С. 248. 362 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе 2. НЕ внедряйте модели; 3. НЕ загоняйте школу в моделируемую систему. а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики. Вопросы длясамопроверки и размышления 1. В чем специфика школы как воспитательной системы? 2. Воспитательная система школы как саморазвивающаяся 3. Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных 4. Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обога Рекомендуемая литература АхметоваД.З. Школа-комплекс как социально-педагогическая система. Казань, 1997. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб.. 1996. Брускова Е. Семья без родителей: социально-педагогическая система Германа Гмайнера (ЗО5 — детские деревни). М., 1993. Воспитательная система современной школы: опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. М., 1995. Воспитательная система школы... В кн.: Караковскш В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. 2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 5. Системы воспитания: общее и особенное. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995. Каракоескии В.А. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. М., 1993. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М, 1993. Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996. 6,2. Основы методики изучения воспитательного процесса 363 Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1980. Т. 2. Тубельский А,Н. Школа самоопределения: первый Шаг: В 2 т. М., 1995. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999- Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1996. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 763. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |