Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитательная работа классного руководителя
Руководство — это способность вести другого за собой посредством личного влияния... Руководство можно рассматривать также как готовность взять на себя ответственность... Истинное руководство вдохновляет других познавать себя, развиваться и становиться сами собой. М. Монро*
Принципиально важной проблемой методики воспитательной работы в современной школе представляется проблема субъекта ее. В масштабе школьном — это заместитель директора по воспитательной работе. Хотя не следует отрицать и миссию директора как стратега воспитательного процесса. В масштабе класса -- это классный руководитель (воспитатель).В чем же в современных условиях видится назначение классного руководителя как главного воспитателя? Каковы содержание и наиболее оптимальные организационные формы его работы? В настоящее время и в педагогической науке, и в практической деятельности школ ведется интенсивный поиск. Классный руководитель — «формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник»**. Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000. * Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70. 10. Заказ № 1233.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе В различных типах школ (гимназиях, лицеях, колледжах, общеобразовательных и специальных, частных и государственных...) по-разному определяются статус и назначениеклассного руководителя. Это могут быть: классный руководитель, выполняющий сугубо узкие, административные функции, оговоренные уставом и программой школы; классный воспитатель, в компетенции которого — воспитание вверенной ему группы детей; куратор одного или нескольких классов одной параллели (чаще всего в специализированных школах) либо учебно-производственны и мастер (в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах); воспитатель нескольких разновозрастных классов (в сельских малокомплектных школах), классная дама (в женских гимназиях), классный учитель (в школах вольдорфского типа)... Модификаций много. Но главное во всех них — это воспитательный потенциал, заложенный в личности педагога, призванного быть центральной фигурой воспитательного процесса, организатором внеучебной деятельности учащихся, в конечном счете - личностью Учителя, создающего условия для самореализации каждого из своих воспитанников. Однажды мы спросили школьников разных классов, с 1-го по 11-й, нужен ли им классный руководитель и зачем. На первую часть вопроса получили стопроцентное «да», а на вторую палитра ответов была столь разнообразна, что перечислить здесь, все их просто невозможно. Назовем лишь некоторые: «Общение с ним помогает узнать много нового, интересного», «Без Н.Н. я бы, конечно, ни за что не ходил так много по музеям, театрам, выставкам», «Мы много путешествуем вместе, и это здорово», «Наш Л.Ю. -- необыкновенный человек: он все умеет делать и нас этому учит постоянно», «всегда нам помогает и за нас заступается», «Л.В. сделала наш класс очень дружным», «хороший пример в жизни», «для душевного общения». Как видно из небольшого перечня, дети называют самые разнообразные сферы жизни и детальности классного руководителя, столь важные для них.
Интересен для самоанализа перечень требований, которые предъявляют учащиеся к классному руководителю. По их мнению, он:
4.6. Воспитательная работа классного руководителя - надежный (на него можно положиться, не предаст); - искренний (говорит правду, не скрывает, не хитрит); - честный (что обещал, выполняет); - смелый (если прав, может спасти класс на педсовете, - понятливый (сразу тебя поймет, с чем не придешь); - вдумчивый (вникает в суть проблем); - практичный (не витает в облаках, разбирается в нуж - аккуратный (по нему можно проверять часы); - способный к совместной работе; - твердый (способен довести дело до конца); - энергичный (и сам и других заряжает энергией, умеет - приветливый (когда входит в класс, как будто в окно - благородный (не забывает хвалить всех и каждого); - уверенный (всегда знает, что надо делать); - невозмутимый (кругом паника, суматоха, а он — олим - терпеливый (умеет ждать, верить, надеяться); - скромный (не выставляет напоказ своих привиле - зрелый (не слишком молодой, чтобы его можно было - видный (на улице о нем с гордостью говорят «это наш В современной школе нет жесткой регламентации, нет предписаний свыше для деятельности классного руководителя. Он сам выбирает свою позицию, сам отбирает содержание и средства, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися, использует им самим избираемые и творчески инструментованные организационные формы. Но это все возможно лишь при одном условии: если он хорошо представляет себе цель организуемой деятельности учащихся, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и-учащихся воспитательные задачи. Воробьев Г.Г, Школа будущего начинается сегодня. М., 1991. С. 68—70. 292 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.6. Воспитательная работа классного руководителя 293
В условиях современной школы цель и основное назначениепедагогической деятельности классного руководителя — создание условий для разностороннего развития самоактуализирующейся личности школьника в условиях личиостно-ориентированной коллективной творческой деятельности. В соответствии с этим классный руководитель дает себе некие своеобразные установки:>~ Я как носитель культуры — включаю детей в разнообразные виды деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурной, игровой, деятельность свободного общения) — и все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к философии, истории, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу... Я как посредник между детьми и Культурой, я как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры. >• Я как лидер детей, стимулирующий их. самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности. Значит, я вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Кстати, увлекая своим собственным примером. Иначе не получится. з> Я как организатор и участник коллективной творчес- • кой деятельности детей. Это и раздача поручений, и организация детского самоуправления, и совместная личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность. Назначением классного руководителя также являются концентрация и интеграция всех позитивных влияний на личность школьника (семьи, окружающей среды, внешкольных учебно-воспитательных учреждений) и нейтрализация, устранение негативных. Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условийвоспитательного процесса.
В результате анализа этих условий жизни и воспитания детей классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачисвоей деятельности на полугодие, год, на несколько лет, оставшихся до окончания учащимися школы. Есть еще один нюанс в реализации этой прогностической функции классного руководителя, который определяется двухсторонним характером воспитания; если педагог задается определенной целью в организации внеурочной деятельности учащихся, то и его воспитанник должен понять и принять эту цель, эти задачи. Поэтому цель и стратегические задачи должны быть конкретно сформулированы, облачены в понятную учащимся словесную форму, должны быть для него значимыми и притягательными. Так исподволь, изо дня в день, из года в год через систему определенных средств, методов, организационных форм реализуется воспитательная программа классного руководителя. В зависимости от социальной и психолого-педагогической ситуации класса и поставленных педагогом целей могут быть и другие стратегические задачи: организация и развитие ученического коллектива; организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности через приобщение учащихся к занятиям «школы научной организации умственного труда»; организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей, развитие профессионально значимых качеств личности; создание у учащихся опыта интеллигентного свободного общения на досуге; работа по программе ассоциации юных лидеров и другие задачи. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к потребности избрать конкретные шаги их реализации, то есть четко определить задачи тактические,а это есть не что иное, как план воспитательной работы.
Классный руководитель, выступая в качестве основного субъекта воспитательного процесса, — личность неординарная, творческая. Организуя целостный процесс воспитания, он выполняет основные свои функции: >• создание воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с малым педагогическим
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды); >• стимулирование здорового образа жизни педагогов и воспитанников как основы воспитания; 5* организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы — традиционных и творческих; >• взаимодействие с многопрофильными детскими объединениями и самодеятельными детскими организациями; >• корректировка индивидуального пути развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференциация и индивидуализация процесса воспитания; >• придание психолого-педагогического смысла «чиновничьим функциям» школьного педагога.
Творческий потенциал школьного педагога-воспитателя реализуется и в конструируемой им методике и технике воспитательного процесса: >- определение цели и задач (стратегических и тактических), выстраивание логики воспитательного процесса; >• изучение личности учащихся, детского коллектива, состояния учебно-воспитательного процесса; внедрение результатов в практику; >• планирование воспитательной работы; >• отбор содержания воспитания; >• выбор средств, методов и приемов воспитания; >• анализ результатов воспитания и прогнозирование на основе этого анализа дальнейшего хода воспитательного процесса.
Организация воспитания как самоактуализации личности и педагога (классного руководителя), и учащихся в классном коллективе позволяет иначе взглянуть и на традиционные, оговоренные статусом и записанные в соответствующих административных документах функции 4.6. Воспитательная работа классного руководителя_________ 295 классного руководителя: оформление личных дел учащихся и классного журнала, проверку дневников детей, написание характеристик, различных справок, обязательное декларативное проведение родительских собраний, возвращение в школу «блудного сына» — прогульщика и т.п. Все эти функции можно выполнять и формально, под гнетом «обязаловки». А можно иначе: одухотворить, сделать их сопричастными душе ребенка и своей собственной. И тогда они не станут казаться учителю неприятной необходимостью. Как и прежде, классному руководителю стоит позаботиться: >• о ведении дневника — по нему виден прогресс в развитии ребенка; 5* о написании характеристик — в них виден результат изучения ученика и очерчены перспективы его дальнейшего роста; >• о ведении классного журнала как средства упорядоченного ведения дел класса; >- о проведении родительских собраний как средства обретения необходимого взаимодействия с самыми близкими, а значит, и заинтересованными в судьбе ребенка людьми, для поиска выхода из возникших ситуаций и т.д. Еще одна забота классного руководителя — это классный уголокв кабинете (классной комнате), закрепленном за классом: уборка, содержание в чистоте и порядке, помощь в создании и хранении методического комплекта, озеленение и украшение, оборудование для всяких классных дел и т.д. Классный уголок выполняет функцию информации и организациипедагога и детей. Главное, чтобы он действовал,а не просто украшал стену, красочно оформленный единожды. Для того, чтобы способствовать организации воспитательного процесса, в нем может быть: >* список класса с распределением поручений (как схема самоуправления, где есть место каждому); >• «деловые бригады» (своеобразные 4—5 групп по интересам, в которых дети предпочитают участвовать в классных делах, дежурить по школе и т.д.)* >• календарный план-сетка на четверть; >* объявление о ближайших делах (время, место, порядок и содержание подготовки, даты репетиций, ответ- 296______ Глава IV. Содержание воспитания в современной^ коле ственные за определенные участки работы, материалы для обдумывания и т.д.); >- успехи, награды, поощрения...; >• поздравления с праздниками, с днями рождения учащихся и учителей; -> график традиционных дел (например, субботние экскурсии по Москве для желающих — когда конкретно, какие экскурсии); 5* оперативная учебная информация; >• график дежурства по классу и школе, распределение обязанностей, информация о генеральных уборках школы в конце четверти. Может быть и другая информация (например, на тему «Досуг в Москве» - - наиболее интересные спектакли, выставки, лекции и т.д.; рекомендуемые к прочтению книги; интересные для размышления и дискуссий вырезки из газет и журналов, статьи по поводу знаменательных дат календаря и др.). Следует сказать, что в классе должен быть человек, за это отвечающий и творчески относящийся к порученному делу. И последнее — это «копилка классного руководителя» (в классном кабинете или дома): папка или конверты с содержательным материалом по различным аспектам и темам воспитательной работы, к различным мероприятиям, с разработками и сценариями различных форм работы; ежегодные тетради классного руководителя; конверты или папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и другие «документы» его жизнедеятельности, как правило, они вручаются в качестве подарка на Празднике последнего звонка или выпускном вечере); картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы с описанием их; необходимая психолого-педагогическая, методическая, детская (или юношеская) и другая литература, которая поможет обогатить воспитательный процесс.
297 2. Психолого-педагогические основы отношений классного руководителя и учащихся. Динамика возрастного развития этих отношений. 3. Классный руководитель как лидер детского (подростково 4. Позиция классного руководителя в «трудном» классе. 5. Классный руководитель и малый педагогический коллек Рекомендуемаялитература Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. Методические рекомендации. М., 1992. Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000. Настольная книга классного руководителя / Сост. Л.Д. Гут-кина. М., 2000, Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя. Памятки, упражнения, опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3. Психологические аспекты деятельности классного руководителя /Сост. В.Н. Петрушин. М., 1996. Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001. Селиванова Н.Л, Школьный класс. Серия «Педагогика и психология». М.: Знание, 1988. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000. Сергеева В,П. Классный руководитель: планирование и организация^ работы от А до Я. М., 2001. Ч. 1. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. М., 2001. Степанов Е.Н. и др. Воспитательная система класса. Методическое пособие. М., 1998. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 3999. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Классный руководитель как организатор учебно-воспитательного процесса в школе. ГЛАВА V Основы методикивоспитания Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Господи! Дай мне мужества вынести то, что я не в силах изменить. Господи! Дай мне мудрости не перепутать первое со вторым. Молитва Дюрера (в переводе Батюшкова) 5.1. Педагогическая поддержка — основа воспитательной позиции школьного педагога Моя душа пошла в раздрай, Не все поступки нравятся. Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай, С собою надо справиться. (В. П. Шабалин-о своем внуке-подростке) Воспитание — это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей. Э. Фромм
Необходимость специальной воспитательной работы диктуется современными запросами общества. Сложно, нередко драматически переплетаются в современной реальности различные типы личностей -от разносторонне, гармонически развитой, творческой, думающей, гуманной до уродливо приспособленной только лишь к потребительской функции, часто подверженной предрассудкам и суевериям, нередко патологически агрессивной, с девиантным поведением. По мнению Д. Локка, «...девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, -добрыми и злыми, полезными и бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми». Одним из вариантов воспитания (в узком смысле слова) является внеклассная воспитательная работав школе (в педагогике относительно ее употребляется термин «воспи-
5.1. Педагогическая поддержка тание в узком смысле слова»). Пожалуй, это единственная регламентированная сфера воспитания, через которую проходят практически все дети: место ее функционирования -школа, государственное учреждение; следовательно, общество, государство так или иначе регламентирует цель, задачи, содержание, методику этого воспитательного учреждения и деятельность школьных педагогов, имеющих определенные правовые, административные обязанности. Когда мы говорим «внеурочная (внеклассная, внешкольная) деятельность»,мы имеем в виду деятельность школьника как ее субъекта (ибо он — живой человек, и его существование происходит в определенных сферах деятельности, самостоятельно им выбранных или приобретенных в других сферах воспитания); когда же мы употребляем термин «воспитательная работа», то имеем в виду целенаправленную деятельность субъекта воспитания, т.е. любого школьного педагога: учителя — если речь идет о внеклассной работе по предмету; классного руководителя — воспитателя определенного класса; куратора — педагога, курирующего несколько классов; воспитателя группы продленного дня; руководителя кружка, секции, клуба в системе дополнительного образования; даже школьного врача, призванного осуществлять элементарное медицинское и гигиеническое просвещение (и воспитание) школьников... Необходимо учитывать важную для современной гуманистической парадигмы воспитания новую позицию воспитателя в педагогическом процессе: в основу отношений воспитателя и воспитанников должно быть положено «общение-диалог, общение-обсуждение, общение — совместное прояснение смыслов»*. Эта позиция не из легких. Тем более, когда у многих педагогов современной школы это переход от субъектно-объектных, монологических и функциональных отношений в процессе воспитания.
Растущий человек имеет потребность в защищенности и заботе. В более старшем возрасте -- потребность в дружеской поддержке, включенности в некоторое сообщество. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 102. 300_ Глава V. Основы методики воспитания Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспитательной позиции -педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника, Замечательный педагог-гуманист, наш современник О.С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных проблем ребенка (подростка). Трудно ли быть ребенком? А подростком? Кто из взрослых -- педагогов, родителей, бабушек и дедушек, да и просто окружающих ребенка взрослых — задает себе этот вопрос. Некоторые удивятся: «счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства» (Л.Н. Толстой). Но есть еще и такое: «трудное взросление», «тяжелая работа роста», «трудный возраст»... Мы спросили детей о том, какие трудности они испытывают в жизни. И получили ответы у маленьких: «спать днем в детском саду», «ходить в детский сад», «съедать все за столом», «не бояться темноты», «научиться читать», «убирать игрушки», «победить Витьку-драчуна», «болеть и лечиться», «залезть на крышу сарая, куда залезают мои друзья», «не плакать, когда мне больно или я чего-нибудь боюсь», «решать задачки по математике», «читать громко и выразительно», «писать чисто и красиво»... А у старшеклассников — еще сложнее их проблемы: «учиться хорошо по всем предметам», «отношения с родителями», «преодолеть свою застенчивость», «ссоры и развод родителей», «рано вставать», «хроническая усталость и недосып», -«отсутствие друзей», «не с кем поделиться самым сокровенным», «достать денег на карманные расходы», «поступить в институт без блата и больших денег (у меня ни того ни другого нет)», «отношения с товарищами по классу», «безответная любовь», «отношения с учителями», «несправедливости в школе», «одиночество» и еще многое-многое другое. Выходит не так уж беззаботно счастливое и безмятежное детство. И мы, взрослые, находясь рядом, интуитивно ли, сознательно ли помогаем детям в их трудной работе роста и взросления. Они маленькие ростом и слабые: не могут дотянуться, долезть, увидеть... Мы помогаем.
5.1. Педагогическая поддержка Они многого не знают — и ошибаются, удивляются, стараются понять, изводят всех своими «почему?». Мы объясняем, рассказываем, читаем им.., раздвигая горизонты познания. Они многого не умеют: держать ложку, убирать постель, кататься на лыжах, конструировать, рисовать, читать, найти друзей, строить отношения с людьми... Мы по мере возможностей стараемся научить. Они беззащитны; перед болезнью, детскими страхами, обижающими старшими, произволом некоторых учителей, опасностями улицы... Мы стараемся защитить. Они нуждаются в любви и ласке — мы их любим. И чем в большей степени мы удовлетворяем потребности растущего ребенка (подростка) в его «надобностях», чем более умело и тактично помогаем в решении его проблем, тем благотворнее он развивается — растет, хорошеет, умнеет, все понимает, становится нравственнее, красивее... Если этого нет, то возникают многочисленные детские (а скорее, «недетские») проблемы: детская тревожность и страхи, отставание в развитии, детские болезни, дезадаптированность в окружающей среде (дома, в школе, на улице), вредные привычки, уход из дома — сначала ненадолго и недалеко, а потом безнадзорность и бродяжничество, уход из школы и беспризорность, девиан-тное поведение и даже детский суицид... Кто-то сможет возразить: зачем запугивать, сгущать? Но хочется в ответ сказать, что всегда большое (и хорошее, и плохое) начинается с малого. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли... Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли. Из размышлений учит еля-воспитат еля Сегодняшняя педагогика подошла вплотную к разгадке успешности-неуспешности наших воспитательных усилий. В недрах многовековых идей свободного воспитания и гуманистической педагогики, ориентирующихся на личность ребенка, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. 302____________________ Глава V. Основы методики воспитания педагогическая «Толковом словаре» С.И.Ожегова чм- держать», имеющего несколько значений: «1} придержав, не дать упасть; 2) оказать помощь, содействие; 3) выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; 4) не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь». Если перенести эти значения в сферу воспитательную, то получается, что педагогическая поддержка -.-. это не бытующее, увы, в некоторых воспитательных практиках пресловутое «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие (даже позитивное)», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания»... Это естественный акт СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества взрослого и ребенка (подростка) в решении его проблем. Педагогическая поддержка -- это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка (подростка) и его САМОпропесом, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблю-дение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертво-вание, САМОкритика, САМОпрог-ноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМОуправление, САМОдеятель-ность, САМОразвитие, САМОреализация, САМОдоста-точность, САМОвоспитание, САМОактуализация... Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидания, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, выдвижение ограничивающих односторонних условий, вызов родителей, манипулирование мнением 'друзей ребенка и общественным мнением, требование послушания и беспрекословного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию, разные ухищрения в попытках некорректными средствами что-то выведать о поступках ребенка или подростка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников). Известно, что эти воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому 5.1. Педагогическая поддержка___________________________ 303 барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить. Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу. Это, по утверждению О.С. Газмана — предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. Обратим внимание на четыре группы насущных проблем ребенка (подростка): не они ли так красочно представлены в нашем далеко не полном перечне «боязней» и трудностей растущего человека? Именно они. условия "~| Очень важный вопрос в методике пе- , успешности дагогической поддержки о том, как педагогической создать в школе и дома необходимые поддержки | уС!Ювия ее реализации. В журнале «Классный руководитель» (1999, № 6} приведена известная мудрость, имеющая прямое отношение к .нашим размышлениям: Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чув-' ством вины.
304 Глава V. Основы методики воспитания 5.1. Педагогическая поддержка 305
В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентации, психологический климат... Но главное — ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ». И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы: «Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...» В, Берестов Такую любовь он чувствует дома, нередко и в школе. Но есть и вторая сторона. О ней хорошо сказано у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит, надо дать растущему человеку шанс проявить любовь — к маме и папе, к сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным этическим, эстетическим, правовым... категориям. В современной гуманистической педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки*, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя: 1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное при 2. Приверженность диалоговым формам общения с деть * Цит. по кн.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 126-127.
3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначе 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность 5. Признание права на свободу поступка, выбора, само 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, незави 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль И тогда из уст воспитывающих педагогов и родителей, окружающих взрослых и детей вместо приказаний, требований, запретов, одергиваний, угроз (чаще с тормозящей частицей «НЕ»), требования послушания и беспрекословного подчинения, внушения, наказания, морального давления, унижающего достоинство растущего человека, высмеивания... ребенок или подросток (особенно) постоянно слышит: — Ты же у меня умница — справишься! - Подумай — и получится, а нет — подумаем вместе и — Не волнуйся, это мелочи жизни! И у меня в детстве - Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого! — Ты, конечно, можешь поступать по-своему, но мне — Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек — Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное — Я тебе доверяю!
Глава V. Основы методики воспитания - Петр I говаривал: «Юность — прекрасная пора, но надо умело ей пользоваться». Подумай, что это значит. Гуманная педагогика, опирающаяся на принципы свободного воспитания, видит в поддержке ключ к построению глубокого общения, постоянным душевным контактам, доверительности и надежности, создания условий для решения проблем ребенка им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Приведем примеры. ...1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из голодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми, чтобы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Никол-ка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой холстины (уж какая нашлась!). Мальчишки дразнили и смеялись. Хотелось убежать домой и больше никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница. Категорично и строго приказала мальчишкам прекратить насмешки. А Николе — потехонечку, на ушко: «Не горюй! Скажи маме, пусть вскипятит штаны в луковой чешуе -и все будет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил человек урок доброты, справедливости, жизненной мудрости. ...В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и.неуживчивым. Не вызывал симпатий учителей, повергал "в страдания родителей, сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб... расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв помужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял -ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие -позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут — не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем возрасте. Гномиком звали: Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом зай-
307 мись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали — таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь!» В обоих случаях воспитательное воздействие выступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оценкам окружающей действительности, самого ребенка. Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учителя-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».
В реализации педагогической поддержки важно твердо знать, чему научить 1------------------- растущего человека, чтобы он(а) при- нял(а) эту поддержку? Исподволь с раннего детства и до взрослости мы озабочены формированием умений и навыков: >- Полагаться на собственное «Я сам...» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение...)*. >• Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над ре-шением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией... > Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию. У Омара Хайяма есть совет: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. * Можно воспользоваться перечнем «Я сам...», данным в книге Г.К. Се-девко «Руководство по организации самовоспитания школьников». М., 1999. 308 Глава V. Основы методики воспитания 5.1. Педагогическая поддержка 309
>• Учиться психолого-педагогичесой рефлексии собственного развития. Очень часто возникает вопрос: а где искать критерий правильности? Красоты? Истинности? Добра? Действительно, где? Ответ очень прост. Он естественно сложился во всех древних и современных этико-педагогических теориях и практиках. Основным критерием педагогической поддержки пусть будет наш постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» И еще. Как правило, критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы. Только тогда можно ожидать открытости от детей.
Осуществляя педагогическую поддержку очень важно соблюдать чувство меры, руководствовать соображениями педагогического такта. Еще Я. Кор-чак предупреждал, что воспитательные воздействия действуют как лечебные процедуры, и ребенок, «перекормленный морально, испытывает тощ-.ноту». В дневнике десятиклассницы Лены Б. читаем: «...Я понимаю, что я единственный ребенок у них (родителей) и они любят меня и оберегают. Но надо же знать меру! Мне было приятно, когда они перестали провожать меня на курсы». «...Гулять я не пошла (а там встреча с любимым мальчиком), так как мама решила проверить у меня уроки, а я ничего еще не делала вообще. Я лучше просижу до утра дома, чем она будет проверять у меня домашние задания. Когда она собирается делать это, я взбунтовываюсь. Не-навижу это. НЕ-НА-ВИ-ЖУ». Подобное нередко встречается и в школе. Порой, изощренные приемы авторитарной педагогики родителей и педагогов выдаются за поддержку: выдвигаются жесткие требования и угрозы тихим спокойным голосом; вроде бы разумные советы требуют неукоснительного выполнения; унижающие достоинство ребенка (подростка) шутки, юмор, сарказм, высмеивания; вульгарное использование выражений из подросткового жаргона, неумелая трактовка явлений подростковой субкуль- туры (моделей одежды, музыки, форм поведения, суждений об окружающих жизненных явлениях). А напоследок хочется привести мудрое стихотворение Р. Тагора, который, разумеется, не подозревая, дал прекрасное описание ошибок педагогов и родителей, озабоченных педагогической поддержкой детей, которых воспитывают в любви. Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу С мучительной любовью; вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от его высох ручей. Отчего лопнула струна арфы? Я пытался исторгнуть из нее звук, Который ей был не по силам, вот отчего лопнула струна арфы. Воистину мудр совет «Не навреди!», оказывая педагогическую поддержку любимому растущему человеку, искренне любимому. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Понятия «воспитание» и «воспитательная работа»: в чем их 2. Понятие и сущность педагогической поддержки как осно 3. Условия и принципы реализации педагогической поддерж 4.-Специфика использования педагогической поддержки в воспитательной работе с разными категориями школьников. 5. Особенности педагогической поддержки по отношению к 6. Как начинающему педагогу овладеть методикой и техни
Глава V. Основы методики воспитания Рекомендуемая литература Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. Бардовская И. В., Реан А.А. Педагогические ситуации // Кн. Педагогика, М., 2001. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. В кн.: Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. М., 1995, Вып. 3. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. Вып. 10. Ч. 2 и 5. Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1996. Вып. 6. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество. — М.: Библ. ж. «Директор школы», 1999. № 4. Френе С. Антология гуманной педагогики. М., 1997. Методы воспитания Метод воспитания — это «инструмент прикосновения к личности». А.С. Макаренко Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами. В. Лизинский
Центральным, основополагающим вопросом методики воспитания являются методы воспитания и воздействия, средства воспитания, приемы педагогического воздействия, современные технологии воспитания. В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника (-ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие,сколько взаимодействие,предполагающее ак- 5.2. Методы воспитания тивную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей. В теории и методике воспитания выделяют два понятия,которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия. Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками Недели детской книги; творческими уроками литературы. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сейчас же свои пометки!» Или : «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой». Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.
Существует множество классификаций методов, произведенных по разным основаниям (цель и содержание воспитания, логика воспитательного процесса, характер действий субъектов — воспитателя и воспитанников, способы воздействия наличность...). У педагогов-практиков нередко возникает вопрос: зачем классифицировать методы? Ответ достаточно прост и лаконичен: чтобы выбирать! Чтобы разумно чередовать! Чтобы влиять на все стороны личности воспитанника!
Глава V. Основыметодики воспитания В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания — формирование отношенийк окружающему миру (а отношение выступает в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятель-ностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.
Методы убежденияпрежде всего направлены на рациональную сферу отношения. Л.Н. Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки». Убеждение— это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания. Знания, понятия, представления подрастающего человека об окружающем мире отличаются своей неполнотой, несформированностью в силу небогатого его жизненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями ребенок вообще встречается впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления, основанные на житейско-обыденном опыте общения с миром. Значимость подобного понимания метода убеждения подчеркивал еще Н.А. Добролюбов: «Большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах... Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чем, собственно, не имеет определенного понятия, а так себе колеблется между добром и злом». 5.2. Методы воспитания Пятилетний ребенок говорит старшей сестре: «Танечка, когда я вырасту, ты будешь моя невеста, а Маша из детского сада -- жена». На что сестра возражает: «Нет, так не бывает. Одна и та же девушка бывает сначала невестой, потом становится женой». «Нет, — отвечает малыш, — невеста — это та, которой дарят цветы и конфеты, а жена — это та, которая стирает, убирается, в грязном халате, и на которую можно кричать». Понятие «убеждение» в воспитательном процессе обычно употребляется в двух смыслах: этическом (в основе его обобщенный опыт человечества, заключенный в формах общественного сознания) и педагогическом (как процесс формирования знаний, понятий и представлений о мире). Однако не следует примитивно представлять, будто бы убеждение в методике воспитания первично: воспитатель посадил воспитанника перед собой и говорит, говорит, говорит... Такое словесное воздействие лишь наносит вред воспитанию именно потому, что углубляет имеющийся разрыв между сознанием и поведением. Это подметил еще Сократ, мечтая посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Методы убеждения, — и словесного, и примером собственного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой -- должны постоянно сопровождать процесс организации его жизни и деятельности. Обратимся к житейскому опыту старшеклассников. Десятиклассникам школы № 45 мы задали вопрос: «Что и в каких ситуациях является для вас убедительным?» Разброс мнений был таким: «то, к чему я пришел сам», «долгие уговоры», «нормальный тон убеждающего», «представление доказательств, фактов, доводов, железная логика», «убеждают родители и учителя, которые уважают мое достоинство», «что-то новое», «на меня надо хорошо покричать», «если я не согласен, поступаю по-своему», «никто ни в чем не может меня убедить», «если убеждают — поступаю противоположно»... В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их — главное условие успешности. За
Глава V. Основы методики воспитания основу может быть положено выделение четырех основных групп метода убеждения*: >- информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...); >• поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное); >* дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу); >• взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты). Можно отметить тенденцию современной методики воспитания к технологизации каждого педагогического явления. Это позволяет претворять педагогические рекомендации и идеи в практические действия воспитателя. Приведем для примера две модульные технологии. Конкретные «шаги» по реализации метода убеждения при индивидуальной беседе**: 1. Ясно сформулировать в одном предложении то, что вы 2. Сказать воспитаннику, что вы чувствуете по поводу 3. Указать на те последствия, которые могут быть. 4. Признать свою беспомощность, одновременно выска 5. Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чем, не 6. Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник мо * Эта концепция разработана В.М. Коротовым и описана в книге: Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974. Гл. 2. ** На основе книги Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. С. 74-76. 5.1. Методы воспитания Педагогу, использующему дискуссионные методы убеждения,могут пригодиться такие советы*. Процесс поисковой мыслительной деятельности проходит несколько стадии исследования проблемы: О информирование (вступительное слово ведущего, в котором замысел дискуссии); О аргументация (выступление учащихся-докладчиков с обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме); О замечания (стадия возражений, сомнений и вопросов со стороны учащихся-оппонентов); О опровержение (до кладчики-учащиеся нейтрализуют возражения и сомнения, защищая свои альтернативы); О критика (проверка предложенной идеи, реконструкция аргументации с целью проверки ее на прочность); О контраргументация (защита альтернативы после критического анализа ее, т.е. противодействие другой или исключающей первую альтернативы); О завершение (осуществляется ориентация учащихся на практическую деятельность). Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обменяться мнениями, прийти к согласию, найти выход из сложного положения, разобраться в жизненных проблемах, приблизиться к истине, отобрать конструктивные предложения, пополнить банк идей... Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них: компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения; актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имеющийся у школьника опыт; тщательный отбор содержания (интересность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами; этико-эстетичес- * Добровольский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997. С. 120-122. 316 Глава V, Основы методики воспитания 5.2. Методы воспитания 317
кая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...). Психолог А.Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием, при котором предлагаемая информация декларируется бездоказательно, например, в таких формах: «И не стыдно», «Каждый должен...», «В таких случаях надо...» и т.п. Как правило, все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и потому заведомо неэффективно.
Они призваны воздействовать на по-веденческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель — научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов непосредственный практический опыт людей. Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности, инструментованной как воспитывающая. Назовем некоторые из них: 1. Педагогическое требование. Суть его в переводе 2. Приучение как метод представляет собой организа ся режим жизни и деятельности учащихся, другим — нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета... 3. Упражнение как метод воспитания предусматривает 4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых уче 5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; со Следует обратить внимание на современную трактовку воспитательного смысла примера. Ее очень тонко подметил М.А. Светлов: «Учитель, по установившейся вульгарной традиции -- это человек, которому надо подражать. Я с этим не согласен. Учитель в искусстве — это человек, который помог тебе стать самим собой». Определенные методические правилапозволяют педагогу технологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые * Об этом в настоящее время много психолого-педагогической литературы, например: Ковалев А,Г. Конфликты в коллективе и их преодоление. М., 1978; Конфликты: сущность и преодоление (Методические материалы). М., 1990.; Корнелиус Е., Фэйер Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.
Глава V. Основы методики воспитания из них: цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников; коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной; обеспечение активности каждого участника деятельности; технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами); сочетание повторяемости (традиционность) 'с разнообразием (возможность выбора) организующих форм; сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников; деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей. Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности -- подражании. Психическое заражениеосуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний... обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и обшей развитости и зрелости личности. Чем выше уровень развития человека, тек критичнее он по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Наиболее подвержены влиянию психического заражения подростки. Подражаниекак разновидность психического заражения направлено, главным образом, на воспроизведение человеком определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Известный психотерапевт В. Леви* выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внутреннем подражании логика чувств и поведения другого человека ухватывается интуитивно. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, цели-
5.2. Методы воспитания ком. Ведь в общении с другим человеком (особенно авторитетным, любимым) ребенок (школьник) воспринимает и чувствует гораздо больше, чем может выразить. Не только голос, жесты, манеры.., но и некие обобщенные сгустки всего психического склада его откладываются в нем и неосознанно «лепят» образ.
Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы— одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 502. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |