Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитывающий характер системы дополнительного образования
Известно, что человек — существо свободное, поскольку одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в' избрании лучшего, что все лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится к прекрасному, величественному, высокому. А.Н. Радищев
Своеобразным, самобытным фактором развития личности школьника, создающим условия для его самореализации, является система дополнительного образования. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в основу ее положена преобразованная система внешкольных учебно-воспитательных учреждений. Она связана с двумя проблемами: досугом детей и их свободным временем. Под свободным временем как социально-педагогической категорией принято понимать внепроизводственную деятельность человека. Если рассматривать данную категорию по отношению к детям, то это внеурочная дея- 282 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.5. Характер системы дополнительного образования 283
тельность, заполненная специфическими видами занятий. Характеризуется оно добровольностью, самостоятельностью, интересом, творчеством. В теории социологии и педагогики принято классифицировать свободное время по видам деятельности с учетом индивидуальных и групповых увлечений, места проведения досуга. Свободное время включает два вида взаимоотношений; восстановительный, т.е. развлекательный, и активный, направленный на творческое развитие личности. Вот почему проблема занятости детей (подростков) в свободное время как один из элементов содержания воспитания так волнует и родителей, и педагогов, и самих детей, особенно в подростковом и юношеском возрасте.
В группу учреждений дополнительного образования входят разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения, а также общественные организации и различные административные органы, выполняющие определенные воспитательные функции: школьные факультативы и предметные кружки и секции, дома детского и юношеского творчества, специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, театральные, спортивно-туристические...), многопрофильные клубы в школах и по месту жительства, творческие объединения детей и молодежи при вузах, музеях, театрах, филармониях;. научные общества школьников; многообразные туристко-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции; детские площадки по месту жительства и в культурных центрах, местах отдыха и т.д. Учебно-воспитательные учреждения специального типа: лечебно-профилактические, постоянного содержания для больных детей и детей, имеющих отклонения в развитии, для детей-сирот и полусирот, для детей с девиантным поведением и несовершеннолетних правонарушителей; досуговые непрофильные объединения детей и молодежи. Общественные организации в микрорайоне школ: общественные советы, попечительские советы, форпосты культуры, детско-юношеские клубы, многопрофильные досуговые объединения и т.д. Административные органы по охране материнства и детства: органы опеки и попечительства, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних. В последнее время к группе учреждений дополнительного образования стали относить и летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, развивающие (для одаренных детей, юных журналистов, музыкантов, филологов, математиков, геологов...), в том числе каникулярные лагеря возникших детских организаций и объединений (коммунарских, скаутских, «зеленых», «друзей животных» и т.д.); лагеря актива, спортивные (разного профиля), для детей-сирот; лагерные сборы по различным профилям и т.д. Воспитательная работа в них имеет свою специфику, воспитательное назначение, цели и задачи, свое содержание и методику*.
Учреждения дополнительного образования призваны удовлетворять индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и взрослых. Их цель — создание условий для развития творческой индивидуальности детей в избранной им и сфере деятельности на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации. Основными задачами внеурочной деятельности детей, а следовательно, и системы дополнительного образования являются: О выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей (подростков) к различным видам деятельности; О оказание помощи в выборе учреждения дополнительного образования, кружка, секции, клуба, формы участия в нем; О создание условий для развития ребенка (подростка) в избранной сфере внеурочной деятельности — матери- * Заинтересованного читателя мы отсылаем к тематическим журналам «Народное образование», посвященным организации и методике летнего отдыха детей (!999, № 5; 2000, № 4—5; 2001. № 3: рубрика «Педагогика ка н и кул »). 284 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.5. Характер системы дополнительного образования 285
альных и духовных средств (атмосферы, психологического климата, квалифицированных специалистов...); О формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности; О создание опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей; О создание необходимых условий и обстоятельств для реализации приобретенных знаний, умений и навыков (обмен опытом, отчетные концерты, опубликование работ, участие в смотрах, конкурсах, научно-практических конференциях, вечерах, творческих отчетах, выставки .и смотры произведений творчества, ярмарки-продажи произведенной продукции, подарки в благотворительных целях и т.д.).
Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования реализуется в специфических в отличие от школы условиях: О добровольностьв выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе (группе, кружке, секции, объединении клубного типа), активность и самостоятельность ребенкав выборе содержания и результативности деятельности; О творческий характердеятельности, ибо в подобные объединения приходят, как правило, люди увлеченные, нацеленные на творчество; О высокий уровень профессионализма,ибо отдельные дела, секции, кружки, клубы ведут специально подготовленные люди, мастера дела; О многопрофильность:в одном объединении кружки, клубы, секции, различные формы воспитательной работы; это позволяет пришедшему сюда подростку выбрать занятие по душе, найти себя, переходить от одного занятия к другому, общаться с разными людьми; О отсутствие довлеющей обязательной оценки,официального (формального) статуса («ученик», «сын», «участник кружка»...); О иное помещение, место,которое человек выбирает сам; порой это широкая природно-социальная среда: парки, леса, усадьбы, реки и море, исторические места, культурные центры, научные или производственные объекты...; О опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничествас интересными людьми, творческими личностями, одухотворенными взрослыми и сверстниками; опыт содружества поколений; О опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития,где наиболее успешно происходит самоактуализация личности, ибо созданы условия для проявления и развития всех ее признаков; О возможность выходав любое время, в любой момент (в отличие от невозможности уйти от школьного воспитания), т.е. существен момент ненасилия; О учреждения дополнительного образования могут успешно компенсировать недостатки и разрешать противоречия школьной системы воспитания(обязательной, регламентированной, авторитарной): например, нередко трудные дети, изгои школьного коллектива находят себя и успешно занимают позиции лидеров в учреждениях дополнительного образования.
Перспективное развитие в настоящее время получает сотрудничество в воспитательной работе школ и учреждений дополнительного образования. Примерный перечень форм такого взаимодействия приводит директор школы № 825 г. Москвы В.А. Караковский*: О привлечение педагогов школ к работе учреждений дополнительного образования (руководителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т.д.); О привлечение педагогов дополнительного образования к воспитательной работе школ (в качестве инструкторов, руководителей различных программ и т.д.); О создание совместных детских объединений определенной профильной направленности; О организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования; * В кн. Управление воспитательным процессом школы: проблемы и решения. М, 1999. С. 64.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе О подготовка и проведение массовых мероприятий; совместное участие детей и взрослых в праздновании знаменательных дат, событий (День города, Праздник двора (улицы), Неделя памяти, посвященная Дню Победы; фестивали детского творчества; народные гулянья в национальные праздники; спортивные эстафеты, ту-ристско-краеведческие слеты и т.д.); О проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха, профильных лагерей; О совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания, образования; О подготовка методических пособий, составление программ действующих воспитательных систем; О проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей, повышения педагогического мастерства; О совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы...). В практике такого взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспитания. Особо надо сказать и о взаимодействии классных руководителей (воспитателей) с учреждениями дополнительного образования, расширяющих диапазон положительных влияний в воспитании. Классный руководитель может осуществлять сотрудничество в таких формах: >• использование самих учащихся как специалистов (музыкантов, поэтов, техников, историков, театралов, знатоков определенного жанра искусства или отрасли научного знания...) для подготовки различных форм воспитательной работы; >• посещение с классом, с группой учащихся иди с отдельными учащимися отчетных концертов, вставок, спектаклей, состязаний, праздников, дней открытых дверей, встреч, отдельных занятий, вечеров, дискуссий и т.д. в этих учреждениях и организациях; 5^ проведение совместных вечеров, праздников, диспутов, турниров, выездных лагерей труда и отдыха и т.д.; >• приглашение преподавателей и руководителей кружков, секций, клубов и т.д. в качестве гостей на различные формы воспитательной работы с учащимися класса и школы, на родительские собрания...
Все шире и шире в практику воспитания входят различного рода многопрофильные объединения клубного типа -- государственные и негосударственные, детские и детско-юношеские, объединения взрослых и детей, объединения при школах, учебно-воспитательных учреждениях и по месту жительства... Интересные модели организации внеурочной деятельности учащихся описаны Г.К. Селевко*: «Школа доминанты самосовершенствования по А.А. Ухтомскому», «Культурологический социально-педагогический комплекс», «Модель коллективных творческих дел» (по И.П. Иванову — В.А. Караковскому), «Сверхпрограммная творческая деятельность» (по И.П. Волкову), «Гимназическая академия наук» и «Школа самоуправления». Нами подробно описаны (с полным раскрытием содержания и методики) три современных многопрофильных объединения*: школьный клуб, центр научного и технического творчества «Эврика» (г. Обнинск Калужской области) и социально-производственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого г. Москвы (функционирует по месту жительства). Разумеется, названные типы многопрофильных воспитательных объединений школьников не единственные. Их по всей стране великое множество. Они прекрасно дополняют воспитательную систему школы, расширяя диапазон позитивных воспитательных влияний. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Какие функции в развитии и воспитании школьника выполняет система дополнительного образования и воспитания? * В кн. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999. С. 79-95. ** Маленкова Л.И. Воспитание учащихся в современной школе. М., 1999. С. 215-225.
288 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 2. В чем отличие ее назначения, содержания и методики вос 3. Система дополнительного образования в стране и ее раз 4. Многопрофильные творческие объединения детей и взрос 5. Психолого-педагогические основы деятельности руководи 6. Основны.е направления и формы взаимодействия школы и Рекомендуемаялитература Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. М,, 1987. Дополнительное образование детей. М., 2001. « Доровской А.И. Гамма личностного подхода // Кн. 1000 советов по развитию одаренности детей. М., 1997. С. 124. Закатова И.Н., Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенствованию. В кн.: Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999. С. 79—85. Игра, творчество, развитие. Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск, 1994. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995. Классному руководителю: воспитание и дополнительное образование детей. М., 2001. Кротов В.М. Клубная работа // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 202-206. Летний отдых детей: Концептуальные и нормативно-правовые основы / Сост. А.М. Парнов. М., 1998. Летняя страна детства для юных граждан России. М., 1997. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. Ч. 4. Педагогика каникул // Народное образование. 1999. № 5; 2000. №4-5; 2001. № 3. Стефаноеская Т.А. Учреждения дополнительного образования // Кн. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 112— 113. Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С.Макаренко, М., 1959.
4.6. Воспитательная работа классного руководителя Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество/Жизнь. Организация досуга школьников. М., 1966: Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. М., 1996. Ч. 1,2. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Уч. пособие. М., 1986. Шмаков С.А. Каникулы: прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. М., 1997. |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |