Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитывающий характер системы дополнительного образования




Известно, что человек — суще­ство свободное, поскольку одаре­но умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в' избрании лучшего, что все луч­шее познает он и избирает по­средством разума, постигает по­собием ума и стремится к пре­красному, величественному, вы­сокому.

А.Н. Радищев

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗВИ­ТИЕ

Своеобразным, самобытным факто­ром развития личности школьника, создающим условия для его саморе­ализации, является система дополни­тельного образования. В соответствии с Законом Российс­кой Федерации «Об образовании» в основу ее положена преобразованная система внешкольных учебно-воспита­тельных учреждений. Она связана с двумя проблемами: досугом детей и их свободным временем.

Под свободным временем как социально-педагогичес­кой категорией принято понимать внепроизводственную деятельность человека. Если рассматривать данную кате­горию по отношению к детям, то это внеурочная дея-


282


Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.5. Характер системы дополнительного образования


283


 


тельность, заполненная специфическими видами занятий. Характеризуется оно добровольностью, самостоятельно­стью, интересом, творчеством. В теории социологии и пе­дагогики принято классифицировать свободное время по видам деятельности с учетом индивидуальных и группо­вых увлечений, места проведения досуга. Свободное вре­мя включает два вида взаимоотношений; восстановитель­ный, т.е. развлекательный, и активный, направленный на творческое развитие личности. Вот почему проблема за­нятости детей (подростков) в свободное время как один из элементов содержания воспитания так волнует и ро­дителей, и педагогов, и самих детей, особенно в подрос­тковом и юношеском возрасте.

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО­ГО ОБРАЗОВАНИЯ

В группу учреждений дополнительно­го образования входят разнообразные детско-юношеские учебно-воспитатель­ные учреждения, а также обществен­ные организации и различные административные орга­ны, выполняющие определенные воспитательные функ­ции: школьные факультативы и предметные кружки и секции, дома детского и юношеского творчества, специ­ализированные школы и студии (музыкальные, ху­дожественные, театральные, спортивно-туристические...), многопрофильные клубы в школах и по месту житель­ства, творческие объединения детей и молодежи при ву­зах, музеях, театрах, филармониях;. научные общества школьников; многообразные туристко-краеведческие, эко­логические, культурологические и другие экспедиции; детские площадки по месту жительства и в культурных центрах, местах отдыха и т.д. Учебно-воспитательные уч­реждения специального типа: лечебно-профилактические, постоянного содержания для больных детей и детей, име­ющих отклонения в развитии, для детей-сирот и полуси­рот, для детей с девиантным поведением и несовершен­нолетних правонарушителей; досуговые непрофильные объединения детей и молодежи.

Общественные организации в микрорайоне школ: об­щественные советы, попечительские советы, форпосты культуры, детско-юношеские клубы, многопрофильные досуговые объединения и т.д.


Административные органы по охране материнства и детства: органы опеки и попечительства, комиссии и ин­спекции по делам несовершеннолетних.

В последнее время к группе учреждений дополнитель­ного образования стали относить и летние и каникуляр­ные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровитель­ные, развивающие (для одаренных детей, юных журна­листов, музыкантов, филологов, математиков, геоло­гов...), в том числе каникулярные лагеря возникших детских организаций и объединений (коммунарских, ска­утских, «зеленых», «друзей животных» и т.д.); лагеря ак­тива, спортивные (разного профиля), для детей-сирот; лагерные сборы по различным профилям и т.д. Воспита­тельная работа в них имеет свою специфику, воспита­тельное назначение, цели и задачи, свое содержание и методику*.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНО­ГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учреждения дополнительного образо­вания призваны удовлетворять инди­видуальные социокультурные и обра­зовательные потребности детей и взрослых. Их цель — создание усло­вий для развития творческой индивидуальности детей в избранной им и сфере деятельности на основе их инте­ресов, потребностей и потенциальных возможностей, ус­ловий для самореализации и самоактуализации.

Основными задачами внеурочной деятельности детей, а следовательно, и системы дополнительного образова­ния являются:

О выявление интересов, склонностей, способностей, воз­можностей детей (подростков) к различным видам де­ятельности;

О оказание помощи в выборе учреждения дополнитель­ного образования, кружка, секции, клуба, формы уча­стия в нем;

О создание условий для развития ребенка (подростка) в избранной сфере внеурочной деятельности — матери-

* Заинтересованного читателя мы отсылаем к тематическим журналам «Народное образование», посвященным организации и методике летнего отдыха детей (!999, № 5; 2000, № 4—5; 2001. № 3: рубрика «Педагогика

ка н и кул »).


284


Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.5. Характер системы дополнительного образования


285


 


альных и духовных средств (атмосферы, психологичес­кого климата, квалифицированных специалистов...);

О формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;

О создание опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей;

О создание необходимых условий и обстоятельств для реализации приобретенных знаний, умений и навы­ков (обмен опытом, отчетные концерты, опубликова­ние работ, участие в смотрах, конкурсах, научно-прак­тических конференциях, вечерах, творческих отчетах, выставки .и смотры произведений творчества, ярмар­ки-продажи произведенной продукции, подарки в бла­готворительных целях и т.д.).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Воспитательный потенциал учрежде­ний дополнительного образования ре­ализуется в специфических в отличие

от школы условиях:

О добровольностьв выборе деятельности и формы ее ре­ализации в детском демократическом сообществе (груп­пе, кружке, секции, объединении клубного типа), ак­тивность и самостоятельность ребенкав выборе содер­жания и результативности деятельности;

О творческий характердеятельности, ибо в подобные объединения приходят, как правило, люди увлечен­ные, нацеленные на творчество;

О высокий уровень профессионализма,ибо отдельные дела, секции, кружки, клубы ведут специально под­готовленные люди, мастера дела;

О многопрофильность:в одном объединении кружки, клу­бы, секции, различные формы воспитательной рабо­ты; это позволяет пришедшему сюда подростку выб­рать занятие по душе, найти себя, переходить от од­ного занятия к другому, общаться с разными людьми;

О отсутствие довлеющей обязательной оценки,официаль­ного (формального) статуса («ученик», «сын», «участ­ник кружка»...);

О иное помещение, место,которое человек выбирает сам; порой это широкая природно-социальная среда: пар­ки, леса, усадьбы, реки и море, исторические места,


культурные центры, научные или производственные объекты...;

О опыт неформального общения, взаимодействия, сотруд­ничествас интересными людьми, творческими лично­стями, одухотворенными взрослыми и сверстниками; опыт содружества поколений;

О опыт жизнедеятельности и общения в коллективах вы­сокого уровня развития,где наиболее успешно проис­ходит самоактуализация личности, ибо созданы усло­вия для проявления и развития всех ее признаков;

О возможность выходав любое время, в любой момент (в отличие от невозможности уйти от школьного вос­питания), т.е. существен момент ненасилия;

О учреждения дополнительного образования могут ус­пешно компенсировать недостатки и разрешать проти­воречия школьной системы воспитания(обязательной, регламентированной, авторитарной): например, неред­ко трудные дети, изгои школьного коллектива нахо­дят себя и успешно занимают позиции лидеров в уч­реждениях дополнительного образования.

СОТРУДНИЧЕСТВО

со школой

Перспективное развитие в настоящее время получает сотрудничество в вос­питательной работе школ и учрежде­ний дополнительного образования. Примерный перечень форм такого взаимодействия приводит директор школы № 825 г. Москвы В.А. Караковский*:

О привлечение педагогов школ к работе учреждений допол­нительного образования (руководителями детских объе­динений, методистами, консультантами, а также в каче­стве участников конференций, смотров, конкурсов и т.д.); О привлечение педагогов дополнительного образования к воспитательной работе школ (в качестве инструкто­ров, руководителей различных программ и т.д.); О создание совместных детских объединений определен­ной профильной направленности;

О организация на базе школ филиалов учреждений до­полнительного образования;

* В кн. Управление воспитательным процессом школы: проблемы и ре­шения. М, 1999. С. 64.


4.5. Характер системы дополнительного образования


287


Все это обогащает воспитательный процесс, способ­ствует созданию единой воспитывающей среды для нор­мального развития детей в школе и за ее пределами.


286

Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

О подготовка и проведение массовых мероприятий; со­вместное участие детей и взрослых в праздновании зна­менательных дат, событий (День города, Праздник дво­ра (улицы), Неделя памяти, посвященная Дню Побе­ды; фестивали детского творчества; народные гулянья в национальные праздники; спортивные эстафеты, ту-ристско-краеведческие слеты и т.д.); О проведение летних походов, экспедиций, создание ла­герей труда и отдыха, профильных лагерей; О совместная экспериментальная работа по конкретным

проблемам воспитания, образования; О подготовка методических пособий, составление про­грамм действующих воспитательных систем; О проведение совместных семинаров, курсов по подго­товке педагогов-воспитателей, повышения педагогичес­кого мастерства;

О совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы...). В практике такого взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспитания. Особо надо сказать и о взаимодействии классных руко­водителей (воспитателей) с учреждениями дополнитель­ного образования, расширяющих диапазон положитель­ных влияний в воспитании. Классный руководитель мо­жет осуществлять сотрудничество в таких формах: >• использование самих учащихся как специалистов (му­зыкантов, поэтов, техников, историков, театралов, знатоков определенного жанра искусства или отрасли научного знания...) для подготовки различных форм воспитательной работы;

>• посещение с классом, с группой учащихся иди с от­дельными учащимися отчетных концертов, вставок, спектаклей, состязаний, праздников, дней открытых дверей, встреч, отдельных занятий, вечеров, дискус­сий и т.д. в этих учреждениях и организациях; 5^ проведение совместных вечеров, праздников, диспу­тов, турниров, выездных лагерей труда и отдыха и т.д.; >• приглашение преподавателей и руководителей круж­ков, секций, клубов и т.д. в качестве гостей на раз­личные формы воспитательной работы с учащимися класса и школы, на родительские собрания...


 

ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛУБНОГО ТИПА

Все шире и шире в практику воспи­тания входят различного рода мно­гопрофильные объединения клубно­го типа -- государственные и негосударственные, детс­кие и детско-юношеские, объединения взрослых и детей, объединения при школах, учебно-воспитательных учреж­дениях и по месту жительства...

Интересные модели организации внеурочной дея­тельности учащихся описаны Г.К. Селевко*: «Школа до­минанты самосовершенствования по А.А. Ухтомскому», «Культурологический социально-педагогический комп­лекс», «Модель коллективных творческих дел» (по И.П. Иванову — В.А. Караковскому), «Сверхпрограмм­ная творческая деятельность» (по И.П. Волкову), «Гим­назическая академия наук» и «Школа самоуправления».

Нами подробно описаны (с полным раскрытием со­держания и методики) три современных многопрофиль­ных объединения*: школьный клуб, центр научного и тех­нического творчества «Эврика» (г. Обнинск Калужской области) и социально-производственный педагогический комплекс «Лужники» им. С.Т. Шацкого г. Москвы (функ­ционирует по месту жительства).

Разумеется, названные типы многопрофильных воспи­тательных объединений школьников не единственные. Их по всей стране великое множество. Они прекрасно допол­няют воспитательную систему школы, расширяя диапа­зон позитивных воспитательных влияний.




















Вопросы для самопроверки и размышления

1. Какие функции в развитии и воспитании школьника вы­полняет система дополнительного образования и воспи­тания?

* В кн. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школь­ников. М., 1999. С. 79-95.

** Маленкова Л.И. Воспитание учащихся в современной школе. М., 1999. С. 215-225.


 


288         Глава IV. Содержание воспитания в современной школе

2. В чем отличие ее назначения, содержания и методики вос­
питания по сравнению с общеобразовательной школой?

3. Система дополнительного образования в стране и ее раз­
витие. Попробуйте ответить на этот вопрос, проанализиро­
вав несколько известных вам конкретных учреждений.

4. Многопрофильные творческие объединения детей и взрос­
лых как воспитывающая среда и как фактор развития лич­
ности школьника.

5. Психолого-педагогические основы деятельности руководи­
теля (педагога), работающего в системе дополнительного
образования.

6. Основны.е направления и формы взаимодействия школы и
внешкольных учреждений.

Рекомендуемаялитература

Воспитание увлечением: формирование и деятельность клуб­ных объединений. М,, 1987.

Дополнительное образование детей. М., 2001. « Доровской А.И. Гамма личностного подхода // Кн. 1000 со­ветов по развитию одаренности детей. М., 1997. С. 124.

Закатова И.Н., Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Организация внеурочной деятельности школьников по самосовершенство­ванию. В кн.: Селевко Г.К. Руководство по организации само­воспитания школьников. М., 1999. С. 79—85.

Игра, творчество, развитие. Материалы межрегиональной педагогической конференции. Обнинск, 1994.

Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.

Классному руководителю: воспитание и дополнительное образование детей. М., 2001.

Кротов В.М. Клубная работа // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 202-206.

Летний отдых детей: Концептуальные и нормативно-пра­вовые основы / Сост. А.М. Парнов. М., 1998.

Летняя страна детства для юных граждан России. М., 1997.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на ру­беже тысячелетий. М., 2000. Ч. 4.

Педагогика каникул // Народное образование. 1999. № 5; 2000. №4-5; 2001. № 3.

Стефаноеская Т.А. Учреждения дополнительного образо­вания // Кн. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 112— 113.

Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С.Ма­каренко, М., 1959.


 

289

4.6. Воспитательная работа классного руководителя

Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество/Жизнь. Организа­ция досуга школьников. М., 1966:

Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. М., 1996. Ч. 1,2.

Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: Уч. пособие. М., 1986.

Шмаков С.А. Каникулы: прикладная энциклопедия: Учите­лю, воспитателю, вожатому. М., 1997.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...