Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные технологии воспитания
Целительная сила любой технологии в ее одухотворенности. А. Апраушев Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой. Б. Пастернак
В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их развести. Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в со- 348 Глава V. Основы методики воспитания 5.5. Современные технологи^ воспитания 349
ответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методикевоспитания культуры речи у ребенка и культуре поведения, но о технологииречевого тренинга или общения в повседневном поведении.
Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства,представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...». Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину,которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога»*. В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).
Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. «Любая деятельность, — считает В.П. Беспаль-ко, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»**. Самое прямое отношение это имеет к: теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство. * Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 56-57. ** Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989- С. 5. Сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания: О Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае. О Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя. О Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности. О Воспитание — процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив. О Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) -- живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию». О Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном. О Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. О Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация»... О Теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо любовь к детям — важнейшее качество педагога, определяющее успешность воспитания. Нередко действия педагога основаны на интуиции.
В основеосвоения технологий воспитания лежит система выборов педагогом, ведущая к определенной педагогической позиции, т.е. к исповедыва-нию определенной концепции воспитанияи соответствующей ей методике ее реализации в 350 Глава V. Основы методики воспитания 5.5. Современные технологии воспитания 351
собственном педагогическом опыте, дальнейшем его совершенствовании и передаче коллегам. Итак, выборы,которые делает воспитатель: О Необходимость определиться в отношении к основной парадигме воспитания. О Четкая формулировка для себя понятия и сущности воспитания (из множества современных определений). О Четкая формулировка цели и стратегических задач воспитания. О Определенность в подборе тактических задач, четкость планирования. О Подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания. О Подбор содержания воспитания. О Выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи. О Выбор стиля и тона отношений с воспитанниками. О Определение отношений к педагогическим аксиомам типа «детей надо любить», «не унижать достоинства ребенка», «во всем должна быть мера», «детей баловать нельзя» и т.д.
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология»*. Видимо, это относится и к воспитательным технологиям. 3. Общепедагогическаятехнология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении...; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса. 2. Частнометодическая(предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо на-. правления воспитания, класса, учителя, авторской школы... Локальная (модульная)педагогическая технология -как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их: О переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности; О гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой; О возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.; О возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания; О коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.
Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ*. . I - - общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).
* Селевко Г,К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 15-16. * Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998.
Глава V. Основы методики воспитания О Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшшимеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания — самовоспитание. О Системавоспитания в Павлышской школе В.А. Сухо-млинского. О Модель трудового воспитанияА.А. Католиковапо системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др. О Школа как воспитательная система В.А. Караковсого. О Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина)имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека — высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера... О Воспитательная система Международного детского центра «Артек».II — частнометодические воспитательные технологии. О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волкова). О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
5.5. Современные технологии воспитания О Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова. ОТехнология педагогической поддержки О.С. Газмана.О Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1—9-й классы). О Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение»*.О Авторский курс «Самоусовершенствование личности»в технологии саморазвивающегося обучения (Г.К. Селев-ко)**. О Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание». III — локальные (модульные) воспитательные технологии***. В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие. Разрабатываются даже специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Понятие «воспитательные технологии». Его отличие от методики воспитания. * См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996. ** Сеяевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999. *** Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питю-ков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997. 12. Заказ №1233. 354 Глава V. Основы методики воспитания
2. Педагогические технологии и педагогическая техника, их 3. Основные характеристики воспитательных технологий, их 4. Проанализируйте конкретные воспитательные технологии, Рекомендуемая литература Байкова Л.А., Гребенникова Л, Н. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. И., 2001. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Доровский А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, "воспитателям, учителям. М., 1997. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1992. Католиков А.А. Дом моих детей. М., 1997. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1987. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. 2-е изд. М., 1988. Пит/оков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997. Селевко Г.К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. Ярославль, 1997. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. Щуркова Н.Е., Золекер О.П. Педагогическая студия. М., 1993. Щуркова Н.Е, Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998. Юдин В.В. Педагогическая технология. Ярославль, 1997. ГЛАВА VI Организациявоспитательного процесса в школе Больше всего НЕ хотелось бы, чтобы педагоги и администрация школ, прочитав что-то из методической литературы, решили бы «взять на вооружение» понравившуюся культурную модель или ее отдельные элементы. Это отнюдь НЕ новое мышление. Опасность состоит в том, что отказавшись от одной догматической парадигмы, мы можем попасть в ловушку другой — недогматической. Н.Б. Крылова |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 718. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |