Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание и развитие ученического самоуправления




Оказывается, самостоятельность вов­се не в том, что я один вечно один. Са­мостоятельность — это когда нас много и каждый может придумать, как бы всем жилось получше, и сам делать эту хорошую жизнь. От моей самостоятель­ности кому-то должно быть хорошо.

Из размышлений старшеклассника-активиста

Дело рождает самоуправление, а не наоборот.

А. С. Макаренко

СОУПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕ­НИЕ В ВОСПТА-ТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ

В гуманистической парадигме воспи­тания важной представляется пробле­ма создания и развития системы уче­нического самоуправления. Через нее реализуется идея демократизации школьной жизни, процесса воспита­ния. В современной теории воспитания сложилось пони­мание самоуправления как одного из принципов детского коллектива, сущность которого состоит в реальном учас­тии школьников в управлении делами класса, школы (иногда даже микрорайона, города), осуществляемом че­рез выборные органы самостоятельно. Эти органы само­управления обладают реальными правами и несут реаль­ную ответственность за свою деятельность.

В современной теории и методике воспитания сложи­лось как бы две линии, имеющие отношение к пробле­ме ученического самоуправления: они условно могут быть обозначены как «СО-» и «САМО-»*. Под «СО-» пони­мается деятельность, которая совершается совместно с другими: содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотруд­ничество является условием для перехода от управления к САМОуправлению, под которым понимается самовы­ражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее

* См.: Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и органи­зация работы от Адо Я. М., 2001. С. 42.


396 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

полное использование условий для самосовершенство­вания и т.п.

Есть и другая точка зрения: первый уровень самоорга­низации — самоуправление, а второй — соуправление*, органом которого является совет школы, «но он не толь­ко не дает простор развитию самоуправления, но и сам не может развиваться, так как его деятельность ограни­чена деятельностью педагогов и родителей».

ПРИНЦИПЫ

школьного

САМО- (СО-) УПРАВЛЕНИЯ

Практически все системы школьного (классного) самоуправления (соуправле-ния) опираются на единые принципы**: 1. Педагогическое руководство, обес­печивающее целенаправленное раз­витие детского самоуправления.

2. Предметность деятельности (есть деятельность — есть
орган самоуправления).

3. Единое планирование как основа механизма включения
в организацию внутришкольной жизни всех участни­
ков педагогического процесса.

4. Выборность и составленностъ органов самоуправления:
выборность в сочетании с вхождением некоторых уча­
стников согласно Положению о структуре и функциях
органов самоуправления.

5. Сменяемость функций руководства и подчинения, ви­
дов деятельности (сроки разные — от месяца до года).

6. Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот.

7. Участие всех учащихся в системе самоуправления (прин­
цип демократизма).

8. Согласие; разногласия могут быть лишь до принятия
решения, а после — действует правило обязательного
выполнения решения всеми участниками процесса.

РАЗЛИЧНЫЕ СИС­ТЕМЫ УЧЕНИЧЕС­КОГО САМО-(СО-) УПРАВЛЕНИЯ

В современной школе сложились различ­ные системы школьного (классного) уче­нического самоуправления. Расскажем о некоторых из них, которые наиболее по­пулярны и успешны в практике школ.

* Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. С. 81-82. ** Там же. С. 82.


6.5. Создание и развитие ученического самоуправления_______ 397

Так, одним из главных принципов самоуправления описанной в предыдущем параграфе методики коллектив­ной творческой деятельности И.П. Иванова является опора на микроколлективы,советы дела и т.п. (позволяет опти­мально раскрыть потенциальные возможности каждого). Другой принцип — чередование творческих поручений(воз­можность испытать себя на руководящих и подчиненных ролях). Ряд других принципов можно объединить в так называемый «закон трех«САМИ»:

- «сами ищем дело»;

~ «сами планируем и осуществляем его»;

- «сами подводим итоги».

В авторской Школе самоуправления А.Н. Тубельского(школа № 734 г. Москвы) большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества,в кото­ром учащимися, педагогами, родителями и обществен­ностью приняты и постоянно изменяются (развиваются) конституция школы и школьные законы, действуют из­бранные демократическим путем совет школы и суд чес­ти. Такое самоуправление школы напоминает игру, в ко­торой дети живут настоящей жизнью и развиваются.

В воспитательной системе школы В.А.Караковского (школа № 825 г. Москвы) для привлечения к самоуправ­лению большего числа учащихся в классах введена долж­ность дежурного командира, избираемая открытым пря­мым голосованием сроком на один месяц; права и обя­занности его определяются специальным положением.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основой системы самоуправления яв­ляется деятельность разнообразных, временно действующих инициатив­ных групп. При этом деятельность на общее благо первична, а органы самоуправления — вто­ричны, так как возникают на ее основе. Они должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.

Возможны такие органы: представительные (состав -из доверенных лиц коллектива), совещательные (в них глав­ное — обсуждение проблем и совместный поиск решений), деятельностные (профильные — по разным делам).


398

Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

В работе органов ученического самоуправления есть две этико-педаготические проблемы: 1) активность и само­стоятельность детей во взаимодействии с педагогическим руководством; 2) самостоятельность как свобода и детс­кий произвол, который иногда возникает, если эта сво­бода понимается как вседозволенность.

Итак, в основе самоуправления школы № 825 — со­веты дела*. Например, в школе готовится трудовая вахта (она длится десять дней). Создается руководящий орган вахты, в который входят как ученики, так и учителя. Вахта — дело всей школы, в ней участвуют все «слои населения». Значит, все они должны быть представле­ны в руководстве вахтой. Вахта закончена, итоги про­анализированы и подведены — больше этот орган не нужен. Но вот начинается подготовка школьного фоль­клорного праздника и создается новый орган обще­ственного управления, новый совет дела. В него могут входить совсем другие люди, те, чьи интересы и воз­можности более уместны. Советы дела создаются, как правило, одновременно с планом работы. Если же учесть, что они возникают на добровольных началах, то каждый ученик в течение года (в классе или в шко­ле) получает возможность принять участие в разработ­ке, проведении и анализе нескольких интересующих его дел. Товарищей по деятельности он тоже выбирает себе сам.

Три-четыре раза в году собирается большой совет. Это ученический актив 5— 11-х классов с классными руково­дителями (они входят в актив класса), совет старшекласс­ников и все «взрослое» руководство школы. При обсуж­дении принципиальных вопросов жизнедеятельности школь­ного коллектива используются такие приемы, как разго­вор на кругу, «мозговая атака», групповая дискуссия, моделирование и т.д.

Особое место в воспитательной системе школы зани­мает трехдневный лагерный сбор актива.

Есть еще одна система, которая принята многими шко­лами, — трехуровневая система самоуправления, разрабо-


6.5. Создание и развитие_ученического самоуправления______ 399

тайная известным педагогом, бывшим директором шко­лы Н.П. Капустиным5.

1 уровень — классное самоуправление: рабочие органы по видам деятельности (называются комиссиями, сове­тами): «Знание», «Порядок», «Искусство», «Юность», «Совет вожатых», группа информации «ГРИН». Из пред­седателей комиссий состоит совет класса. Роль председа­теля совета выполняют по очереди все члены совета (1,5 -2 месяца). Высшим органом самоуправления является со­брание учащихся класса.

// уровень — школьное ученическое самоуправление, его основа — те же органы, состоящие из председателей одноименных классных органов. Школьные комиссии воз­главляют председатель и заместитель, все они составляют школьный совет, который курируется педагогами шко­лы. Общее руководство осуществляет заместитель дирек­тора по воспитательной работе. У совета есть определен­ные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных комиссий.

III уровень — школьное самоуправление, называемое в этой системе соуправлением. В основе его — совет шко­лы (учащиеся школы — 7 человек, педагоги-консультан­ты — 5 и родители — 2). Его функции: стратегическое це-леполагание (перспективы развития шкоды и улучшение школьной жизни), принятие решений.

МЕТОДИКА СОЗДА­НИЯ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Видимо, для методической помощи классному руководителю (воспитате­лю) уместно привести здесь перечень возможных поручений для всех уча­щихся класса: председатель совета ютсса, помощники классного руководителя по учебной и внеклассной работе (вместо известной всем должности старосты), культорги {можно отдельно — по театрам, му­зеям, иногородним поездкам, подготовке вечеров и праз­дников), бригадиры деловых бригад (класс разбит на 3— 4 бригады по желанию для проведения различных дел), трудорг, физорг, турорг и др., библиотекарь (связь с биб-


 


* Материалы статьи В. А. Караковского «Воспитательная система обыч­ной школы» // Народное образование. 2001. № 4. С. 80—82.


* Система школьного самоуправления описана в кн.: Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. С. 83—92.


400


Глава VI. Организация воспитательного процесса __в школе


6.5. Создание и развитие ученического самоуправления


401


 


лиотекой, учебники), организатор работы с подшефны­ми, держатель классной кассы («казначей»), политинфор­матор, художник-оформитель, «летописец» (ответствен­ный за ведение дневников, записей), звукотехник, фо­токорреспондент, редакторы классных изданий (газет, бюллетеней, объявлений, рекламы и т.д.), «бытовик» (от­ветственный за бытовые вопросы), главный повар и ку­линар (ответственный за питание в поездках и походах), ассистенты учителей по разным учебным предметам, от­ветственный за дежурство по школе и по классу, ответ­ственный за поздравления в день рождения, массовики-затейники, ответственные за музыкальное сопровожде­ние всех дел (учащиеся, владеющие различными музыкаль­ными инструментами и умеющие петь), художественный руководитель (ответственный за художественную самоде­ятельность), «озеленитель» (ответственный за классные цветы) и др. Главное, чтобы каждому учащемуся было дано поручение, которое бы ему нравилось, удовлетво­ряло его и обеспечивало бы достойную позицию в класс­ном коллективе. Система, поручений — это система прав и обязанностей каждого. Это школа руководства и под­чинения, школа освоения демократических основ -- в классе, в школе, в обществе.

В связи с проблемой развития самоуправления в шко­ле актуальной является задача методической подготовки актива.И если мы говорим об обеспечении активной по­зиции в ученическом самоуправлении каждому школьни­ку, о создании условий для самоактуализации каждого, то его надо этому научить.

В последнее время говорят, что в идеале в каждом школьнике необходимо развивать качества лидера, кото­рый способен и самоактуализироваться, и повести за со­бой других.

В чем же суть лидерства? Прекрасно на этот вопрос от­вечает в своей книге, посвященной лидерству, М. Монро*:

«...руководители, или лидеры, -- это обычные люди, которые оказываются в необычных обстоятельствах, про­буждающих их скрытый потенциал, вследствие чего фор-

* Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000, С. 7, 17, 21.


мируется такой характер, который вдохновляет других людей и дает им уверенность...

...Руководство — это способность вести других за со­бой посредством личного влияния... руководство можно рассматривать так же как готовность взять на себя ответ­ственность...

...Руководители... — это те люди, которые осмелились быть самими собой и способны полностью реализовать себя,.. Они знают, кто они, знают свои сильные и сла­бые стороны, знают, как максимально использовать свои преимущества и компенсировать недостатки. Они знают, чего они хотят, почему хотят именно этого, знают, как им передать свое видение другим людям и как добивать­ся своих целей...»

Эти идеи могут быть положены в основу «школ моло­дого лидера» (их сейчас много), школ и лагерей учени­ческого актива. Они должны быть положены в основу де­ятельности органов ученического самоуправления (соуп-равления).

























Вопросы для самопроверки и размышления

1, Назначение и смысл ученического самоуправления, в со­
временной школе.

2, Самоуправление и соуправление: сходство и различия. Их
место в школьной жизни.

 

3. Различные системы само- (со-) управления: их достоин­
ства и слабые стороны. Какая из систем кажется вам наи­
более эффективной?

4. Проблемы, теоретические и методические основы разви­
тия актива, подготовки лидеров.






Рекомендуемая литература

Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2000.

Взгляд на детское самоуправление // Кн. Управление вос­питательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского. М., 1999, Ч. 1,2.

Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуп­равление. М., 1991.

Капустин Н.П. Развитие школьного самоуправления // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. 4.

Коротав В.М. Самоуправление школьников. М., 1981.


402   Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе М 1988.

Республика как форма жизнедеятельности детского коллек­тива. Ярославль, 1995.

Рожков М.И., ВолоховА.В. Детские организации: возможно­сти выбора. М., 1996.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и орга­низация работа от А до Я. М., 2001. Ч. 3.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М 1998 Гл. 7.


Развитие индивидуальности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...