Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Создание и развитие ученического самоуправления
Оказывается, самостоятельность вовсе не в том, что я один вечно один. Самостоятельность — это когда нас много и каждый может придумать, как бы всем жилось получше, и сам делать эту хорошую жизнь. От моей самостоятельности кому-то должно быть хорошо. Из размышлений старшеклассника-активиста Дело рождает самоуправление, а не наоборот. А. С. Макаренко
В гуманистической парадигме воспитания важной представляется проблема создания и развития системы ученического самоуправления. Через нее реализуется идея демократизации школьной жизни, процесса воспитания. В современной теории воспитания сложилось понимание самоуправления как одного из принципов детского коллектива, сущность которого состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы (иногда даже микрорайона, города), осуществляемом через выборные органы самостоятельно. Эти органы самоуправления обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою деятельность. В современной теории и методике воспитания сложилось как бы две линии, имеющие отношение к проблеме ученического самоуправления: они условно могут быть обозначены как «СО-» и «САМО-»*. Под «СО-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими: содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к САМОуправлению, под которым понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее * См.: Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от Адо Я. М., 2001. С. 42. 396 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе полное использование условий для самосовершенствования и т.п. Есть и другая точка зрения: первый уровень самоорганизации — самоуправление, а второй — соуправление*, органом которого является совет школы, «но он не только не дает простор развитию самоуправления, но и сам не может развиваться, так как его деятельность ограничена деятельностью педагогов и родителей».
Практически все системы школьного (классного) самоуправления (соуправле-ния) опираются на единые принципы**: 1. Педагогическое руководство, обеспечивающее целенаправленное развитие детского самоуправления. 2. Предметность деятельности (есть деятельность — есть 3. Единое планирование как основа механизма включения 4. Выборность и составленностъ органов самоуправления: 5. Сменяемость функций руководства и подчинения, ви 6. Построение самоуправления снизу вверх, а не наоборот. 7. Участие всех учащихся в системе самоуправления (прин 8. Согласие; разногласия могут быть лишь до принятия
В современной школе сложились различные системы школьного (классного) ученического самоуправления. Расскажем о некоторых из них, которые наиболее популярны и успешны в практике школ. * Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. С. 81-82. ** Там же. С. 82. 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления_______ 397 Так, одним из главных принципов самоуправления описанной в предыдущем параграфе методики коллективной творческой деятельности И.П. Иванова является опора на микроколлективы,советы дела и т.п. (позволяет оптимально раскрыть потенциальные возможности каждого). Другой принцип — чередование творческих поручений(возможность испытать себя на руководящих и подчиненных ролях). Ряд других принципов можно объединить в так называемый «закон трех«САМИ»: - «сами ищем дело»; ~ «сами планируем и осуществляем его»; - «сами подводим итоги». В авторской Школе самоуправления А.Н. Тубельского(школа № 734 г. Москвы) большое внимание уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества,в котором учащимися, педагогами, родителями и общественностью приняты и постоянно изменяются (развиваются) конституция школы и школьные законы, действуют избранные демократическим путем совет школы и суд чести. Такое самоуправление школы напоминает игру, в которой дети живут настоящей жизнью и развиваются. В воспитательной системе школы В.А.Караковского (школа № 825 г. Москвы) для привлечения к самоуправлению большего числа учащихся в классах введена должность дежурного командира, избираемая открытым прямым голосованием сроком на один месяц; права и обязанности его определяются специальным положением.
Основой системы самоуправления является деятельность разнообразных, временно действующих инициативных групп. При этом деятельность на общее благо первична, а органы самоуправления — вторичны, так как возникают на ее основе. Они должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными. Возможны такие органы: представительные (состав -из доверенных лиц коллектива), совещательные (в них главное — обсуждение проблем и совместный поиск решений), деятельностные (профильные — по разным делам).
Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе В работе органов ученического самоуправления есть две этико-педаготические проблемы: 1) активность и самостоятельность детей во взаимодействии с педагогическим руководством; 2) самостоятельность как свобода и детский произвол, который иногда возникает, если эта свобода понимается как вседозволенность. Итак, в основе самоуправления школы № 825 — советы дела*. Например, в школе готовится трудовая вахта (она длится десять дней). Создается руководящий орган вахты, в который входят как ученики, так и учителя. Вахта — дело всей школы, в ней участвуют все «слои населения». Значит, все они должны быть представлены в руководстве вахтой. Вахта закончена, итоги проанализированы и подведены — больше этот орган не нужен. Но вот начинается подготовка школьного фольклорного праздника и создается новый орган общественного управления, новый совет дела. В него могут входить совсем другие люди, те, чьи интересы и возможности более уместны. Советы дела создаются, как правило, одновременно с планом работы. Если же учесть, что они возникают на добровольных началах, то каждый ученик в течение года (в классе или в школе) получает возможность принять участие в разработке, проведении и анализе нескольких интересующих его дел. Товарищей по деятельности он тоже выбирает себе сам. Три-четыре раза в году собирается большой совет. Это ученический актив 5— 11-х классов с классными руководителями (они входят в актив класса), совет старшеклассников и все «взрослое» руководство школы. При обсуждении принципиальных вопросов жизнедеятельности школьного коллектива используются такие приемы, как разговор на кругу, «мозговая атака», групповая дискуссия, моделирование и т.д. Особое место в воспитательной системе школы занимает трехдневный лагерный сбор актива. Есть еще одна система, которая принята многими школами, — трехуровневая система самоуправления, разрабо- 6.5. Создание и развитие_ученического самоуправления______ 399 тайная известным педагогом, бывшим директором школы Н.П. Капустиным5. 1 уровень — классное самоуправление: рабочие органы по видам деятельности (называются комиссиями, советами): «Знание», «Порядок», «Искусство», «Юность», «Совет вожатых», группа информации «ГРИН». Из председателей комиссий состоит совет класса. Роль председателя совета выполняют по очереди все члены совета (1,5 -2 месяца). Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса. // уровень — школьное ученическое самоуправление, его основа — те же органы, состоящие из председателей одноименных классных органов. Школьные комиссии возглавляют председатель и заместитель, все они составляют школьный совет, который курируется педагогами школы. Общее руководство осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных комиссий. III уровень — школьное самоуправление, называемое в этой системе соуправлением. В основе его — совет школы (учащиеся школы — 7 человек, педагоги-консультанты — 5 и родители — 2). Его функции: стратегическое це-леполагание (перспективы развития шкоды и улучшение школьной жизни), принятие решений.
Видимо, для методической помощи классному руководителю (воспитателю) уместно привести здесь перечень возможных поручений для всех учащихся класса: председатель совета ютсса, помощники классного руководителя по учебной и внеклассной работе (вместо известной всем должности старосты), культорги {можно отдельно — по театрам, музеям, иногородним поездкам, подготовке вечеров и праздников), бригадиры деловых бригад (класс разбит на 3— 4 бригады по желанию для проведения различных дел), трудорг, физорг, турорг и др., библиотекарь (связь с биб-
* Материалы статьи В. А. Караковского «Воспитательная система обычной школы» // Народное образование. 2001. № 4. С. 80—82. * Система школьного самоуправления описана в кн.: Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. С. 83—92. 400 Глава VI. Организация воспитательного процесса __в школе 6.5. Создание и развитие ученического самоуправления 401
лиотекой, учебники), организатор работы с подшефными, держатель классной кассы («казначей»), политинформатор, художник-оформитель, «летописец» (ответственный за ведение дневников, записей), звукотехник, фотокорреспондент, редакторы классных изданий (газет, бюллетеней, объявлений, рекламы и т.д.), «бытовик» (ответственный за бытовые вопросы), главный повар и кулинар (ответственный за питание в поездках и походах), ассистенты учителей по разным учебным предметам, ответственный за дежурство по школе и по классу, ответственный за поздравления в день рождения, массовики-затейники, ответственные за музыкальное сопровождение всех дел (учащиеся, владеющие различными музыкальными инструментами и умеющие петь), художественный руководитель (ответственный за художественную самодеятельность), «озеленитель» (ответственный за классные цветы) и др. Главное, чтобы каждому учащемуся было дано поручение, которое бы ему нравилось, удовлетворяло его и обеспечивало бы достойную позицию в классном коллективе. Система, поручений — это система прав и обязанностей каждого. Это школа руководства и подчинения, школа освоения демократических основ -- в классе, в школе, в обществе. В связи с проблемой развития самоуправления в школе актуальной является задача методической подготовки актива.И если мы говорим об обеспечении активной позиции в ученическом самоуправлении каждому школьнику, о создании условий для самоактуализации каждого, то его надо этому научить. В последнее время говорят, что в идеале в каждом школьнике необходимо развивать качества лидера, который способен и самоактуализироваться, и повести за собой других. В чем же суть лидерства? Прекрасно на этот вопрос отвечает в своей книге, посвященной лидерству, М. Монро*: «...руководители, или лидеры, -- это обычные люди, которые оказываются в необычных обстоятельствах, пробуждающих их скрытый потенциал, вследствие чего фор- * Монро М. Как стать руководителем. Это может каждый. Киев, 2000, С. 7, 17, 21. мируется такой характер, который вдохновляет других людей и дает им уверенность... ...Руководство — это способность вести других за собой посредством личного влияния... руководство можно рассматривать так же как готовность взять на себя ответственность... ...Руководители... — это те люди, которые осмелились быть самими собой и способны полностью реализовать себя,.. Они знают, кто они, знают свои сильные и слабые стороны, знают, как максимально использовать свои преимущества и компенсировать недостатки. Они знают, чего они хотят, почему хотят именно этого, знают, как им передать свое видение другим людям и как добиваться своих целей...» Эти идеи могут быть положены в основу «школ молодого лидера» (их сейчас много), школ и лагерей ученического актива. Они должны быть положены в основу деятельности органов ученического самоуправления (соуп-равления). Вопросы для самопроверки и размышления 1, Назначение и смысл ученического самоуправления, в со 2, Самоуправление и соуправление: сходство и различия. Их
3. Различные системы само- (со-) управления: их достоин 4. Проблемы, теоретические и методические основы разви Рекомендуемая литература Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2000. Взгляд на детское самоуправление // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского. М., 1999, Ч. 1,2. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М., 1991. Капустин Н.П. Развитие школьного самоуправления // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. 4. Коротав В.М. Самоуправление школьников. М., 1981. 402 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе М 1988. Республика как форма жизнедеятельности детского коллектива. Ярославль, 1995. Рожков М.И., ВолоховА.В. Детские организации: возможности выбора. М., 1996. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работа от А до Я. М., 2001. Ч. 3. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М 1998 Гл. 7. Развитие индивидуальности |
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 622. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |