Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы методики изучения воспитательного процесса
Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя. М. М. Бахтин
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, поменялись ценностные ориентации в обществе, изменились коренным образом стратегия и тактика обучения и воспитания в школе, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитие детей с учетом современных реалий, появились некоторые негативные явления, с которыми не считаться нельзя. Воспитывать детей сегодня трудно еще и потому, что труднее их изучать: «водораздел поколений»-возрос не только из-за разного возрастного видения мира (как было всегда), но и из-за того, что у сегодняшних «отцов и детей» резко, а порой диаметрально противоположны ценностные ориентации -- политические, экономические,-культурологические, социальные, бытовые, личностно-психологические. Но не только это. Живущие в современных реалиях дети (подростки, юношество) отличаются 364 Глава VI. Организация воспитательного процесса ]*_ школе еще и своей закрытостью от мира взрослых: у них своя субкультура, в которой они живут и куда не хотят никого пускать, особенно родителей и педагогов. И, видимо, в качестве защиты, имеют две маски: дома и в школе. На глазах родителей и педагогов они одни (живут и действуют по принципу «как надо» — они это хорошо знают), а наедине с собой и в кругу «приятных» сверстников — они другие. Не будем голословны: покажем на примере из жизни. Студентка-первокурсница, выпускница иедкласса, отличница, общественница, любимица педагогов и, видимо, родителей доверительно дает для прочтения уважаемому педагогу свой необычный дневник -- записную книжку «Переписка друзей». Из нее видна вся эта «другая», скрытая от взрослых жизнь. Там есть все, от чего как родители, так и педагоги могут впасть в состояние шока. Приведем некоторые выдержки из сопроводительного письма преподавателю: «...Какими целями я была движима, давая Вам наши записи? Ну как это лучше выразить... Вы -- школьный учитель, сталкивались с самыми разными подростковыми проявлениями. Может быть, я, тайная поклонница натуралистического образования и воспитания, лишний раз окунаю Вас в мир отношений нас, тинейджеров, друг с другом, чтобы посмотреть, как Вы отнесетесь к нам, нашей сущности, нашим проблемам? Может быть. Вы так уверенно говорили о том, что Вас ничем не испугать - неужели? Вы спросите: а что же страшного в том, что там есть? Знаете, как Борис Моисеев определяет проблему нашего времени? Нет? Онанизм, вот как. Буквально: никто не нужен. Сидит на какой-нибудь дискотеке такое существо в углу, ни в ком не нуждается, пусто все, ничего нет. Нирвана, блин. Вечный кайф. И вот такое наше общение — попытка спасения от этого, последняя зацепка друг за друга. Последняя — потому что последний школьный год. Нужно успеть. Успели ли? Не знаю, сейчас столько всего происходит. Хочу надеяться, что да. Кто-то потерян. А кто-то нет. Скажете: Господи, да все через этот стресс потери привычной обстановки проходят; привыкните, обживетесь, 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 365 сдружитесь, в институте обычно друзей -находят. Но: ЧУМА XXI века — ОНАНИЗМ. Мы все такие — понимаете? Это данность — равнодушие. Да, уходим мы от этого не лучшими способами. Но мы такие. Лучше смешение эмоций, путаница, чем полное отсутствие их, как у меня, например. Я не извинялась за мат: это не желание приукрасить речь, это отношение к жизни. Вряд ли я открыла для Вас Америку... Думаю, Вы знаете это не хуже меня, но немножко под другим углом зрения. Так вот: если не знаете — знайте, а если знаете -это иллюстрация рассказа на тему «Мир глазами подростка», или уж я не знаю... Ну, не только так. Это и картина становления человека в этом мире, и описание форм отношений, и просто детская философия... Впрочем, зачем я Вам все это рассказываю, Вы это и так видите. И вообще, не верьте тому, что я говорю о мотивах доверия Вам сей рукописи: нужно было — вот и дала, а уж как Вы все воспримите — Ваше дело. Просто хотелось кое-что объяснить. Надеюсь, что не зря». Вот такое письмо. Грустно, больно, неожиданно, труднодоступно и непонятно, неверно — клевета, мол, на всех детей... Разная гамма чувств у думающего воспитателя. Но как же мудрый совет: «знать, что воспитывать»? И это так. Но как «знать»? После приведенного письма трудно писать параграф о методике изучения детей. Трудно, потому что официальные методики исследования должны быть положены на тонкое педагогическое мастерство, мудрую тактику, общения с детьми и молодежью, на гуманное отношение к воспитанникам и принятие их такими, какие они есть. Чтобы оказывая педагогическую поддержку, помочь взрослеющему человеку преодолеть трудные «болезни роста».
В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования — педагогические, психологические, социологические, этические... В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспита-
366 Глава VI. Организация воспитательного _проиесса в_школе тель (классный руководитель) должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса; выбирая те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса (изучение их при первоначальном знакомстве, проверяя эффективность использованных средств и методов воспитания, подводя итоги за определенный период времени...); группируя их по своему усмотрению; «вплетая» в ткань учебно-воспитательного процесса, превращая из методов изучения в методы воспитательного воздействия... Таким образом, у каждого школьного педагога скапливается собственный набор — «пакет школьный методик»изучения и воспитания учащихся, ученического коллектива и учебно-воспитательного процесса. Есть целый ряд условий, которые необходимо выполнять: «скрытые» педагогические цели и задачи, необходимость полученных результатов для конкретных реальных дел (классных часов, дискуссий, пресс-конференций, творческих вечеров, уроков человековедения, практикумов по самовоспитанию...); отсутствие педагогического «давления», создание ситуаций и обстановки, располагающей учащихся к «свободному выбору» (умозрительному, эмоциональному, поведенческо-деятельностному); создание условий взаимного влияния учащихся друг на друга; повторяемость отдельных методик (для сравнения результатов, выявления тенденций развития); право на анонимность или работу цод псевдонимом; соблюдение высокой степени педагогического такта, смысл которого—в принципе «Не навреди!» И еще одно, самое главное условие, методическое правило, выраженное еще А.С. Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему(подчеркнуто нами. — Л.М.) ...Каждое узнавание чего-либо нового о воспитаннике немедленно должно претворяться в практическое действие». Приведем здесь некоторые примерывозможного использования различных методик. Это прежде всего целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школь- 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса ников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности, качествах личности и т.д.: наблюдение(целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя), беседа(с постановкой цели -- как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты(цель их — не только выявление определенных качеств личности, общественного мнения и отношений учащихся к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы, а также для выявления индивидуального своеобразия каждого воспитанника). К примеру, простейший опрос на тему «Что .я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия. Прекрасным подспорьем для изучения детей и индивидуального и дифференцированного подхода могут стать самые разнообразные тесты. Школьники их любят, с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я»* дает возможность учащимся (и педагогу) изучить себя по восьми параметрам: экстраверт-интраверт, циклотомик-шизотомик, соматоник-церебро-тоник-висцеротоиик, сила «Я» — слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность — лидерство — конформизм, женственность — мужественность, лживость — правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, тест «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ»** и тест «Что Вы за птица?»***, содержащий рекомендации-упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств * В кн.: Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994. ** В кн.: Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992. *** В кн.: Козлов И.И. Как относиться к себе и людям (Практическая психология на каждый день). М., 1992. 368 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников*. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики: >* недописанного тезиса(предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь — это ...», «Принципиальный человек всегда...», «Чтобы иметь друзей, надо...», «Нельзя позволять унижать себя, ибо...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...», «Я не согласен с тем, что говорят, будто...» и др.; >• «тезис и мнение по нему».Например, «Гордый человек - это всегда скромный человек», «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д. Ушинский), «Горе -учитель мудрых» и др.; з* «альтернативный тезис»типа «Дисциплина — это свобода. Дисциплина — это неволя»; «Друзей должна быть очень много. Друзей должно быть мало (один-два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.; >• «метод ранжирования»(расстановки в порядке очередности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, веселый, гуманный, целеустремленный, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.; >~ «цветограмма»(раскрашивание дней недели, часов дня... соответственно настроению, душевному состоянию человека), позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников; >• «метод обобщения независимых характеристик»позволяет «высветить» разносторонние «грани» личности воспитанников, когда их характеризуют разные люди -родители, сверстники (активисты, друзья, любящие и неуважающие их одноклассники), учителя, просто зна- * Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В.Орлова. Киев, 1996. 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса 369 комые люди. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром еще Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» — теряют»; >• «социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе»позволяет классному руководителю, периодически повторяя его (как минимум два раза в год), узнать многое о классе в целом и о каждом ученике: кто из учащихся лидер, «звезда», предпочитаемые, принятые, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе; каковы отношения между девочками и мальчиками; каковы у кого выборы вне классного коллектива; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь спло-г ченным является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых); как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; как распределять ответственность за определенные поручения; как комплектовать группы для выполнения определенных классных дел; как организовать группы взаимопомощи; как рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы. И многие-многие другие вопросы. Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игрдля изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др.
Вся система учебно-воспитательной работы школьного педагога может быть организована как опытно-экспериментальная.Разумеется, если педагог относится к своей работе творчески, занимая позицию учителя-исследователя. При этом в основу такого подхода должны быть положены некоторые идеи, реализация которых обязательна: 1 370 Глава У]. Организация воспитательного процесса в школе >- определение, констатация проблемы, цели, объекта, предмета исследования, постановки задач (все в двух аспектах -- теоретическом и практическом, т.е. конкретном содержании и методике воспитательного процесса с классом и отдельными учащимися; при этом доведение до сознания учащихся сути вводимой по-новому деятельности); >• изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в опыте коллег, в школьной практике; >• организация на основе этого всей воспитательной и исследовательской работы; внедрение результатов в практику воспитания, изучение их эффективности и корректировка всего воспитательного процесса; >- фиксация хода и результатов, с одной стороны, в тетради классного руководителя (ход и результаты воспитательного процесса) и оформление научно-исследовательских результатов (в научных докладах, статьях, выступлениях на педсоветах и педагогических чтениях, в научно-методических материалах для школьного методкабинета, в статьях для педагогических газет и журналов, в диссертациях на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук).
Приведем здесь примеры некоторых проблем в качестве проблем опытно-экспериментальной работы, осуществляемой в ходе воспитательной работы. Проблемы могут стать научно-методической темой всего школьного педагогического коллектива, работа над которой осуществляется всеми педагогами (у каждого свой аспект) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной (или научно-методической) работе: О система воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях; О духовное развитие школьников в учебно-воспитательной работе; О личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса школы. О инструментовка воспитательного процесса как процесса самопознания и самовоспитания учащихся; 6.2. Основы_методики изучения воспитательного процесса 371 О корректировка индивидуального пути развития личности школьника в условиях учебно-воспитательного процесса; О самоактуализация воспитателя и воспитанника (ков) в едином процессе жизнедеятельности и воспитания; О использование воспитательного потенциала современного детского движения и детско-юношеских организаций; О новые возможности воспитания учащихся в процессе обучения в современной школе; О формы и методы использования воспитательного потенциала учреждений дополнительного образования; О социокультурная среда школы и процесс воспитания в школе; О неформальные объединения, молодежная субкультура и процесс школьного образования; О психолого-педагогические и методические проблемы школьного самоуправления, их решение в реальной школьной практике; О уровень обученности "и уровень воспитанности: сравнительный анализ, проблемы и их разрешение; О динамика изучения и развития уровня воспитанности школьников с 1-го по 11-й класс; О педагогический мониторинг и повышение качества воспитания в современной школе; О эффективность воспитания в различных типах авторских школ (конкретно — по выбору); О стимулирование здорового образа жизни как основа воспитательного процесса; О творческая индивидуальность школьного педагога и воспитательный процесс; О явление «сопротивления воспитанию» в педагогическом процессе современной школы и его преодоление; О развитие личности школьника в системе работы школы (класса) по... (и далее указание проблемы, профиля школы или класса: например, по «Эстетическому воспитанию», «Организации туристко-экскурсионной работы», «Приобщению детей к театральной деятельности», «Экологическому воспитанию», «Приобщению школьников к ТРИЗу — творческому решению изобретательских задач» и др.);
372_ Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе О система воспитательной работы с классом на основе курса «Человековедение» (9— П-е классы). Возможно и множество других проблем, определяемых как интересами школьных педагогов, так и необходимостью организации учебно-воспитательного процесса.
С научно-педагогической точки зрения, таким образом, одной из сторон деятельности воспитателя является гностическая деятельность, т.е. проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности, учет этого анализа в дальнейшем построении воспитательного процесса. В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг» в связи с гностической деятельностью воспитателя. Под понятием «педагогический мониторинг» понимаются «диагностика*, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития»**. Педагогический мониторинг, таким образом, как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, и вносит коррективы в свой проект, отслеживая его реализацию на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с реализацией, сравнить достигнутое сейчас и ранее. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумывает новые варианты взаимодействия с воспитанниками»***. Такова методика педагогического мониторинга. * Педагогическая диагностика (греч. — способность распознавать) — проиесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, образованности и развития детей и подростков. ** Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 258. *** Стефановская Т.А. Там же. С. 334—335. 6.2. Основы методики изучения воспитательного процесса Вопросы для самопроверки и размышления 1. Изучениевоспитанников: трудности и проблемы в совре 2. Научно-педагогические методики исследования и «пакет 3. Какие условия и методические правила должен соблюдать 4. Можно ли и как измерить уровень воспитанности детей,? А 5. Что такое «педагогический мониторинг»? Как его исполь Рекомендуемаялитература Голубев И.К., Битинас Б.Л. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. Коротов В.М. Педагогическая диагностика и учет // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. С. 175—179. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996. Маленкова Л.И. Человековедение. Из методических материалов разд. 8 и 9. М., 2000. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Коче-това, Я.Л. Коломинского, Н.Н. Верцинской и др. Минск, 1987. Практическая диагностика результате воспитания: опыт отбора педагогических методик. М., 1996. Психологическая мозаика. Наблюдения, эксперименты, тесты / Сост. С.С. Степанов. М., 1996. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1996. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990. Сергеев В.П. Методика изучения личности школьника // Кн. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 4. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000. Стефановская Т.А. Педагогика: Наук и искусство. М., 1998. С. 258-281,334-335. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Капяунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
374 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2001. Методика и техника планирования воспитательной работы В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана. Д. И. Менделеев
Всем воспитателям хорошо известна мысль Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива», и его теория и практика, «перспектив завтрашней радости» - - «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти не стали потребностьюсовременного педагога-практика. Тем не менее одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Все это отражается в проекте -- плане воспитательной работы. План — это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).
Таким образом, планирование воспитательной работы — это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:О целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); О конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); О оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);
6.3. Планирование воспитательной работы О диалогичностъ (учет мнения всех, взаимодействие); О индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации); О научность (в основе научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов); О непрерывность, преемственность и последовательность; О разнообразие содержания, форм и методов; О оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; О единство педагогического руководства и активности воспитанников; О реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; О связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее; О гибкость плана.
Планирование позволяетклассному руководителю: О четко осознать цель, стратегичес- кие и тактические задачи воспитания; О предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия; О целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы; О проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося; О и, что немаловажно, видеть перспективы своего собственного самосовершенствования — общечеловеческого и педагогического. Все это приводит к чувству глубокого удовлетворения и учащихся, и педагогов.
Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей; О отсутствие четко определенной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко
376 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации; О традиционное ожидание указаний, рекомендаций, пред* писаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя; О примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); О неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию; О неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонек» или «поход по местам боевой славы», и т.п.).
Что же предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя? Во-первых, ознакомлениес государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно-методических материалов министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого-педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во-вторых, определенные цели и задачина основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, специфики школы, возможностей педагогического коллектива школы и близлежащих учебно-воспитательных учреждений...), личностного потенциала самого классного руководителя (!). К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель:«Стимулирование духовного развития старшеклассников (9-И-и класс) через приобщение к большой культуре». На основании цели — определенная группа стратегических задач: 1. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности учащихся.
6.3. Планирование воспитательной работы 2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка 3. Приобщение учащихся к культуре. 4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональ 5. Создание и развитие ученического коллектива, орга 6. Воспитание культуры общения, создание опыта куль Могут быть и другие задачи. В-третьих, ознакомление с перспективным планом воспитания школы, отдельных детских и взрослых объединений; изучение опыта лучших классных руководителей; обсуждение перспективных дел с педагогами, работающими с классом, с родителями, работниками учреждений дополнительного образования... В-четвертых, планированию воспитательной работы должно предшествовать изучениедетей и классного коллектива. В-пятых, привлечение учащихсяк планированию. В самых разный формах: классный час «Перспективы нашей жизни» (предложение — «продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменных опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм», идеи и предложения. В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н. Григорьева), «Мы -коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (М.Г. Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)*и др. В-шестых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат. * Эти и другие игры описаны в кн.: Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3. 378 _ Глава VI. Организация воспитательного процесса пшколе В-седьмых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д. Могут быть добавлены еще дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого и составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они-то и будут положены в основу перспективного плана. Все эти предварительные наметки обсуждаются и принимаются (либо не принимаются) на общем собрании коллектива класса.
В современной школе используются, как правило, такие виды планов: 1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъеди-нения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.) 2. Перспективный, календарный и перспективно-кален 3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неде 4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и 5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, 6. План работы по развитию индивидуальности учащихся О анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени; О цель, стратегические и тактические задачи на будущее; О научно-методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива; О инструктивную и научно-методическую работу с педагогами;
6.3. Планирование воспитательной работы О общешкольные дела (коллективная творческая деятельность); О работу с научными кадрами, постоянными и временными творческим группами педагогов и детей; О работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.; О совместную деятельность с учреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.; О работу по традиционным и инновационным направлениям; О вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.; О деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов; О перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования (рекомендуемая система классных часов, тематика экскурсий, поездок, встреч, репертуар театральных постановок и т.д.).
Структура перспективного плана классного руководителя может быть примерно такой. 1. Анализ результатов воспитания за предыдущий период времени (год, четверть, месяц...). 2. Цель и задачи (стратегические). 3. Краткая характеристика класса (количественный состав 4. Организация жизнедеятельности детей: а) работа по созданию и развитию воспитывающей среды (ученического коллектива, работа с малым педагогическим коллективом, взаимодействие с внешколь-
380 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе ными детскими учреждениями, работа с семьями уча*-щихся, создание воспитывающей предметной среды); б) организация коллективной творческой деятельнос в) дифференцированная работа с группами учащих г) стимулирование здорового образа жизни педагога и д) выполнение обязательных функциональных обязан 5. Методическая работа воспитателя с классом, группой: а) изучение учащихся, классного коллектива и учеб б) работа с малым педагогическим коллективом; в) научно-методическая работа классного руководите 6. Предполагаемые результаты, их анализ и внедрение в
В современной школе возможны и имеют место разные системы планирования воспитательной работы школы и класса (группы). Это зависит от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведем некоторые примеры. Если классный руководитель строит свою воспитатель-'ную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могу быть такие разделы (ВТ. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я». Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребенка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье». В школе-гимназии № 1504 г.Москвы (директор Н.А. Ша-рай) схема планирования такова: срок; цель; ключевые 6.3. Планирование воспитательной работы дела; необходимая деятельность в компонентах воспитательной системы: уроки, классные дела, дела объединений дополнительного образования, семьи учащихся, освоенная среда микрорайона, города; средства массовых информации.
В практике нашей работы родилась и была апробирована идея перспективно-календарного планирования,в которой могут быть реализованы достоинства и перспективного, и календарного планов. Мы рекомендуем в тетради классного руководителя отвести специальный раздел «Планирование воспитательной работы», в котором есть специальные странички: >• Цель воспитательной работы с классом на год, стратегические и тактические задачи; >• Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, фиксация участия детей в делах класса и школы, интересы и склонности, занятия вне школы, предположения по плану работы и т.д.); >• Главный раздел — это сам ПЛАН, который имеет такой вид (см. с. 382). Методические основы работы с конспективно-календарным планом: >• На план отводится 10 страниц — по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз). >• Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем, отдаленные во времени дела можно писать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом видны деятельность детей и методическая работа учителя. >~ В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени педагога!): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальней-
6.3. Планирование воспитательной работы шем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ. Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идей и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-«отпис-ка», наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя... Воспитание при этом становится процессом легким, приятным и управляемым. Вопросыдля самопроверки и размышления 1. В чем заключается проектировочная (прогностическая) фун 2. Какие теоретические основы (идеи, концепции) необхо 3. Что предшествует планированию воспитательной работы? 4. Виды планов воспитательной работы, их обоснованность и Рекомендуемая литература Байбародова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999. Гл. V. Караковский В.А, Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. Корортов В.М. Педагогическое проектирование // Кн. Введение в педагогику. М., 1999. Маленкова Л.И. Зачем классному руководителю план воспитательной работы // Народное образование. 1998. № 9—10. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 5.
Глава VI.Организация воспитательного процесса в школе Советы педагогу-воспитателю / Сост. Л Л.Байкова и др. Рязань, 1998. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. М., 1998. Раздел «Проектировочная деятельность». Шили на З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997. Щуркова Н.Е. Программа и план // Кн. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 599. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |