Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников как основа воспитания
Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу. Через гармонию тела проявляется торжество духа. Умственная ясность имеет сугубо физическую основу... П. С. Брегг
Жизнерадостность, ощущение счастья, высокая продуктивность всех видов деятельности школьника неразрывно связаны с хорошим самочувствием и наилучшим функциониро- ванием всех систем организма. Воспитывать такого ребенка (подростка) легко и приятно. Здоровый ребенок с удовольствие и радостью включается во все дела. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Это и возможность самоактуализации как цели воспитания. Трудно представить-себе в числе активных и полноценных участников во всех «школьных мероприятиях» ребенка либо старшеклассника, у которого постоянно болит голова (следствие самых разных отклонений в здоровье — гипертония, гипотония, гайморит, тонзиллит, ОРЗ и т.д.), который в постоянном нервном напряжении (боится всего: «двоек», обижающих сверстников, смерти близких и своей собственной, грозы, темноты, хулиганов и т.д.), который всегда в состоянии апатии, лености мысли, эмоциональной заторможенности... У проблемы есть и еще одни аспект: необходимость выживания(материального и духовного), возникшая в наше нелегкое время. Отражаясь на взрослых, она рикошетом бьет и по детям. Обратимся к П- Бреггу: «Создав сильное, крепкое тело, вы сможете противостоять, всем жизненным трудностям. Здоровье, сила, выносливость, запас жизненных сил и энергии — вот ваше оружие против стрессов и жизненных невзгод. Давайте смотреть фактам в лицо. Ведь мы живем сег-одня в жестоком, преступном, грубом, бесчувственном мире. И горе слабым! Самосохранение — первый закон жизни.Вы, живущие на Земле... Вы должны быть бодрыми и здоровыми, чтобы вести битву за нормальную, приносящую радость жизнь» (из книги «Сердце»),
Вот почему мы считаем стимулирование здорового образа жизни педагога и воспитанников основным направлением воспитательной работы шкоды, классного руководителя, учителя-предметника, воспитателя... Это люди поняли давно. Обратимся для подтверждения к мудрым мыслям. 248 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 249
Н.И. Новиков: «Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни».
Платон в трактате о государственности писал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». В трактовке Платона «гимнастика для тела» — не современные виды спорта, а путь к прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные, а слово «музыка» следует понимать не как общепринятое музыкальное образование в узком смысле, а как служение всем музам. «Это понятие обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле. Служение музам было настоящим воспитанием вкуса, который во всем познает прекрасное» (Н.К. Рерих).
Чтобы определить понятие «здоровый образ жизни», надо раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье -это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтел-лёктуальную и трудовую деятельность человека; двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения. Образ жизни, положительно влияющий на здоровье, определяется понятием «здоровый образ жизни». Современные ученые считают, что слагаемыми здорового образа жизни* являются: 1) оптимальный двигательный режим; Байер К., Шейнбер Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997.
2) тренировка иммунитета и закаливание; 3) оптимальное питание; 4) психо-физиологическая регуляция; 5) психо-сексуальная и половая культура; 6) рациональный режим жизни; 7) отсутствие вредных привычек; 8) высокая медицинская активность. Связь здорового образа жизни и воспитания просматривается на протяжение веков. «Якуты, -- писал русский академик И.Р. Тарханов в конце прошлого века в книге «О закаливании человеческого организма», -- натирают своих новорожденных снегом, а остяки, подобно тунгусам, погружают младенцев в снег, обливают ледяной водой и закутывают потом в оленьи шкуры». Появление малыша на свет —- это переход от «лета» материнского организма в «зиму» нашей обычной температуры: на терморегуляторную систему ребенка обрушивается шоковое испытание. Но двигательная активность сразу приходит новорожденному на помощь: он начинает сучить ножками и ручками, сильно напрягается и таким образом успешно восстанавливает равновесие между новой средой обитания и собой. Не здесь ли зачатки способности адаптации к природной и социальной среде. А.С. Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зимнее — с приема ледяных ванн. Потом брался за пистолет -- 100 выстрелов, тренирующих руку и глазомер. Верховая езда и прогулки с палкой весом в 9 футов помогали поддерживать высокий жизненный уровень. Известно также, что он отлично фехтовал, интересовался английским боксом... В кабинете Льва Толстого в Хамовниках лежат гантели, как две капли воды похожие на те, с которыми занимаются спортсмены-тяжелоатлеты. В 60 лет он совершил пешее путешествие из Москвы в Ясную Поляну, пройдя 200 километров за 6 дней. В 70 лет одолевал в беге на коньках гостившую у него в Ясной Поляне столичную молодежь. Лев Толстой был поклонником (одним из первых) русского велосипедизма и большим ценителем верховой езды...
250 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 251
Юрий Власов — самый знаменитый в мире штангист -был болен. Отнимались ноги — сказалась травма позвоночника, полученная на помосте. Несколько лет спал не более двух часов в сутки — страшные головные боли. Приближалась гибель. Его спасли воля, любовь к жизни и физические упражнения...
Обратимся к образу жизни современной школыс позиций педагогов и детей. Только лишь отдельными штрихами обозначим проблемы для думающего читателя. «Движение есть жизнь» — а как с этим у педагогов и их воспитанников? «Здоровое тело» и «здоровый дух» --- не так ли? Радость интеллектуального труда — всегда ли радость и творчество? Общение — роскошь: всегда ли так в отношениях «учитель о ученик»? Комфортные условия для физического, духовного и интеллектуального развития — комфортно ли в школьных классах и коридорах? А в учительской? Рациональное, сбалансированное здоровое питание — основа жизни и здоровья — так ли в школе? А как с платоновской «гимнастикой для тела» и «музыкой для души» у педагогов и их воспитанников? С детства на словах знакомо: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» — друзья ли? А природа: лес, речка, поля с их разнотравьем, небо с кораблями облаков или ночное, с луной и звездами, -- доступны ли городскому школьнику? А уникальность индивидуальности, неповторимость «Я» педагога и школьника — высвечена ли в условиях массового обучения? А потребительство, зацик-ленность на материальном в ущерб духовному в нашем неспокойном обществе? А как со свободой развивающейся личности ребенка? Свободой познания, эксперимента, опыта, выбора -- все равно чего: одежды, еды, друзей, времяпрепровождения, занятий, учителей и т.д.? Как крик души опубликованное в журнале «Миша» сочинение ребенка: «Когда у меня будут дети, осенью каждому ребенку я разрешу заходить в любую лужу, а сам стану заходить в самую глубокую — ведь я их папа; зимой каждому ребенку я позволю забираться на снежный сугроб, но на самый высокий заберусь сам — ведь я папа!» Серия запретов -- беспокойств о здоровье, сохранении жизни, «ради твоей же пользы...», призванная оградить ребенка от неприятностей, «отнимает его у жизни». Это уже было у Я. Корчака... До бесконечности можно продолжать этот грустный перечень проблем, приводящих к нездоровому образу жизни как педагогов, так и детей. И как следствие — падение престижа учительской профессии, падение престижа и комфортности, жизнерадостности школьного образования...
В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положены три основные идеи: О Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни -- триединство:гармония тела, торжество духа, ясность ума. В воспитательном процессе это можно считать целью: самовоспитания педагога и организации воспитательного процесса с учащимися, инструментовки самовоспитания школьников. О Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жизни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума;сам жить и творить свою педагогическую деятельность по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Примемся делать это с твердой уверенностью, оптимизмом, ощущением наслаждения и счастья, ибо именно это делает такую позицию увлекательной, притягательной, а значит, способно увлечь воспитанников, включить их в процесс саморазвития и самовоспитания. О Идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю систему воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которыми он соприкасается. Это поднимает воспитательный процесс (специально организованный, формальный) до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна инструментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников. 252______ Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4-.3. Стимулирование здорового образа жизни 253
Начиная работу по созданию и стимулированию здорового образа жизни для самого себя и своих воспитанников, педагог определяет круг принципови методических правил, которым неукоснительно следует сам и приобщает к ним воспитанников (через игру, в которой дети непроизвольно, радостно и скрупулезно соблюдают правила). Они могут быть таковы. Первый принцип: «Я как наивысшая ценность».Любить себя — значит радоваться самому факту существования своей личности и быть благодарным природе за то, что живешь. Любить себя — это уважать свою Личность, мерой достоинства которой является любовь: к факту своей жизни; к самому процессу жизни; к красоте и добру, которое есть во мне и меня окружает; к своему телу, которое так прекрасно устроено; к бодрости и возвышенности моего духа; к возможностям моего интеллекта, который позволяет мне стать тем, чем хочу; к знаниям и науке; ко всему живому и к Природе вообще; к высоким произведениям искусства — поэзии и прозе, музыке, танцам, архитектуре, дизайну в быту, культуре поведения... к делу, которое делаю на пределе возможных сил, испытывая при этом максимум удовлетворения — физического, духовного, интеллектуального...» Второй принцип: «Другой человек, окружающие люди, абстрактный Человек(любой) и все человечество — непреходящая ценность.«Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев). Любого человека, а значит и ученика — «хорошего» ли, «плохого» ль, -- воспринимай таким, каков он есть со всеми его достоинствами и пороками, со всеми слагаемыми его жизни, радостями и горестями, победами и поражениями... Воспринимай, принимай и... включи в число своих забот, направленных на его улучшение, пробуждение в нем скрытых индивидуальных возможностей...» Третьим принципом может быть: «Обстоятельства жизни,окружающие меня и моих воспитанников, могут быть различными: и плохими, и хорошими (они стихийны), но своим отношением их всегда можно обратить во благо собственного развития. В преодолении трудностей мужает и развивается тело, крепнет дух, утончается и совершенствуется интеллект. Любое явление жизни, предмет, человек, произведение искусства, обыденная вещь... имеет и «+» и «-», однако, каждое из них можно обратить во благо для своего самоусовершенствования».
Есть множество примеров, как подобная личная программа помогает человеку жить и самореализоваться. Мартин Грей^ автор книги «Сила жизни» (Варшава, 1988) прожил трудную, полную лишений и невзгод жизнь: был узником фашистских концлагерей, в оккупации потерял родителей, а после войны — жену и четверых детей, погибших во время пожара. Казалось бы, после такого трудно подняться. И тем не менее М.' Грей пишет книгу, которая для многих людей стала путеводителем в поисках житейского счастья, опоры в жизни, если они ее потеряли, если перестали радоваться каждому дню. Вот некоторые его советы: О Прежде всего задуматься над собой,отделить желания истинные от суетных и пустых. О Наблюдать за людьми;учиться видеть их своеобразие. Наблюдать за миром:ежесекундно все вокруг .нас изменяется. О Сохранить интерес к окружающему,несмотря на то. что в каждом из нас с годами накапливается усталость, отягощает груз привычек. Это позволяет сохранить молодость. О Научиться владеть своим телом,чтобы стать самим собой. Проверить себя: до какой степени ваше тело вышло из-под контроля? Нельзя нашу личность, душу подчинять отяжелевшему, ленивому телу! О Научитесь снимать напряжение:определенной позой, движением, музыкой... О Поверьте в себя!Недостаток веры приводит к телесным заболеваниям, уничтожает в зародыше любую инициативу, становится преградой на пути реализации человеческих возможностей, барьером для развития, преградой для счастья. 254 Глава IV. Содержание воспитания ц современной школе О Научитесь спать.Трудности с засыпанием — признак стресса, нервного напряжения и истощения, внутреннего разлада. Помогут в этом аутотренинг и полное рас-слабление тела. Для составления собственной программы оздоровления и стимулирования этого процесса у учащихся педагогу необходимы знанияиз областей многих наук: философии, психологии, анатомии и физиологии, медицины, гигиены, валеологии, педагогики, этики, эстетики, экологии и др. Разумеется, школьный педагог не владеет ими в полной мере. Но он может взять на вооружение оздоровительные системы, уже созданные специалистами.
Каковы же слагаемыеэтой собственной программы? Каждый человек (и педагог, и школьник) составляет и, естественно, выполняет ее сам. Но есть общие, фундаментальные идеи,на которых она строится: их соблюдение обязательно. Идеи определяют содержаниедеятельности, а также методыи приемыее реализации. Раскроем их здесь в данной логике. Идея первая: «Я — чудо!»Еще Ф. Рабле подметил: «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает». Значит, чтобы «состояться» как личности надо по достоинству себя оценить и в своей жизнедеятельности, постоянно поднимать свою самооценку. Чтобы стимулировать себя и детей к такому самочувствию и восприятию окружающего мира, надо ввести воспитательный процесс такие методические правила: О Чаще отмечать в себе и детях достоинства личности, хорошие мысли и поступки, не бояться говорить комплименты, ласково подчеркивать свое позитивное отношение к себе и к детям. О Никогда не унижать ни себя, ни детей (наедине и при людях) излишней критикой, мелочными придирками. О Все дела (в собственной жизни и в педагогической деятельности) стараться делать с удовольствием, с наслаждением, «со вкусом», даже нудные и неинтересные (пример тому — исполнение классным руководителем своих «чиновничьих функций» — см. § 6 настоящей главы). 4.3,Стимулирование здорового образа жизни ______________ 255 О Будьте всегда в хорошем настроении. «Научитесь любить дождь, когда он идет, темноту и жару, когда они есть. Когда вы здоровы и счастливы,погода не беспокоит вас. Ваше настроение не подвержено барометру. Вы сами светитесь изнутри» (П.С. Брегг). Настроение должно измеряться своеобразной «шкалой внутренних ценностей». О Никогда ни к кому и ни к чему не предъявляйте претензий. О По возможности старайтесь избегать общения с людьми хмурыми, пессимистичными, злыми, ворчащими... Ели такой возможности нет (например, в воспитательном процессе, когда от общения не уйти, как не уходит от него мать), то надо вывести собеседников на волну эмоционально-положительного общения — радостным сообщением, подбадриванием, развенчанием несостоятельности огорчений, шуткой и юмором... О И... улыбайтесь! Себе — в зеркале! Собственной внутренней улыбкой! Детям — дома и в школе. Коллегам! Просто незнакомым людям... О магической силе улыбки стихотворение Тани Кузнецовой (15 лет): Человек пришел и улыбнулся, Незнакомый мне и мне совсем чужой, И как будто только что .проснулся, День холодный задышал весной. Вся тоска и грусть — псе улетело, Тает под лучами зимний снег, И в душе как будто потеплело -Просто улыбнулся человек. И как итог всех этих приемов — формирование у человека (и учителя, и воспитанника) собственной жизнеутверждающей, оптимистичной позиции, вера в собственную значимость и потенциальные возможности; «самость» человека, когда он сам себе хозяин и все может. О таких людях обычно говорят: он источает «ауру добра». Это ли не основа педагогической позиции? Идея вторая: «Любовь как высшее человеческое чувство»(А. Блок: «Только влюбленный имеет право на звание человека»). Ко всем и всему? К себе самому: к телу, душе (внутреннему миру), уму и его возможностям! К людям 256 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 257
разного уровня отношений: маме, пале, родным, близким, друзьям, коллегам, соученикам, старшим, младшим... А если есть «нелюбовь»? Ее можно превратить в любовь. Конечно, нужен труд души (нелегкий, но приятный!). Логическая цепочка тут такая: принял человека таким, каков он есть -> ответь себе на вопрос «Почему таким (малопривлекательным) стал?» -* попробуй понять -* понимание вызывает чувство жалости, желание помочь ->• чем можешь, помогаешь ~> получаешь ответную благодарность (словами, слезами, радостью, лучезарной улыбкой, материальным вознаграждением —- это уже твой успех, твое переживание радости) -* увеличение добрых дел в адрес твоего подопечного -» он начинает меняться в лучшую сторону -* первые проблески уважения и... любви -> чем дальше опыт нравственных отношений, тем более глубокое чувство любви... Далее, любовь к предметам, вещам, нравственным ценностям, книгами, картинам, природе, животным... Один из московских художников, устраивающий бесплатные выставки и не продающий своих картин (он их просто дарит), в ответ на недоуменные вопросы окружающих всегда говорит: «Ведь должно же быть у человека что-то непродаваемое». «Непродаваемое» всегда означает «любимое». .И наконец, самое сокровенное — взаимоотношение с другим полом. Половая любовь. Не будем здесь раскрывать ее суть и содержание; об этом написано много книг, и они сейчас доступны. Скажем только, что от успешности решения этой проблемы человеком (мужчиной, женщиной, девочкой и мальчиком — подростками) зависит его процветание, физическое состояние, духовный рост, интеллектуальное развитие, состояние счастья и оптимистичное видение мира. Что может педагог? Важно: самому разобраться и дать ученикам научноевидение проблемы (рассказы, беседы, откровенные разговоры, комментированное и уединенное-чтение, вечера поэзии, встречи с учеными — сексологами, психологами, медиками...). Это ориентация в ценностях, чтобы предупредить бездумный опыт, чреватый нередко печальными последствиями. Пусть знают, что любовь надо ждать, к ней надо себя готовить, ее надо беречь и бережно взращивать — когда встретишь... Учащиеся-подростки в этом нуждаются. Идея третья: «Очищение физическое и духовное».Во всех руководствах по здоровому образу жизни оно предвосхищает все оздоровительные мероприятия. Рекомендации по очищению физическому — в публикациях специалистов, их предостаточно (имеется в виду очищение кишечника, печени, почек, кровеносной системы, кожи, носоглотки и дыхательных путей и так далее). Поэтому мы сознательно их опускаем, отсылая читателя к специальной литературе. Мы раскроем смысл духовного очищения — это уже прерогатива педагога, его забота. Очищение духовное себя самого и своих воспитанников. Оно связано с понятием «катарсис», под которым подразумевается очищение этическое и эстетическое, оздоровляющее душу и тело, психику, внутренний мир личности посредством искусства (музыки, риторики, литературы и т.д.) через эстетические переживания. Катарсис имеет своего рода материальное проявление: интонация, речь, мимика, выражение глаз, жест и т.д., позволяющее объективно передать и увидеть внутренние переживания личности (из кн. Э.Т. Ардашировой «Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М., 1994). Со времен античности катарсис связывали с эстетическими переживаниями человека: музыкальное очищение (Пифагор), очищение красотой и добродетелью (Платон), очищение искусством, риторикой, трагическое очищение (Аристотель). Так, согласно Платону, «все лучшие качества человеческого характера: красота, благородство, мужество и даже знание являются результатом очищения». «Истина заключается, в сущности, в очищении себя от всего подобного, и не нужно ли назвать и благоразумие, и справедливость, и мужество, и само разумение очищением?» (Фе-дон). В соответствии с этим «все недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем — посредством очищения: от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней -медицина, от незнания — научение, от нравственных недостатков очищает искусство»*. С тех уже времен катар-сическое воздействие связывалось с воспитанием личности. Обращение Платона к музыкальному катарсису мыслилось Ис- * Лосев А.Ф., Шгесаков В,П. История эстетических категорий. — М. кусство, 1965. 9. Заказ №1233. I 258 Глава IV. Содержание воспитания в современнойшколе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 259
как «морально-жизненная тренировка человека», соединенная с любовью «высокого эстетического характера», — все это «имело здесь также и вполне жизненный смысл, настраивая человеческую психику на то или иное реальное поведение». Поэтому у Платона «воспитанный человек очень остро чувствует всякое упущение, плохое качество работы и то, что нехорошо по самой своей природе...»*. Но не только музыка но и поэзия, художественная проза, природа, красивый человек, произведение рук человеческих, волнительная встреча, яркое событие в жизни, трудное испытание... -все способствует духовному росту человека. Это ли не есть содержание воспитательной работы в школе? Конечно, оно должно быть тонко и красиво, психологически грамотно инструментовано.
Идея четвертая: «в вашем распоряжении «девять врачей»,данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум»** (П.С. Брегг). Покажем здесь возможный вариант программы оздоровления педагога и детей на основе этих «девяти врачей», который может быть составлен педагогом в зависимости от своих данных и предложен детям в увлекательной форме, подтвержденный личным примером, может быть разработан совместно с детьми в общей жизнедеятельности. Итак, первый доктор — солнечный свет.О По возможности чаще бывать на солнце, нежиться под его лучами, чтобы не выглядеть бледным, чтобы кожа была покрыта легким' загаром. О Во время отпуска (каникул) рекомендовать родителям и детям 2—3 недели проводить на солнышке все равно где — на юге, в средней полосе, на севере. О Есть побольше фруктов и овощей, выращенных на солнце (хлорофилл, наполнивший их, — часть солнеч- ной энергии): это самая богатая и полезная пиша для взрослых и детей. О В деятельность свою и детей чаще включать образ солнца: рисунки, стихи, музыку, песни, описание солнца в сочинениях, оформление классного и домашнего интерьера, фотографии, картины. О При прогулках отмечать благотворное влияние солнца на окружающий мир: растения, птиц, воду в озере и реке, лица людей, архитектурные сооружения... О Общаясь с детьми, чаще употреблять выражения типа: «Солнышко мое...», «Ты сегодня весь светишься, как солнышко, — у тебя все хорошо», «солнечное настроение», «светлая радость»... Второй доктор — евежий воздух. О Свежий воздух — это прежде всего: кислород — для организма, холодный воздух -- для закалки, нежный теплый ветерок — для ощущения радости бытия... Чаще бывать на воздухе: прогулки (с детьми и без них), ходьба на работу, загородные выезды в воскресенье, походы — свежий воздух 24 часа в сутки... О Дома спать с открытой форточкой (окном), зарядка -на улице, на балконе, при открытом окне... О Одежда должна обеспечивать вентиляцию поверхности организма — быть свободной и ни в коем случае не синтетической. Принимать воздушные ванны. О Употребление кислородных коктейлей (лечебных). О Выработка «своего« дыхания: может быть по П.С. Бреггу (глубокое дыхание), по Г.П. Малахову (разные виды дыхания), по К..П. Бутейко (перестройка стереотипа дыхания е глубокого на задержку дыхания). Обезопасить себя изучением научных данных того или иного вида дыхания. О «Не отягощать свой организм табачищем!» (Л.Н. Толстой). Никогда не курить самому! Вести активную (вплоть до специальных занятий с курильщиками) антиникотиновую пропаганду среди детей и окружающих взрослых. Третий доктор -- чистая вода*.Вот какую хвалебную оду воде произнес А. Экзюпери: «Это невозможно опи-
* Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. (Цит. по кн.: Ардаши-рона Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М., 1994.) ** Цит. по кн.: Брегг П.С.. Системы оздоровления. М.. 1994, * Подробно: Олетов Н.В. Водолечение. Теория и практика. Ростов на Дону. 1996: Кнейпп С. Чудесное, всем доступное и .замечательно простое подолечение. М., 1997. 260 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 261
сать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни, ты -- сама жизнь!» Формы «общения» человека с водой, положенные в основу программы оздоровления: О Потребление продуктов, содержащих воду: овощи, фрукты, соки и т.д. О Пить чистую (из родника, ионизированную,-серебряную, намагниченную, очищенную — в домашних условиях) воду: до еды за 15—30 минут, от жажды, вместо всяких других напитков, особенно суррогатных -сухих соков, растворимых шипучих напитков, с консервантами, напитков, содержащихся в полиэтиленовых бутылках, недоброкачественных вин, соков и т.д. О Обязательные водные процедуры (вводить постепенно): обтирание, обливание, купание в ванне и открытых водоемах, холоди сводные и снежные процедуры на свежем воздухе, водный массаж и др. О Ежедневно: холодные водные процедуры утром, горячие — вечером (для умывания, чистоты тела, согревания, лечения, устранения бессонницы, с травами -для снижения напряжения дня или лечение тех или иных заболеваний...). О Ежегодно во время отпуска (каникул) -- плавание в отрытых водоемах (соленых и пресных). О Стимулирование позитивного отношения к воде и водным процедурам: картины, стихи и проза, песни, музыка, рисунки детей, размышление о воде. Четвертый доктор — естественное питание.По словам Виолы М. Киммел «правильный прием пищи — это наука и изящное искусство». «Гнев, зависть, страх, сомнения, беспокойство -- смертельные враги для усвоения пищи, даже самой гигиеничной. Даже порыв восхищения или любви отгоняет голод и лишает пищеварительные органы крови и энергии, необходимые для работы. Отдых, спокойствие, миролюбие — идеальные условия для всего процесса пищеварения, если хотят вести удобный, высокопроизводительный и чистый образ жизни... Ругань, ворчание, ссоры во время еды губительны для здоровья... Вершина глупости — давать пищу умственно или эмоционально подавленным' больным» (из книги Г. Шелтона «Основы правильного питания»). У него же есть специ- альные правила питания, их можно использовать при составлении своей программы оздоровления. В работе классного руководителя все вопросы естественного питания могут стать как предметом научно-методического осмысления (в различных формах воспитательной работы с детьми, в работе с родителями), так и практическим применением в совместной жизнедеятельности (в походах, поездках, прогулках, на турслетах, в буфетах театров и музеев, в школьном буфете, на классных «Огоньках», вечерах, праздниках, в практике дарения подарков, угощения «просто так» и т.д.). Пятый доктор — голодание.Дель его (по П.С. Бреггу) -«привести весь организм к полному выздоровлению, самоперестройке, самообновлению всех функций. После голодания кровообращение улучшается, жизненная сила увеличивается, пища лучше усваивается, возрастает выносливость и сила. После голодания сила разума так возрастает, что он может взять полный контроль над телом. Голодание — это путь к внутренней духовной чистоте (из книги «Чудо голодания»). Методика и техника голодания описаны у многих авторов и могут быть заимствованы самим человеком, составляющим собственную программу оздоровления. Шестой доктор — физические упражнения.Он многогранен. Лечебный эффект физических упражнений давно известен и доказан: комплексное воздействие на ТЕЛО, ДУШУ, РАЗУМ. Ж.-Ж. Руссо: «Ходьба и движение способствует игре" мозга и работе мысли». Такие наметки к программе педагогов и воспитанников могут быть: О Выработать для себя свой собственный комплексутренней, дневной и вечерней «зарядки» (в зависимости от возраста, индивидуальной конституции, имеющихся отклонений в развитии различных органов, времени года, режима работы и жизни, наличия условий и материальной базы). О Занятия в спортивной секции, клубе, на спортплощадке, участие в соревнованиях, походах и т.д. О Физические упражнения в сочетании с солнечным светом, воздухом, водой, снегом — еженедельно (по выходным). На лоне природы. О Активный (спортивно-туристский) отпуск (каникулы). 262 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 263
О Физкультминутки и паузы во время работы (в зависимости от рода деятельности. Опыт показывает, что на любом школьном уроке можно совмещать физкультуру и тему урока в течение 3—5 минут, надо только пофантазировать. На географии зарядка «Стороны света» (ученики стоя сначала руками, потом шагами, потом головой и т.д. по команде учителя указывают на север, юг, запад, восток, северо-запад, юго-восток...). В 10-м классе зарядка усложняется. Учитель говорит: »Вы находитесь в стране... (например, Заир, если изучается Африка). Укажите рукой, головой, другой рукой... направление на Россию, ЮАР, Францию... На литературе — оживление нескольких строк из произведения., которое в данный момент изучается. Каждое слово ученики должны изобразить, сыграть... На геометрии — теорему, на физике -- физический закон, на музыке -нотный ряд... О Определенные сиюминутные формы и приемы поднятия настроения, «сжигания» отрицательных эмоций и т.п. Некоторые используют ходьбу, бег, гимнастические упражнения, а также бытовые дела (стирку,.подметание и мытье полов, перестановку мебели...). Кому что нравится. О Подборка специальных художественно-эстетических средств для занятия физическими упражнениями (стихов, песен, музыки, речевок...). Это усиливает эмоциональное и интеллектуальное воздействие. Седьмой доктор — отдых. Для каждого он индивидуален: для одних — полный покой и свобода от любой .активности, полное расслабление. Для других — смена видов деятельности: умственного труда на физический, творческого — на монотонный, чтения и письма — на гимнастику или танцы, сидячего образа жизни — на активное движение. Важно в составлении программы спланировать и выполнять важные моменты жизни: О Ежедневный отдых от работы: упражнения -- какие? Короткий сон -- поза и условия, время? Солнечные ванные -- где и как? Танцы -- какие и где? Водные процедуры? Прогулки?.. О Один раз в неделю — выходные (в какой форме — отдых? Где? С кем?). О Один раз в год — отпуск (Где? Какой? С кем?..). О Окружение себя ДОБРОМ И КРАСОТОЙ: в общении с людьми, в интерьере дома и класса, на лоне природы, в собственном внешнем облике: одежда, причес--ка, физиогномическая маска... О Цветовая гамма жизни — ее надо хорошо продумать. О Сон и его организация. (Где? Какая постель? Сколько часов? Когда? Как бороться с бессонницей?) Все это по индивидуальной программе. Восьмой доктор — хорошая осанка: стоять прямо, ходить прямо, сидеть прямо, никогда не кладя ногу на ногу. Голова гордо приподнята вперед и немного вверх, живот подтянут... Это не только эстетика внешнего вида, но и правильное функционирования внутренних органов — головного и спинного мозга, сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, позвоночника, суставов и т.д. Это и эмоциональный настрой, душевное состояние: гордость — «Я человек», достоинство — «Мне есть, чем гордиться», радостный порыв — «У меня все хорошо! Я от-крыт(а) миру!» Специфика личности: «Я -- женщина», «Я — мужчина». Сейчас говорят еще и об имидже — он тоже выражается в прекрасной осанке. При такой осанке легче проявляются жизнелюбие, оптимизм, легкость в восприятии и перенесении трудностей. Отработанная (при систематическом упражнении) красивая осанка постепенно отражается на формировании характера, таких его черт, как уверенность в себе, оптимизм, гордость, достоинство, чистота помыслов, воля и др. Это предмет особой заботы воспитателя — решение воспитательных задач. Девятый доктор — разум. Что он может для организации здорового образа жизни педагога и учащихся? П.С. Брегг: «Считайте Ваши мысли реальной силой, магнитом, обладающим способностью притягивать или отталкивать... Положительный способ приводит к успеху, отрицательный -- к разрушению, пустоте, неудачам...» Надо культивировать в себе и учащихся положительную духовно-интеллектуальную настроенность. Не позволять отрицательным мыслям взять верх в разуме-. В практической деятельности педагога это претворяется в его конкретной воспитательной работе и в плане отношенческом. 264 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 265
О Через разнообразные формы интеллектуально-познавательной деятельности расширять поле мыслительной деятельности учащихся во внеурочное время, формировать эмоционально-положительное отношение к процессу интеллектуального труда, учению, людям науки, учителям. О В процессе внеклассной работы овладевать вместе с учащимися научной организацией интеллектуального труда (как читать, как писать, как конспектировать и делать выписки, как составить план, как слушать лекции, как подготовить себя к докладу и т.д.). О Ежедневно, ежечасно, ежеминутно загружать свой ум увлекательной интеллектуальной работой (кроссворды, викторины, занимательные задачи, игры в слова и цифры и т.д., математические, лингвистические, физические... головоломки, внезапные вопросы «Что? Где? Когда? Почему?» и т.п.). О Взять за правило, общаясь повседневно с детьми, удивляться перед совершенством мира природы и мира человека, буддировать мысль учеников вопросами, загадками бытия, жизненными парадоксами, поисками разгадок... О Выработать для себя формы позитивной оценки себя и ученика думающего: восторг, похвала, поощрение, награда... По возможности, снять довлеющую негативную школьную отметку на уроках и особенно вне урока. О Избавление себя и детей от «мысленных шлаков» (у Г.П. Малахова). Могут быть придуманы и другие формы упражнения и развития ума, собственного и учеников. И как итог беглого экскурса в возможности «девяти докторов» уместно задать вопрос: какова роль педагога? Думается, ответ таков: инструментовать сквозь призму их возможностей всю систему воспитательной работы с классом: походы, экскурсии, ночевки у костра, философское осмысление жизни, спортивные занятия и состязания, сбалансированное питание во время походов и поездок, классных «Огоньков» и праздников, дней рождения и т.д. Все — под присмотром «девяти докторов». Ненавязчиво! Радостно и весело! Убедительно!
Идея пятая: забота о психическом здоровье,что особенно важно для работы педагога (множество психогенных факторов) и развивающейся, неокрепшей еще психики учащихся. Цели этой части программы оздоровления многообразны и многомерны: это и «накопление нервной силы» (П.С. Брегг), и поднятие настроения, и расслабление в ходе и в конце трудного рабочего дня или тяжелых встреч с неприятными людьми. Это и профилактика нервных срывов, состояний и заболеваний: нервное напряжение, стресс, нервное истощение, депрессия. Это и нейтрализация проявления признаков нервно-психических заболеваний (если они имеются): истерия, неврастения, шизофрения и другие. Это и преодоление недоразвитости психики (у подростков). И многие другие явления. Так вот, в программу могут входить самые различные меры. Например, такие: О меры избавления от чрезмерных напряжений в повседневной жизни (ограничение работы, чередование ее с отдыхом, нахождение интереса в работе и в повседневных делах, умение ставить лишь достижимые задачи, не придавать значение житейским мелочам и неудачам, одоление привычки «зацикливаться» и др.; О освоение специальных мер снятия эмоционального напряжения и регулярное их употребление: расслабляющая, медитативная музыка, местный или общий массаж, чтение хороших книг, прогулки на природе, тихое пение задушевных мелодий, физические упражнения, танцы, смехотерапия, ритмичный режим питания и употребление специальных продуктов; О выработка позитивного отношения к негативным жизненным событиям как к испытаниям, как к возможности укрепить свою волю, мужество, оптимистич-ность, как к возможности приобретения жизненного опыта; О общение с людьми добрыми, жизнерадостными, оптимистичными, мудрыми... избежание общения со злыми, непорядочными, глупыми и т.д.; О выработка тактики выхода из конфликтов; могут быть использованы такие приемы: компромисс, уступка, 266 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 267
умение рассмотреть ситуацию глазами «противника» и «войти в его положение», конструктивный диалог, шутка, специальные фразы для выхода из заведомо неперспективного спора типа: «Вы, может быть и правы, но я не буду спорить с вами сейчас»; О окружение себя красотой, радостными мелочами быта; использование косметики, бижутерии, новых элементов одежды и интерьера; оборудование и оформление своего спального места, уголка для работы и для отдыха...; О выработка для себя системы мер для снятия сиюминутного гнева, раздражения, потрясения: определенные физические упражнения, счет, проговаривание каких-то слов, специальные музыкальные произведения и т.д.; О определение своих «страхов» (боязнь одиночества, смерти, потери близких, угасания любви, неуспехов в педагогической деятельности, трудных учеников и др.), изучение научной литературы по проблеме, составление разумной программы тренинга для снятия страха; О культура секса (об этом надо прочитать специальную литературу и выбрать для себя оптимальное, чтобы это позитивно сказалось на душевном состоянии).
Идея шестая: специальные меры для больных людей. Но меры не конкретные (это дело медиков и валеологов), а общие, которые по силам педагогу и его воспитанникам. Они касаются общих положений отношения к болезни и к себе самому, желающему быть здоровым. О причинах болезней. В трудах Чэн-Яна, жившего в XII веке в Китае, приведены три основные группы причин болезней: О внутренние причины: так называемые «семь настроений» — чрезмерная радость, большое горе, гнев, страх, тоска, любовь и желание; О внешние причины: так называемые «шесть чересчур» - ветер, холод, зной, сырость, сухость, огонь; О нейтральные причины: причины, воздействующие извне и изнутри, главным образом нарушения питания и отравления. Можно утверждать, что эти причины не потеряли актуальности и на сегодняшний день. На основе самоанализа можно установить причины «своих» болезней и их устранять, чтобы предотвратить и даже излечить болезнь. Человек САМ творец своего здоровья. «Человеческий организм обладает способностью к самовосстановлению»*. Простейший пример: когда соринка попадает в глаз, слезы независимо от нашей воли тут же вымывают ее. Поврежденная кожа восстанавливается за несколько дней... Над этим люди задумывались давно. Врачами Древнего Востока болезнь рассматривалась всегда как результат взаимосвязи вредных воздействий и защитных сил организма. Считалось, что основным противником болезней и средством их лечения является правильный образ жизни. В случаях же «прорыва» защитных сил организма устраняется причина... с помощью самого пациента и при его активном участии. Отсюда правила: О Необходимо осознание, что человек — целостная система (а не набор органов — здоровых и больных), которая состоит не только из тела, но и души, т.е. эмоций, психики, интеллекта. О Внутренне соберитесь, настройтесь на полное выздоровление и омоложение. Успех сопутствует тому, чье сознание настроено на его достижение. Исключите слово «болезнь» из своего сознания. Как можно чаще мысленно и вслух повторяйте себе: «Я здоров. Я счастлив... Я молод... Я неуязвим... Я всемогущ». Английские медики утверждают, что в 90 случаях из 100 мы болеем внушенными нами болезнями. Каждый из нас листал медицинские справочники, журналы, статьи и находил симптомы описанных в них заболеваний. О Избегайте влияние нытиков, сочувствующих, проявляющих жалость, словесное сострадание; убедите окружающих, что вы- справитесь сами. Воздействие на физическое тело заключено в одном слове — закаливание (на основе воздействия «девяти врачей» П.С. Брегга). * Материалы из книги: Норбсков А/., Фомина Л. Дорога б молодость и здоровье. Практическое руководство лля мужчин и женщин. М., 1995. С. 10-15. 268 Глава IV.Содержание воспитания в современной школе 4.3. Стимулирование здорового образа жизни 269
О Для диагностики и лечения серьезных заболеваний использовать медицинские учреждения (если без этого не обойтись). О Практически от всех болезней имеются рецепты народной медицины*, они безвредны и приносят максимум пользы; необходимо составить свой домашний лечебник, создать свою домашнюю аптечку.
Идея седьмая — ознакомлениепедагога и учащихся с методами, способами и конкретными приемамиоздоровления и здорового образа жизни. Эта идея близко соприкасается с нашей основной педагогической идеей: процесс воспитания должен быть инструментован как процесс самовоспитания. Здесь же мы назовем конкретные способы, которые помогут человеку, исповедующему здоровый образ жизни, в его самопознании, самоконтроле и самосовершенствовании. О Созерцание— ориентация, внутреннее обсуждение своего положения в отношении к окружающей среде, к определенным людям, вещам, знаниям, принципам. Оно приводит все системы организма в равновесие. Вечернее (итог дня) и утренние (перспектива дня). Ежемесячное, годовое, при переходе от одного жизненного этапа к другому... Оно дает возможность целенаправленно И СПОКОЙНО ИДТИ-ПО ЖИЗНИ. О Рефлексия-- внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Созерцанию и рефлексии надо учиться, упражняться, тогда они становятся неотъемлемой чертой саморазвивающейся личности. О Релаксация— расслабление, снятие психического напряжения, стрессовых нагрузок, достижения состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний. Средства самые разнообразные, их человек может избрать сам: музыка (определенная), чтение стихов, пение, прогулки на природе, отдых у моря... * См.: Синяков И.Ф. Рецепты народной медицины. М., 1995; Лечение без лекарств: домашние средства, Нью-Йорк; Монреаль; Москва, 2001. Главное — выявить их для себя и систематически использовать. О Аутогенная тренировка-- метод психической саморегуляции, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологическими процессами своего организма. О Массаж— самый старый и самый простой способ лечения, поднятия настроения как больного человека, так и здорового, основанный на внутреннем убеждении «Я призван помочь». Хороший массаж оказывает действие на всех уровнях. На уровне физическом — расслабляет и размягчает мышцы, регулирует венозный кровоток, повышает уровень гемоглобина, ускоряет лимфоток, растягивает внутрисуставные связки, воздействует на основной обмен... На уровне психическом — освобождает от стресса и тоски, помогает расслабиться, способствует осознанию своего тела как единого целого, придает оптимизм и уверенность, возбуждает активность не только физическую и психическую, но и интеллектуальную... Этому надо учиться самому и учить детей. И еще в практике оздоровления широко используются приемы, начинающиеся с корня САМО:-анализ, -изучение, -познание, -критика, -тренинг, -гипноз, -защита, -развитие, -исцеление, -организация, -настрой, -ограничение, -одобрение. Технике этих САМО-надо обучаться самому и обучать детей как на специальных занятиях, так и повседневно в практике общения с ними. Органично включенная в систему учебно-воспитательного процесса личностно-ориентированная программа здорового образа жизни педагога и воспитанников позволяет оптимизировать процесс воспитания, сделать его жизнерадостным и эффективным. Вопросы для самопроверки и размышления 1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»: каковы ваши 2. Идеи здорового образа жизни и система обучения и воспи 270 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения 271
3. Как организовать воспитательный процесс в школе соглас 4. Какую реальную лепту может внести школьный педагог в 5. Как стимулировать деятельность учащихся по составлению 6. Методика самоактуализации педагога с помощью личной Рекомендуемая литература Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М., 1979. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. Байер К., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997. Брегг П.С. Формула совершенства. М.. 1996. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. Валеология в школе: пособие для директора / Под. ред. Е.И. Тороховой и Т.И. Широковой. М., 1999. Долинскый Г. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб., 1997. . Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., 1999. Жуховицкий Л.М. Помоги своей судьбе. М., 1989. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1995. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. О мальчиках и девочках. СПб., 1997. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. СПб.. 1997. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1997. Лечение без лекарств: домашние средства. Нью-Йорк; Монреаль; М., 2001. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. СПб., 1995. Педагогика здоровья. М., 1991. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2000. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб., 1997. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. Ч. 3 «Полюбить себя». М., 1999. Готенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., 1993. Системы оздоровления П.С. Брсгга. М., 1994. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. Торохова Е.И. Валеология. Словарь. М., 1999. Холт Д. Причины детских неудач. СПб., 1996. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1996. 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения Замечательная наука! Ты умеешь измерить круг, привести к квадрату любую фигуру, какую видишь, называешь расстояния между звездами, нет в мире ничего, ч-ю не поддалось бы твоим измерениям. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути? Сенека Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы. М. Моптснь
Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер. За школьную жизнь человек проводит примерно через 10 000 уроков — разных: по предмету изучения и области знания, по содержанию и методике, по характеру взаимоотношений с учителем и одноклассниками Урок — это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии... В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной 272_____ Глава IV. Содержание_воспитания в современной школе позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание...) и личность учителя. В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре и интеллигентности, к возможностям и ценности образования, формируются потребность и навыки самообразования... Происходит решение задач всестороннего развития -- умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического... Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, к своей работе...), его нравственна кредо, эстетическая выразительность, общая культура, педагогическое мастерство и педагогический такт Воспитывает психологический климат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже предметный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия... По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педагоги давно, и на протяжении веков в истории педагогики сложился один из основных подходов, именуемый принципом воспитывающего обучения. Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслителей прошлого: «Воспитание — дело совести, образование — дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго). «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский). «Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего» (Д.И. Менделеев).
Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешкольной работе) обеспечивается спецификой воспитывающе- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения го обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, используемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учитель о ученик» в процессе обучения. Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на отношении человека к учебе, но и на искаженном отношении к жизни, на формировании негативных качеств личности, влияя на жизненную позицию человека в целом. Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это- может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообразных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция внеколлек-тивной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика — однообразие и сероватый ток жизни, которые они трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях»*. Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением: 1. Воспитание шире и сложнее обучения, ибо оно: О предшествует обучению; О осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности; О продолжается и после окончания человеком систематического обучения; О происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедеятельности человека.
274 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения 275
2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке 3. Процесс воспитания -- многофакторный, в этом его 4. Воспитание не имеет строгих, четких организацион 5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в 6. Воспитание создает необходимые условия для разви
Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет. Проанализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*: О Содержание образования обогащается не только новыми знаниями, но и новыми процессуальными умениями. О Традиционные способы информации (устная и письменная речь, теле- и радиосвязь) уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. О Важнейшей составляющей становится личностно-ори- ентированное взаимодействие учителя с учащимися. О Особая роль отводится духовному воспитаниюличности, становлению нравственного облика человека.О Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума. О Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом: * Селевко-Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3. а) от учения как функции запоминания к учению как б) от чисто ассоциативной, статической модели знаний в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен- но-волевой регуляции.
Сутью всех систем развивающего обучения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обучения*, заключающая в себе большой воспитательный потенциал, представляющая собой сочетание обучения,понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества (школы, учителя), и учения,как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и приспособлена к возможностям ученика. Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Особенности позиции учителя -- стимулирование развития субъектного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самоценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации. * См. подробнее: Якиманская И.С. Лнчносгно-ориентироеанное обучение. М., 1996: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С.208-2] 1. 276 Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения 277
Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения, В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемые*, касающие содержания образования: |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 589. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |