Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неформальные объединения детей и молодежи; взаимодействие с ними в процессе целенаправленного воспитания
Что отличает пол-чинно самодеятельное объединение?.. Отсутствие раз и навсегда заведенного порядка, четкая выраженность ценностей и доступное их формулирование, смех, карнавальность, независимость, свобода, динамичность. А. Г. Быстрацкий
Выше, раскрывая суть воспитывающей'среды как фактора развития и воспитания личности мы говорили о влияниях целенаправленных: соцкуль-турная среда, семья, ученический коллектив, детско-юношеские организации позитивной направленности Но для педагогов-практиков не секрет, что значительным, а иногда и определяющим фактором развития являются стихий- 218______________ Глава Ш-Воспитыиаюгцая среда и ее развитие ные влияния в микросреде. Они-то порой оказываются для ребенка (особенно подростка, юноши) приоритетными. Подростки и старшеклассники уходят в так называемые неформальные объединения молодежи, исповедуя ценности молодежной субкультуры. При этом нередко дело доходит до скрытого или открытого противостояния. Почему так? Оппозиция классической культуре существовала издавна. Философ М.М. Бахтин назвал ее «карнавальной культурой». Возникла она в средние века, в период тотального господства официальной религии — христианства. Как уступка языческим культурам возник «Праздник дураков»... Ж.-Ж. Руссо ограждал Эмиля от общества сверстников... А.С. Макаренко вопреки установкам официальной педагогики, охраняющей детей от «муштры и зубрежки», вводит марши, военную подготовку, форму. Молодежь с восторгом приняла. Через несколько десятилетий военные атрибуты, вошедшие как символы и ритуалы пионерской организации, стали отвергаться молодежью... А учителя-новаторы в недрах официальной педагогики со своими инновациями, пошатнувшими ее устои, тоже были отнесены в ранг оппозиции.
Итак, молодежная субкультура в наш сложный век тоже возникла как оппозиция культуре взрослых, как правило, классической культуре, носителями которой, естественно, является школа, средства массовых коммуникаций (в основном), учреждения культуры и семьи, где как раз занимаются целенаправленным воспитанием детей. Психологический механизм ухода детей (особенно подростков) достаточно хорошо изучен. В основе его ~ потребность в общении со сверстниками. В подростковом возрасте человек ощушает себя личностью, задумывается над своим «Я»: каков «Я»? Такой как все? Не такой как все? Появляется потребность найти себя, подражать сформировавшемуся идеалу, реализовать бурно проявляющееся «чувство взрослости»... Потребность подростка быть в неформальной группе объясняется потребностью:
3.5. Неформальные объединения детей и. молодежи а) в информации,особенно по проблемам, ответ на ко б) в общении и эмоциональном контакте;чаще всего это в) в реализации индивидуальных притязаний,например,
Очень часто мотивом ухода в неформальные объединения у подростков является состояние тревожности, в котором они постоянно пребывают и которое усугубляется по мере взросления. Тревога -- «ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности». В отличие от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника, охватывая человека «со всех сторон». Тревога — «страх неизвестно чего». В психологии есть понятие «школьная тревожность» — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных и внеучебных ситуациях в классе, ожидании и боязни плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Школьник постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения. Нередко причиной возникновения тревоги является внутренний конфликт ребенка, несогласие с самим собой, противоречивость стремлений, когда одно сильное желание противоречит другому... Аналогичное состояние подросток может испытывать и дома. Неформальная группа притягивает такого подростка еще и возможностью принятия его таким, каков он есть. 220______________ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие И возможностью «быть как все»: в одежде, в манерах поведения, в сленге, в своеобразных ценностях культуры (или псевдокультуры) — в определенной музыке, живописи, книгах, видеофильмах и т.д.
Неформальная группа становится и важным фактором социализации, который стал признаваться официальной педагогикой и общественностью примерно с 1960— ]970-х годов (провели массовый опрос молодежи, который показал, что около 90% девочек и мальчиков проходят через стихийные сообщества сверстников). Роль этого фактора социализации проявляется в свободе выбора своей группы, в ощущении принадлежности к ней, групповой идентификации («Мы» в отличие от «Они»), в чувстве защищенности (даже в одиночестве подросток сохраняет психологическую общность с группой). Большинство подростковых и юношеских групп характеризуется* стабильностью состава, сплоченностью, наличием собственной символики и атрибутики. Сама эта сплоченность направлена на достижение территориальной и корпоративной автономности и среди сверстников, и среди взрослых. Как правило, основная роль в такой группе принадлежит лидеру, а остальными соблюдается жесткая субординация. Могут быть и группы, основанные на демократических и гуманистических принципах.
Существует множество классификаций неформальных групп молодежи. Мы приведем здесь такую. По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: просоци-альные (демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям), асоциальные (сторонники серьезных социальных .проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях) и антисоциальные (авторитарные по структуре, направ- * См.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 134—136. 3.5. Неформальные объединения детей и. молодежи _____________________________________________________________ 22_1_ ленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме — правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.). По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям*: 1. Группы культурно-досуговой ориентации: О современной молодежной музыки (КСП, «фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и «новой волны» и др.); О спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы -- «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики-«фанаты»...). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе... При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары; О технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.). 2. Группы альтернативного образа жизни: О мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.); О все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики...); ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеолотию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» * Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... А завтра? М., 1988. С. 17.
Глава Ш. Воспитывающая среда и ее развитие и «экологистов», хиппи постоянные поклонники « Битлз». 3. Группы социальной инициативы: О экологисты (защитники природы, «зеленые»...); О глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем); О охраны и защиты памятников истории и культуры; О фонды социальной инициативы широкого спектра действий; О творческие союзы. 4. Социально-политические группы: О группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.; О народные фронты и движения; О политические клубы и объединения. Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы... могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах. Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию. Как же быть?
Видимо, педагоги современной школы (особенно облаченные воспитательными функциями) должны разбираться хотя бы в сути молодежной субкультуры, в сущности неформальных объединений и на этой основе: О принять человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть; О по возможности, включить подростка в разнообразную позитивную деятельность коллектива, активно исполь-
3.5. Неформальные объединения детей и молодежи зуя его устремления и навыки, полученные в неформальной группе; О общаться с ним в логике «диалога культур», работая постепенно над формированием отношения, либо позитивного, либо негативного, к тем ценностям, которые он исповедует; О активно поддержать социально ценные инициативы, приобщая к ним учащихся класса, школы. В современной практике воспитания появилась должность социального педагога (в школах и в микросоциуме), одной из функций которого является работа с неформальными объединениями молодежи. Она заключается в следующем: О направление энергии подростковых групп на социально ценные дела (обустройство микрорайона, милосердие, восстановление исторических памятников; физическое, духовное, интеллектуальное совершенствование и т.д.); О содействие самоутверждению подростков в позитивном движении, в социально полезных организациях, в учреждениях дополнительного образования, из которых подростки приносят в неформальные группы ростки позитивного отношения к окружающему миру.
Современные исследователи отмечают у нынешних подростков уменьшение объемов общения, как формального, так и неформального: развитие аудиовизуальной техники, компьютерных игр, возможность выхода в Интернет... позволяет подросткам в одиночку слушать музыку, играть, смотреть видеофильмы, находить увлекательное в Интернете и т.д. Это приводит детей (подростков) к отчужденности, к замыканию в узком мире, нередко и к отходу от дел и обязанностей, предписываемых учебно-воспитательным процессом в школе. А иногда — и к суициду. Значит, педагогам-воспитателям необходимо позаботиться о включении таких детей в полноценную жизнь и разнообразную деятельность. Это опять задача превращения стихийных воздействий среды в среду воспитывающую, т.е. способствующую развитию и воспитанию человека. 224 Глава III Воспитывающая среда и ее развитие
Вопросы для самопроверки и размышления 1. Молодежная субкультура и развитие личности школьника: 2. Неформальные объединения подростков и молодежи: по 3. Конкретные неформальные группы, их влияние на разви 4. Как уберечь детей и подростков от негативного влияния 5. Как использовать в воспитательном процессе школы, класса Рекомендуемая литература Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М, 2000. Тема 7. Галихова В, Молодежь в условиях социально-экономического кризиса и позиция учительства // Народное образование. 1999. № 10. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990. Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. -М.: Знание, 1989. № 6. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. Неформальные объединения вчера, сегодня... Завтра? / Под ред. В. Семенова. М., 1988. О подростковом жаргоне // Вожатый века. 2001, № 1. С. 33. Петровская Л. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. — М.: Знание, 1991. № 2. Фрадкин Ф.А., Богомолов Л.И. Неформальные группы. Юношеская субкультура // В кн. Введение в педагогическую специальность. Лекции-диалоги. М., 1996. С. 40—44. ГЛАВА IV |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 669. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |