Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ




В настоящее время предприятия используют в основном положения традиционной теории управления в процессе осуществления хозяйственной деятельности, этот подход применяется и в отношении отдельных подсистем предприятия.

В процессе эволюции традиционной теории управления предприятием возникла необходимость в использовании системного подхода к вопросам организации управления, где преимущественное внимание обращалось на соотношение частей системы с системой в целом. В самом общем смысле система представляет собой множество закономерно связанных друг с другом элементов, составляющих целостное образование, единство.

Применение теории систем в управлении предприятием в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом данной школы, так как облегчило для руководителей задачу увидеть предприятие в единстве составляющих его частей, которые неразрывно взаимодействуют с окружающей средой. Характерной особенностью подхода является переход от анализа отдельных элементов объекта исследования и простых связей между ними к исследованию сложных образований, совокупностей значительного числа, тесно взаимосвязанных элементов, представляющих в определенном отношении единое целое. Вследствие сложности взаимосвязей элементов объекта сумма сведений об изолированных элементах уже не дает знания обо всем в целом, поскольку свойства целого зависят в этом случае не только от свойств составляющих его частей, но и от количества связей между этими частями. Главным фактором подобных элементов является единство целей. В этой связи предприятие перестает быть закрытой системой и представляет собой сложную открытую искусственную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем и обладающую обратной связью.

В соответствии с выдвинутой идеей каждая подсистема перестает быть замкнутой, нацеленной на решение определенного круга задач, и рассматривается в единстве и целостности с другими функциональными подразделениями.

Школа систем открыла новый подход к исследованию процессов производства и распределения материальных благ, но, выдвинув эту ценную идею, не показала механизмов ее реализации. Иными словами, в традиционной теории управления отсутствует кооперирующая компонента функций управления, основное связующее звено, в итоге, наблюдается низкая интеграция усилий по функциям.

Традиционное видение процессов производства и распределения материальных благ не дает возможность максимально использовать потенциал системного подхода к исследованию экономики систем (предприятия, объединения).

Традиционной системе управления предприятием и его отдельными подсистемами нужна новая концепция. Такой концепцией является логистика, “определенное мышление, методика, наиболее эффективная в масштабах производственно-хозяйственной деятельности” [68].

Таким образом, в теории управления предприятием в целом наблюдаются эволюционные преобразования, базирующиеся на применении системного подхода к формированию подсистем. Упор делается не на повышение эффективности управления отдельных подсистем, а на улучшение их взаимодействия, на интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения намеченной цели. Такой эффект достигается посредством потоков (целенаправленных упорядоченных движений, действий материи, энергии и информации), формирующих жизнедеятельность системы (предприятия).

В основе функционирования предприятия заложено разделение труда, четкое разграничение функций. Специализация звеньев системы приводит к затруднению в осуществлении единой работы в разных подсистемах. Каждое конкретно взятое подразделение стремится самостоятельно повысить эффективность посредством минимизации затрат, что в конечном итоге может привести к возникновению дополнительных затрат в другом звене и к снижению эффективности предприятия в целом. Это происходит из-за смены регламента движения материального потока в звеньях логистической цепи, вызывающего противоречивые экономические интересы в подсистемах. Логистический подход рассматривает интеграцию всех этапов снабженческо – производственно- сбытового процесса.

Изучим подробно характерные черты данного подхода на предприятиях. Отправной точкой исследования является раскрытие основных положений логистической концепции управления.

Этимологическое значение термина "логистика" в русском языке неоднозначно: логистика может иметь свои корни как древнегреческие ( logos - разум, log - мышление, logismos - расчет, план, logo - думать, рассуждать, logistea - искусство практического проведения расчетов), так французcкие ( loger - делать постой). Последняя трактовка объясняется тем, что возникновение и развитие практической логистики связывают с военным делом.

       Логистика хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука, процесс теоретического обобщения и осмысления в ней только начинается.

        В официальной советской классификации логистика вообще не имела отношения не только к экономике, но и к общественным наукам в целом, трактовалась, как: синоним термина математическая логика; одно из философских направлений математики, связанное с трудами Б. Рассела и его школы.

“Логистика - наука об управлении эколого-социально-экономическими системами посредством оптимизации потоковых процессов, происходящих в данных системах” [72].

Следует подчеркнуть, что не существует термина “логистика”, получившего всеобщее признание. Различные суждения о логистике, ее назначении, задачах представлены в ряде отечественных и зарубежных публикаций [10, 53, 60, 65, 72, 80]. Для наглядности приведем несколько дефиниций, иллюстрирующих наиболее распространенное представление о логистике.

“Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени – от их первичного источника до конечного потребителя” [29].

“Логистика - теория и практическая деятельность планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики”[80].

“Логистика -научная дисциплина об управлении потоками в системах” [53].

Обобщая вышесказанное, делаем вывод: большинство дефиниций трактуют логистику как теорию и практику управления потоками. Автор данной работы отдает предпочтение трактовке, данной в работе [72], так как толкование логистики выводится на качественно новый уровень и этому толкованию дается соответствующее методологическое обоснование. Логистика рассматривается как наука об управлении эколого-социально-экономическими системами посредством оптимизации потоковых процессов, происходящих в данных системах. Из определения логистики, приведенного в работе [72], следует, что объектом логистики выступают эколого-социально-экологические системы различных иерархических уровней: предприятие, регион, народное хозяйство. Это объясняется тем, что потоки материи, энергии и информации, формируя основу жизнедеятельности социально-экономической системы, одновременно выполняют и функции физических связей с экологической системой, что позволяет рассматривать социально-экономические и экологические системы в единстве и целостности. Предметом логистики являются потоки ресурсов и их оптимизация.

Заметим: в настоящее время нет единого мнения, что является предметом и объектом логистики, ряд авторов в работах [10, 29, 80] ограничивается либо определением предмета, либо объекта логистики. Уточнение понятийного аппарата логистики, дано в работе [72], что позволяет расширить сферу ее деятельности и возможности применения системного подхода к исследованию экономики.

Логистическая концепция - это прогрессивная (новая) экономическая теория управления, “важнейшее направление развития человеческого общества” [41]. Она открывает новый подход к исследованию процессов производства и распределения материальных благ, рассматривая их как потоковые процессы, и дает возможность максимально использовать системный подход к исследованию экономики.

Целью логистики на предприятии (первичном звене экономики) является “обеспечение максимальной приспособленности предприятия к постоянно меняющимся условиям рыночной среды и получение преимуществ перед конкурентами путем оптимизации происходящих в нем потоковых процессов”[72].

Для реализации этой цели следует решить соответствующий круг задач. Общая задача логистики на предприятии состоит в том, чтобы “предложить на рынке пользующийся спросом товар в необходимом количестве, к требуемому сроку, в нужное место и реализовать по ценам, адекватным экологически и социально устойчивому экономическому развитию предприятия и обеспечивающим в рассматриваемых условиях хозяйственной деятельности максимальную прибыль” [72]. К частным задачам относятся:

- формирование оптимальной производственной программы, соответствующей потребительскому спросу;

- оптимизация запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

- сокращение длительности логистического цикла;

- оптимизация общих затрат в логистической цепи “закупки – производство - сбыт”.

Логистическая концепция базируется на следующих принципах [72]:

- принцип построения сложных искусственных систем;

- принцип рассмотрения предприятия как эколого-социально-экономической системы;

- принцип неделимости единого хозяйственного цикла предприятия;

- принцип двойственности процессов потребления ограниченных ресурсов;

- принцип горизонтальной интеграции организационной структуры управления предприятием.

1. Принцип построения сложных искусственных систем. Предприятие как сложная искусственная система рассматривается по четырем критериям: цель / назначение; функции; поток; структура.

Цель предприятия – достигнуть максимального приспособления к изменениям рыночной среды при минимуме затрат. Намеченная цель решается при помощи поставленных задач структурными подразделениями, где за каждым подразделением закреплена определенная функция.

Функция – преобразование цели в действие посредством потоков (материальных и информационных). Структурное подразделение управляет потоками, выполняющими функции, и чем эффективнее подразделение управляет ими, тем эффективнее функционирует предприятие.

2. Принцип построения предприятия как эколого - социально - экономической системы. До настоящего времени предприятие рассматривалось как социально-экономическая система. Логистика как наука управления потоками, рассматривает предприятие также и в экологическом аспекте (т.к. в качестве потоков могут выступать отходы производства).

3. Принцип неделимости единого хозяйственного цикла. В традиционно управляемом предприятии рассматриваются две сферы: производство и обращение. Сфера производства включает техническую подготовку производства и производство продукции, а сфера обращения – материально-техническое обеспечение (МТО) и сбыт. Две эти сферы рассматривают обособленно друг от друга. Ведущей является производственная сфера.

Логистический подход предлагает объединить эти две сферы, отойти от понятия производственный цикл к логистическому циклу и рассматривать затраты посредством раздельного учета.

4. Принцип двойственности процессов потребления ограниченных ресурсов, в традиционной системе – управления затраты ресурсов рассматриваются как результат использования. В логистической системе как результат движения. Предлагается рассматривать использование и движение в совокупности и перейти к термину “потребление”.

Использование – экономия или перерасход по отношению к расходу ресурсов. Использование ресурсов имеет две формы:

· явная – снижение нормы расхода на единицу продукции.

· скрытая проявляется в следующем:

 а) удержание оптимальной величины нормы расхода при условии износа оборудования. 

б) увеличение нормы расхода ресурса, но при этом повышается количество продукции, либо происходит экономия других ресурсов.

Движение – непрерывное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Движение ресурсов вызывает больше затрат, чем их использование.

5. Принцип горизонтальной интеграции организационной структуры управления. В традиционном управлении использовались либо горизонтальные, либо вертикальные связи. В соответствии с этим организационная структура строилась по принципу либо линейному, либо линейно-функциональному.

Поток материальных и информационных ресурсов имеет горизонтальный характер, поэтому организационная структура должна строится исходя из горизонтальной структуры управления.



Уровни развития логистики

В реальной экономике системы логистики в рамках производственных объединений по объективным причинам нахо­дятся на различных уровнях развития. Существуют от­дельные стадии, через которые функции логистики неизбежно долж­ны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития. Четыре  стадии развития логистических систем:

Для первой стадии (складирование) развития логистики характерно:

· Компании работают на основе выполнения смено-суточных плановых заданий;

· Форма управления логистикой наиме­нее совершенна;

· Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции и ее транспортировку;

· Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продук­ции.

· Работа системы  оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи.

Системы логистикивторого уровня (сфера физического распределения), характерно:

· Управление потоком производимых предприяти­ями товаров от последнего пункта производственной линии до ко­нечного потребителя;

· Контроль системы логистики распространяет­ся на функции: обслуживание заказчика, обработка за­казов, хранение готовой продукции, управление запасами ГП, перспективное планирование работы системы логистики;

· При выполнении задач используются ком­пьютеры, однако соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью;

· Работа логистичес­кой системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Стремление сократить затраты с целью уложиться в смету — не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании заказчика.

Системы логистикитретьего уровня (сфера закупок и распределения)контролируют:

· Логистичес­кие операции от закупки сырья до обслуживания конечного потре­бителя продукции. К дополнительным функциям таких систем от­носятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управ­ление запасами сырья или незавершенного производства, проекти­рование систем;

· Единственная сфера, которая не кон­тролируется менеджером по логистике, — это повседневное управ­ление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана;

· Работа системы оценива­ется не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздейст­вий.

Логистические системычетвер­того уровня развития (интеграция сфер закупок, производства и распределения). Область действий логистических функций в основ­ном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логис­тики с операциями маркетинга, сбыта, производстваи финансов. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирова­ния. Работа системы оценивается с учетом требований международ­ных стандартов.

Практический опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и — при возникновении бла­гоприятных условий — скачкообразно.Пере­ход на более высокий уровень в лучшем случае обычно длится от шести месяцев до двух лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако ожидается его сокращение до 10 лет в связи с возросшим давлением международной конкурен­ции и возможностями использования опыта.

ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ

Среди логистических функций на уровне организации бизнеса будем выделять базисные, ключевые и поддерживающие: снабжение, производ­ство и сбыт. Действительно, указанные три логистические функ­ции осуществляются практически любым производителем..

В качестве ключевых логистических функцийвыделяют следующие:

• поддержание стандартов обслуживания потребителей;

• управление закупками и запасами;

• транспортировка;                                                            

• управление процедурами заказов;

• управление производственными процедурами (операционный менеджмент);

• ценообразование;

• физическое распределение.

К поддерживающим логистическим функциямобычно относят:

• складирование и грузопереработку;

• защитную упаковку;

• обеспечение возврата товаров;

• обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание;

• сбор возвратных отходов;

• информационно-компьютерную поддержку.

Логистические операции:

• погрузка и разгрузка

• затаривание

• экспедирование грузов

• перевозка грузов

• хранение грузов

• приемка и отпуск товаров со склада

•сортировка, комплектация

• консолидация грузов и  разукрупнение грузов

• сбор, хранение, передача информации о грузах (товарах)

• расчеты с поставщиками и покупателями

• страхование грузов

• передача прав собственности на товар

•таможенное оформление грузов.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:

· Системообразующая(система управления движением ресурсов);

· Интегрирующая (согласование интересов участников системы);

· Регулирующая(управление материальными и сопутствующими потоками, направленное на экономию всех видов ресурсов)

· Результирующая (нужный товар необ­ходимого качества в необходимом количестве доставлен в нуж­ное время,  в нужное место с минимальными затратами).

 

 

ПОТОКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрение логистики как науки об управлении системами различных иерархических уровней посредством потоков требует, прежде всего, четкого толкования самого потока.

В зарубежной и отечественной литературе, посвященной логисти­ке, вопросу определения потока не уделяется должного внимания. Такое определение потока отсутствует и в терминологическом слова­ре, посвященном логистике. «Ка­тегория «поток» используется как не требующая пояснений». Вместе с тем, попытки определения потока в литературе имеются. Приведем наиболее характерные определения потока:

1.«как множество перемещае­мых объектов, которые образуют систему»

2. «совокупность перемещающихся объектов, воспринимае­мая как единое целое».

3.«совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое и существующая как процесс, про­исходящий непрерывно на некотором временном интервале; измеря­ется в абсолютных единицах за определенный промежуток времени».

Определение потока: поток есть целенаправленное и упорядоченное движение материи, ее элементов (вещественных, энергетических, информационных).

Основными видами потоков, применяемых на промышленном предприятии, являются: материальный поток, потоки энергии техно­логического происхождения и рабочей силы, потоки основных фон­дов, информационные потоки, финансовые потоки и потоки отходов.

Применяемые на предприятии потоки можно классифицировать по следующим признакам:

составу:

1) простые; 2) сложные;

отношению к эколого-социально-экономической системе:

1) внутренние; 2) внешние;

направленности:

1) прямые - материальный поток, энергопотоки, финансовый по­ток сопровождения материального потока или финансовый поток фор­мирования себестоимости продукции;

2) обратные - финансовый поток распределения прибыли, потоки отходов, прочие информационные потоки;

функциональному назначению:

1) поток инструментального обеспечения;

2) поток ремонтного обеспечения;

3) транспортный поток;

4) поток рабочей силы и т. д.

1. Простые потоки, имеющие однородную структуру элементов: материальные:

а) материальный поток - поток материальных ресурсов текущего периода применения (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплекту­ющие изделия и т. д.);

б) поток основных фондов (поток материальных ресурсов длитель­ного периода применения (здания, сооружения, оборудование и т. д.);

 

энергетические:

а) технологического происхождения (электрическая, тепловая, ме­ханическая, химическая энергия и др.);

б) человека (потока рабочей силы - физической и интеллектуаль­ной);

информационные:

а) натуральные (потоки информации не в денежном виде), в кото­рых в качестве единиц учетной информации выступают: бит, ч, шт., кг, кВт-ч, ГДж и т. д.

б) стоимостные (финансовые потоки), в которых в качестве еди­ниц учетной информации выступают денежные единицы измерения -рубли.

2. Сложные потоки, состоящие из нескольких простых потоков:

а) поток рабочей силы (материальное тело; физическая и интел­лектуальная энергия; информация, представленная знаниями и опы­том);

б) поток отходов (материальное вещество; энергия рассеяния в виде шума, вибрации, излучений и т.д., информационные отходы).

Потоки отходов могут быть и простыми или расчленяться на них..

Из приведенной классификации потоков по их составу следует, что основными потоками, взаимодействие которых формирует жиз­недеятельность любой системы, являются потоки материи, энергии и информации. Что же касается потока основных фондов, потока ра­бочей силы и финансового потока, то эти потоки являются специфи­ческими формами проявления указанных выше трех основных пото­ков: поток основных фондов и финансовый поток являются разновид­ностью соответственно материального и информационного потоков, поток рабочей силы включает в себя все три основных потока, обес­печивающих жизнедеятельность системы.

Поток отходов является конечным результатом взаимодействия потоков материи, энергии и информации.

Среди перечисленных выше видов потоков менее всего исследо­ваны потоки основных фондов.

Поток основных фондов имеет специфическую форму движения. Это движение проявляется в степени износа основных фондов, что может сокращать или увеличивать длительность жизненного цикла основных фондов. В количественном отношении основные фонды не меняются, меняется их качественное состояние.

Исходя из вышеизложенного при увеличении объема выпуска продукции снижение ее себестоимости происходит не за счет более эффективного использования основных фондов, а за счет увеличения интенсивности их движения. Эффективность же использования ос­новных фондов проявляется в эффективности использования ресур­сов. Иными словами, эффективность использования потока основных фондов проявляется опосредованно через эффективность использова­ния ресурсов (материальных, трудовых, энергетических и др.).

Эффективность использования основных фондов тем выше, чем выше эффективность использования проходящих через них ресурсов. Техническое состояние основных фондов, мероприятия, проводимые по улучшению их эксплуатационных характеристик, выбор рацио­нальных режимов загрузки и т. д. предопределяют эффективное ис­пользование ресурсов, а значит, и самих основных фондов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...