Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
В настоящее время предприятия используют в основном положения традиционной теории управления в процессе осуществления хозяйственной деятельности, этот подход применяется и в отношении отдельных подсистем предприятия. В процессе эволюции традиционной теории управления предприятием возникла необходимость в использовании системного подхода к вопросам организации управления, где преимущественное внимание обращалось на соотношение частей системы с системой в целом. В самом общем смысле система представляет собой множество закономерно связанных друг с другом элементов, составляющих целостное образование, единство. Применение теории систем в управлении предприятием в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом данной школы, так как облегчило для руководителей задачу увидеть предприятие в единстве составляющих его частей, которые неразрывно взаимодействуют с окружающей средой. Характерной особенностью подхода является переход от анализа отдельных элементов объекта исследования и простых связей между ними к исследованию сложных образований, совокупностей значительного числа, тесно взаимосвязанных элементов, представляющих в определенном отношении единое целое. Вследствие сложности взаимосвязей элементов объекта сумма сведений об изолированных элементах уже не дает знания обо всем в целом, поскольку свойства целого зависят в этом случае не только от свойств составляющих его частей, но и от количества связей между этими частями. Главным фактором подобных элементов является единство целей. В этой связи предприятие перестает быть закрытой системой и представляет собой сложную открытую искусственную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем и обладающую обратной связью. В соответствии с выдвинутой идеей каждая подсистема перестает быть замкнутой, нацеленной на решение определенного круга задач, и рассматривается в единстве и целостности с другими функциональными подразделениями. Школа систем открыла новый подход к исследованию процессов производства и распределения материальных благ, но, выдвинув эту ценную идею, не показала механизмов ее реализации. Иными словами, в традиционной теории управления отсутствует кооперирующая компонента функций управления, основное связующее звено, в итоге, наблюдается низкая интеграция усилий по функциям. Традиционное видение процессов производства и распределения материальных благ не дает возможность максимально использовать потенциал системного подхода к исследованию экономики систем (предприятия, объединения). Традиционной системе управления предприятием и его отдельными подсистемами нужна новая концепция. Такой концепцией является логистика, “определенное мышление, методика, наиболее эффективная в масштабах производственно-хозяйственной деятельности” [68]. Таким образом, в теории управления предприятием в целом наблюдаются эволюционные преобразования, базирующиеся на применении системного подхода к формированию подсистем. Упор делается не на повышение эффективности управления отдельных подсистем, а на улучшение их взаимодействия, на интеграцию всех видов деятельности, необходимых для достижения намеченной цели. Такой эффект достигается посредством потоков (целенаправленных упорядоченных движений, действий материи, энергии и информации), формирующих жизнедеятельность системы (предприятия). В основе функционирования предприятия заложено разделение труда, четкое разграничение функций. Специализация звеньев системы приводит к затруднению в осуществлении единой работы в разных подсистемах. Каждое конкретно взятое подразделение стремится самостоятельно повысить эффективность посредством минимизации затрат, что в конечном итоге может привести к возникновению дополнительных затрат в другом звене и к снижению эффективности предприятия в целом. Это происходит из-за смены регламента движения материального потока в звеньях логистической цепи, вызывающего противоречивые экономические интересы в подсистемах. Логистический подход рассматривает интеграцию всех этапов снабженческо – производственно- сбытового процесса. Изучим подробно характерные черты данного подхода на предприятиях. Отправной точкой исследования является раскрытие основных положений логистической концепции управления. Этимологическое значение термина "логистика" в русском языке неоднозначно: логистика может иметь свои корни как древнегреческие ( logos - разум, log - мышление, logismos - расчет, план, logo - думать, рассуждать, logistea - искусство практического проведения расчетов), так французcкие ( loger - делать постой). Последняя трактовка объясняется тем, что возникновение и развитие практической логистики связывают с военным делом. Логистика хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука, процесс теоретического обобщения и осмысления в ней только начинается. В официальной советской классификации логистика вообще не имела отношения не только к экономике, но и к общественным наукам в целом, трактовалась, как: синоним термина математическая логика; одно из философских направлений математики, связанное с трудами Б. Рассела и его школы. “Логистика - наука об управлении эколого-социально-экономическими системами посредством оптимизации потоковых процессов, происходящих в данных системах” [72]. Следует подчеркнуть, что не существует термина “логистика”, получившего всеобщее признание. Различные суждения о логистике, ее назначении, задачах представлены в ряде отечественных и зарубежных публикаций [10, 53, 60, 65, 72, 80]. Для наглядности приведем несколько дефиниций, иллюстрирующих наиболее распространенное представление о логистике. “Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени – от их первичного источника до конечного потребителя” [29]. “Логистика - теория и практическая деятельность планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики”[80]. “Логистика -научная дисциплина об управлении потоками в системах” [53]. Обобщая вышесказанное, делаем вывод: большинство дефиниций трактуют логистику как теорию и практику управления потоками. Автор данной работы отдает предпочтение трактовке, данной в работе [72], так как толкование логистики выводится на качественно новый уровень и этому толкованию дается соответствующее методологическое обоснование. Логистика рассматривается как наука об управлении эколого-социально-экономическими системами посредством оптимизации потоковых процессов, происходящих в данных системах. Из определения логистики, приведенного в работе [72], следует, что объектом логистики выступают эколого-социально-экологические системы различных иерархических уровней: предприятие, регион, народное хозяйство. Это объясняется тем, что потоки материи, энергии и информации, формируя основу жизнедеятельности социально-экономической системы, одновременно выполняют и функции физических связей с экологической системой, что позволяет рассматривать социально-экономические и экологические системы в единстве и целостности. Предметом логистики являются потоки ресурсов и их оптимизация. Заметим: в настоящее время нет единого мнения, что является предметом и объектом логистики, ряд авторов в работах [10, 29, 80] ограничивается либо определением предмета, либо объекта логистики. Уточнение понятийного аппарата логистики, дано в работе [72], что позволяет расширить сферу ее деятельности и возможности применения системного подхода к исследованию экономики. Логистическая концепция - это прогрессивная (новая) экономическая теория управления, “важнейшее направление развития человеческого общества” [41]. Она открывает новый подход к исследованию процессов производства и распределения материальных благ, рассматривая их как потоковые процессы, и дает возможность максимально использовать системный подход к исследованию экономики. Целью логистики на предприятии (первичном звене экономики) является “обеспечение максимальной приспособленности предприятия к постоянно меняющимся условиям рыночной среды и получение преимуществ перед конкурентами путем оптимизации происходящих в нем потоковых процессов”[72]. Для реализации этой цели следует решить соответствующий круг задач. Общая задача логистики на предприятии состоит в том, чтобы “предложить на рынке пользующийся спросом товар в необходимом количестве, к требуемому сроку, в нужное место и реализовать по ценам, адекватным экологически и социально устойчивому экономическому развитию предприятия и обеспечивающим в рассматриваемых условиях хозяйственной деятельности максимальную прибыль” [72]. К частным задачам относятся: - формирование оптимальной производственной программы, соответствующей потребительскому спросу; - оптимизация запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции; - сокращение длительности логистического цикла; - оптимизация общих затрат в логистической цепи “закупки – производство - сбыт”. Логистическая концепция базируется на следующих принципах [72]: - принцип построения сложных искусственных систем; - принцип рассмотрения предприятия как эколого-социально-экономической системы; - принцип неделимости единого хозяйственного цикла предприятия; - принцип двойственности процессов потребления ограниченных ресурсов; - принцип горизонтальной интеграции организационной структуры управления предприятием. 1. Принцип построения сложных искусственных систем. Предприятие как сложная искусственная система рассматривается по четырем критериям: цель / назначение; функции; поток; структура. Цель предприятия – достигнуть максимального приспособления к изменениям рыночной среды при минимуме затрат. Намеченная цель решается при помощи поставленных задач структурными подразделениями, где за каждым подразделением закреплена определенная функция. Функция – преобразование цели в действие посредством потоков (материальных и информационных). Структурное подразделение управляет потоками, выполняющими функции, и чем эффективнее подразделение управляет ими, тем эффективнее функционирует предприятие. 2. Принцип построения предприятия как эколого - социально - экономической системы. До настоящего времени предприятие рассматривалось как социально-экономическая система. Логистика как наука управления потоками, рассматривает предприятие также и в экологическом аспекте (т.к. в качестве потоков могут выступать отходы производства). 3. Принцип неделимости единого хозяйственного цикла. В традиционно управляемом предприятии рассматриваются две сферы: производство и обращение. Сфера производства включает техническую подготовку производства и производство продукции, а сфера обращения – материально-техническое обеспечение (МТО) и сбыт. Две эти сферы рассматривают обособленно друг от друга. Ведущей является производственная сфера. Логистический подход предлагает объединить эти две сферы, отойти от понятия производственный цикл к логистическому циклу и рассматривать затраты посредством раздельного учета. 4. Принцип двойственности процессов потребления ограниченных ресурсов, в традиционной системе – управления затраты ресурсов рассматриваются как результат использования. В логистической системе как результат движения. Предлагается рассматривать использование и движение в совокупности и перейти к термину “потребление”. Использование – экономия или перерасход по отношению к расходу ресурсов. Использование ресурсов имеет две формы: · явная – снижение нормы расхода на единицу продукции. · скрытая проявляется в следующем: а) удержание оптимальной величины нормы расхода при условии износа оборудования. б) увеличение нормы расхода ресурса, но при этом повышается количество продукции, либо происходит экономия других ресурсов. Движение – непрерывное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Движение ресурсов вызывает больше затрат, чем их использование. 5. Принцип горизонтальной интеграции организационной структуры управления. В традиционном управлении использовались либо горизонтальные, либо вертикальные связи. В соответствии с этим организационная структура строилась по принципу либо линейному, либо линейно-функциональному. Поток материальных и информационных ресурсов имеет горизонтальный характер, поэтому организационная структура должна строится исходя из горизонтальной структуры управления. Уровни развития логистики В реальной экономике системы логистики в рамках производственных объединений по объективным причинам находятся на различных уровнях развития. Существуют отдельные стадии, через которые функции логистики неизбежно должны пройти, прежде чем они достигнут высокого уровня развития. Четыре стадии развития логистических систем: Для первой стадии (складирование) развития логистики характерно: · Компании работают на основе выполнения смено-суточных плановых заданий; · Форма управления логистикой наименее совершенна; · Область действий логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции и ее транспортировку; · Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. · Работа системы оценивают величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в общей сумме выручки от продажи. Системы логистикивторого уровня (сфера физического распределения), характерно: · Управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя; · Контроль системы логистики распространяется на функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции, управление запасами ГП, перспективное планирование работы системы логистики; · При выполнении задач используются компьютеры, однако соответствующие информационные системы не отличаются, как правило, высокой сложностью; · Работа логистической системы оценивается исходя из сопоставления данных сметы расходов и реальных затрат. Стремление сократить затраты с целью уложиться в смету — не лучший ориентир в работе системы и при обслуживании заказчика. Системы логистикитретьего уровня (сфера закупок и распределения)контролируют: · Логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции. К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья или незавершенного производства, проектирование систем; · Единственная сфера, которая не контролируется менеджером по логистике, — это повседневное управление предприятием. Деятельность менеджера по логистике обычно осуществляется на основе годового плана; · Работа системы оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а сравнивается со стандартом качества обслуживания. При этом компании стремятся повысить производительность системы, а не сократить затраты, как это характерно для систем второго уровня. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий. Логистические системычетвертого уровня развития (интеграция сфер закупок, производства и распределения). Область действий логистических функций в основном аналогична той, что характерна для систем логистики третьей стадии развития, но с одним важным исключением. Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производстваи финансов. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования. Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов. Практический опыт работы фирм в разных странах мира показал, что восхождение от низшей стадии развития систем логистики к более высоким происходит как постепенно, так и — при возникновении благоприятных условий — скачкообразно.Переход на более высокий уровень в лучшем случае обычно длится от шести месяцев до двух лет, а переход от первой стадии развития к четвертой занимает около 20 лет. Однако ожидается его сокращение до 10 лет в связи с возросшим давлением международной конкуренции и возможностями использования опыта. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ Среди логистических функций на уровне организации бизнеса будем выделять базисные, ключевые и поддерживающие: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три логистические функции осуществляются практически любым производителем.. В качестве ключевых логистических функцийвыделяют следующие: • поддержание стандартов обслуживания потребителей; • управление закупками и запасами; • транспортировка; • управление процедурами заказов; • управление производственными процедурами (операционный менеджмент); • ценообразование; • физическое распределение. К поддерживающим логистическим функциямобычно относят: • складирование и грузопереработку; • защитную упаковку; • обеспечение возврата товаров; • обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; • сбор возвратных отходов; • информационно-компьютерную поддержку. Логистические операции: • погрузка и разгрузка • затаривание • экспедирование грузов • перевозка грузов • хранение грузов • приемка и отпуск товаров со склада •сортировка, комплектация • консолидация грузов и разукрупнение грузов • сбор, хранение, передача информации о грузах (товарах) • расчеты с поставщиками и покупателями • страхование грузов • передача прав собственности на товар •таможенное оформление грузов. С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики: · Системообразующая(система управления движением ресурсов); · Интегрирующая (согласование интересов участников системы); · Регулирующая(управление материальными и сопутствующими потоками, направленное на экономию всех видов ресурсов) · Результирующая (нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами).
ПОТОКИ ПРЕДПРИЯТИЯ Рассмотрение логистики как науки об управлении системами различных иерархических уровней посредством потоков требует, прежде всего, четкого толкования самого потока. В зарубежной и отечественной литературе, посвященной логистике, вопросу определения потока не уделяется должного внимания. Такое определение потока отсутствует и в терминологическом словаре, посвященном логистике. «Категория «поток» используется как не требующая пояснений». Вместе с тем, попытки определения потока в литературе имеются. Приведем наиболее характерные определения потока: 1.«как множество перемещаемых объектов, которые образуют систему» 2. «совокупность перемещающихся объектов, воспринимаемая как единое целое». 3.«совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое и существующая как процесс, происходящий непрерывно на некотором временном интервале; измеряется в абсолютных единицах за определенный промежуток времени». Определение потока: поток есть целенаправленное и упорядоченное движение материи, ее элементов (вещественных, энергетических, информационных). Основными видами потоков, применяемых на промышленном предприятии, являются: материальный поток, потоки энергии технологического происхождения и рабочей силы, потоки основных фондов, информационные потоки, финансовые потоки и потоки отходов. Применяемые на предприятии потоки можно классифицировать по следующим признакам: составу: 1) простые; 2) сложные; отношению к эколого-социально-экономической системе: 1) внутренние; 2) внешние; направленности: 1) прямые - материальный поток, энергопотоки, финансовый поток сопровождения материального потока или финансовый поток формирования себестоимости продукции; 2) обратные - финансовый поток распределения прибыли, потоки отходов, прочие информационные потоки; функциональному назначению: 1) поток инструментального обеспечения; 2) поток ремонтного обеспечения; 3) транспортный поток; 4) поток рабочей силы и т. д. 1. Простые потоки, имеющие однородную структуру элементов: материальные: а) материальный поток - поток материальных ресурсов текущего периода применения (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д.); б) поток основных фондов (поток материальных ресурсов длительного периода применения (здания, сооружения, оборудование и т. д.);
энергетические: а) технологического происхождения (электрическая, тепловая, механическая, химическая энергия и др.); б) человека (потока рабочей силы - физической и интеллектуальной); информационные: а) натуральные (потоки информации не в денежном виде), в которых в качестве единиц учетной информации выступают: бит, ч, шт., кг, кВт-ч, ГДж и т. д. б) стоимостные (финансовые потоки), в которых в качестве единиц учетной информации выступают денежные единицы измерения -рубли. 2. Сложные потоки, состоящие из нескольких простых потоков: а) поток рабочей силы (материальное тело; физическая и интеллектуальная энергия; информация, представленная знаниями и опытом); б) поток отходов (материальное вещество; энергия рассеяния в виде шума, вибрации, излучений и т.д., информационные отходы). Потоки отходов могут быть и простыми или расчленяться на них.. Из приведенной классификации потоков по их составу следует, что основными потоками, взаимодействие которых формирует жизнедеятельность любой системы, являются потоки материи, энергии и информации. Что же касается потока основных фондов, потока рабочей силы и финансового потока, то эти потоки являются специфическими формами проявления указанных выше трех основных потоков: поток основных фондов и финансовый поток являются разновидностью соответственно материального и информационного потоков, поток рабочей силы включает в себя все три основных потока, обеспечивающих жизнедеятельность системы. Поток отходов является конечным результатом взаимодействия потоков материи, энергии и информации. Среди перечисленных выше видов потоков менее всего исследованы потоки основных фондов. Поток основных фондов имеет специфическую форму движения. Это движение проявляется в степени износа основных фондов, что может сокращать или увеличивать длительность жизненного цикла основных фондов. В количественном отношении основные фонды не меняются, меняется их качественное состояние. Исходя из вышеизложенного при увеличении объема выпуска продукции снижение ее себестоимости происходит не за счет более эффективного использования основных фондов, а за счет увеличения интенсивности их движения. Эффективность же использования основных фондов проявляется в эффективности использования ресурсов. Иными словами, эффективность использования потока основных фондов проявляется опосредованно через эффективность использования ресурсов (материальных, трудовых, энергетических и др.). Эффективность использования основных фондов тем выше, чем выше эффективность использования проходящих через них ресурсов. Техническое состояние основных фондов, мероприятия, проводимые по улучшению их эксплуатационных характеристик, выбор рациональных режимов загрузки и т. д. предопределяют эффективное использование ресурсов, а значит, и самих основных фондов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |