Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 8. Доказательство (опровержение)




Понятие, состав, структура и субъекты аргументации. Аргументация и доказательство. Способы аргументации. Прямое и косвенное обоснование тезиса. Дедуктивное, индуктивное и традуктивное обоснование. Апогогическое и разделительное обоснование. Критика как компонент аргументации. Форма выражения критики: явная и неявная. Конструктивная, деструктивная, смешанная критика. Правила и ошибки в аргументации. Паралогизмы и софизмы. Правила и ошибки по отношению к тезису: определенность и неизменность тезиса. Правила и ошибки по отношению к аргументам: достоверность, автономное от тезиса обоснование, непротиворечивость, достаточность. Правила и ошибки демонстрации. Понятие мнимого следования. Возможные логические уловки (аргумент к силе, аргумент к невежеству, аргумент к выгоде, аргумент к здравому смыслу, аргумент к авторитету и др.). Поля аргументации: понятие и состав. Основные принципы согласования полей аргументации: несовместимость тезиса и антитезиса, согласование способов аргументации, согласование фундаментальных позиций. Полемика как тип общения. Виды полемических процессов. Логические и логико-психологические приемы и средства ведения полемики.

Тема 9. Гипотеза и теория как формы развития знания

Гипотеза, теория как формы развития знания. Понятие гипотезы. Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Конкурирующие гипотезы. Условия отбора гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения и доказательства гипотез. Прямое и косвенное доказательство гипотез. Опровержение гипотез. Теория как система научных знаний. Описательные и логически систематизированные теории. Эмпирические теории. Роль логики как науки в развитии, обосновании и систематизации научных знаний.

 

Тема 10. Гипотеза и теория как формы развития знания

Понятие профессионального речевого общения. Использование законов логики в практике делового общения и юридическоц практики. Ошибки эквивокации, ошибки логомахии, ошибки амфиболии. Понятие полисемии.

Профессиональная коммуникация как передача информации в виде выводных суждений.Роль обобщений в речевом общении. Критерии правильных обобщений.

Правила аргументации и кнтраргументации в профессиональной деятельности.

Учебно-методическое и информационное

Обеспечение учебной дисциплины

4.1 Основная литература*       

 

1. Гетманова, А.Д. Логика. Учебное пособие для студентов ВУЗов / А.Д.   

Гетманова – М.: «Омега - Л», 2011.

2. Демидов, И.В. Логика. Учебник / И.В. Демидов – М.: Дашков и Ко, 2009.

Дополнительная литература

 

3. Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д.Н.Александров. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 168 с.

4. Бочаров, В.А. Основы логики: учебник / В.А.Бочаров, В.И. Маркин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 296 с.

5. Войшвилло, Е.К. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 528 с.

6. Гетманова, А.Д. Логика. Для педагогических учебных заведений / А.Д.Гетманова – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998. – 480 с.

7. Гетманова, А.Д. Логика: словарь и задачник: учебное пособие для студентов вузов / А.Д. Гетманова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 336 с.

8. Грядовой, Д.И. Логика: учебное пособие в структурно-логических схемах / Д.И. Грядовой. – М.: Издательство «ЩИТ-М», 1998. – 178 с.

9. Демидов,И.В. Логика: учебное пособие для юридических вузов / И.В.Демидов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 208 с.

10. Жоль,К.К. Логика для юристов: учебное пособие / К.К.Жоль. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 287 с.

11. Иванов, Е.А. Логика: учебник / Е.А.Иванов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.

12. Ивин, А.А. Логика: учебник для гуманитарных факультетов / А.А.Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 320 с.

13. Ивлев, Ю.В. Логика для юристов: учебник для вузов / Ю.В.Ивлев. – М.: Дело, 2000. – 264 с.

14. Ивлев, Ю.В. Логика: учебник для высших учебных заведений / Ю.В.Ивлев. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1997. – 272 с.

15. Ивлев,Ю.В. Логика: Сборник упражнений: учебное пособие / Ю.В.Ивлев. – М.: Дело, 2002. – 248 с.

16. Ивлев,Ю.В. Логика: учебник / Ю.В.Ивлев. – М.: Проспект, 2005. – 288 с.

17. Кириллов, В.И. Логика: учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. – М.: Юристъ, 2002. – 256 с.

18. Рузавин, Г.И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов / Г.И.Рузавин. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 351 с.

19. Солодухин,О.А. Логика: экзаменационные ответы / О.А.Солодухин. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.

20. Толпыкин,В.Я. Логика: учебное пособие / В.Я.Толпыкин, Т.В.Толпыкина. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224с.

 

Методические разработки кафедры

1.Логика: рабочая программа / сост. О. Ф. Гаврилов ; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2012. – 28 с.

2. Логика: учебно-методический комплекс / сост. О. Ф. Гаврилов ;   

Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2012. – 107 с.

3. Логика: конспект лекций / составитель Ю.Г.Волгин. Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2009. – 114 с.

4. Логика: сборник тестовых заданий / составитель Ю.Г.Волгин. Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2009. – 33 с.

 

Интернет-ресурсы

 

Для овладения содержанием дисциплины «Логика» необходимо использовать современные информационные технологии. Кроме учебной и учебно-методической литературы в библиотеке института, студенты имеют возможность посредством электронного адреса каталога общего доступа пользоваться всем массивом учебно-методических пособий по предмету. В процессе обучения следует использовать Интернет ресурсы, в частности, с сайтов: Библиотека философской и религиозной литературы // http://abovo.net.ru/, Abuss // http://abuss.narod.ru/, Философия и атеизм // http://books.atheism.ru/philosophy/, Электронная библиотека по философии // http://filosof.historic.ru/, Библиотека Гумер – философия // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php, Электронная полнотекстовая Библиотека Ихтика // http://ihtik.lib.ru/index.html, раздел «Философия» в библиотеке М. Мошкова // http://lib.ru/FILOSOF/, раздел Философия в библиотеке Магистра // http://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm, а также материалы электронных словарей и справочников.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

 

Очная форма обучения

 

Тема 1. Предмет и значение формальной логики

Время – 2 часа

1. Логика в структуре человеческого познания.

2. Истинность мысли и правильность рассуждений.

3. Язык как знаковая система.

4. Основные этапы развития логики.

Основные понятия:формальная логика, символическая логика, логическая форма, логические константы, логические переменные, язык естественный, язык искусственный, имя, знак, значение, смысл, законы мышления, принципы мышления.

Методические рекомендации

Данная тема призвана дать представление об общей природе человеческого мышления и особенностях логической теории мышления, показать значение логики как фактора повышения практической эффективности правовой деятельности. При изучении вопроса о логике в структуре человеческого познания необходимо усвоить, что логика есть наука о формах и законах мысли, о структуре этих форм и их взаимосвязи.

Другим важным моментом является сопоставление истинности мысли и ее формальной правильности. Здесь необходимо уяснить, как истинность относится к содержанию мыслей, а правильность – к их форме. При этом необходимо обратить внимание на то, что логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, не ставит перед собой задачи непосредственного исследования путей и способов постижения истины. Истинность рассуждения обеспечивает иначе, а именно тем, что исследует правила мышления – те алгоритмы, которые гарантируют истинность заключения лишь при условии истинности посылок. Тем самым в центре внимания логики оказывается правильность мышления. Это позволяет ей рассматривать логические структуры независимо от их логического содержания.

Важно отметить, что применение формально-логических методов в юридическом мышлении, оперативной и следственной практике станет возможным в результате последовательного изучения теоретического курса логики и права, выработки практических навыков использования логических форм, законов и правил.

Вопрос о форме мышления самым непосредственным образом связан с языком. Рассматривая вопрос о языке как знаковой системе, необходимо усвоить такие понятия, как знак и значение, имя и смысл, познакомится с другими семантическими категории. Для этого удобно использовать схему, предложенную немецким логиком Г. Фреге, известную как семантический треугольник.

Сравнение естественного и искусственных языков дает возможность изучить принципы построения символического языка, его логические константы и переменные, показать, как они фиксируются в простых и сложных высказываниях, т.е. как переводится предложение естественного языка в символическое выражение, принятое в логике.

Знакомясь с основными этапами развития логики, необходимо, прежде всего, рассмотреть вклад Аристотеля в создание этой науки и те важнейшие положения, которые были внесены в ее развитие многими другими учеными.

В этом же вопросе уместно рассмотреть соотношение традиционной (формальной) логики и математической (символической).

Рассматривая вопрос о значении логики для юристов, следует показать, как разнообразные способы логического рассуждения используются и в практике доказывания, и в практике построения следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Здесь важно понять, почему формальная сторона в праве гораздо более сильна, чем в любой иной форме социальной мысли, и усвоить, как логическая форма оказывает влияние на содержание правового мышления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...