Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




ЛОГИКА

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Направления подготовки: 030900.62Юриспруденция, 080100.62

 

Кемерово 2012


Логика: учебно-методический комплекс дисциплины / сост. О.Ф. Гаврилов; – Кемерово, 2012. – 64 с.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Целями освоения дисциплины «Логика» являются формирование навыков строгого и последовательного построения логического рассуждения (точное и уместное употребление терминов языка и понятий, умение аргументировано, строго и доказательно изложить мысль и т.п.); приобретение навыков логического анализа и оценки высказываний в структуре рассуждений и доказательств; формирование основ культуры построения публичного выступления, ведения дискуссии в ходе гражданского (истец – ответчик) и уголовного (прокурор – адвокат) процессов, деловых переговоров, заключения соглашений, принятия мотивированных решений и др.

Общее знакомство с логикой, с ее прикладным значением в юридической деятельности и деятельности специалистов в сфере экономики позволит применять полученные компетенции в области взаимодействия с автоматизированными компьютерными системами хранения и обработки информации, в области использования методов системного и ситуационного анализа, планирования и управления и др.

В структуре ООП бакалавриата дисциплина «Логика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу. Место преподавания этой дисциплины обусловлено требованием обеспечить подготовку студентов в области юриспруденции, экономики, менеджмента и бизнес-информатики, сформировать компетенции, соответствующие современному уровню профессиональной деятельности и Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по направлениям подготовки: Юриспруденция, Экономика, Менеджмент, Бизнес-информатика, квалификация (степень) - «бакалавр».

Уровень «входных» знаний, умений и готовностей обучающегося, необходимый при освоении данной дисциплины в структуре ООП бакалавриата соответствует когнитивной и инструментальной базе сформированной в результате получения среднего образования. Система знаний гуманитарного, общественно-научного и естественнонаучного направлений среднего образования создает достаточные условия для понимания значения и содержания знаний по логике.

Дисциплина «Логика» преподается на первом курсе, что обусловлено ее мировоззренческим и методологическим потенциалом, который в полной мере раскрывается в процессе освоения учебных дисциплин гуманитарного, социального, экономического, информационно-правового (математического и естественнонаучного) и профессионального циклов в структуре ООП бакалавриата.

Логика тесно связана с дисциплинами цикла ГСЭ ФГОС ВПО: философией, историей, психологией, социологией, комплексом дисциплин «языкового» профиля. Она дает объяснение процессам мышления, что получает свое дальнейшее рассмотрение в разделе философии, посвященном гносеологической и эпистемологической проблематике. Логическая теория становится средством познания процессов, изучаемых историей и социологией. Логика учит способам получения, обработки и систематизации исторических знаний, сведений о разнообразных общественных процессах, правилам перехода от фактов к теории, от выбора и постановки проблемы к проверке результатов конкретного исторического или социологического исследования. Логика является необходимым условием освоения материала психологии и юридической психологии, в частности, проблем мышления и интеллекта, творчества и интуиции. Важную роль изучение логики играет в освоении иностранного языка, делового иностранного языка, других дисциплин «языкового» характера. Ее освоение позволяет производить лингвистический анализ письменной или устной речи, предупреждать грамматические ошибки или быстро находить их и исправлять.

Логика помогает раскрыть понятие информации и наиболее общие закономерности информационных процессов, что в дальнейшем получает конкретизацию в рамках дисциплин информационно-правового (математического и естественнонаучного) цикла (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика, методы принятия управленческих решений, информационные технологии в менеджменте и др.).

Логика имеет особое значение также в освоении дисциплин профессионального цикла. Так, в современной юридической практике широко используется, по существу, весь богатейший арсенал логических средств: определение (юридических понятий), деление (например, классификация преступлений), подведение под понятие (например, квалификация конкретного деяния), версия как вид гипотезы (например, как следственная версия), умозаключение (например, в обвинительном заключении), доказательство и опровержение (например, вовремя судебного разбирательства) и т. д. Потому использование принципов логики является неотъемлемой частью работы в процессе изучения теории государства и права, уголовного и гражданского права, криминологии и пр. В результате изучения уголовного и гражданского процесса, адвокатуры и других учебных дисциплин профессионального цикла квалифицированный юрист должен уметь легко и корректно оперировать такими идиомами как «обычная логика», «вопреки логике», «дела логично объединены», «логическая форма мысли»; использовать и специальные логические термины: «определение», «тезис», «доказательство», «довод», «аргументы», «основание», «вывод» (или «выводы»). Делать ссылки на законы и требования логики: говорить о «подмене тезиса» (закон тождества), выявлять логические противоречия в рассуждениях сторон (закон противоречия), применять требование «или-или» (закон исключенного третьего), говорить о «достаточных основаниях» для выводов (закон достаточного основания). Использование сведений из области логики позволит студентам разобраться в «логике следствия», в «логических основах криминалистической тактики».

Формальная логика имеет свое приложение в изучении экономических дисциплин (институциональная экономика, маркетинг, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами и др.). В условиях становления рыночных отношений значимость логического знания повышается. Основное средство познания сложных и противоречивых процессов, происходящих в экономике, грамотной и компетентной организации производства, обмена, потребления — профессиональное мышление экономистов. В экономическом мышлении приобретают особое значение рациональный стиль, правильная оформленность его содержания. Изучение логики способствует достижению этих целей. Логически правильного мышления требует конкуренция на рынке труда и занятости, решение задач воспроизводства качественных товаров и услуг, экономических знаний, образцов поведения в постоянно изменяющихся общественно-экономических условиях. Знание логики помогает убедительно, логически опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять бизнес-планы, служебные документы, выстраивать экономические версии и т. п.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Логика как наука










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 424.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...