Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Макро-, мезо- и микрологистические системы.




Логистика – это наука об управлении движением совокупными потоками.

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Предмет логистики - оптимизация совокупных материальных потоков и связанных с ним потоков услуг, информационных и финансовых потоков.

Логистическая концепция строится на трех взаимосвязанных концепциях:

  1. Концепция общих затрат: все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно. При этом целью является нахождение такого соотношения между затратами по выполняемым функциям, которое характеризовалось самыми низкими общими затратами.
  2. Концепция предотвращения подоптимизации. Цель – поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех выполняемых функций для того, чтобы система в целом достигла оптимального баланса между стоимостью и эффективностью.

Концепция финансовых обменов: связана с возможностью перераспределения затрат и эффективности с одной функции на другую для достижения минимальных затрат и максимального эффекта.

Логистическая концепция – система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов, основанная на объединении в единое целое всех функций и элементов потокового движения в стремлении минимизировать общие затраты при требуемом уровне обслуживания потребителя с учетом факторов эффективного движения потоков.

Новизна логистического подхода заключается в смене приоритетов между различными видами деятельности в сторону усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками и связанными с ним информационными и финансовыми потоками.

 Уникальность логистического подхода состоит в интеграции всех функций в единое целое и полной координации движения потоков для минимизации совокупных затрат.

За рубежом цель функционирования логистики называют правилом “семи R”, или «Семь правил логистики»:

доставка или обеспечение наличия

1)  нужного товара(right product)

2)  в требуемом количестве(right quantity)

3)  заданного качества(right quality (condition))

4)  в нужное место(right place)

5)  в установленное время(right time)

6)  конкретному потребителю(right customer)

7)  при наименьших (наилучших) затратах(right cost)и соблюдении высокого уровня обслуживания.

8) 1.3. Терминология логистики

9) Логистическая цепь – множество элементов (звеньев) ЛС, линейно упо­рядоченное по материальному, информационному или финансовому потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических операций и (или) затрат.

10)  Логистическая сеть – полное множество элементов (звеньев) логистической системы, взаимосвязанных между собой материальным и сопутствую­щим им информационным и финансовым потоком в рамках исследуемой ЛС.

11) Логистический канал – упорядоченное множество элементов (звеньев) логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ре­сурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции (ассорти­мента продукции), до ее конечных потребителей.

Логистическая операция (активность) (Ordinary logistical activity) – совокупность определенных действий, связанных с возникновением, преобразованием или поглощением материального, информационного, финансового или сервисного потоков.
Классификация логистических операций:
- по отношению к логистической системе: внешние и внутренние;
- в зависимости от вида потока: с материальным потоком, с информационным потоком, с финансовым потоком;
- в зависимости от перехода права собственности на товар: односторонние и двусторонние;
- в зависимости от изменения потребительских свойств товара: с добавленной стоимостью и без добавленной стоимости






Логистическая функция (Complex logistical activity) – совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Классификация логистических функций:

- базисные функции: снабжение, производство и сбыт;

- ключевые функции: поддержание стандартов обслуживания, организация и управление закупками, управление и организация транспортировки, управление запасами, управление процедурами заказов, управление производственными процессами, управление физическим распределением, ценообразование;

- поддерживающие функции: складирование, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товаров, сбор возвратных отходов, информационно-компьютерная поддержка и др.

Материальный поток – находящиеся в движении материаль­ные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, с которыми совершаются логистические операции.

Классификация материального потока:

- по отношению к логистической системе и направлению движения: внешние и внутренние, входящие и выходящие;

- по степени непрерывности: непрерывные и дискретные;

- по степени определенности: детерминированные и стохастические;

- по степени стабильности: нестабильные и стабильные;

- по степени периодичности: периодические и непериодические;

- по характеру перемещения: равномерные и неравномерные;

- по номенклатуре: однопродуктовые и многопродуктовые;

- по степени управляемости: управляемые и неуправляемые.

Информационный поток– совокупность находящихся в движении инфор­мационных ресурсов, с которыми совершаются логистические операции, необходимые для обеспечения принятия управленческих решений.
Классификация информационных потоков:
- по отношению к логистическим функциям и операциям: элементарные, комплексные, ключевые, базисные;
- по отношению к логистической системе и ее элементам: внутренние и внешние, горизонтальные и вертикальные, входящие и выходящие;
- по виду носителей информации: на бумажных носителях, на магнитных носителях, электронные, оптические;
- по времени возникновения и существования: регулярные, периодические и оперативные;
- в зависимости от назначения: управляющие, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные;
- по отношению к материальному потоку (времени и направлению движения): опережающий во встречном направлении, опережающий в прямом направлении, одновременно с материальным потоком в прямом направлении, вслед за материальным потоком во встречном направлении.

Финансовый поток – находящиеся в движении наличные денеж­ные средства и приравненные к ним (векселя, облигации), основные фонды и оборотные средства, с которыми совершаются логистические операции, необходимые для обеспечения эффективного движения материальных потоков.
Классификация финансовых потоков:
- по отношению к логистической системе и направлению движения: внешние и внутренние, входящие и выходящие;
- по назначению: инвестиционные, потребительские, производственные и сбытовые;
- по способу переноса авансированной стоимости: основной и оборотный;
- в зависимости от применяемых форм расчетов: денежные и информационно-финансовые;
- по видам хозяйственных связей: горизонтальные и вертикальные.

Задачи:

Логистическая система– это адаптивная сложная организационно завершенная (структурированная) система с обратной связью, выполняющая определенные логистические функции и операции, состоящая из элементов (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, совокупность, границы и задачи функционирования которых объединены внутренними и внешними целями ЛС. 

Отличительной особенностью ЛС является наличие в системе потокового движения.

Элемент (звено) ЛС – экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий делению в рамках поставленной задачи или построения логистической системы, выполняющий свою индивидуальную функцию в рамках достижения общей цели.

Типы элементов логистической системы: генерирующие, преобразующие, поглощающие, смешанные.















Макро-, мезо- и микрологистические системы.

Макрологистическая система– это крупная система управления потоками на уровне территориального или административно-территориального образования, решающая глобальные общеэкономические, социальные, экологические и др. задачи.

Основные задачи, решаемые в рамках макрологистических систем:

- формирование межотраслевых материальных балансов;

- координация работы различных видов транспорта;

- централизованная утилизация отходов

- размещение складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских центров и т.д.  

Классификация макрологистических систем:

- по уровню глобализации: государственные (транснациональные), межгосударственные (международные), трансконтинентальные;

- по административно-территориальному делению: районные, межрайонные, городские, региональные, межрегиональные, областные, республиканские, межреспубликанские;

- по объектно-функциональному признаку: группы предприятий, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, институциональные и др.

- в зависимости от наличия посредников: с прямыми связями, эшелонированные, с гибкими связями.

Микрологистической системойявляется отдельное производственное предприятие, организация, фирма.
Основные задачи микрологистических систем: эффективное использование материальных ресурсов, эффективное управление запасами материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, контроль за работой внутрипроизводственного транспорта, организация продвижения готовой продукции, оптимизация логистических затрат, обеспечение высокого уровня обслуживания и т.д.

Классификация микрологистических систем:
- внутрипроизводственные: структурное подразделение, рабочее место:
- внешние: физическое распределение, дистрибьюция, снабжение.

Логистическая информационная система – интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС.




Эдифакт

(electronic data interchange for administration, commerce and transport, EDIFACT)

Стандарт электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте. Над созданием этого стандарта более 10 лет работали Американский комитет по стандартам при Американском национальном институте стандартов и Экономическая комиссия ООН по упрощению торговых операций, в результате чего в 1987 г. был утвержден международный стандарт ИСО 9735, названный ЭДИФАКТ, который регламентирует электронный обмен документами в сферах административной, коммерческой и транспортной деятельности. В 1988 г. сессия Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН приняла специальное решение по вопросу внедрения правил ЭДИФАКТ, которые в том же году получили статус правил ООН. В ЭДИФАКТ выделены четыре основных компонента, подлежащих стандартизации при подготовке документов для передачи по каналам связи. Это элементы данных (data elements), стандартные группы элементов данных (standard data segments), стандартные сообщения (standard messages) и правила создания форматов документов (syntax rules). Элементы данных представляют собой самые мелкие, не поддающиеся делению части информации, например, дата документа, название места назначения, Более 600 элементов данных, используемых в международной торговле и на транспорте, опубликованы в специальном справочнике UNTDID, а также утверждены в качестве специального стандарта (ИСО 7372сумма налога на добавленную стоимость.).

Логистические затраты – это затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, связанные с выполнением логистических функций и движением потоков.

Классификация затрат зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях.

При этом общие логистические затраты делятся на четыре основные группы:

1) затраты на элементарные и комплексные логистические операции, связанные с обслуживанием заказов потребителей; снабжением и закупками; транспортировкой и транспортным обеспечением; грузопереработкой; складированием и хранением; распределением и сбытом продукции ;

2) потери от иммобилизации (замораживания) средств в запасах;

3) издержки от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса;

4) затраты на логистическое администрирование.

Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по функциональным областям (базисным логистическим функциям):

- затратам на закуп материальных ресурсов,

- производство продукции и

- сбыт готовой продукции.

Логистические затраты:

- затраты на формирование конечного продукта;

- трансакционные затраты.

Трансакционные затраты — это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта. Размер таких затрат зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы их координации. Обычно они составляют 50% от общих затрат.

К трансакционным затратам относят затраты на:

1) поиск клиентов — сбор информации, налаживание контактов, координация взаимодействия, обмен данными;

2) переговоры — выдача запроса, подготовка пред­ложений, ведение переговоров, заключение дого­вора;

3) обеспечение интересов сторон — научные иссле­дования и разработки, соглашение о гарантии ка­чества;

4) процесс обмена — транспортные и складские опе­рации;

5) контроль   — аудиторские проверки, испытания первых образцов, приемка продукции, оконча­тельная проверка, рекламации, эффективность взаимодействия;

6) адаптация — подтверждение удовлетворенности обслуживанием, актуализация данных;

7) корректировка субоптимальных договорных условий — догрузка производственных мощностей, требование дополнительных ценовых скидок, из­менение рамочных условий;

8) ослабление стратегических позиций — уход по­требителей, сокращение рыночной доли;

9) завершение сделки — исполнение платежных обя­зательств, увольнение липшего персонала, оформ­ление заключительной документации.

Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер.

Для управления логистическими затратами в логистике используются два основных подхода: теория межфункциональных компромиссов и метод «миссий».

Теория межфункциональных компромиссов связана с регулированием и координацией действий различных логистических элементов потокового движения при осуществлении логистических функций и операций. Критерием достижения компромисса является минимум логистических затрат.

Оптимальный размер заказа по критерию минимума совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Вильсона:

                                                          

 

ОРЗ - оптимальный размер заказа в натуральном выражении;

А - затраты, связанные с выполнением заказа на поставку единицы продукции или

на одну партию поставки;

S - потребность в заказываемой продукции в натуральном выражении;

i - затраты на хранение единицы заказываемой продукции.

Затраты, связанные с выполнением заказа включают:

- расходы по размещению заказа, заключению договора, оформлению заказа;

-  затраты на транспортировку поставляемой продукции;

-  командировочные расходы;

-  почтово-телеграфные и телефонные расходы;

-  затраты на оплату труда управленческого персонала;

-  расходы по приемке грузов;

-  стоимость контроля исполнения заказа и др.

Затраты , связанные с хранением (содержанием) запаса включают:

- складские расходы (затраты на содержание склада);

-  затраты на оплату труда складских работников;

-  затраты на ремонт и обслуживание техники склада;

-  затраты на регламентные работы, проводимые с хранимым имуществом;

-  налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

-  порча товара, ухудшение качества, уценка, списание;

-  естественная убыль от усушки, утруски, улетучивания, морального старения, кражи;

-  потери от иммобилизации (замораживания) средств в запасах и др.

Метод «миссий» основан на комплексном системном подходе, в соответствии с которым сначала разрабатывается и уточняется набор «миссий-целей» логистической системы, которые должны быть определены:

- с точки зрения обслуживаемого рынка,

- вида продукции,

- ограничений по уровню обслуживания и затратам,

-  должны иметь количественные и качественные характеристики,

-  временной интервал, отводимый на достижение цели.

Учет затрат по методу «миссий» проводится по отдельным «миссиям-целям», а так же по логистическим функциям и операциям. Это позволяет рассчитать затраты, возникающие при достижении конкретной цели и отдельных функций, выделить центры прибыли/затрат, оптимизировать логистические затраты, а также выявить резервы повышения эффективности логистической деятельности

1.5. Области применения логистики:

Логистика снабжения,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 872.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...