Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема «Я» и направления её изучения в психологии. Самосознание личности
Кон: Хотя это одно из старейших философо-психологических понятий, его категориальный статус не определён. Понятие “Я” соотносят то с личностью, то с самосознанием. Но “Я” – не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. А самосознание может быть и групповым. Понятие “Я” двояко, т.к. как заметил ещё Кант, “Я” – это субъект мышления, рефлексирующее “Я” и одновременно объект восприятия и внутреннего чувства. В психологии первое называют действующим, субъектным, экзистенциальным “Я”, а второе – “Я-концепцией”. Как на “Я” посмотришь, так и определишь: для бихевиориста понятия “самости” вообще не существует. Пока никто не сумел внятно разделить “Я” рефлексирующее и действующее. Эриксон выделяет “Эго-идентичность”, определяя его то как “осознанное чувство индивидуальной идентичности”, то как “бессознательное стремление к последовательности личного характера”, то как “критерий молчаливой деятельности Эго-синтеза”. Левинджер в своей концепции тоже многозначен. Он считает, что определить “Эго” так же трудно, как жизнь. Считает его синтетической, организующей функцией психики. Процесс развития Эго он понимает как моральное, когнитивное развитие и рост способности к межличностным отношениям. Неверно, что образ “Я” сводится к сумме самоощущений. Личностный подход позволяет проанализировать понятие “Я”. Проблема в том, что понятия субъективности, диалогичности и ценности “Я” не поддаются жесткой операционализации и не укладываются в привычную логику экспериментальной науки, построенной по образцу естествознания и поэтому ориентированной на изучение безличных процессов. Ограниченность можно преодолеть на уровне философского синтеза. Помощь в решении проблемы “Я” психологам оказывают смежные гуманитарные науки: этнокультурология и историческая психология. Также ценным источником является литературоведение: художественно-образное познание старше научно-теоретического.
Вопрос №20. Соотношение задатков, способностей и личности.
Задатки– это биологическая основа способностей. Но при этом задатки неспецифичны по отношению к способностям, т.е. на основе задатков невозможно предсказать, какие именно способности сформируются на их основе. На основе одних задатков могут сформироваться разные способности, может – несколько способностей, а может и ничего не сформироваться. Нужна практика, обучение, вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Практика обучения может привести к формированию индивидуального стиля этой деятельности, благодаря которому отсутствие одних задатков компенсируется развитием других. Задатки относятся к индивидным свойствам человека (можно развести на бла-бла-бла про соотношение индивидных свойств и личности). Их, как и темперамент, относят к психодинамическим свойствам человека (есть еще нейродинамические). Со способностями оч сложно, их по-разному понимают разные исследователи. Из Асмолова: Способности –свойство личности,определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. Если есть способности, прикладывается меньше усилий. Нельзя сформировать способности, можно только научиться какой-то деятельности. Из моей книги по курсовой (Толочек). Среди общих способностей (есть еще специальные) различают: интеллект, обучаемость, креативность. Интеллект – способность, определяющая общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме»), при доминирующей роли сознани ад бессознательным. Обучаемость – совокупность способностей успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в поределенной социально-исторической культуре. Креативность и общий интеллект связаны с двумя способами взаимодействия с действительностью – сознательного и бессознательного. Склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности. Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного – к появлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в т.ч. творческой.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |