Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотнесение с другими теориями




Критика гуманистической психологии. Главное – это не самоактуализация, она является лишь следствием, побочным эффектом поиска смысла жизни. Ищите смысл, а самоактуализация приложится!

Самоосуществление и самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция.

Франкл спорил с Маслоу в том, что считал, что даже если не удовлетворены нижележащие потребности, то все равно возможно осуществление высших. В концлагерях выживали только те, у кого был смысл выжить (вера в бога, научная деятельность, семья).

Параллели в развитии идей Франкла и ведущих советских психологов:

в общем методологическом пафосе подхода к личности Франкл оказывается единомышленником Выготского. Оба буквально одними и теми же словами выдвигают лозунг построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной

Франкл: "Экзистенциальный анализ есть нечто противоположное так называемой... глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположностью является не поверхностная, а вершинная психология... Глубинная психология в чести, но "лишь вершина человека – это человек"

Выготский: "Наше слово в психологии: от поверхностной психологии – в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и глубинной психологии. Наша психология – вершинная психология (определяет не "глубины", а "вершины" личности)"

в понимании места человека в мире Франкл идет теми же путями, что и С.Л. Рубинштейн.

Франкл: "Не только мир существует в сознании... но и сознание существует в мире, "содержится" в нем, сознание "имеет место"

в представлении о роли предметной деятельности в становлении личности Франкл протягивает руку А.Н. Леонтьеву: "Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". Этот принцип деятельности сочетается в работах Франкла с принципом предметности (интенциональности у Франкла).

Взаимоотношение экзистенциальной и гуманистической парадигмы в психологии

Многое в гуманистической психологии очень важно для экзистенциальной психологии: свобода, выбор, цели, ответственность, внимание к уникальному миру любого человека. Однако гуманистическая психология не тождественна европейской экзистенциальной традиции.

Гуманистическая психология Экзистенциальная психология

Рассматриваемая единица

Каждый человек в его уникальности и неповторимости Жизнь субъекта в его неразрывной связи с другими людьми и миром (бытие-в-мире)

Возможности человека

Оптимистичный прогноз, развитие потенциала, самореализация Человеческие ограничения и трагическая сторона человеческого существования

Развитие человека

Наличие неких изначально данных человеку потенций, возможностей, «задатков» развития, которые человек вправе как актуализировать эти, так и проходить мимо них. Удовлетворение метапотребностей, изначально существующих у человека ведет к самоактуализации и «пиковым переживаниям», неудовлетворение – к метапатологии Необходимость для каждого человека совершать в своей жизни ответственные выборы. Жизнь, существование – и есть череда этих свободно-ответственных выборов. Сущность же напрямую зависит от тех шагов, которые мы делаем, от наших ответственных поступков. «Неправильные» для того или иного человека выборы приводят к патологии, «правильные» – к обретению смысла существования, внутренней и внешней гармонии.

Взаимоотношения человека с обществом

Внешние социальные явления больше препятствуют, чем способствуют самоактуализации Условием самоактуализации является некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности.

Понимание природы и сути добра и зла

Природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности Зло вообще нельзя объяснить, если считать, что в природе человека заложено только добро. Человек не расположен априори ни к добру, ни к злу.Он выбирает или то, или другое, а тем самым творит и то, и другое.

Психотерапия

Отношение клиент-терапевт вносит целебный эффект в человеческую жизнь (принятие его терапевтом) Целебным эффектом обладает понимание своей жизненной ситуации, построение отношения к своему будущему, способность принимать решения и нести за них ответственность, которые при помощи терапевта взращивает в себе пациент. Сам по себе контакт с терапевтом необходимое, но недостаточное условие

 

 

Вопрос №6. Общие представления о личности в теории Левина и когнитивной психологии.

 

Хьелл, Зиглер:

       Келли построил свою когнитивную теорию личности на основе конструктивного альтернатизма. “Всё наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене”. На всё можно посмотреть с разных сторон. Личностный конструкт – это теоретическая модель, которую человек пытается приспособить к действительности. “Умный – глупый”, “хороший – плохой”. Личность он рассматривал как конструкт персонолога, как абстракцию, созданную психологами на основании наблюдений. Чтобы понять человека, надо понять его конструкты. “Процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события”. 

 

Лекции за прошлый семестр:

       Теория поля Левина включает в себя модель личности и модель окружающей среды. Модель личности рассматривается как определяемая скалярными величинами (квази-потребность, энергия, напряжение), а модель среды – векторными (целеполагание, направленность, валентность). Личность интерпретирует ситуацию, существует некий гипотетический конструкт реальности; среда заставляет личность совершать “локомоции” в среде.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...