Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 8. «Социальная ситуация развития» (Л.С. Выготского) и её место в становлении личности.




Выготский противопоставляет метафизическому подходу (психическое развитие ребёнка рассматривается как количественный рост врождённых задатков) подход диалектический (непрерывный процесс движения, качественного преобразования психики).

Он вводит принцип социально-исторической обусловленности психики человекаи принцип специфики её развития в онтогенезе. Из первого закона появляется понятие психологического возраста, так как развитие психики, её качественные преобразования не совпадают с хронологическим возрастом. Таким образом, П.в. - единица анализа развития психики ребёнка. П.в. характеризуется структурой и динамикой. Структура же в свою очередь представлена социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями.

ССР -это сущностная характеристика возраста и определяется как – специфическое для данного возраста неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной (это система отношений ребёнка и действительности). Два плана – близкий взрослый и сверстник (индивидуально-личностные отношения) и общественный взрослый (образец соц норм и правил). 

ССР определяет весь образ жизни ребёнка, она представляет исходный момент для всех динамических преобразованный возраста.

Понятие ССР связано с кризисом. Кризис представляет собой – качественное, фундаментальное изменение всех сторон психики человека, функцией которого является разрешение противоречий старой ССР и уровня новообразований ребёнка.

После кризиса старая ССР распадается и подготавливает в основных чертах новую ССР.

В ходе общения ребёнка с близким взрослым или общественным взрослым происходит формирование его ВПФ. Роль ССР в том, что благодаря общению, социальному окружению ребёнка происходит интериоризация, сначала ВПФ выступают как социальная деятельность, потом они становятся индивидуальной деятельностью, т.е. ВПФ начинают выполнять функцию - внутренней регуляции поведения человека, его отношений с окружающим миром посредством знаков, благодаря чему деятельность становиться преднамеренной. 

Полемика с Пиаже: тот считал, что происходит развитие от индивидуального к социальному, Выготский считал наоборот!

 

 

Вопрос №9. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми.

 

Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми .

 

(по сути,это вопрос о соотношении биологического и социального)

«Став людьми, люди несут в своей телесной организации наследие далекого прошлого, а с ним и пережитки управляющих им биологических законов».

Ряд вопросов:

1)Проблема изучения историко-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств чел-ка в антропо- и онтогенезе. Эти закономерности включились в процесс развития человека в условиях социально-исторического образа жизни, преобразовались, изменили свой характер в естественно-историческом процессе развития человечества (т.е. для характеристики развития индивидных свойств чел-ка в процессе становления личности в обществе необходимы представления о биологических закономерностях).

2)Вопрос о том, что представляют собой индивидные св-ва, на какие классы и подклассы разделяются в современ.психологии

3)Вопрос о месте индивидных св-в чел-ка в организации личности и ее развитии.

Вопрос об историко-эволюционных закономерностях, определяющих возникновение и генезис индивидуальных различий между людьми, практически не ставится в психоло­гии личности и психологии индивидуальных различий. (но надо рассказать о Гальтоне, который занимался дифференциальной психологией: теория эволюции Ч.Дарвина обусловила интерес Ф.Гальтона к изучению наследственных факторов в раз­витии различных человеческих способностей, и прежде всего в выраженности интеллекта (+упомянуть о евгенике: Ф.Гальтон доказывал, что зако­ны развития человека подчиняются законам генетики и естественного отбора, а тем самым с помощью селекции и увеличения полезных и устранения вредных качеств можно не только облагородить, но и вывести новую че­ловеческую породу)).

В дискуссиях о роли биологических закономерностей в истории человечества В.П.Алексеев выделяет две поляр­ные точки зрения:

1)(близко к социал-дарвинизму) Естествен­ный отбор продолжает оставаться основной движущей силой эволюции.

2)Любое влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло.

Следуя концепции А.Н.Северцова, следует признать, что продолжающаяся в истории человечества эволюция образа жизни приводит к преобразованию закономерностей биологической эво­люции, поскольку сам образ жизни становится социаль­но-историческим образом жизни.

Гипотеза «рассеивающего отбора». В.П.Алексеев. «Рассеивающем отбор»-

бережно поддерживает ва­риации, акцентуации, которые возникают в условиях социально—исторического образа жизни (причиной разнообразия признаков является не только их возникновение, но и их сочетание).

Отбор не стабили­зирует изменчивости вида в целом, а, наоборот, подхватывает и закрепляет каждую отклоняющуюся вариацию, потому что всегда или почти всегда для нее находится подходящее мес­то в разнообразной и вечно меняющейся природной и обще­ственной среде.

Гипотеза В.П.Алексеева о рассеивающем действии от­бора в условиях жизни человека в обществе, о поддержа­нии вариативности объясняет столь широкий разброс различных индивидных свойств современного человека, возможность вариативности и эволюционный смысл раз­личных задатков, темперамента, особенностей телосло­жения. Рассеивающий отбор индивидных свойств человека в условиях социального образа жизни – порождение историко-эволюционного прогресса, действующего в направлении уве­личения вариативности личностей как потенциальных возможностей творческого процесса развития культуры.

В итоге – два различных направления в исследовании психологии личности:

· Феноменографическое. Ограничивается перечислением различных черт, консти­туций, типов темперамента и высшей нервной деятель­ности, склонностей, переживаний, способностей и мотивов, отличающих одного человека от другого (Р.Кэттелл, Г.Айзенк и Дж.Гилфорд).

· Историко-эволюционное.

 

 

Вопрос №10. Организация личности и индивидные свойства человека.

 

По ходу дела то же самое, что и вопрос 9 и 11 из первой части.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...