Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типологический подход в психологии личности (Гиппократ, Кречмер, Ганнушкин, Шелдон и др). Представление об акцентуациях.




 

Лекции Петухова:

Типологии отличаются в зависимости от того, какая задача решается:

1. Собственно исследовательская, объяснительная. Поиск связи характера с телесными особенностями. Кречмер, Шелдон.

2. Эмпирико-описательная. Описать как можно больше типов. Описание пограничных форм. Ганнушкин (психопатии), Личков (крайние степени нормы у подростков), акцентуации Леонгарда.

3. Собственно терапевтическая. Типология Юнга: А) Выделение разной направленности (экстра-\интроверт), типология как картина равновесия. Б) Выделение доминирующей функции. В) расширение количества функций. 8 типов.

Очерк:

Чем привлекательно типологическое мышление:

· Универсальность – любого человека можно подвести под любое количество типов

· Простота – отнесение человека к типу избавляет от необходимости узнавать человека дальше

Недостатки типологий:

· Типологизация останавливает дальнейшее познание

· В типологии не учитываются изменения, которые могут произойти с человеком.

· Категоричность типологических обозначений. Либо левый, либо правый. Нет промежуточных стадий.

· Оценочность: большинству типологических характеристик присуща положительная\отрицательная оценка.

· Искусственность: тип основывается на одном качестве личности, которому придаётся огромное значение, другие качества мало учитываются.

Отнесение человека к типу является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами. Типологии имеют практическое значение.

Про акцентуации. Создал Леонгард. Присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

 

Вопрос №3. Общие представления о личности в классическом психоанализе.

Фрейд создал психодинамическую концепцию развития личности. Это равновесно-интерграционная теория, в её основе лежит принцип равновесия (гомеостаза), или уравновешивание психодинамических сил. Из-за инстинктов человек рождается с чувством напряжения и для того, чтобы получить разрядку и обрести гомеостаз он и действует.

Она является друхфакторной теорией, т.е. соотношение факторов наследственности и среды. В ходе жизни происходит вытеснение природного в человеке и подавление наследственного социальной средой. Наследственность – определяет динамику и стадии развития влечений, определяющая в развитии, а среда – это барьер на пути реализации влечений, принципиально изменить ход развития не может.

Человеку от рождения даны два влечения – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Они противостоят друг другу. Сексуальное влечение (как проявление Эроса) наделено энергией либидо. Либидо – основа развития человека, его личности.

Ребёнок рождается с инфантильной сексуальностью, которая характеризуется подчинённость принципу удовольствия, аутоэротичностью, присоединённостью к различным органам ребёнка.

Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями. Сексуальный объект биологически не предопределен, человек его выбивает (два выбора объекта – на фаллической и на генитальной стадии). Под сексуальными целями Фрейд понимал телесные области, связанные с удовлетворением влечений, эрогенные зоны. Это и есть критерий его периодизации личности. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры)) ,когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. В ходе разрешения этого комплекса формируется Супер-эго. Оно врожденно, а Я формируется оральной (орально-садистическая) стадии.

Структура личности: три структурные составляющие –Ид (ОНО), направляется принципом удовольствия, это наши желания ивлечения; Эго (Я) – направляется принципом реальности, служит посредником между ОНО и Супер-эго; Супер-эго – включается в себя мораль, совесть, общественные нормы.

Существуют три уровня сознания: осознанное, предсознательное и бессознательное – Оно только в бессознательном, а Эго и Супер-эго везде).

 

Защитные механизмы – направлены на уменьшение угрозы целостности индивида

Это вытеснение, регрессия, уход, реактивное образование (когда делаешь противоположное тому, что хочется, так как то, что хочется запретно), проекция, идентификация, изоляция, замещение, сублимация и т.д.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...