Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типологический подход в психологии личности (Гиппократ, Кречмер, Ганнушкин, Шелдон и др). Представление об акцентуациях.
Лекции Петухова: Типологии отличаются в зависимости от того, какая задача решается: 1. Собственно исследовательская, объяснительная. Поиск связи характера с телесными особенностями. Кречмер, Шелдон. 2. Эмпирико-описательная. Описать как можно больше типов. Описание пограничных форм. Ганнушкин (психопатии), Личков (крайние степени нормы у подростков), акцентуации Леонгарда. 3. Собственно терапевтическая. Типология Юнга: А) Выделение разной направленности (экстра-\интроверт), типология как картина равновесия. Б) Выделение доминирующей функции. В) расширение количества функций. 8 типов. Очерк: Чем привлекательно типологическое мышление: · Универсальность – любого человека можно подвести под любое количество типов · Простота – отнесение человека к типу избавляет от необходимости узнавать человека дальше Недостатки типологий: · Типологизация останавливает дальнейшее познание · В типологии не учитываются изменения, которые могут произойти с человеком. · Категоричность типологических обозначений. Либо левый, либо правый. Нет промежуточных стадий. · Оценочность: большинству типологических характеристик присуща положительная\отрицательная оценка. · Искусственность: тип основывается на одном качестве личности, которому придаётся огромное значение, другие качества мало учитываются. Отнесение человека к типу является не познанием человека как такового, а познанием того, как он соотносится с какими-то нашими задачами. Типологии имеют практическое значение. Про акцентуации. Создал Леонгард. Присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».
Вопрос №3. Общие представления о личности в классическом психоанализе. Фрейд создал психодинамическую концепцию развития личности. Это равновесно-интерграционная теория, в её основе лежит принцип равновесия (гомеостаза), или уравновешивание психодинамических сил. Из-за инстинктов человек рождается с чувством напряжения и для того, чтобы получить разрядку и обрести гомеостаз он и действует. Она является друхфакторной теорией, т.е. соотношение факторов наследственности и среды. В ходе жизни происходит вытеснение природного в человеке и подавление наследственного социальной средой. Наследственность – определяет динамику и стадии развития влечений, определяющая в развитии, а среда – это барьер на пути реализации влечений, принципиально изменить ход развития не может. Человеку от рождения даны два влечения – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Они противостоят друг другу. Сексуальное влечение (как проявление Эроса) наделено энергией либидо. Либидо – основа развития человека, его личности. Ребёнок рождается с инфантильной сексуальностью, которая характеризуется подчинённость принципу удовольствия, аутоэротичностью, присоединённостью к различным органам ребёнка. Сексуальное влечение характеризуется объектом и сексуальными целями. Сексуальный объект биологически не предопределен, человек его выбивает (два выбора объекта – на фаллической и на генитальной стадии). Под сексуальными целями Фрейд понимал телесные области, связанные с удовлетворением влечений, эрогенные зоны. Это и есть критерий его периодизации личности. Он выделили периоды: оральный (0-1), анальный (1-3), фаллический (3-5), латентный (6-12) и генитальный (12-18 лет). На фаллической стадии происходит формирование Эдипова комплекса (Элекстры)) ,когда у ребёнка сексуальное желание к своей матери, амбивалентное отношение к отцу. В ходе разрешения этого комплекса формируется Супер-эго. Оно врожденно, а Я формируется оральной (орально-садистическая) стадии. Структура личности: три структурные составляющие –Ид (ОНО), направляется принципом удовольствия, это наши желания ивлечения; Эго (Я) – направляется принципом реальности, служит посредником между ОНО и Супер-эго; Супер-эго – включается в себя мораль, совесть, общественные нормы. Существуют три уровня сознания: осознанное, предсознательное и бессознательное – Оно только в бессознательном, а Эго и Супер-эго везде).
Защитные механизмы – направлены на уменьшение угрозы целостности индивида Это вытеснение, регрессия, уход, реактивное образование (когда делаешь противоположное тому, что хочется, так как то, что хочется запретно), проекция, идентификация, изоляция, замещение, сублимация и т.д.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |