Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №13. Биологический возраст и периодизация развития индивида. Соотношение биологического и психологического возрастов.




Асмолов:

Биологический возраст представляет интерес для психологии личности в связи с проблемами:

1) проблема возрастной периодизации жизненного пути личности

2) проблема критических и сензитивных периодов

3) проблема гетерохронности развития

4) проблема аксилирации развития индивида и т.д.

При попытках построения возрастных периодизаций развития личности нередко критерии календарного, или биологического, созревания индивида брались в качестве тех показателей, посредством которых жизненный путь разбивался на различные фазы. Например, «зубастая периодизация» Блонского.

Но основоположенником был Стенли Холл. В основе биогенетической периодизации развития личности лежит принцип рекапитуляции(проекция стадий филогенеза на онтогенез). Он выделил стадии: младенчество – животная фаза; детство – охота и рыболовство; предподростковый возраст - конец дикости и начало цивилизации, юность – романизм. Это раскритиковали в пух и прах. После этого в этом направлении было затишье. Потом в этой области начал работать Ананьев в онтопсихологии. В этом направлении стали рассматривать весь период жизни человека, от рождения до смерти, а не только подростковый.

Изучение сензитивных периодов:

 - это периоды повышенной чувствительности индивида к определённого рода воздействиям. Но это не тоже самое, что критические периоды, т.к. критический период – это «узловые точки» онтогенеза индивида, в возрастном интервале которых повышается чувствительность индивида к неадаптивным раздражителям (повышенная повреждаемость индивида).

Гетерохронность и неравномерность развития!!!

 При характеристики биологического возраста отмечается, что различные люди могут в одном и том же возрасте иметь различную выраженность признаков созревания (старения).

Критерии биологического возраста:

Антропометрические

Биохимические

Физиологические

Функциональные (мышечная работоспособность).

Общепринятая периодизация биологического возраста человека (мужчины):

§ Новорожденный – 1-10 дней

§ Грудной возраст – 10дней-1 год

§ Раннее детство – 1-3 года

§ Первое детство – 4-7 лет

§ Второе детство – 8-12 лет

§ Подростковый возраст – 13-16 лет

§ Юношеский возраст – 17-21 год

§ Зрелый возраст (первый период) – 22-35 лет

§ Зрелый возраст (второй период) – 36-60

§ Пожилой возраст – 61-74

§  Старческий возраст – 75-90 лет

§ Долгожители – больше 90 лет

Методы - поперечные среды и лангитюдные исследования.

Выготский:

Выготский принцип специфики её развития в онтогенезе. Согласно этому принципу можно выделить два закона:

Законы развития психики в онтогенезе.

· Закон метаморфозы – развитие – последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Единица анализа развития – психологический возраст.

·  Закон гетерохронности развития – (неравномерность) психическое развитие ребёнка не совпадает с хронологическим возрастом и биологическим, темп при жизни меняется замедляется.

П.в. является единицей анализа развития психики. П.в. – целостная динамическая структура, определяющая роль и удельный вес каждой частной линии развития. Он характеризуется структурой и динамикой.

 Структура - это социальная ситуация развития и возрастные психологические новообразования.

С.С. Р.- это система отношений ребёнка и действительности. Два плана – близкий взрослый и сверстник (индивидуально-личностные отношения) и общественный взрослый (образец соц норм и правил).

ССР определяет весь образ жизни ребёнка, она представляет исходный момент для всех динамических преобразованный возраста.

Возрастные новообразования – новый тип строения личности и её деятельности(возникающий впервые), определяющий всё сознание ребёнка и ход развития психики на данный возрастной период.

Динамика:

Выделяют два типа развития:

Эволюционный тип – количественное, постепенное, медленное изменение

Революционный тип (кризис) – качественное, быстрое, фундаментальные преобразования, захватывающие все стороны личности.

Они чередуются. 

Функция кризиса – разрешение противоречий (т.е. несоответствия старой ССР и уровня новообразований ребёнка). 

Особенности психологического возраста – обратимость( какие-то события, любовь, может вернуть молодость) и многомерность(в разных сферах взрослеет неравномерно).

Критерии зрелости – ответственность за свои поступки; умение разводить реальные и идеальные цели; осуществление свободного личностного выбора.

 

Вопрос №14. "Потребности нужды" и "потребности роста".

 

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

1) дефицитные мотивы, Д-мотивы (по-нашему, «потребность нужды»)

Заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, физиологические требования и требования безопасности. Цель - удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность); являются стойкими детерминантами поведения. Удовлетворяют 5 критериям (те же яйца, вид сбоку, пять раз):

Ø Их отсутствие вызывает болезнь

Ø Их присутствие предотвращает болезнь

Ø Их восстановление излечивает болезнь

Ø При определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их (голодающий человек выберет пищу, а не привязанность семьи, друзей)

Ø Они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека

Эта мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Д-жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными.

2) мотивы роста, метапотребности, или Б-мотивы

Имеют отдаленные цели, связанные со стремлением воплотить наши возможности в действительность. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (уменьшение напряжения), сколько расширение кругозора (увеличение напряжения). Таким образом, мотивы роста приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д-мотивы (но потом Маслоу от этого отказался). Эти мотивы важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности, в отличие от первых. Одна метапотребность легко может быть заменена другой. Маслоу выдвинул гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни.

Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

Примеры метапотребностей: целостность, совершенство, закон, активность, богатство, красота, доброта, уникальность, игра.

 

15. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности. Их соотношение.

 Очерк:

По поводу национального характера в литературе идёт много споров. Основная проблема: есть национальный характер или его нет? Существуют сильные стереотипы в отношении национального характера, т.е. что у представителей одних наций есть стойкие убеждения в существовании у других наций определённых комплексов черт, и эти убеждения меняются в зависимости от исторической ситуации. Реальные различия между нациями есть, но это различия по малому количеству черт, и, более того, различия между людьми внутри одной нации гораздо больше, чем устойчивые различия между нациями. Представление о национальном характере – форма типологического мышления. Сходств намного больше, чем различий. Сходства гораздо более существенны, чем различия. 

Социальный характер – инвариантные особенности характера, присущие определённым социальным группам. Характер формируется в реальной жизни человека, и в меру общности условий, в которые попадают люди, у них формируются некоторые общие черты характера. Характер выполняет роль буфера между личностью и средой, поэтому во многом этой средой и определяется, но всё же основная роль в формировании характера принадлежит личности. 

Если личность направлена на приспособление, характер поможет это сделать. Если личность направлена на преодоление\преобразование среды, характер и в этом поможет. Характер не должен главенствовать над личностью или быть её заменой. 

 

 

16.. Асмолов, с. 230.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...