Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос №4. Общие представления о личности в гуманистической психологии.
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством А. Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Ø Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений. Ø Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных → неуместность экспериментов на животных. Ø Природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. А.Маслоу в качестве центральной характеристики личности выделяет разные иерархические уровни потребностей.
Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Ø У людей бывают злые и разрушительные чувства, аномальные моменты → они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Ø Против Фрейда: естественное развитие людей к "конструктивному осуществлению" свойственных им врожденных возможностей. Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия: 1) Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. 2) теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. 3) Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие осуществлению врожденных возможностей человека, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым. Основное: Несмотря на теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения, демонстрируя истинное психическое здоровье. Вопрос №5. Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.
Лекции: Франкл. Стремление к смыслу как главная побудительная сила человека. Расхождение с теорией самоактуализацией, общей для Маслоу и Роджерса. Перекличка с ЛСВ: изучение вершинной, а не глубинной психологии. Франкл: ничего не заложено, а что заложено, то не важно. Вопрос – чему в человеке дать реализоваться, а чему не дать.
ВИКТОР ФРАНКЛ Мощное развитие экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии принадлежит Виктору Франклу. Он основывает школу логотерапии, или экзистенциального анализа, или «Третью Венскую Школу», в противовес психоанализу и «индивидуальной психологии» А. Адлера («воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера Франкл противопоставляет «волю к смыслу»). Франкл, благодаря богатейшему и сложнейшему опыту своей жизни, разработал внутри психологии и психотерапии категорию смысла и его утраты. На основе этого им был выделен особый вид невроза – логоневроз, или невроз утраты смысла существования, который стал бичом послевоенного поколения. Основные части: ▪ учение о стремлении к смыслу ▪ учение о смысле жизни ▪ учение о свободе воли Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Изобилие свободного времени Þ Экзистенциальный вакуум – особое состояние, порождаемое у человека отсутствием смысла Причины, порождающие экзистенциальный вакуум: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Экзистенциальный вакуум Þ усиление либидо и агрессии Þ тоталитаризм и конформизи Пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: ▪ творческая работа (то, что мы даем жизни) Û ценности творчества ▪ переживание ценностей (то, что мы берем от мира) Û ценности переживания ▪ позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить Û ценности отношения Смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть. Смысл еще необходимо осуществить. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла – процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Дихотомия «свобода-ответственность» является одной из ключевых для понимания идей В. Франкла. «Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время ответственным. В разных работах Франкл предлагает несколько разные формулировки понятия свободы, однако общий их смысл – это свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе; это свобода изменяться, свобода быть таким и не быть каким-либо иным. А главное, человек наделен свободой принять на себя ответственность за тот выбор, который он осуществляет, за аутентичность его бытия, за нахождение и реализацию смысла своей жизни. Основной тезис учения о свободе воли: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Человек как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода – это не то, что Аспекты свободы: ▪ негативный – «свобода от» – характеризует человека как относительно независимого от его естественной заданности, но проявление независимости возможно лишь в определенном диапазоне, который предоставляют человеку объективные условия его существования. ▪ позитивный аспект – связан с ответственностью: Понятие самотрансценденции – человек направлен на что-то более широкое, чем он сам. Существовать – это значит постоянно выходить за пределы самого себя Реализация жизненных ценностей или другой человек, к которому мы тянемся с любовью Способы утверждения неповторимости и своеобразия собственной личности: ▪ Активный – путь реализации созидательных целей ▪ Пассивный – путь любви, путь быть любимым Любовь – возможность сказать кому-то «ты» и «да». Это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, понять в нем не только его суть и конкретность, но и его целость и необходимость. Логотерапия Сообразно представлениям о логоневрозе, Франкл создает и метод борьбы с ним – логотерапию, основным средством которой является выработка у человека адекватного отношения к любой ситуации, вплоть до самой критической. Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Задача – помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Психотерапевтический аспект логотерапии (сферы применения логотерапевтических методов): ▪ специфическая сфера – ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо. ▪ неспецифическая сфера – психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Например, техники парадоксальной интенции и дерефлексии применяются при лечении соответственно фобий и навязчивых состояний, с одной стороны, и сексуальных неврозов – с другой. Механизм действия этих техник основывается на двух фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и к самотрансценденции. Парадоксальная интенция – от пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается. Типы нарушения психосексуального развития: ▪ Обиженный тип ▪ Тип смирения ▪ Бездеятельный тип |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |