Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности.




 

Лекции:

“Образ” и “стиль” жизни: Образ– то, что задаётся социальными условиями, в которых предлагается жить. Стиль – это то, чем мы опосредуем влияние образа жизни на нас. Стиль больше зависит от личности, наш собственный способ адаптации и преобразования действительности. 

Бюлер вывела 4 типа жизненных тенденций:

1. Творческая экспансия

2. Адаптивное самоограничение

3. Поддержание внутренней гармонии

4. (лектором было забыто) J

Хьелл, Зиглер:

Адлер рассматривает стиль жизни как соотношение “социального интереса” (эмпатические установки, сотрудничество ради общего дела) и “степени активности”. Выделяет 4 типа:

1. управляющий: незначительный социальный интерес и высокая степень активности. Юные правонарушители, наркоманы

2. берущий: нет социального интереса и низкая степень активности, паразитизм.

3. избегающий: нет ни интереса, ни активности. Цель – избегание всех проблем в жизни

4. социально-полезный: воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. Высокий социальный интерес и высокая степень активности.

Нет комбинации “высокий интерес + низкая активность”, т.к. Адлер считал её невозможной, т.к. где интерес, там всегда активность. 

 

 

17. Из билетов за прошлый семестр:

Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности.

 

Тревога – предвосхищающая эмоция в связи с угрозой\боязнью. Защитные механизмы нейтрализуют и маскируют тревогу, связывая психическую энергию человека, т.к. на поддержание механизмов требуется эта энергия. Первым к защитным механизмффам обратился Фрейд, связывая это со своей теорией сексуальности. Сейчас описано более 20 механизмов, но здесь даны основные.

Виды:

1. Вытеснение (подавление). Первичное осознание. Забытое проявляется в снах, ошибочных действиях, неврозах.

2. Отрицание. Игнорирование реальности. 

3. Рационализация. Нахождение приемлемых причин для неприемлемых действий. Лиса и виноград.

4. Реактивное образование. Подмена диаметрально противоположным поведением или эмоцией. Агрессия трансформируется в любовь к животным.

5. Проекция. Приписывание другим своих мыслей\чувств\эмоций.

6. Изоляция. Событие осознаётся, но не переживается. Отдаление вызывающей тревогу части ситуации от самой ситуации.

7. Регрессия. Самый примитивный способ защиты. Говорить детским голосом, плакать, ковырять в носу.

8. Сублимация. Замена цели, которой невозможно достигнуть, на более далёкую. Фрейд рассматривал всё искусство как сублимацию психосексуальной энергии.

 

Невротические защитные механизмы, по Фрицу Перлзу (нарушение чувства границы между “Я” и миром, но при этом подчёркивается необходимость отличать здоровую идентификацию от нездоровой):

· Слияние. Индивид не различает себя и других. Индикатор: “мы”. Но это не относится к случаю мать-дитя.

· Ретрофлексия. Разделение я-субъекта и я-объекта. Индикатор: “я должен заставить себя…”. Здесь “я” – субъект, “себя” – объект.

· Интроекция. Присваивание без критики норм, стандартов. “Проглатывание непережёванным”. Родительские поучения – ранние интроекты: “настоящие мужчины не должны плакать”.

· Проекция. Неприемлемые аспекты Я принадлежат миру. “Мир холоден и враждебен…”.

 

 

Вопрос №18. Воля как проблема психологии личности. Специфика личностного выбора.

 

Проблема выбора возникает в неопределенной ситуации: перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, которую невозможно или трудно преодолеть с помощью ранее усвоенных шаблонов → преобразование нормативно-ролевого отношения в мотивационно-смысловое → творческое преобразование ситуации, саморазвитие индивидуальности.

Следует разграничивать личностный выбор и выбор в пределах нормативно заданной деятельности, который продиктован мотивами-стимулами.

Черты личностного выбора:

· Неопределенность исхода

· Риск

· Субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе

· Оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь

· Непредсказуемость для самого себя

Вспоминаем буриданова осла, который сдох посередине между двумя связками сена, т.к. не мотивы были равными. Выготский разработал инструментальный историко-генетический метод изучения ВПФ: человек на месте осла бросил бы монетку, жребий (как любит делать Оксана) → личность в ситуации борьбы мотивов прибегает к внешним и внутренним средствам овладения своим поведением. Это – рудиментарные формы воли. Их важность:

а)вооружают личность порой забытыми, но весьма действенными приемами овладения своим поведением в критических конфликтных ситуациях

б) их изучение дает возможность понять генезис внутренних интериоризованных приемов овладения поведением, прежде всего механизмов Ψ защиты, которые обеспечивают бегство от выбора, «бегство от свободы» (Э.Фромм) в безвыходных ситуациях. Эти приемы защиты тоже выступают как средства саморегуляции.

Своеобразным приемом преодоления конфликтных ситуаций в истории культуры и одновременно средством для раскрытия личностно-смыслового отношения индивидуальности к миру является смех, «смеховые культуры» по М.М. Бахтину. Их функции

· Катарсис, очищение

· Для личности – средство выхода за границы номосообразного поведения, преобразования мира значений в мир смыслов (смех «раздевает реальность от покровов этикета, от всей сложной знаковой системы общества)

· Смех снимает с человека обязанность вести себя по существующим нормам. «Смеховая культура» выворачивает наизнанку церемонии и нормы высмеиваемого мира → строит свою желаемую новую действительность.

Таким образом, истинная самоактуализация личностиэто самоосуществление «иных культур», имеющих своим источником преобразование норм данной культуры и вторение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...