Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Механизм реализации государственной политики.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений. Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают программы, мобилизуют ресурсы, организуют и координируют деятельность участников. Управление начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием решений и завершается организацией и контролем исполнения. Анализ полученного результата служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновления следующего управленческого цикла. Управление состоит из непрерывной последовательности принятия решений, а решения составляют содержательную сторону управления. Управленческое решение - организационно-правовой акт, принятый субъектом управления и соответствующим способом оформленный, оно обязывает или принуждает действовать. В процедуре принятия решения различают цели (то, к чему надо стремиться) и задачи (то, чем надо заниматься), а также полномочия (кто, какие права и обязанности имеет, кто в чем должен быть компетентен), четко очерченные права и обязанности по принятию решений. Полномочия принятия решения делегируются тому уровню иерархии, на котором имеется больше нужной информации и который непосредственно участвует в реализации решений. Если полномочия концентрируются на немногих должностных позициях, то это централизованная система принятия решений, если на средних и низших должностях — это децентрализованная система. К управленческим решениям предъявляются следующие требования: · эффективность; · экономичность; · своевременность; · обоснованность; · реальность. Этапы процедуры принятия решения: 1. Определение целей. Цель указывает направление, она должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение. В государственном управлении особенно важно не менять местами цель и средство. Так, приватизацию, подавление инфляции, сокращение бюджетного дефицита нельзя считать целями, это средства достижения целей, т.е. повышения эффективности производства, завоевания страной прочного положения в мире. 2.Анализ ситуации. Анализируется внешняя и внутренняя среда. Реальное значение контролируемых параметров сравнивают с прогнозом или планом. 3.Формулирование проблемы. Принятие решения всегда связано с преодолением какой-либо проблемы или с использованием возможностей. Проблема выявляется при сопоставлении цели с фактическим состоянием дел и по возможности доводится до количественной определенности. 4.Генерирование альтернатив. Одни решения имеют ограниченное число альтернатив, по другим — большой диапазон выбора. Генерирование альтернатив предполагает выявление всех возможных путей решения проблемы, что гарантирует оптимальность решения, достижения целей. 5.Выбор варианта решения. Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели, выявляются их достоинства и недостатки, вероятности реализации. 6.Согласование решения. Необходимость согласования вызывается тем, что в разработке и принятии решений заняты много лиц, каждый из которых выполняет какую-то часть работы. Организация в целом, а не только руководитель реагирует на возникающие проблемы, поэтому разработка решения является групповым процессом, а не индивидуальным. Признание решения редко бывает автоматическим, руководитель должен убеждать в его правильности. Это достигается легче, если исполнители имели возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения. 7.Реализация решения. Выполнение решения требует материальных ресурсов, организаторских способностей, энергии. Принимается конкретный детализированный план мероприятий по реализации решения с распределением ответственности по исполнителям и срокам. Руководитель следит за реализацией решения, вносит при необходимости коррективы. Система контроля позволяет своевременно обнаруживать возможные отклонения от заданной программы реализации, принимать меры по их ликвидации, т.е. привести в действие обратную связь. Ответственность за решение возлагается в первую очередь на тех, кто его разрабатывает и принимает, а во вторую - на кого эта ответственность официально возложена. 8. Оценка результатов. По результатам выполнения проводится оценка решения. Она заключается в измерении и оценке последствий решения, сопоставлении фактических результатов с теми, которые надеялись получить.
36. Охарактеризовать государственный и административный контроль в процессе реализации управленческих решений.
Контроль и ответственность при реализации управленческих решений 6.1. Контроль реализации управленческих решений Контроль как функция управления представляет собой процесс обеспечения достижения поставленных целей, реализации принятых управленческих решений. Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, определения фактически достигнутых результатов и их отклонения от нормы; с другой — процесс мониторинга хода выполнения управленческих решений и оценки достигнутых результатов. Результаты контроля являются основанием для корректировки ранее принятых решений при обнаружении значительных отклонений от намеченного хода реализации решения. Другими словами, контроль представляет собой процесс сравнения полученных результатов с запланированными и, в случае необходимости, проведения соответствующих корректирующих мероприятий. Неопределенность как неотъемлемая характеристика будущего является главным обоснованием контроля в процессе реализации управленческого решения. Контроль сопутствует всем этапам процесса. По этому признаку различают следующие основные виды контроля. Предварительный контроль осуществляется до начала мероприятий по разработке решения. Его целью является предупреждение наступления нежелательных результатов до момента их появления за счет разработки критериев оценки, отладки методики и регламента контролирующих действий. Предварительный контроль используется для раскрытия признаков и причин проблемы, анализа неопределенностей, формулировки ограничений и оценки альтернатив. Примером предварительного контроля являются действия комиссий по оценке статей проекта бюджета МО при принятии бюджета на следующий год. Текущий контроль реализуется непосредственно в ходе процесса реализации решения. Он осуществляется руководителем и основан на измерении и изучении фактических промежуточных результатов выполненной работы в условиях воздействия внутренних и внешних факторов. Регулярный контроль работы исполнителей, обсуждение возникающих вопросов позволяют оперативно устранить текущие отклонения от намеченных планов и заранее скорректировать процесс решения проблемы. Корректирующий контроль направлен на уже совершенные действия и создавшуюся ситуацию. Он предназначен для корректировки ситуации, когда известны результаты реализации управленческого решения и они противоречат запланированным значениям. Главной целью является недопущение повтора аналогичных ситуаций в будущем. Многие бухгалтерские и финансовые документы создаются с целью корректирующего контроля, так как, например, в финансовом управлении города проводится сравнение реальных годовых бюджетных расходов с запланированными и на следующий год может быть предложен иной проект использования финансовых ресурсов. Заключительный контроль выполняется после того, как принятое решение реализовано. Назначение — учет, измерение конечных результатов и сравнение их с запланированными, на основании чего может быть сделан вывод о степени достижения цели. Следует помнить, что заключительный контроль осуществляется тогда, когда уже нельзя поменять решение в случае неудачного исхода. Он выполняет следующие важные функции. 1. Формирование и заполнение базы данных по следующим направлениям: цели и составляющие их задачи; · начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности; · критерии оценки исходных показателей; · набор корректирующих решений; · результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности; · набор решений но нейтрализации побочных явлений. 2. Сбор статистических данных о специфике работы в конкретной сфере, позволяющий руководителю принимать более адекватные решения в сложных ситуациях. 3. Разработка инновационных технологий для совершенствования процесса реализации решения. Существует два варианта контроля: по результатам и по упреждению. Контроль по результатам использует организационную, экономическую, техническую и правовую документацию. Осуществляется оценка отклонения фактического результата от запланированных значений. Такой вариант контроля целесообразно применять в процессах с небольшим временем цикла и при невысокой стоимости процесса разработки и реализации решения. Управленческое решение постепенно совершенствуется на основе предыдущих результатов реализации, с помощью корректировок и уточнений (рис. 6.1). Контроль по упреждению основывается на стандартах, нормах, правилах и может осуществляться до начала или в процессе разработки и реализации решения. Контроллинг — направление в управленческой практике, которое включает административный, технологический контроль, ревизию и аудит. Административный контроль представляет собой постоянное наблюдение за процессом разработки и реализации управленческого решения, сроками и качеством. Технологический контроль — контроль используемых технологий, применяемых в процессе разработки и реализации решений. Ревизия — документальное фискальное обследование результатов реализации решения. Аудит - документальное исследование результатов реализации решения, определяющее уровень его соответствия определенным критериям. Между процессами принятия решений, планирования и контроля существует неразрывная связь, которая определяется предназначением, миссией и целями управляемой системы. Требования к контролю формируются руководством с участием всех заинтересованных сторон и регламентируют состав анализируемой информации, структуру отчетов и ответственность за сбор данных, анализ информации и принятие решений. Разработка эффективной системы контроля подразумевает: · тщательное планирование всех мероприятий, проведение которых необходимо для достижения целей; · оценка ресурсов и времени, необходимых для выполнения намеченных планов; · сопоставление достигнутых результатов и использованных ресурсов с учетом временных характеристик; · корректировка планов по временным и материальным затратам, необходимым для выполнения оставшейся работы; · периодическое сопоставление полученных результатов и затрат с планом и бюджетом. Характеристики и принципы построения эффективной системы контроля. Эффективная система контроля должна обладать четко отлаженными механизмами координации, коммуникации, свойствами гибкости, экономичности, своевременности. Коммуникации. Процессы передачи информации являются основой эффективного контроля. Контроль эффективен настолько, насколько адекватна, своевременна и точна информация, на которой базируется система. Разработка управленческих решений, оценка результатов их реализации требуют эффективной информационной системы. Сотрудникам должны быть известны требования, предъявляемые к заданию, чтобы они могли их выполнить и на их основе осуществлять самоконтроль. Часто неэффективная работа является следствием того, что руководитель не располагает реальной информацией. Для быстрой и эффективной обработки данных о результатах работы необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Координация контроля — важное условие его эффективности. Контроль является средством координации выполнения заданий различными подразделениями и служащими, способствующим концентрации работников на достижении общеорганизационных целей. Результаты деятельности любого учреждения не являются результатом деятельности какого-нибудь одного работника или отдела, а кроме того, задачи разных отделов или работников зачастую не взаимосвязаны. Своевременность контроля заключается в том, что он должен проводиться именно тогда, когда это необходимо. Систематическое наблюдение за результатами позволяет принимать корректирующие меры в процессе реализации решения и достичь намеченных целей. В случае обнаружения каких-либо отклонений от намеченного плана работ принимают меры по их исправлению или устранению. Однако чрезмерный контроль или бесконечные проверки снижают эффективность и увеличивают сроки реализации управленческого решения. Гибкость системы контроля выражается в том, что в процессе реализации управленческого решения должны меняться как стандарты, так и возможные корректирующие действия. Экономичность контроля. Если затраты на контроль превосходят создаваемые им преимущества, то следует от него отказаться. Иными словами, преимущества от контроля должны превосходить затраты финансовых, временных и человеческих ресурсов на его проведение. Система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений фактических результатов от плановых значений. Четко структурированные планы являются основой контроля. При достаточно частом обновлении плана без применения процедуры контроля изменений контроль над реализацией решения может быть утрачен. Эффективная система отчетности. Необходимо основываться на единых подходах и критериях при формировании отчетов о ходе выполнения работ. Методика их подготовки и получения должна быть ясно определена и достаточно проста. Для всех видов отчетов необходимо определить четкие временные интервалы. Система анализа фактических показателей и тенденций позволяет установить, соответствует ли текущая ситуация запланированной, и если нет, определить серьезность последствий выявленных отклонений. Процесс контроля ориентирован на повышение вероятности достижения цели. В теории управления процессы принятия решений и контроля определяют как тесно взаимосвязанные, поэтому еще на стадии планирования следует разработать способ соотнесения планов с реальной ситуацией. Определение целей является не только частью процесса планирования, но и началом процесса контроля. Процесс контроля характеризуется следующим: содержательная составляющая определяет, что выполняется; организационная — кем и в какой последовательности осуществляется контроль; технологическая отвечает на вопрос, какие методики и технологии используются. Целью контроля является обеспечение соответствия утвержденного решения и процесса его исполнения, предотвращение вероятных недоработок и проблем, выявление отклонений от заданной программы, поставленных целей и задач, установленных сроков. Содержание контроля раскрывают реализуемые им функции: диагностика состояния дел, ориентирование, стимулирование, корректировка действий, распространение опыта, осуществление надзора. Функция диагностики заключается в выявлении фактического состояния дел; ориентирующая функция сосредоточена на указании проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания; стимулирующая направлена на выявление и вовлечение в работу всех временных, денежных, человеческих ресурсов. В процессе реализации управленческого решения при сравнении фактических и запланированных результатов руководителю необходимо определить, насколько фактические результаты соответствуют установленным стандартам. Если выявлены явные расхождения, он должен решить, насколько они допустимы. Далее руководитель оценивает фактические результаты, т. е. делает вывод о качестве принятого решения. Деятельность на этой стадии процесса контроля связана с проведением следующих мероприятий: установление масштаба допустимых отклонений, оценка фактических результатов, информирование о результатах, оценка результатов. В процессе реализации управленческого решения иногда допускается неточное соблюдение критериев выбора. Так, по отдельным характеристикам определяется интервал допустимых отклонений, в пределах которого они считаются несущественными. Размер интервала играет крайне важную роль. При достаточно большом интервале возможные отклонения приводят к необратимым последствиям. Если интервал мал, то руководитель будет реагировать на каждое незначительное отклонение, что требует больших финансовых и временных затрат, и контроль становится неэффективным. Особое внимание следует обратить на методику измерения фактических результатов, получаемых в процессе реализации решений. Важно корректно определить типы шкал, единицы измерения значений контролируемых параметров, выбрать частоту и точность измерений. Передача информации играет важную роль в процессе контроля. Ценность данных значительно снижается, если они несвоевременны и неточны. К информации предъявляется требование наглядности, что позволяет легко понимать смысл контролируемых процессов и предпринимать адекватные действия. Перечислим основные трудности, связанные с передачей информации: · искажение сообщений в процессе межличностного общения и при прохождении по каналам передачи информации; · информационные перегрузки, которые подавляют восприятие и мышление руководителя, занятого обработкой больших объемов информации; · сложная организационная структура, затрудняющая прохождение информации и повышающая вероятность ее искажения. Оценка результатов заключается в сравнении фактических и требуемых результатов решения с учетом масштаба допустимых отклонений. На основании сравнения судят о том, достигнута ли цель принятия решения или нет. Если обнаруживаются существенные отклонения реальных значений показателей от плановых, принимается решение о выполнении корректирующих действий. Итак, после оценки результатов реализации решения руководитель может выбрать одну из следующих стратегий: 1) если результаты сравнения фактических и плановых значений позволяют сделать вывод, что цель достигнута, то никакие дополнительные действия не предпринимаются, а положительный опыт решения сохраняется в базе данных для использования в подобных ситуациях в будущем; 2) если отклонения от намеченных результатов становятся недопустимыми, предпринимается попытка разобраться в причинах этих отклонений и предпринимаются необходимые мероприятия для возвращения на правильную траекторию. Если выявлены отклонения в ходе текущего контроля, то руководитель выполняет корректирующие действия непосредственно в процессе реализации решения. Если отклонения от цели обнаружены по результатам заключительного контроля, то проводится анализ новой проблемной ситуации и повторяется процесс разработки и реализации решения; 3) несовпадение фактических и запланированных результатов объясняется тем, что была запланирована нереалистичная цель. Завышенные требования к качеству решений сводят на нет усилия исполнителей, снижают их мотивацию. И наоборот, легкость достижения поставленной цели объясняется слишком мягкими критериями выбора. Контрольная информация позволяет выявить необходимость доработки не только самих решений, но и требований, предъявляемых к их качеству, как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Разработанные стандарты позволяют усовершенствовать процесс анализа работы и, как следствие, систему контроля принятия управленческого решения. Рисунок 6.2 иллюстрирует связь контроля, стандартов деятельности и измерений. Тогда контроль может быть представлен как последовательность действий. 1. Разработка стандартов деятельности и норм, с которыми будут сравниваться реальные результаты. Стандарты должны учитывать количественные и качественные характеристики. 2. Установление допустимых и приемлемых отклонений от существующих стандартов при реализации решения. 3. Оценка фактических результатов деятельности на основе применения различных методов измерения. 4. Процесс сопоставления стандартов и полученных результатов опирается на оценочные суждения и, как следствие, отличается высокой субъективностью. 5. Текущая деятельность. Если запланированный результат не был достигнут, то принимаются корректирующие меры для изменения существующих стратегий. 6. Будущая деятельность. К целям будущей деятельности относится использование накопленного положительного опыта для формирования будущих управленческих решений. Необходимо отметить, что при организации контроля необходимо учитывать следующее: · реализацию контрольных функций следует поручать лицам, компетентным в данных вопросах, чтобы они могли быть способны оценить причины и следствия возможных отклонений и предложить мероприятия по их устранению; · для обеспечения объективности и принципиальности оценок лица, отвечающие за контроль, не должны быть связаны материальными интересами с подконтрольными подразделениями. Поскольку система контроля оказывает влияние на людей, при ее реализации руководитель должен учитывать следующие аспекты: · люди негативно воспринимают внешний контроль; · контроль определяет положение и власть того, кто его осуществляет; · установки и стандарты могут быть по-разному поняты, и контроль может привести к конфликту между сотрудниками; · при очень жестком контроле может быть ограничена гибкость системы, а нехватка гибкости и инициативы приводит к снижению уровня мотивации и способности к адаптации во внешней среде. Разработанные стандарты контроля должны быть осмыслены и восприняты всеми сотрудниками, чтобы каждый понимал причины и ожидаемые результаты, а участие в разработке и внедрении системы контроля поможет во многом преодолеть негативное отношение к ней. В процессе проведения контроля можно столкнуться со следующими трудностями: · сложно избежать предвзятости и субъективных толкований; · доверчивость, поверхностные наблюдения, стремление оправдать ожидания руководства; · низкая компетентность; · малые сроки для проведения детального анализа; · отсутствие решимости сказать правду. Таким образом, контроль в первую очередь призван информировать исполнителей о ходе работы, ее соответствии планам руководителя. Сотрудник, реализующий управленческое решение, заинтересован в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Так что иногда мягкий контроль повышает вес выполняемых исполнителем поручений, прибавляет самоуважения, уверенности. Для повышения эффективности контроля при его проведении следует учитывать следующие психологические факторы: · увлеченно работающего сотрудника не стоит отвлекать, так как он примет контроль как помеху; · контроль следует проводить, когда сотрудник испытывает сомнения или когда выполнен некоторый этап работы и он сам готов поделиться результатами; · часто контролируемые задачи становятся более приоритетными для исполнителя по сравнению с менее контролируемыми, поэтому проводить контроль следует системно. Государственный контроль над местным самоуправлением. Не вмешиваясь в решение вопросов местного значения, государство осуществляет контроль решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления. Для любого административного контроля характерно следующее: · реализация контроля только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом; · контроль направлен на обеспечение законности и конституционных принципов; · степень вмешательства контролирующего органа должна быть соразмерна значимости защищаемых интересов. Перечисленные принципы не исключают контроль государства над выполнением органами местного самоуправления делегированных им полномочий. Надзор за выполнением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на прокуратуру РФ. При выявлении не соответствующих закону муниципальных правовых актов прокурор соответствующего уровня обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу. Протест должен быть рассмотрен в 10-дневный срок или на ближайшем заседании представительного органа местного самоуправления. При отклонении протеста прокурор вправе обратиться в суд. Соответствие устава муниципального образования законодательству РФ контролирует орган юстиции, на который возложена его регистрация. Контроль выполнения органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляют уполномоченные органы государственной власти. Контроль органов власти местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности выполняют специальные структуры, к которым относятся органы финансового, экологического, санитарно-эпидемиологического, земельного контроля и надзора. Надзорные органы вправе: · адресовать органам местного самоуправления рекомендации по решению возложенных на них задач; · при невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств адресовать им соответствующие предписания; · направлять органам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям и рекомендовать в течение определенного срока отменить или внести изменения в указанные решения и действия. Органы государственного специального надзора е имеют права вмешиваться в дела местного сообщества за пределами своей компетенции и не вправе отдавать должностным лицам местного самоуправления распоряжения по решению местных задач. Финансовый контроль целевого расходования бюджетных средств осуществляют органы финансового контроля, входящие в систему Министерства финансов РФ. Судебный контроль наиболее формализован, строится исключительно на правовых аргументах и реализуется всеми видами судов. Он используется для того, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок и незаконных решений этих органов. Решения, принятые на основе прямого волеизъявления граждан, решения и действия органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке. Наиболее распространенные случаи судебного обжалования решений: · введение не предусмотренных законодательством местных налогов и сборов; · ужесточение условий ввоза или вывоза определенных товаров; · нарушения порядка приватизации объектов муниципальной собственности; · нарушения порядка выделения земельных участков под застройку.
37. Представить стадии этапа организации исполнения государственных решений.
Фаза реализации и контроля исполнения государственных решений. Для того, чтобы государственное решение было результативным, необходимо осуществлять контроль над его исполнением. Без контроля нельзя определить, выполнено ли решение и решены ли те проблемы, на которые было направлено решение. Применительно к системе государственного управления контроль представляет собой проверку качества управленческой деятельности посредством сопоставления фактически достигнутых результатов этой деятельности с теми целями, которые были поставлены в нормативных актах при решении актуальных социальных проблем, а также с уровнем решения этих проблем. Контроль, как завершающая стадия при работе с государственными решениями, позволяет не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности. С помощью контроля осуществляется служебное наблюдение за процессом выполнения государственного решения, выявляются результаты воздействия субъекта управления на объект управления. Выступая средством обратной связи, контроль дает управляющей подсистеме необходимую информацию о фактах запланированного или отклоняющегося поведения управляемой подсистемы. Выявляя отклонения и их причины, контроль определяет необходимые пути корректировки дальнейшей управленческой деятельности, способствует выработке различных форм ее оптимизации.Контроль над исполнением государственных решений технологически включает четыре основные фазы:1) учет достигнутых результатов; 2) сравнение этих результатов с поставленными в управленческих актах целями; 3) оценку уровня решения актуальной социальной проблемы; 4) корректировку и оптимизацию дальнейшей управленческой деятельности [2, с. 356].На третью и четвертую фазы нередко не обращается внимания при проведении контроля, что является очевидным упущением. При этом эффективность (или качество) государственного управления определяется не простым соответствием фактических результатов запланированным целям, а именно тем, насколько она удовлетворяет социальные потребности при решении (снятии) актуальных социальных проблем. Чем быстрее и полнее решаются назревающие социальные проблемы, тем выше качество государственного управления.Можно выделить два основных уровня контроля: государственный и общественный (гражданский). Государственный и общественный контроль необходим обществу, так как позволяет проверять эффективность принимаемых государственных решений с точки зрения общественных интересов. Более того, контроль дает саму возможность выполнения решений, что особенно важно для нашей страны, где часто происходит, как мы отмечали, «повисание в воздухе» принятых решений. Поэтому контроль должен сопутствовать каждому решению, в подготовке принятии и выполнении которого участвуют политические руководители и чиновники-исполнители. Постоянный государственный и общественный контроль является одним из необходимых условий оптимальной реализации управленческих решений, всего государственно-социального управления в целом.Особую роль в процессе принятия и исполнения государственных решений должен играть общественный (гражданский) контроль. Гражданский контроль, выступая в виде наблюдения граждан за исполнением органами власти своих обязательств перед обществом, является воплощением публичной политики, реализуемой в демократическом государстве. Такой контроль направлен на усиление осознанного политического участия личности, основанного на полноценном понимании проблемы и сосредоточенного на ее решение. Более того, участие граждан в политическом процессе обеспечивает поддержание связи между обществом и государством, а возможность контролировать деятельность органов власти выступает необходимым условием развития правового государства и гражданского общества. В развитых странах гражданский контроль представляет собой элемент цикла взаимодействия власти и общества. Органы государственной власти предпринимают действие - граждане реагируют - власть отвечает на реакцию общества - граждане реагируют. В целом гражданский контроль в развитых странах направлен на содействие в исполнении гражданами своих функций и осуществляется за счет делегирования своих полномочий специалистам и профессионалам в данной области. Гражданский контроль в развивающихся странах, к числу которых относится Россия, отличается целями, технологиями и условиями осуществления от контроля в развитых странах. Основными формами общественного наблюдения в таких странах является контроль граждан над случаями произвола власти. Однако в системе гражданского контроля это только начальный этап работы. Поэтому цикл гражданского контроля в развивающихся обществах, гораздо сложнее структуры контроля в развитых странах, а большинство функций публичной политики выполняются неэффективно.
38. Охарактеризовать виды государственных решений: политические, административные.
Административные решения – решения, направленные на реализацию функций государственных органов в соответствии с существующими нормами и правилами. Следует различать политические и административные решения. Политические - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти. Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они - результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим. Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств. Решения на региональном уровне формулируются в виде законов, принимаемых представительными органами власти, конституций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами. Административные решения федеральных правительственных органов и субъектов Федерации могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общефедеральной политики или Основного Закона государства. И вообще подчеркнутое нами различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явление политическое. Политика же - определяющий уровень (в смысле значимости) управления. Это признается и отдельными зарубежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский разделяет руководство общественными делами на три уровня: политика - означает, что делать и почему; исполнение - как делать и при помощи чего; администрирование -- подсобное средство. Политические решения – решения, опирающиеся на властные полномочия принимающего их лица (ЛПР) и предусматривающие распределение (перераспределение) общественных ресурсов в интересах определенных социальных групп. Административные решения – решения, направленные на реализацию функций государственных органов в соответствии с существующими нормами и правилами. Следует различать политические и административные решения. Первые — концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уровне или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагивают интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти. Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций. Административные решения — функция органов исполнительной власти и управления. Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они — результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим. Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления правительства России, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.
39. Представить уровни государственной политики.
Понятие государственной политики. Формирование государственной политики Государственная политика (общественная политика) — совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении. В конечном счете, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы, как: определение целей и приоритетов развития общества; разработка и планирование политической стратегии; анализ и оценка альтернативных программ и политик в соответствии с выгодами и затратами; обсуждение и консультирование с различными политическими и социальными группами; выбор и принятие государственных решений; мониторинг и оценка результатов выполнения и т. д. Как одна из форм общественной деятельности государственная политика имеет свои особенности и характерные черты. Во-первых, это целенаправленные действия государственных институтов по решению крупных общественных задач на основе согласования интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения, а, следовательно, работа этих структур должна отражать общенациональные интересы и носить публичный характер. Во-вторых, это комплекс согласованных действий и мероприятий, которые осуществляются в конкретных исторических условиях и данной внешней среде с целью мобилизации общественных и государственных ресурсов, в осуществлении которых участвуют как государственные, так и гражданские институты для решения поставленных задач и целей. В-третьих, государственная политика, как правило, основывается на системе законодательства, однако она должна опираться не только на правовые, но и моральные и исторические основы жизнедеятельности общества, важно учитывать национальные традиции и особенности государственной службы. В-четвертых, результаты и последствия государственной политики оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект, особенно если речь идет о социальных инновациях. Кроме того, исторический опыт свидетельствует, что никогда не удается полностью просчитать все последствия вмешательства в социальную и природную среду со стороны государства — как по причине ограниченности человеческих знаний, так и вследствие отсутствия жестко детерминированных процессов в общественных отношениях и поведении самого человека. В-пятых, государственная политика захватывает все основные сферы жизнедеятельности общества, поэтому при ее анализе и разработке требуется междисциплинарный, комплексный подход с использованием современных достижений социологии, экономики, менеджмента, психологии и политологии, а также передового опыта и практики различных стран. Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных и логических действий. 1-й этап - определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики). 2-й этап - разработка и легитимация государственной политики (формирование политики). 3-й этап - выполнение и мониторинг государственной политики (выполнение политики). 4-й этап - оценка и регулирование государственной политики (оценка политики). С точки зрения взаимного влияния общественных проблем и действий государственных органов власти мы можем выделить следующую цепочку взаимосвязей: на первом этапе «проблемы общества - государство»; на втором этапе «государство - политическая стратегия»; на третьем этапе «государство - решение проблем»; на заключительном этапе «анализ проблем - действия государства». Любая государственная политика реализуема в определенных условиях и при использовании адекватных ей средств. Набор средств реализации государственной политики может быть достаточно широк: от многообразных форм собственности, рыночной экономики до образования и воспитания. Здесь важно все, что касается человека, его развития и самоосуществления. В средствах реализации государственной политики не может быть мелочей, отклонений от центральной идеи, безразличия и инертности. Государственная политика непременно выходит на человека, задевает его интересы и должна способствовать удовлетворению его потребностей. В числе условий реализации государственной политики можно выделить следующие: государственно-правовые (состоящие в создании согласованного, в достаточной мере идентичного, структурного и правового пространства страны, позволяющего максимально использовать сложившиеся (доступные) технологии экономической, социальной и иной деятельности со своей специализацией и кооперацией); социально-психологические (включающие в себя осознание новых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего того, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созидательную энергию людей); деятельностно-практические (когда решения, действия, операции, процедуры, поступки и т.п. вершатся в целях и в русле государственной политики, «продвигают» эту политику и наглядно раскрывают ее ценность для общества).
40. Охарактеризовать процесс оценки эффективности принятых государственных решений.
Методики оценки эффективности государственных решений и программ Эффективность управленческих решений государства в немалой степени зависит от правильного использования всего многообразия их видов и формального выражения. Оптимальное сочетание различных видов решений и соответствующих им форм способствует лучшей организации государственной власти, совершенствованию ее управленческих связей в воздействии на внешнюю среду. Практическую ценность содержания деятельности госорганов составляют принимаемые и исполняемые ими решения в целях реализации функций государственного управления. Организационной формой их является аппарат, госорганы; госадминистрация юридически оформлена преимущественно административным правом. Оценка эффективности государственных управленческих решений усложняется отсутствием четких критериев к определению эффективности. В общем виде они представляют собой признаки, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. При оценке эффективности различают эффективность самого процесса разработки решения и эффективность его реализации, что соответствует двум стадиям принятия решения: мыслительной деятельности по разработке решения и управленческой деятельности по реализации решения. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке эффективности. Под эффективностью в общем виде понимается результативность чего-либо. В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.Экономическая эффективность (Ээ) характеризуется отношением полученного результата (Р) к затратам (З):Ээ = Р / З. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (для коммерческих предприятий). Применительно к государственному управлению вообще и государственным решениям в частности имеется в виду не только и не столько экономическая эффективность, а, прежде всего, эффективность социальная, включающая в себя весь спектр условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. К общепринятым критериям эффективности управления государством относят: а) уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; б) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН; в) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; г) упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом. Существует методика Всемирного банка (стандартные индикаторы), по которой определяется развитие разных стран и их сравнение между собой: 1. Картина мира: основные экономические показатели, качество жизни (долголетие, образованность и уровень жизни). 1. Население: народонаселение и трудовые ресурсы; бедность; распределение доходов и потребления; образование; здравоохранение. 2. Окружающая среда: землепользование и сельскохозяйственное производство; водные ресурсы, облесение и заповедные зоны; энергопотребление и выбросы. 3. Экономика: динамика экономического роста; структура производства; структура спроса; бюджет центрального правительства платежный баланс, счета текущих операций и валютные резервы. 4. Государство и рынок: финансирование в частном секторе; роль государства в экономике; энергетика и транспорт; связь, информатика; научно-техническое развитие. 5. Глобальные связи: международная торговля; финансовая помощь и потоки капитала. Данные, обобщающие критерии общей социальной эффективности государственного управления в той или иной стране, дифференцируются по сферам и уровням общественной жизнедеятельности внутри стран. Так, если посмотреть на процессы, происходящие в экономике динамично развивающихся стран, то легко обнаруживается, что главным здесь выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В социальной сфере, при сведении всех проблем к какой-то интегрированной, очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. Важное значение для государственного управления приобретают критерии общей социальной эффективности, вытекающие из политической сферы. Это, скорее, не критерии для анализа результатов управления, а критерии-средства, показывающие, каким образом, какими формами, методами, применяемыми в управлении, обеспечиваются должные показатели развития экономической, социальной и духовной сфер общества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 558. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |