Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и функции государственной политики.




Политика — это искусство управления государством. Политика всегда отражает определенные интересы, обусловлива­ется экономическим состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития. В то же время политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику.

Кроме государственной власти в политическую систему общества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, преследую­щие свои цели, стремящиеся к расширению своего влияния, обла­дающие относительной автономией и ответственные перед обществом.

Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вырабаты­вается на основе ясной идеологии и долгосрочной стратегии. Только в этом случае она получает установку на дости­жение каких-то целей, соответствие определенным ценностям.

Идеология (от греч. понятие, представление и учение) включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей.

При всем многообразии идеологических систем выделяются две — либерализм и социализм. Либерализм ставит во главу угла свободу личности, приоритет удовлетворения личного интереса. Социализм предпо­лагает свободу личности в рамках определенного социума, отдавая при­оритет общим интересам, удовлетворение которых способствует про­цветанию личности. В первом случае вектор направлен от частного к общему, во втором — от общего к частному. Каждая система утвержда­ется эволюционным или революционным путем.

Ни одна идеология не существует в чистом виде, впитывая в се­бя элементы других идеологий.

Как «работает» национальная идея, свидетельствует опыт развитых стран. Япония более 100 лет назад поставила целью догнать сильные державы Запада на основе реформ «Мэйдзи». После 1945 г. за идеал бы­ло принято построение потребительского общества, которое вначале воплотилось в «три сокровища» — телевизор, стиральную машину, холо­дильник, потом набор расширился — автомобиль, цветной телевизор, кондиционер. Задача догнать Запад в потреблении этих товаров была решена, но строительство потребительского общества получило сбой на последнем этапе — собственный дом. Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. сказался на темпах экономического развития. Все это по­колебало духовные устои нации, сейчас Япония в поисках новой идеи.

О необходимости национальной идеи Казахстана говорилось много и достаточно долго. Эти разговоры то затихали, то снова разгорались с новой силой. Образовавшийся после крушения СССР идеологический вакуум стал активно заполняться различными идеями, причем далеко не всегда конструктивной направленности. Шли годы, а казалось, будто в стране так и не возникло какой-либо единой идеологии, понятной и признаваемой большинством населения. Хотя на самом то деле национальная идея уже давно витает в воздухе, и даже трансформируется, зачастую мы, привыкшие к активной советской агитации и пропаганде, ее просто не замечаем.

Началось все в уже далеком 1991 году. Тогда страна обрела долгожданную Независимость. На тот момент население Казахстана испытало смешанные чувства. Растерянность и радость. Растерянность от незнания, отсутствия представления о том куда дальше двигаться и что делать и радость от ощущения свободы и самостоятельности, возможности строить собственное государство и двигаться вперед вне зависимости от директив Москвы. Этот период можно назвать периодом первой идеологии страны – идеологии независимости. Вскоре после обретения государственной Независимости наступил глубокий социально-экономический кризис: веерные отключения электроэнергии, замороженные города, остановка предприятий, безработица, месяцы ожидания зарплат и пенсий, разгул преступности. В эти тяжелые годы казахстанской независимости народ стал терять веру в будущее, хотелось вновь вернуть все на свои места, снова оказаться в СССР. Радость Независимости стала стремительно улетучиваться. Тем временем руководство страны проводило активные политические и экономические преобразования, которые вскоре должны были дать свои плоды. Между тем большинство населения в это время думало лишь об одном «как выжить». Настала пора идеологии выживания. Так продолжалось несколько лет.

Октябрь 1997 года. В своем ежегодном послании народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Глава государства выступает с презентацией Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В этом документе дается качественный анализ пройденного пути, слабых и сильных сторон страны, определяются приоритеты и дальнейшие цели страны. Здесь же описывается будущий Казахстан. Народу дается конкретный образ страны, в котором он будет жить через три десятилетия. По-видимому именно с этого момента и стала нарождаться новая казахстанская идеология – идеология роста. Но в то время мало кто верил в реальность описываемого казахстанского будущего. Прошло немного времени и жизнь в стране начала налаживаться. Стали вовремя выплачиваться заработные платы, пособия и пенсии. Тепло, газ и свет начали бесперебойно поступать в дома граждан. Казахстанцы стали задумываться о будущем своем, своих детей, строить планы. У людей появилась уверенность в завтрашнем дне. Прошло еще немного времени и заговорили о казахстанском чуде. Экономика Казахстана росла все увереннее и увереннее, давая по 10% ежегодно, банковская система была признана одной из лучших в СНГ, увеличились расходы на социальную сферу, стали повышаться размеры зарплат, пенсий и пособий, в стране царил мир и спокойствие. Денег у государства становилось все больше. Мы начали вкладывать инвестиции в другие страны, приняли ряд новых государственных программ, начали активно строить, открывать новые предприятия, создали институты развития и улучшили условия для ведения бизнеса.

Год 2005. Избирательная кампания Президента РК. Активная электоральная кампания кандидата в Президенты РК Н.А.Назарбаева закрепила нарождавшуюся все эти годы идеологию процветания. Более 90% граждан страны отдали свои голоса за «Казахстан – только вперед!». А это означает, что в стране была окончательно сформирована и донесена до большинства населения национальная идея, которая была принята почти всеми казахстанцами. Идеология Казахстана сегодня – это богатый, сильный и процветающий Казахстан, в котором мирно сосуществуют различные этносы и конфессии, люди находятся под надежной защитой закона и государства чувствуют себя уверенно, дети растут здоровыми и образованными, экономика основана на новых технологиях и инновациях, каждый может делать свое любимое дело и получать за это достойное вознаграждение. В нашем будущем Казахстане главенствуют демократические ценности, идеалы свободы и прав человека. Гражданин будущего Казахстана гордится своей страной, где бы он ни находился. Его причастность к Казахстану вызывает уважение со стороны граждан других государств. Но для того, чтобы построить новый Казахстан мы должны задействовать все силы государственных органов, общества, бизнеса и каждого отдельного гражданина. Национальная идея достижима только в случае когда, каждый гражданин начнет работать во имя будущего Казахстана. В новой идеологии Независимого Казахстана по сути нет ничего нового. Она основана на желании любого человека жить лучше. Такая форма применялась в СССР, когда пытались строить коммунизм, такая же форма применяется в США в виде так называемой американской мечты.

Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной го­сударственной идеологии; во втором случае субъектами идеологии выступают лица, занимающие должности в органах государственной власти.

Государственная политика базируется также на твердом фунда­менте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято подразделять на пуб­личное и частное. Публичное право регулирует деятельность государ­ственных органов, отношения между гражданами и госорганами. Частное право составляют нормы, регулирующие отношения между гражданами.

Источником права является Конституция. Отдельные сферы и отрасли деятельности регулируются конститу­ционным, гражданским, административным, трудовым, земельным, налоговым и другими видами права. Основой каждого вида права являются законы, регулирующие наиболее важные общественные отношения.

Большое влияние на эффективность политики оказывают мате­риальные возможности государства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...