Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности разработки и принятия решений в сфере государственного и муниципального управления 8 страница
31. Представить сущность и функции государственных управленческих решений.
Решения в системе государственного и муниципального управления 1.1. Сущность и содержание управленческих решений Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире. Процессы принятия решений охватывают практически все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Основные стадии процесса приведены на рис. 1.1. Существует два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. Расширенное отождествляет принятие решений со всем процессом управления. Узкое трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Управленческое решение в системе управления.Следует уточнить, что не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются. Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное: · на управление управленческой деятельностью; · проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм); · стратегическое планирование; · управление кадрами; · управленческое консультирование; · взаимодействие с внешней средой. Примером управленческого решения в области стратегического планирования муниципального образования является программа комплексного социально-экономического развития. Управленческим решением (УР) называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы. УР является основой процесса управления. Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 1.2). Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение. Сущность управленческих решений.Любое УР связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации. Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность УР проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении. Экономическая сущность УР заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов. Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, нравами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу. Правовая сущность УР проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации УР может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы УР. Технологическая сущность УР заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию. Обобщенная схема процесса разработки управленческих решений.Каждое УР имеет целевую направленность. Процесс разработки и реализации УР представлен на рис. 1.3. Глобальная цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества. Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения. Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические цели. К технократическим относятся технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах. К социальным — обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта. К экономическим — рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей. Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте установленной цели. Проблема трактуется как «разность» между целью и ситуацией. Группы проблем обобщаются в общую проблему (П), которая является индикатором эффективности реализуемых решений. Чаще всего проблему анализируют с точки зрения остроты и решаемости. В процессе анализа составляют таблицу, в которой остроте и решаемости проблемы присваиваются численные показатели от 0 до 10 (0 — самый высокий). Решение должно быть направлено на изменение ситуации и приближение к цели, значит, масштаб проблемы будет убывать до минимально допустимого Пзад. Если ситуация не меняется, то следует сосредоточиться на изменении цели до достижения значения Пзад (см. рис. 1.3). Довольно часто сложная на первый взгляд проблема в результате оценки по данным критериям может оказаться незначительной. Тогда процесс разработки управленческого решения (РУР) завершается. Никакое решение разрабатывать и реализовывать не нужно. Рассмотрим примеры управленческих решений в различных сферах. Формирование и учет муниципальной собственности 1. Разработать проекты нормативно-правовых актов органа местного самоуправления по формированию и учету муниципальной собственности. 2. Разработать методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом. Стратегическое планирование. 1. Разработать концепцию молодежной политики муниципального образования. 2. Разработать и утвердить концепцию комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования. Управление человеческими ресурсами. 1. Сформировать службу управления персоналом и включить в ее состав отдел кадров, отдел профессионального обучения, отдел оценки и аттестации персонала, отдел оплаты труда, отдел социальной защиты, отдел охраны труда и техники безопасности. 2. Службе управления персоналом разработать систему управления проблемными сотрудниками. Выявить объективные характеристики при оценке работы, определить проблемы, связанные с характером подчиненных. 3. Разработать и внедрить системы повышения эффективности работы коллектива. Определить факторы, влияющие на групповое поведение и эффективность труда. Управление качеством. Разработать систему управления качеством. Определить стандарты и требования, выявить отклонения и принять меры, провести организационные и технические мероприятия. Коммуникации с внешней средой. 1. Силами информационного отдела разработать и внедрить муниципальную информационно-коммуникационную систему для повышения эффективности информационного взаимодействия с муниципалитетами других городов. 2. Начальнику кадровой службы принять на временную работу для чтения персоналу лекций по жилищно-коммунальному хозяйству заместителя начальника отдела ЖКХ администрации города. Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне.Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами неопределенности и субъективности принимаемых решений. Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности. Если проанализировать возможности воздействия субъекта управления на объект, то характеристики муниципального образования подразделяются на две группы: устойчивые, которые достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (рис. 1.4) Поскольку особенность устойчивых характеристик муниципального образования как объекта управления состоит в том, что их изменение приводит к корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом, процесс муниципального управления осуществляется главным образом в рамках воздействия на изменяемые характеристики. Так, при повышении квалификации персонала или совершенствовании системы взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании. Процесс муниципального управления, как и любой другой управленческий процесс, включает: · изучение и анализ исходной ситуации, · выявление и оценку проблем, · формулирование цели, · координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений · контроль их реализации. Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы муниципального управления, таковы: · необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений; · наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует федеральному законодательству и уставу муниципального образования; · необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений; · наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного. Соблюдение данных принципов, бесспорно, усложняет процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями муниципальной власти и недовольство населения. Технология управленческого решения в социально-экономической системе (например, при решении проблем муниципального образования) включает три этапа: подготовку, принятие и выполнение управленческих решений (рис. 1.5). Эффективность социального управления зависит от соблюдения всех требований на каждом из этапов. Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут оказываться целенаправленные воздействия. Разработка социальных целей и норм составляет содержание первого этапа управленческой технологии. Причинами разработки нового управленческого решения являются: неполадки в управляемой подсистеме; указания вышестоящих органов; истечение срока действия предыдущего решения; необходимость корректировки ранее принятого решения; новое состояние управляющей подсистемы. Доля других причин невелика. Таким образом, социальные проблемы непосредственно побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений. Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой подсистемы от планируемого, а также с изменениями механизма функционирования системы в целом. При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы. Технологии разработки политических, административных, экономических и иных решений похожи, так как модели перечисленных видов деятельности в основном совпадают. Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации. Разработка общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений по-прежнему актуальна.
32. Охарактеризуйте основные задачи организации исполнения государственных решений.
33. Представить приемы разработки и выбора управленческих решений.
Методология и организация процесса разработки управленческого решения, основные этапы Методология процесса разработки УР – это совокупность методов, приемов исследования, применяемых в ходе всестороннего исследования проблемной ситуации, нахождения способов ее разрешения, выбора оптимального способа и формирования решения.Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения. Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи. Принятию решения предшествуют несколько этапов: - возникновение проблем, по которым необходимо принять решение; -сбор и уточнение инфы о проблеме (анализ состояния внеш среды и состояния организации, выбор критериев, по которым будет принято решение; - формирование множества альтернатив (сбор существующих и генерация новых) - выбор оптимальной альтернативы из их множеств (фильтрация) - реализация решения (детализация УР, разработка контрольных показателей эффективности, внедренеи модели в Ко) - обратная связь(анализ результатов УР) Для определения стратегических целей нужна информация о целях всех субъектов целеполагания и ситуации окружающей среды. Оперативные цели – подцели стратегической системы целей и, по сути, обусловлены разработанной стратегией с позиции выполнения требуемых подфункций. Для определения стратегических проблем необходима информация о текущем состоянии организации и стратегических целях. Для определения оперативных проблем требуется информация о текущем состоянии подсистемы и требуемом состоянии, обусловленном оперативными целями. 3.Методы и модели принятия решений. Приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях риска и неопределенности Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике методы разработки управленческих решений Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них. 1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов. 2. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах. 3. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются. 4. Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности. 5. Линейное программирование. 7. Имитационное моделирование. 8. Метод теории вероятности. 9. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной не определенности. 10. Метод аналогий(синектика). Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления. Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами. Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила: - все высказываются по очереди; - высказывания не критикуются и не осуждаются. Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений. Возникающие в управленческой деятельности неожиданные ситуации достаточно часто требуют срочных и часто неординарных действий, сопряженных с риском. Известно, по критерию определенности информации различают решения, принятые в условиях: а) определенности; б) вероятностной определенности (риска); в) в условиях неопределенности (ненадежности). Сущность неопределенности проявляется в том, что при наличии неограниченного количества состояний объективных условий оценка вероятности наступления каждого из этих состояний невозможна из-за отсутствия способов оценки. Критерий выбора решений в этих обстоятельствах определяется склонностями и субъективными оценками лица, принимающего решение. Задача сводится к уменьшению неопределенности путем сведения ее к условиям риска. Т.е. коли или кач оценке вероятности наступления того или иного события в условиях неопределенности. В теории мен. Отмечают 3 типа ситуаций неопределенности: 1. Неопред целей 2. Неопред знаний об окр среде 3. Неопред действий конкурента или партнера. Работа по снижению риска начинается с анализа риска ситуации. Основное назначение анализа риска-получение инфы для решения ? о целесообразности участия в проекте, для своевременной разработке мер по защите от возможных потерь. Этапы работы над риском: 1. Определение характера и вида риска 2. Оценка каждого вида риска с финанс позиции 3. Определение допустимого уровня риска 4. Выявление объектив и субъектив факторов влияющих на риск 5. Классификация и анализ факторов 6. Оценка степени влияния каждого фактора на величину риска 7. Составление списка возможных операций по снижению риска 8. Разработка помплекса мероприятий и их реализация. К типичным признакам рисковых ситуаций относятся: ?? величина потенциального ущерба (или выигрыша); ?? вероятность наступления последствий принятого решения (неизбежные потери не являются риском); ?? альтернативность выбора (рисковать или не рисковать); ?? неопределенность условий: чем она выше, тем больше риск; ?? возможность управления риском (совершение действий, уменьшающих или уве- личивающих величину или вероятность ущерба); ?? надежда на успех.
34. Охарактеризовать системно-аналитические методики в разработке управленческих решений.
Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов. Процесс разработки управленческих решении имеет ряд аналитических процедур: анализ поступающей информации, используемой для принятия управленческих решении; анализ альтернативных вариантов решений; анализ хода исполнения решения и анализ отклонений полученных результатов от запланированных. Аналитическая деятельность является неотъемлемым атрибутом всего управленческого процесса. Анализ управленческой деятельности направлен на подготовку информации, используемых при разработке и контроля реализации управленческих решении. Управленческий анализ имеет ряд особенностей: 1. ориентация результатов анализа на цели и интересы руководителя; 2. использование всех возможных источников информации для анализа; 3. отсутствие регламента со стороны государственных органов; 4. комплексное изучение всех аспектов деятельности организации; 5. интеграция результатов учета, анализа, планирования, принятия управленческих решении; 6. закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. Для эффективного использования аналитических методов необходимо придерживаться следующих основных принципов: -применение аналитических методов и приемов на всех уровнях управления; - непрерывность аналитической работы; - определение оптимального перечня анализируемых показателей; - показатели не должны дублировать друг друга; - показатели должны быть востребованы; - участие руководителей и специалистов в аналитической работе. Качество аналитической работы во многом определяется компетентностью специалистов, проводимых анализ и профессионализмом руководителя интерпретирующего результаты анализа. Основные условия использования данного метода являются: • неограниченный штат работников организации или ее подразделений; • неограниченное время принятия управленческих решений; • высокая достоверность и эффективность математических и логических зависимостей, а так же большое доверие к ним со стороны руководителя; Методы: - метод сравнения. Наиболее распространенный и традиционный метод анализа. Основан на сопоставлении показателей и определения отклонений. Для эффективного применения метода сравнения на практике необходимо рассмотреть логическую цепочку причины возникновения отклонений, отклонение, последствия отклонений. - метод детализации. Заключается в расчленении вводных показателей на составляющие их факторы. Может проводится по времени, месту, по удельному весу. Детализация необходима для того, чтобы выбрать направление управленческого воздействия. Если доля какого-то элемента в общем показателе незначительна, им не стоит заниматься. - индексный метод. Нужно знать относительное отклонение изученного явления от уровня того же явления, но в других условиях (например уровень отчетных цен по отношению к уровню базовых). - балансовый метод. Сущность заключается в сопоставлении взаимосвязанных показателей в форме равенства между группами показателей, характеризующих состояние одного и того же объекта, но в разных условиях. - метод элиминирования. Предполагается исключения влияния всех факторов, кроме одного, влияние которого необходимо определить. - функционально-стоимостной анализ является методом системного использования, применяемого по назначению объекта с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. - экономико-математический анализ модели позволяет изучать внутренние механизмы.
35. Представить сущность и роль государственной политики в системе государственного управления.
Реализация государственной политики в процессе государственного управления[:] Реализация государственной политики в процессе государственного управления 1. Сущность и функции государственной политики. 2. Механизм реализации государственной политики. 3. Государственные органы, участвующие в реализации государственной политики. 4. Виды и формы государственных решений. 5. Методы принятия управленческих решений. 6. Технология принятия и реализации управленческих решений 7. Оценка эффективности государственных управленческих решений |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2583. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |