Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности разработки и принятия решений в сфере государственного и муниципального управления 4 страница




4. Маркетинговый срез внутренней среды предприятия охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

5. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Представление об организационной культуре дает наблюдение того, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они общаются друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Также понимание организационной культуры может быт улучшено, если ознакомиться с тем, как построена система карьеры на предприятии и какие критерии служат для продвижения работников.

 

 

20. Представить приемы разработки и выбора управленческих решений.

 

Сущность неопределенности и риска.Принимаемые управленческие решения всегда спроектированы в будущее, поэтому ЛПР в момент при­нятия решения часто не может с абсолютной уверенностью знать, как будут развиваться события, как будет изменяться ситуация. Иными сло­вами, в момент принятия управленческого решения значителен эле­мент неопределенности и риска.

Риск — это возможная опасность по­терь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономи­ческая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое дей­ствие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определя­емую вероятность появления.

Как историческая категория риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти.

Неопределенность — это неполнота или недостоверность информа­ции об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия. Таким образом, принятие решения в ус­ловиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смыс­ла.

Риск предпринимателя количественно характеризуется субъектив­ной оценкой вероятной (т.е. ожидаемой), величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным до­ходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше сте­пень риска.

Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход по принципу «повезет — не повезет». Принимать на себя риск предпри­нимателя вынуждает прежде всего неопределенность хозяйственной ситуации, т.е. неизвестность условий политической и экономической обстановки, окружающей ту или иную деятельность, и перспектив из­менения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии решения, тем больше и степень риска.

Неопределенность хозяйственной ситуации обусловливается следу­ющими факторами: отсутствием полной информации, случайностью, противодействием.

Отсутствие полной информации о хозяйственной ситуации и перс­пектив ее изменения заставляет предпринимателя искать возможность приобрести недостающую дополнительную информацию, а при отсут­ствии такой возможности начать действовать наугад, опираясь на свой опыт и интуицию.

Случайность во многом определяет неопределенность хозяйствен­ной ситуации. Случайность — это то, что в сходных условиях происходит неодинаково, и поэтому ее заранее нельзя предвидеть и спрогнози­ровать. Однако при большом количестве наблюдений за случайно­стями можно обнаружить, что в мире случайностей действуют опреде­ленные закономерности. Математический аппарат для изучения этих закономерностей дает теория вероятности. Случайные события стано­вятся предметом теории вероятности только тогда, когда с ними связы­ваются определенные числовые характеристики — их вероятности.

Противодей­ствие также во многом определяет неопределенность хозяйственной ситуации. На любое действие всегда имеется противодействие. К про­тиводействиям относятся катастрофа, пожар и другие природные явле­ния, война, революция, забастовка, различные конфликты в трудовых коллективах, конкуренция, нарушения договорных обязательств, из­менение спроса, аварии, кражи и т.п. Предприниматель в процессе сво­их действий должен выбрать такую стратегию, которая позволит ему уменьшить степень противодействия, что, в свою очередь, снизит и сте­пень риска.

Существуют различные характеристики риска, описыва­ющие его как действие наудачу, образ действий в неопреде­ленной обстановке, вероятность возникновения убытка или снижения дохода по сравнению с прогнозируемым вариан­том.

Данные характеристики позволяют выделить следующие признаки рисковых ситуаций:

1. нет уверенности в достижении поставленной цели или запланированного показателя — вероятностный характер последствий принятого решения;

2. возможно определить величину потенциального ущерба или выигрыша;

3. имеется альтернативность выбора (рисковать или нет);

4. имеется возможность управления риском, т. е. снижать вероятность его возникновения и размер потерь;

5. реализация управленческого решения производится в ожидании успеха.

Риск при разработке управленческого реше­ния — это деятельность по преодолению неопределенности в условиях выбора альтернатив при условии наличия возмож­ности количественной и качественной оценки вероятности достижения поставленных целей. Источником риска являет­ся отсутствие знаний о будущих переменах.

Любой риск характеризуется такими элементами, как не­определенность события, наличие отклонений от поставлен­ной цели (запланированного результата) и небезразличность, т. е. риск должен задевать отдельное лицо, организацию или отдельный процесс, в отношении которых принимается уп­равленческое решение.

Риск существует только при возможной многовариантно­сти развития событий. Например, могут изменяться цены на сырье и материалы, уровень инфляции, спроса и т. д.

Реализация рискового события приводит к трем возмож­ным экономическим результатам:

· отрицательный результат (выражается в виде ущерба, убытка);

· нулевой результат (не происходит отклонения от постав­ленной цели или запланированных результатов);

· положительный результат (выгода, прибыль).

Строго говоря, рисковой может быть названа ситуация, при которой хотя бы один исход развития событий должен быть нежелательным, так как только отрицательный резуль­тат вызывает необходимость мероприятий по снижению или предотвращению риска. Например, действия конкурентов приводят к снижению объемов продаж, а следовательно, по­терям доходов предприятия.

Классификация рисков. Под классификацией рисков следует пони­мать распределение риска на конкретные группы по определенным при­знакам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском, так как каждому риску соответствует своя система приемов управления риском.

В зависимости от возможного экономического результа­та решения риски делятся на чистые и спекулятивные (рисунок 3).

Рис. 3. Классификация рисков

Большинство экономических оценок и управленческих решений носят вероятностный, многовариантный характер. Поэтому ошибки и просчеты — вещь обычная, хотя и не­приятная. Однако менеджер всегда должен стремиться учитывать возможный риск и предусматривать определенные меры для сни­жения его уровня и компенсации вероятных потерь. В этом, собст­венно, и заключается сущность управления риском. Вопросами теории управления риском занимается риск-менедж­мент.

Риск-менеджмент — специальная форма предпринимательской деятельности. Осуществляют ее профессиональные институты специа­листов, страховые компании, финансовые менеджеры. Главная цель риск-менеджмента — добиться, чтобы в самом худшем случае речь могла идти об отсутствии прибыли, но никак не о банкротстве организации. Международный опыт бизне­са свидетельствует, что причиной большинства банкротств являют­ся грубые ошибки и просчеты в менеджменте. Поэтому предпри­ниматели и менеджеры должны уделять особое внимание эффек­тивному управлению риском.

Основные приемы риск-менеджмента при принятии управленческих ре­шений:

· избежание риска — уклонения от мероприятия, связанного с рис­ком;

· удержание риска — оставление риска за инвестором (предпола­гая покрытие возможных убытков за счет резервных средств инвестора);

· передача риска — передача ответственности за риск, например, страховой компании;

· снижение степени риска — уменьшение вероятности потерь и сокращение ожидаемого их объема.

Способы управления рисками можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемыми инструментами воздействия:

1) методы предупреждения и ограничения риска;

2) методы возмещения потерь.

К первому направлению (методы предупреждения и ограничения риска), преследующему цель снизить уровень риска, можно отнести следующие методы:

1) тщательную предварительную экспертизу вариантов прини­маемого решения и оценку соответствующих уровней риска;

2) распределение риска — привлечение к процессу осуществле­ния решения нескольких участников, каждый из которых принима­ет на себя определенную долю риска. При этом уровень риска, приходящийся на одного участника, естественно, снижается. Этот метод часто применяется при финансировании крупных проектов, например синдицированный банковский кредит, долевое финанси­рование строительных объектов и т.п.;

3) лимитирование риска — установление предельных сумм из­держек, связанных с определенным решением, например макси­мального размера кредита;

4) использование различного рода гарантий и залоговых опера­ций для обеспечения выполнения обязательств должника;

5) диверсификацию рисков:

· инвестирование капитала организации в различные виды дея­тельности (рекомендуется не менее 12 компаний);

· инвестирование в различные виды ценных бумаг (оптималь­ной величиной считается 8—20 видов);

· оптимизацию структуры инвестиционного портфеля (1/3 — крупные фирмы, 1/3 — средние, 1/3 — мелкие);

· дублирование поставщиков (как минимум два поставщика, а лучше — три-четыре);

· разделение партий (как минимум две партии) при транспор­тировке ценного груза;

· сбыт товаров" и услуг на нескольких рыночных сегментах (различные категории потребителей, клиентов, разные регио­ны и т.п.);

· хранение ценностей в разных местах и т.д.;

6) ориентацию на среднюю норму прибыли (доходность), так как погоня за более высокой прибылью резко увеличивает риск;

7) применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери.

Ко второму направлению (методы возмещения потерь), имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, следует отнести такие методы управления риском, как резервирование и страхование:

1) резервирование (самострахование) — создание специальных страховых или ре­зервных фондов. Так, например, акционерные общества в соответ­ствии с законом «Об акционерных обществах в Российской Феде­рации» обязаны создавать резервный фонд, предназначенный для покрытия возможных убытков и погашения облигационных займов в случае недостатка прибыли. Кроме того, если это предусмотрено уставом, может создаваться специальный фонд для выплаты диви­дендов по привилегированным акциям;

2) страхование рисков в страховых организациях. Этот способ предполагает заключение договоров страхования различных ком­мерческих рисков, имущества, гражданской ответственности и т.п.

Теория игр все шире проникает в практику экономических решений и исследований. Ее можно рассматривать как инструмент, помогающий повысить эффек­тивность плановых и управленческих решений.

Математический аппарат для выбора стратегии в конфликтных си­туациях дает теория игр. Она позволяет предпринимателю или менед­жеру лучше понимать конкурентную обстановку и свести к минимуму степень риска. Анализ с помощью приемов теории игр побуждает пред­принимателя (менеджера) рассматривать все возможные альтернативы как своих действий, так и стратегии партнеров, конкурентов. Формали­зация данного процесса позволяет улучшить понимание проблем в це­лом. Таким образом, теория игр — собственно наука о риске. Теория игр позволяет решать многие экономические проблемы, связанные с выбо­ром, определением наилучшего положения, подчиненного только не­которым ограничениям, вытекающим из условий самой проблемы.

Основные понятия теории игр.В теории используются следующие понятия:

· игра — упрощенная формализованная модель реальной конф­ликтной ситуации. Математически формализация означает, что выработаны определенные правила действия сторон в процессе игры: варианты действия сторон; исход игры приданном вариан­те действия; объем информации каждой стороны о поведении всех других сторон. Одну играющую сторону при исследовании операций может представлять коллектив, преследующий неко­торую общую цель. Однако разные члены коллектива могут быть по-разному информированы об обстановке проведения игры. Выигрыш или проигрыш сторон оценивается численно, другие случаи в теории игр не рассматриваются, хотя не всякий выигрыш в действительности можно оценивать количественно;

· игрок — одна из сторон в игровой ситуации;

· стратегия игрока — правила действия игрока в каждой из воз­можных ситуаций игры. Существуют игровые системы управле­ния — системы, процесс управления в которых рассматривается как игра;

· платежная матрица — матрица эффективности, матрица иг­ры. Она включает все значения выигрышей (в конечной игре). Пусть игрок 1 имеет т стратегий Аi, а игрок 2n стратегий Вj(i=1,т; j=1,n). Игра может быть названа игрой т х п. Пред­ставим матрицу эффективности игры двух лиц с нулевой суммой, сопроводив ее необходимыми обозначениями (таблица 1).

Таблица 1

Платежная матрица

Игрок 1,

Аi

Игрок 2, Вj

B1 B2 Bn αi
A1 а11 а12 а1n α1
A2 а21 а22 а2n α2
Am аm1 аm2 аmn αm
βj β1 β2 βn  

В данной матрице элементы аij (значения выигрышей игрока) могут означать и математическое ожидание выигрыша (среднее значение), если выигрыш — случайная величина. Величины αi, i=1,т - минимальные (максимальные) значения элементов аij по строкам и βj, j=1,n — мак­симальные — по столбцам.

При разработке и принятии управленческого решения в условиях неопределенности всегда неизбежен элемент рис­ка, наличие которого проистекает из исходной неопределен­ности информации о состоянии среды, в которой предстоит реализация решения. Теория игр и статистических решений содержит достаточный арсенал методов, позволяющих при­нимать решения в условиях неопределенности. В условиях, когда отсутствуют данные о вероятности, но существует от­даленная возможность оценки результатов действий, также используются специальные приемы:

1. Критерий математического ожидания.

2. Критерий Лапласа — «ориентируйся на среднее».

3. Критерий Вальда (наибольшая осторожность или край­ний пессимизм) — «рассчитывай на худшее».

4. Критерий Сэвиджа (минимизация большого риска) — «рассчитывай на лучшее».

5. Критерий крайнего оптимизма — «верь в удачу» (максимакс).

6. Критерий Гурвица — «компромисс, или критерий пес­симизма-оптимизма».

При реализации данных приемов предполагается, что принятие и реализация управленческих решений проводят­ся в условиях разного состояния среды Sj, количество кото­рых можно подсчитать, — количество Sj конечно и равно п. Все возможные состояния известны, неизвестно только, ка­кое состояние будет иметь место в условиях, когда планиру­ется реализация принимаемого управленческого решения.

Будем также считать, что множество управленческих ре­шений (стратегий) Ri также конечно и равно т.

Допустим, каждому управленческому решению Ri и каж­дому возможному состоянию среды Sj соответствует резуль­тат (исход) Vij, определяющий результат (выигрыш, полез­ность) при принятии (выборе) j-го решения и реализации i-го состояния.

В ряде случаев в качестве результатов рассматривается матрица рисков || rij||.

Содержание и особенности использования указанных критериев.

1. Критерий математического ожидания является первич­ным при использовании приемов принятия решений в условиях неопределенности и риска. Он предназначен для выбора оптимальной стратегии поведения, т.е. пригоден для принятия серии решений.

Математическое ожидание является средним значением случайной величины и может быть рассчитано по формуле:

,

где Pij – вероятность реализации i – го варианта j – й ситуации.

2. Критерий Лапласа – «ориентируйся на среднее».

Применяется тогда, когда равновероятны все состояния среды.

3. Критерий Вальда (критерий максимина, крайнего пессимизма) - «рассчитывай на худшее». Оптимальной будет стратегия, ориентированная на получение мак­симального из минимальных выигрышей.

Этот критерий ориентирует ЛПР на наихудшие условия и рекомендует выбрать ту стратегию, для которой выигрыш максимален.

4. Критерий Сэвиджа (критерий минимакса, минимизации большого риска) — «рассчитывай на лучшее». Принимается стратегия, со­держащая риск, который при различных вариантах об­стоятельств окажется минимальным.

,

где , где , при заданном j.

Критерий Сэвиджа, как и критерий Вальда, - это критерий крайнего пессимизма, но пессимизм проявляется в том, что минимизируется максимальная потеря в выигрыше по сравнению с тем, чего можно было бы достичь в данных условиях.

5. Критерий крайнего оптимизма (критерий максимакса)— «верь в удачу».

Максимаксный критерий предполагает, что состояние среды будет наиболее благополучным, поэтому необходимо выбрать решение, обеспечивающее максимальный выигрыш среди максимально возможных.

6. Критерий Гурвица (критерий компромисса, или критерий пес­симизма-оптимизма».

,

где НА- критерий пессимизма-оптимизма применительно к матрице А,

р - коэффициент пессимизма (оптимизма), выбираемый экспертно из интервала между 0 и1 (0 р ).

Согласно этому критерию при выборе решения в условиях неопределенности не руководствоваться ни крайним пессимизмом (всегда рассчитывать на худшее), ни оптимизмом (все будет наилучшим образом). Рекомендуется некое среднее решение. Использование коэффициента р вносит дополнительный субъективизм в принятие решений.

 

 

21. Охарактеризовать механизм принятия политических решений в государственном управлении Российской Федерации.

 

Место и роль принятия политических решений в государственно-управленческом механизме.

Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений — это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

принятие политических решений представляет собой длительную конкуренцию правительства, парламента, партий, СМИ, групп давления, экспертных и криминальных структур, которая в конечном счете способна породить в государстве даже несколько центров политического давления и проектирования. И все же, учитывая организационную структуру государства, а равно и его служебную (по отношению к обществу) роль, можно говорить о том, что принятие политических решений в целом представляет собой централизованный процесс, а содержательно направлено на преобразование общественных требований в общеобязательные для населения цели и директивы. Последние, в свою очередь, предполагают распределение ключевых ресурсов социума с целью изменения социальных статусов различных корпусов граждан и урегулирования (разрешения) наиболее социально значимых проблем. По крайней мере, такая нормативная установка становится едва ли не базовым условием построения государства и выработки его основных стратегий политических действий. Говоря о других отличительных чертах принятия политических решений, укажем также и на то, что эта форма активности придает действиям государства стратегически (идеологически) очерченный характер, выражающий качественные приоритеты правящего режима (или других, например, международных акторов) при решении тех или иных вопросов. Именно через эти преференции выражаются политические интересы и потребности влиятельных в обществе сил (классов, слоев, групп, объединений, отдельных лиц).

По существу, данный процесс присутствует как на «входе», так и на «выходе» политической системы. При этом увеличение требований населения, социальное «возмущение» среды расширяют масштаб управления и повышают его роль в организации политической жизни. С другой стороны, эффективность реализации принятых решений непосредственно влияет на степень поддержки и авторитет режима правления.

В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Такого рода подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны, они подчеркивают громадную роль и прерогативы институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе, или, одним словом — значение тех внешних и внутренних факторов, которые выражают рациональность, технократизм этой формы политической деятельности людей. С другой стороны, несмотря на большую роль, которую играют в этом деле регламенты и институты, как правило, в процессе принятия решений господствуют неформализованные процедуры, зависящие отличного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. Более того, поскольку в обществе, как правило, не существует какой-либо одной группы, способной целиком и полностью контролировать принятие решений, то этот процесс всегда представляет собой «компромисс и примирение соперничающих ценностей», что только усиливает роль субъективизма в этом деле.

Таким образом, следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря, на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируе-мость. В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

 

 

22. Представить процесс разработки государственных решений: организация и этапы.

 

Основные этапы и организация процесса разработки решений

Принятие решения представляет собой многоступенчатый процесс. Обозначим основные ступени или шаги этого процесса:

1) постановка цели решения; ¶

2) установление критериев решения; ¶

3) разделение критериев; ¶

4) выработка альтернатив; ¶

5) сравнение альтернатив;

¶6) определение риска;

¶7) оценка риска; ¶

8) принятие решения.

1) Первый шаг определяется его тесной связью с ситуацией и предшествующими решениями. Он ставит вопрос о выборе, который надо сделать, и задает направление поиска альтернатив. Вместе с тем сама постановка цели как первый шаг в процессе принятия решений, определяя зону поиска, исключает возможные альтернативы, лежащие за ее пределами.

При постановке цели решения каждый предприниматель должен ответить на три вопроса:

1) Какой выбор я пытаюсь сделать?

2) Почему эти решения необходимы?

3) Каким было последнее решение?

2) Убедившись в том, что решение принимается в нужной зоне, можно приступить к процессу выбора решения и установить критерии решения. Критерии решения исходят из полученных результатов. Они и составляют основу выбора. Главный вопрос заключается в следующем: "Какие факторы следует учитывать при осуществлении выбора?".

В ситуации группового решения все лица могут иметь возможности сформулировать совокупность этих факторов. Важно, чтобы каждый руководитель осмысливал ситуации и требования к прилагаемому решению не только с позиций тех требований, которые лежат в плоскости его функционального статуса, но и шире — с позиций общего результата.

3) Разделение выделенных и сформулированных критериев на "жесткие" и "мягкие", т. е. обязательные и желательные.

4) ступень, принятия решения С позиций дифференцированного набора критериев проводится выработка вариантов решения или альтернатив.

.

5) П я т ы й ш а г заключается в сравнении этих наработанных альтернатив.

Естественно, что анализ и сравнение осуществляются на основе составленных критериев.

6) Однако в анализе альтернатив важно определить и прогнозировать степень риска. Эта процедура основа - на двух главных источниках. Первый обусловлен тем, что решения, как правило, принимаются в условиях дефицита времени. Второй источник состоит в том, что в анализе альтернатив не всегда удается учесть новую информацию, которой постоянно наполняется реальная ситуация.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...