Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конституционные основы местного самоуправления
Среди нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления, Конституция РФ занимает главенствующее место, является основным источником любой отрасли права, в том числе и муниципального права. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституция РФ обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Применительно к рассматриваемому вопросу заслуживают внимания выводы Н.В. Постового: "если сравнить число норм о местном самоуправлении, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и о какой-либо другой отрасли права, кроме конституционного, к можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем о других отраслях права" [4]. В частности, в Конституции РФ 20 из 137 ее статей содержат нормы, прямо или косвенно регламентирующие организацию и деятельность местного самоуправления. Прежде всего, это нормы, составляющие основу конституционного строя, закрепляющие народовластие, равенство всех форм собственности, гарантии местного самоуправления. В главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя" закреплен ряд важнейших положений:
Важное значение имеют конституционные нормы, закрепленные в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина". Главное требование – права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государства, в том числе и местного самоуправления (ст. 18). В развитие этого принципиального положения Конституция РФ закрепила право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32). Существенная гарантия защиты прав и свобод – право жалобы – право гражданина лично или в иной форме обращаться в органы местного самоуправления (ст. 33). Это право подкреплено не только механизмом судебной защиты, но и конституционной нормой, обеспечивающей каждому возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, и обязывающей органы местного самоуправления предоставлять такую возможность (п. 2 ст. 24). Конституционно регламентировано и участие органов местного самоуправления в осуществлении других прав граждан: на жилище (п. 2 ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1, 2 ст. 41), на образование (п. 2, 3 ст. 43). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "н" ст. 72). Действующая Конституция РФ закрепляет специальную отдельную главу 8 "Местное самоуправление", в которой регламентируются вопросы организации муниципальной власти, такие как:
2.2.4. Законы Российской Федерации и подзаконные нормативные Помимо Конституции РФ, как основного закона, к числу источников муниципального права вообще и правовой основы местного самоуправления в частности, следует указать ряд федеральных конституционных законов, которые регулируют отдельные аспекты местного самоуправления, например, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде Российской Федерации" [5], Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" [6], Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" [7]. В правовую основу местного самоуправления, безусловно, входят большинство кодифицированных нормативных правовых актов, таких как: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. [8], Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. [9], Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. [10], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 ноября 2002 г. [11], Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. [12], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. [13], Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 31 июля 1998 г. [14], Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2) от 05 августа 2000 г. [15], Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. [16], Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. [17], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. [18] и ряда других. Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем закреплены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления. В ст. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что ему не могут противоречить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного значения. В случае противоречия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, указанному Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Соответственно, указанный выше закон занимает особое место в системе федеральных законов как источников муниципального права. Наряду с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" можно назвать еще группу федеральных законов, в той или иной мере являющихся источниками муниципального права. Прежде всего, это законы, которые непосредственно в большинстве своем содержат муниципальные правовые нормы. К ним относятся: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" [19], Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" [20], Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" [21], Федеральный закон от 29 июля 1998 г. "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" [22], Федеральный закон от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" [23] и некоторые другие. Следует также упомянуть еще несколько федеральных законов, которые регламентируют отдельные аспекты местного самоуправления, например, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" [24], Закон РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытых административно-территориальных образованиях" [25], Закон РФ от 10 июня 1992 г. "Об образовании" [26], Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" [27] и некоторые другие. Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают Указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. [28] В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ регламентирует те или иные стороны муниципальной деятельности. Например, Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 г. "Об утверждении положения о военных комиссариатах" [29] были определены основы взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам муниципальной деятельности. Например, к таким актам относятся: постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. "Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса" [30], постановление Правительства РФ от 3 марта 2004 г. "Об утверждении правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию" [31]. 2.2.5. Конституции (уставы), законы и иные нормативные К источникам субъектов РФ, входящих в правовую основу местного самоуправления, входят конституции (уставы), законы субъектов РФ, подзаконные акты органов государственной власти субъектов РФ. С учетом расширения федеральной компетенции в сфере местного самоуправления законодательство субъектов РФ в современный период времени регулирует лишь некоторые аспекты местного самоуправления. Действующее законодательство закрепило общее правило о том, что местное самоуправление осуществляется в пределах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, и лишь в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, местное самоуправление регулируется законами субъектов РФ. Большинство конституций и уставов субъектов РФ содержат специальный раздел или главу, посвященные организации местного самоуправления на территории субъекта РФ. Так, Конституция Республики Бурятия, принятая 22 февраля 1994 г. [32], практически дублирует в своем тексте нормы Конституции РФ, касающиеся вопросов правового регулирования организации местного самоуправления. В некоторых уставах субъектов РФ специальной главы или раздела вообще не выделяется, например, в Уставе Красноярского края от 29 февраля 1996 г.[33]. Вместе с тем, в нем достаточно подробно регламентируются важнейшие принципы и особенности местного самоуправления на территории Красноярского края. В частности, в нем закрепляются следующие правовые нормы, касающиеся местного самоуправления:
Практически во всех субъектах РФ приняты законы субъектов РФ о местном самоуправлении. Вместе с тем, даже наименование этих законов носит разный подход:
Следует назвать и некоторые другие законы субъектов РФ, которые также имеют большое значение, но приняты только в отдельных субъектах Российской Федерации. К их числу можно отнести: "О программе государственной поддержки развития муниципальных образований" (Алтайский край); "Об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления" (Амурская, Пензенская области); "Об ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством" (Ненецкий автономный округ); "О порядке возмещения расходов муниципальных образований, вызванных государственным регулированием цен и тарифов в области теплоснабжения" (Архангельская область); "О возвращении делегированных полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов)" (Архангельская область); "Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов" (Владимирская область); "О муниципальном заказе" (Корякский автономный округ); "О взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями" (Волгоградская область); "О жилищно-коммунальном хозяйстве" (Кемеровская область); "Об областном фонде экономического стимулирования деятельности муниципальных образований по увеличению собственных доходов" (Курганская область); "Об установлении финансовых показателей для проведения обязательного аудита муниципальных унитарных предприятий" (Еврейская автономная область); "О муниципальной статистике" (Нижегородская область) [35]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что наблюдается большое разнообразие в правовом регулировании вопросов местного самоуправления в субъектах РФ. 2.2.6. Роль судебной практики в регулировании Постановления и определения Конституционного суда РФ, а также решения судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов РФ имеют важное значение в регулировании муниципальных правовых отношений. Особого внимания заслуживают правовые позиции Конституционного Суда РФ, поскольку в соответствии со ст. 125 Конституции РФ и федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" [36] акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Не вдаваясь в научную дискуссию по поводу того, являются или нет постановления и определения Конституционного суда РФ, а также решения судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов РФ источниками муниципального права позиция автора по данному вопросу остается твердой (в связи с принципом разделения властей, закрепленном в Конституции РФ, любые судебные органы не являются правотворческими органами). Вместе с тем, постановления и определения Конституционного суда РФ сыграли решающую роль в становлении местного самоуправления на территории Российской Федерации. Среди них следует назвать следующие:
Муниципальные правовые акты не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Их соответствие конституциям (уставам) субъектов РФ устанавливают конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Вопросы для самоконтроля
Семинар № 5 Тема: Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации План:
Специальная литература:
Источники и примечания |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 171. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |