Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и система правовой основы местного самоуправления




Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил следующее понятие, применительно к рассматриваемому вопросу: "правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты" (п.1 ст. 4).

Соответственно, исходя из указанного выше понятия, можно выделить следующие элементы системы правовой основы местного самоуправления, к которым относятся:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

3) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Немного подробнее остановимся на первом элементе правовой основы местного самоуправления, поскольку более детально остальные элементы будут рассмотрены в следующих параграфах настоящей темы, а также темы, посвященной анализу муниципальных правовых актов.

На основании части 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы закрепляются в международных пактах, конвенциях, иных международно-правовых документах. Они могут непосредственно применяться при рассмотрении и разрешении юридических споров и служить основанием для возникновения у граждан Российской Федерации, создаваемых ими объединений и у органов власти юридических прав и обязанностей. Следует особо выделить такие документы, как: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г. [1], Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. [2], Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. [3] (ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 г., анализ данного документа будет дан во втором параграфе настоящей темы), Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 29 октября 1994 г., решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом, которого является Российская Федерация и ряд других документов. Правовая основа местного самоуправления занимает важное место среди основ организации муниципальной власти в Российском государстве. Эти связано с тем, что право в современном обществе выступает важнейшим регулятором различных социальных отношений, в том числе и муниципальных отношений.

2.2.2. Европейская хартия местного самоуправления
(общая характеристика)

Европейская хартия местного самоуправления является важнейшим международным документом, который был ратифицирован Российской Федерацией, и приведение российского законодательства в соответствие с ней являлось одним из условий вступление России в Совет Европы.

Европейская хартия включает преамбулу, в которой излагаются цели государств – членов Совета Европы, ее подписавших и три части. Преамбула, в частности, содержит положения о том, что:

  • органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя и что существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление,
  • существование органов местного самоуправления предполагает наделение их значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций,
  • право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами – членами Совета Европы,
  • это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне.

Наиболее важное значение имеют положения части I. В ней определяются важнейшие принципы и гарантии местного самоуправления, среди которых:

1) признание принципа местного самоуправления во внутреннем законодательстве (ст. 2);

2) сочетание форм представительной и непосредственной демократии в системе местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

3) принцип субсидиарности при решении вопросов местного значения (ч. 3 ст. 4);

4) самостоятельность местного самоуправления в пределах его компетенции (ч. 2 ст. 4);

5) подзаконный характер деятельности органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 4);

6) стабильность территориальной структуры местного самоуправления (ст. 5);

7) организационная самостоятельность местного самоуправления, многообразие моделей его организации (ч. 1 ст. 6);

8) право, на финансовое обеспечение самостоятельной муниципальной деятельности исходя из установленной компетенции местного самоуправления (ст. 9);

9) недопустимость произвольного вмешательства государства в дела местного самоуправления (ст. 8);

10) право на судебную защиту прав местного самоуправления (ст. 11).

В ч. 1.ст. 3 Европейской хартии закрепляется понятие местного самоуправления, под которым понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Часть II Европейской хартии устанавливает обязательства государств, ее подписавших. Государства, подписавшие Европейскую хартию, обязуются соблюдать, по меньшей мере, двадцать пунктов части I хартии, в которой перечислены основные принципиальные положения. Часть II Европейской хартии содержит статьи, устанавливающие, на какие органы распространяется ее действие и обязанность государств – членов Совета Европы направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы ей соответствовать.

Часть III Европейской хартии устанавливает порядок ее подписания, ратификации и вступления в силу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...