Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Муниципальное право РФ как учебная дисциплина
Правовым основанием для обязательного изучения курса муниципального права Российской Федерации как учебной дисциплины выступает утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция". Указанным стандартом утвержден перечень обязательных учебных дисциплин, в число которых входит и муниципальное право Российской Федерации, а также примерное содержание и перечень правовых институтов, предназначенных для изучения всеми выпускниками по специальности "Юриспруденция". Муниципальное право РФ как учебная дисциплина представляет собой совокупность общетеоретических и научно-практических знаний и способов приобретения навыков знаний о муниципальном праве, обязательных для изучения студентами юридических факультетов высших учебных заведений. Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права Российской Федерации от одноименной науки:
В рамках данной учебной дисциплины изучаются как наиболее значительные нормы муниципального права, так и важнейшие теоретические положения, выработанные наукой. Соответственно, результатом изучения студентами дисциплины муниципального права Российской Федерации должны стать:
Усвоение студентами муниципальных знаний будет способствовать формированию муниципальных профессиональных навыков и муниципальной культуры. Вопросы для самоконтроля
Семинар № 2 Тема: Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина План:
Специальная литература:
Тема 1.3. Историко-теоретические основы 1.3.1. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления: теория свободной общины, хозяйственная, государственная и другие 1.3.2. Зарубежный опыт местного самоуправления 1.3.3. Развитие исторических форм местного самоуправления в России 1.3.4. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. Земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы Александра II 1.3.5. Местные Советы в системе органов государственной власти советского периода (1917-1990г.г.) 1.3.6. Местное самоуправление на современном этапе (1990г. – по настоящее время) Вопросы для самоконтроля Семинар
1.3.1. Основные теории о сущности и природе В современной научной и учебной литературе выделяют следующие основные теории местного самоуправления, посвященных трактовке его сущности и природы. Муниципальные реформы XIX в., толчок которым дала Великая Французская революция, требовали современных теоретических исследований, разработки научных теорий правового построения и регулирования местного самоуправления. В этот период сложилось несколько основных, теорий о местном самоуправлении. Среди них: теория свободной общины, общественная (хозяйственная) теория самоуправления, государственная теория самоуправления, теория дуализма муниципального управления, позднее стали выделять теорию социального обслуживания. Одной из первых теорий местного самоуправления стала теория свободной общины (теория естественных прав общины). Основные начала ее базировались на нормах французского и бельгийского права конца XVIII – начала XIX в. Эта теория исходила из идей естественного права общины заведовать самостоятельно своими делами, уважения свободы общинного самоуправления. Ее создатели – Туре, Токвиль, Арене и др. Теория свободной общины основывалась на следующих исходных принципах:
Многие положения данной теории нашли реальное закрепление в Конституции Бельгии 1831 г. (например, в ней была закреплена норма о том, что наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью признавалась и четвертая власть – муниципальная). Положительным моментом данной теории является признание наличия традиций в местном самоуправлении как одного из важнейших условий его функционирования. Изложенные взгляды устарели и в современный период времени практически никем не поддерживаются:
Общественная (хозяйственная) теория пришла на смену теории свободной общины. Ее создатели – О. Ресслер, Р.Моль и др. Она также исходила из противопоставления государства и общины. Основания такого противопоставления приводились иные:
Рассматриваемая теория не соответствовала тому местному самоуправлению, которое реально и конкретно осуществлялось на практике, поскольку органом местного самоуправления помимо дел чисто хозяйственного значения поручается заведование делами небезразличными для государства (муниципальные земли, местные дороги, местные налоги и т.д.). Соответственно, вышеперечисленные дела не могут считаться только чисто общинными делами и противопоставляться делам государственным. Еще одним недостатком данной теории являлся тот факт, что она смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы со всякого рода частными объединениями (например, промышленными компаниями и т.п.), также считалось, что общинное самоуправление чуждо политике. Во второй половине XIX в. общественная (хозяйственная) теория самоуправления постепенно уступала место государственной теории самоуправления. Основные положения этой теории были разработаны немецкими учеными Л. Штейном и Р. Гнейстом. В России данную теорию поддерживали такие видные ученые-юристы, как: В. П. Безобразов, Н. М. Коркунов, А. Д. Градовский, Н. И. Лазаревский. Согласно государственной теории местное самоуправление представляет собой прежде всего одну из форм организации государственного управления на местах, являясь частью общей государственной системы. В рамках этой теории выделяют два направления: политическое и юридическое. Это связано с некоторыми расхождениями во взглядах Р. Гнейста и Л. Штейна на природу самостоятельности органов самоуправления. Сторонники политического направления (Р. Гнейст) видели основания для самостоятельности органов местного самоуправления только в особенностях их формирования и возможности замещения отдельных местных должностей достойными представителями местного населения. Приверженцы юридического направления (Л. Штейн) считали основанием для самостоятельности органов местного самоуправления их принадлежность к органам местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления. Государственная теория местного самоуправления стала разрабатываться в России в 70-е годы XIX в. (В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, А.Г. Михайловский, А.Г. Тимофеев, Б.Н. Чичерин). По общему мнению, государствоведов, местное самоуправление представляло собой децентрализованное государственное управление. Учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основе закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих останов, а определяется государством. Двойственная природа местного самоуправления и его предметов ведения, самостоятельность в решении вопросов местного значения и осуществления органами муниципального образования значительного объема государственных полномочий находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории органы местного самоуправления, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственного управления. Усиление правового регулирования местного самоуправления, все чаще предписывающего муниципальным органам не только решение конкретных вопросов, но и способы их реализации, все больше интегрирует местные органы в государственный механизм. Многие вопросы местного значения превращаются из прав муниципальных органов в их обязанности, выполняемые под контролем государственных органов. Иногда в юридической литературе выделяют так называемою теорию социального обслуживания, которая главной задачей органов и должностных лиц местного самоуправления видит оказание услуг местному населению, а главной целью их деятельности выступает благосостояние местных жителей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |