Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние личности руководителя на социально-психологический климат в коллективе.
Успешность влияния руководителя зависит от ряда факторов: 1) Степень централизаций решений. Если руководитель предоставляет широкие полномочия подчинённым, то он может управлять большим их числом, потому что ему не приходиться тратить время на консультирование относительно конкретных приёмов и методов работы. 2) Характер и степень сложности деятельности. Если выполняемая подчинёнными работа не требует принятия сложных решений, то можно осуществлять руководство посредством большего числа моделей 3) Состояние средств связи. Если руководитель в любой момент может получить необходимую ему информацию о деятельности своих подчинённых и использовать современные технические средства для передачи своих указаний, то он сможет управлять многочисленным персоналом. 4) Способность и готовность подчинённых к сотрудничеству. Если подчинённые владеют профессиональными навыками, обладают чувством ответственности и заинтересованы в результатах работы, то их количество может быть увеличено. 5) Личные качества руководителя. Благодаря им одни субъекты управления функционируют более эффективно и разносторонне, тогда как другие имеют доля этого меньше возможностей. Взаимоотношения между руководителем и подчинёнными характеризуются сложностью многоплановостью и динамичностью. Они складываются, укрепляются, трансформируются в связи с множеством различных факторов. К важнейшим из них относится соответствие социальной роли, выполняемой руководителем, его статус в коллективе. Роль – это социально-психологический феномен, связанный с вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими возможностями. Она является связующим звеном между социальными требованиями и психологическими возможностями человека. Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Условия успешного налаживания руководителем отношений с управляемой группой. 1. Адекватное понимание и освоение своей роли, способность оправдать ожидания группы. 2. Хорошее знание состава группы, профессионально-квалификационных характеристик её членов (образование, уровень квалификации) 3. Правильный индивидуальный подход к подчинённым. 4. Культура общения с членами коллектива. Структурные факторы управления требуют к себе рационального подхода, логичности, объективности и систематичности. Структурные факторы это: 1) планирование системы работы; 2) принятие решений; 3) анализ; 4) контроль. Владение активизирующими факторами предполагает наличие творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чувства ситуации и проблемы. Активизирующие факторы, или люди, это: 1) мотивирование; 2) информирование, 3)сотрудничество; 4) управление по ситуации. Хороший результат управления достигается только тогда, когда руководитель владеет ситуациями управления и достигает благодаря этому равновесия в использовании структурных и активизирующих факторов. Для успешного владения активизирующими факторами руководителю следует изучить мотивы педагогической деятельности членов своего педагогического коллектива. Существуют следующие типы педагогов, различающиеся по мотивации педагогической деятельности: 1) «Исполнительский», мотивами саморазвития которого являются признание, одобрение его системы работы вышестоящими лицами и органами управления. Ценным в таком виде мотивации являются положительная ориентация педагога на внутридошкольные планы, стремление выполнить то, что, может, для него и не интересно, но важно для детского сада. Адаптация к требованиям администрации позволяет избежать воспитателю стрессов, наказания и даже «выделиться» в своем педколлективе, получить какие-либо привилегии. Для таких педагогов важнейшими стимулами являются материальное и моральное поощрение, одобрение со стороны администрации, присвоение звания, повышение категории и т. п. 2) «Профессионально-коммуникативный», ведущими мотивами овладения опытом гуманизации которого является самоутверждение в глазах коллег, признание их профессионализма педагогическим коллективом. Для них наиболее важными стимулами становится моральное поощрение не столько со стороны администрации, сколько общественных педагогических организаций, одобрение со стороны своего коллектива-общественное мнение. 3) «Либеральный», к которому относятся педагоги, использующие приемы гуманизации ради завоевания авторитета, в первую очередь, среди детей и родителей, но способами, соответствующими в основных чертах известным разновидностям ложного авторитета, описанного А. С. Макаренко: «доброты», «любви» и др. Причем, наблюдения показали, что у большинства этих воспитателей в качестве ведущих мотивов деятельности является приспособленчество и перед детьми, и перед родителями, и перед администрацией. 4) «Независимый», включающий талантливых, высоко принципиальных, [целеустремленных в своей деятельности педагогов, порой не принятых администрацией (в данном случае речь идет об администрации, которая сама по себе имеет низкий уровень профессионального мастерства) и среди коллег - в нетворческих педагогических коллективах, где такие воспитатели являются своего рода «белой вороной». Высшим этапом саморазвития педагога «независимого» типа становится достижение творческого уровня. Воспитатели, относящиеся к этому типу, названному «творческим», отличаются тем, что работают независимо от мнения администрации, коллег и детей, хотя имеют настоящий, а не мнимый авторитет (при условии, если их деятельность приводит к реальным, результатам, т. е. развитию детей), но не работают на авторитет специально. Важнейшим стимулом для них становится создание собственной - «авторской» — методической системы (программы, технологии), а со стороны администрации ДОУ ~ благоприятного микроклимата, творческой атмосферы в педагогическом коллективе. ПАМЯТКА РУКОВОДИТЕЛЮ МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется внедрением в практику новейших научных психолого-педагогических достижений в области управления. Одно из таких новшеств — мотивационное управление. В современной психолого-педагогической науке и образовательной практике существует противоречие между необходимостью мотивационного управления педагогическим коллективом и недостаточной разработанностью механизмов его отсутствием чётких критериев эффективности. В дошкольном учреждении разработана гибкая система мотивационного управления. в основе которой лежит организация мотивационной среды. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |