Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и характеристика коллектива и социально-психологического климата учреждения.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Лекция 1.20 Тема: Обеспечение положительного социально-психологического микроклимата в дошкольном учреждении Вопросы: 1. Понятие и характеристика коллектива и социально-психологического климата учреждения. 2. Показатели благоприятного психологического микроклимата. 3. Влияние личности руководителя на социально-психологический климат в коллективе. 4. Параметрия личностных качеств руководителя.
Литература: 1. Саченко, А.И. Настольная книга руководителя дошкольного учреждения / А. И. Саченко, И. Ю. Каранина. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 137с. 2. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие / Л. В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М., 1999. – 180 с.
Понятие и характеристика коллектива и социально-психологического климата учреждения. Какую роль играет коллектив в жизни каждого из нас? В рамках коллектива удовлетворяются потребности в общении, взаимодействии, в принадлежности и признании. Являясь членом коллектива, мы изменяемся, развиваемся, учимся жить и работать в окружении других людей. Благодаря принадлежности к коллективу происходит социализация личности, усвоение (или отрицание) ею норм, правил жизнедеятельности в обществе. Регулируя деятельность организаций, руководители, прежде всего, управляют социальной группой, высшей стадией развития которой является коллектив. Поэтому в рамках изучения менеджмента следует уделить особое внимание изучению коллектива и определению его основных характеристик. В переводе с латинского слово «коллектив» (collectivus) означает «собирательный, собранный вместе». Феномен «коллектив» широко изучается в рамках психолого-педагогических, социологических, управленческих исследований. Рассмотрим некоторые подходы к определению этого понятия : - коллектив - организованная группа людей, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми как для группы в целом, так и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский); - коллектив - высшая стадия развития организованной общности людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая людей как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и системой стимулирования (Г.М. Андреева); Анализ различных определений позволяет выделить обобщенные существенные признаки коллектива: - наличие общей и общественно значимой цели совместной деятельности, одновременно личностно-значимой для членов группы; - наличие определенной структуры отношений между членами группы; - совместимость; -действенность групповой идентификации; - сплоченность; - организованность. Поскольку мы рассматриваем возможности применения менеджмента в сфере дошкольного образования, определим характеристики педагогического коллектива. Особенности педагогического коллектива изучались отечественными педагогами и психологами А.А. Деркачом, В.Ю. Кричевским, В.С. Лазаревым, А.С. Макаренко, А.А. Реаном, Б.М. Ребусом, Г.С. Сухобской, В.А. Сухомлинским, Р.Х. Шакуровым и др. В результате обобщения множества определений педагогического коллектива можно рассматривать педагогический коллектив как группу педагогов, объединенных общими целями деятельности образовательного учреждении, достижение которых является для них личностно-значимым в процессе межличностного взаимодействия. Основные характеристики педагогического коллектива (по В.С. Лазареву): 1) ценностно-ориентационная зрелость коллектива, которая включает: ориентированность на достижение (направленность членов педагогического коллектива на реализацию целей деятельности образовательного учреждения); - ориентированность на развитие (направленность членов коллектива Н1 преобразование, совершенствование образовательного процесса); ~ ориентированность на саморазвитие (направленность членов коллектива на самосовершенствование, повышение собственного культурного и профессионального уровня); 2) организованность, которая предполагает: - 0тветственность (добросовестное отношение к выполнению обязанностей членами педагогического коллектива без жесткого контроля со стороны администрации); ~ сработанность (степень согласованности действий членов коллектива); - включенность в управление (степень участия членов коллектива в принятии решений, касающихся жизнедеятельности образовательного учреждения); 3) сплоченность, под которой подразумевается: - единство ориентации (степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения); - совместимость (характеристика межличностных отношений, степени их конфликтности); - потенциальная стабильность (степень привлекательности работы в коллективе для его членов, низкая текучесть кадров). Однако существенной характеристикой коллектива являются не столько выделенные признаки, сколько отношения между его членами. Структура и динамика взаимоотношений в коллективе В коллективах существует особая структура отношений между членами группы, опосредствованная содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами и целями. Данная структура отношений подразумевает психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, сходство или взаимная дополняемость характеров и т. д. Такое психологическое признание делает возможным постоянное коллективное взаимодействие. Анализируя структуру взаимоотношений членов коллектива, можно выделить следующие ее формы: формальную (социальную, официальную, ролевую); -неформальную (психологическую, неофициальную, эмоциональную). Рассмотрим их подробнее. формальная структура отношений в коллективе обусловлена разделением труда между его членами, их официальными обязанностями и правами. 0 пределах этой структуры каждый член коллектива, выполняя определенные функции, взаимодействует с остальными членами коллектива. Характер взаимоотношений на этом уровне обусловлен как особенностями деятельности, так и административно-правовой регламентацией, зафиксированной в официальных положениях, инструкциях, приказах и других нормативных актах. Управление формальными отношениями осуществляет руководитель организации или подразделения. Например: в дошкольном образовательном учреждении предусмотрены формальные взаимоотношения между воспитателями и специалистами, осуществляющими работу по различным направлениям (физическому, музыкальному, художественному) развития ребенка, что предписано их должностными инструкциями. Реализация данных формальных отношений позволяет координировать деятельность педагогического персонала дошкольного учреждения в процессе оказания образовательных услуг. Управление указанными формальными отношениями осуществляет старший воспитатель или заведующая ДУ. Неформальная структура отношении в коллективе основана на неофициальных отношениях его членов, опосредованных их симпатиями и антипатиями. Данные взаимоотношения направлены на удовлетворение потребностей членов коллектива, которые не реализованы в рамках формальных, официальных структур. Неформальная структура отношений обусловлена личностными особенностями членов коллектива, степенью их сработанности, сплоченности и совместимости, а также зависит от возрастных, половых и других характеристик. Неформальная структура отношений имеет определенные механизмы функционирования, в качестве которых выступают социально-психологические процессы адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции. На их основе формируются социально-психологические отношения: симпатия и антипатия, доверие и недоверие, общность настроений и разобщенность и т. д. Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей, норм, сложившихся традиций новыми членами коллектива. Без этого невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализации личности. Помните, что руководителю при вхождении в коллектив важно не отвергать сложившиеся традиции, нормы поведения. Необходимо учитывать мнение и поведение неформальных лидеров, постараться установить с ними контакт, заинтересовать их в сотрудничестве. В случае включения в деятельность организации нового сотрудника, руководитель должен позаботиться о его социально-психологической адаптации в коллективе, помочь ему. Коммуникация предполагает активный обмен информацией между членами коллектива. Посредством коммуникации формируются ценностные ориентации и установки членов неформальных групп. Руководителю следует создавать условия для конструктивного общения сотрудников, их объединения, определения общих интересов, увлечении. Вместе с тем руководитель должен сокращать количество коммуникаций содержание которых носит разрушительный характер для организации (сплетни, доносы). Идентификациясвязана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе общения. Процесс идентификации протекает на трех уровнях: эмоциональном - способность сопереживать; ценностно-мировоззренческом - способность понять другого человека, разделить его точку зрения; поведенческом - способность воспроизводить образцы поведения. Для успешного протекания процесса идентификации сотрудников в организации руководителю следует уделять особое внимание молодым, новым коллегам. Необходимо создавать условия для освоения ими правил поведения в дошкольном учреждении, обретения признаваемых качеств личности в коллективе. Так, реализация системы наставничества в детском саду может стать путем обеспечения успешной идентификации. Интеграция обеспечивает развитие сплоченного коллектива в организации. Четкий трудовой ритм, сработанность и совместимость позволяют коллективу самостоятельно определять оптимальные формы деятельности, успешно выполнять работу и наиболее полно раскрывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Управление неформальной структурой отношений осуществляет лидер. Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации для объединения людей с целью достижения общего результата. Лидером может быть как официальный руководитель организации, так и сотрудник, не наделенный формальной властью. Претендент на роль лидера должен обладать высоким уровнем инициативности, активности и коммуникабельности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в деятельности группы и личной привлекательностью, пользоваться авторитетом у членов группы. Лидерство - явление, возникающее в структуре неформальной организации, но имеющее принципиальное значение для функционирования всей организации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |