Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и характеристика коллектива и социально-психологического климата учреждения.




Лекция 1.20 Тема: Обеспечение положительного социально-психологического микроклимата в дошкольном учреждении

 Вопросы:

1. Понятие и характеристика коллектива и социально-психологического климата учреждения.

2. Показатели благоприятного психологического микроклимата.

3. Влияние личности руководителя на социально-психологический климат в коллективе.

4. Параметрия личностных качеств руководителя. 

 

Литература:

1. Саченко, А.И. Настольная книга руководителя дошкольного учреждения / А. И. Саченко, И. Ю. Каранина. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. – 137с.

2. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие / Л. В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М., 1999. – 180 с.

 

Понятие и характеристика коллектива и социально-психологического климата учреждения.

Какую роль играет коллектив в жизни каждого из нас? В рамках коллектива удовлетворяются потребности в общении, взаимодей­ствии, в принадлежности и признании. Являясь членом коллектива, мы изменя­емся, развиваемся, учимся жить и работать в окружении других людей. Благодаря принадлежности к коллективу происходит социализация личности, усвоение (или отрицание) ею норм, правил жизнедеятельности в обществе.

Регулируя деятельность организаций, руководители, прежде всего, управля­ют социальной группой, высшей стадией развития которой является коллектив. Поэтому в рамках изучения менеджмента следует уделить особое внимание из­учению коллектива и определению его основных характеристик. В переводе с латинского слово «коллектив» (collectivus) означает «собирательный, собранный вместе».

Феномен «коллектив» широко изучается в рамках психолого-педагогиче­ских, социологических, управленческих исследований. Рассмотрим некоторые подходы к определению этого понятия :

- коллектив - организованная группа людей, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми как для груп­пы в целом, так и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отно­шения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский);

- коллектив - высшая стадия развития организованной общности людей, на­правленная на достижение социально значимых целей и объединяющая людей как самим процессом совместной деятельности, так и ее организацией и систе­мой стимулирования (Г.М. Андреева);

Анализ различных определений позволяет выделить обобщенные суще­ственные признаки коллектива:

- наличие общей и общественно значимой цели совместной деятельности, одновременно личностно-значимой для членов группы;

- наличие определенной структуры отношений между членами группы;

- совместимость;

-действенность групповой идентификации;

- сплоченность;

- организованность.

Поскольку мы рассматриваем возможности применения менеджмента в сфере дошкольного образования, определим характеристики педагогического коллектива.

Особенности педагогического коллектива изучались отечественными пе­дагогами и психологами А.А. Деркачом, В.Ю. Кричевским, В.С. Лазаревым, А.С. Макаренко, А.А. Реаном, Б.М. Ребусом, Г.С. Сухобской, В.А. Сухомлинским, Р.Х. Шакуровым и др. В результате обобщения множества определений педаго­гического коллектива можно рассматривать педагогический коллектив как груп­пу педагогов, объединенных общими целями деятельности образовательного учреждении, достижение которых является для них личностно-значимым в процессе межличностного взаимодействия.

Основные характеристики педагогического коллектива (по В.С. Лазареву):

1) ценностно-ориентационная зрелость коллектива, которая включает: ориентированность на достижение (направленность членов педагогического коллектива на реализацию целей деятельности образовательного учреждения);

- ориентированность на развитие (направленность членов коллектива Н1 преобразование, совершенствование образовательного процесса);

~ ориентированность на саморазвитие (направленность членов коллектива на самосовершенствование, повышение собственного культурного и профессио­нального уровня);

2) организованность, которая предполагает:

- 0тветственность (добросовестное отношение к выполнению обязанностей членами педагогического коллектива без жесткого контроля со стороны администрации);

~ сработанность (степень согласованности действий членов коллектива);

- включенность в управление (степень участия членов коллектива в принятии решений, касающихся жизнедеятельности образовательного учреждения);

3) сплоченность, под которой подразумевается:

- единство ориентации (степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения);

- совместимость (характеристика межличностных отношений, степени их конфликтности);

- потенциальная стабильность (степень привлекательности работы в кол­лективе для его членов, низкая текучесть кадров).

Однако существенной характеристикой коллектива являются не столько вы­деленные признаки, сколько отношения между его членами.

Структура и динамика взаимоотношений в коллективе

В коллективах существует особая структура отношений между членами группы, опосредствованная содержанием совместной деятельности, ее ценностя­ми, принципами и целями. Данная структура отношений подразумевает психоло­гическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, сходство или взаимная допол­няемость характеров и т. д. Такое психологическое признание делает возможным постоянное коллективное взаимодействие.

Анализируя структуру взаимоотношений членов коллектива, можно выде­лить следующие ее формы:

формальную (социальную, официальную, ролевую);

-неформальную (психологическую, неофициальную, эмоциональную). Рас­смотрим их подробнее.

формальная структура отношений в коллективе обусловлена разделе­нием труда между его членами, их официальными обязанностями и правами.

0 пределах этой структуры каждый член коллектива, выполняя определенные функции, взаимодействует с остальными членами коллектива. Характер взаимо­отношений на этом уровне обусловлен как особенностями деятельности, так и административно-правовой регламентацией, зафиксированной в официальных положениях, инструкциях, приказах и других нормативных актах.

Управление формальными отношениями осуществляет руководитель орга­низации или подразделения.

 Например: в дошкольном образовательном учреждении предусмотрены формальные взаимоотношения между воспитателями и специалистами, осущест­вляющими работу по различным направлениям (физическому, музыкальному, ху­дожественному) развития ребенка, что предписано их должностными инструк­циями. Реализация данных формальных отношений позволяет координировать деятельность педагогического персонала дошкольного учреждения в процессе оказания образовательных услуг.  Управление указанными формальными отно­шениями осуществляет старший воспитатель или заведующая ДУ.

Неформальная структура отношении в коллективе основана на неофи­циальных отношениях его членов, опосредованных их симпатиями и антипа­тиями. Данные взаимоотношения направлены на удовлетворение потребностей членов коллектива, которые не реализованы в рамках формальных, официаль­ных структур.

Неформальная структура отношений обусловлена личностными особенно­стями членов коллектива, степенью их сработанности, сплоченности и совмести­мости, а также зависит от возрастных, половых и других характеристик.

Неформальная структура отношений имеет определенные механизмы функ­ционирования, в качестве которых выступают социально-психологические про­цессы адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции. На их основе формируются социально-психологические отношения: симпатия и антипатия, доверие и недоверие, общность настроений и разобщенность и т. д.

Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей, норм, сложившихся традиций новыми членами коллекти­ва. Без этого невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореа­лизации личности.

Помните, что руководителю при вхождении в коллектив важно не отвер­гать сложившиеся традиции, нормы поведения. Необходимо учитывать мнение и поведение неформальных лидеров, постараться установить с ними контакт, заинтересовать их в сотрудничестве. В случае включения в деятельность орга­низации нового сотрудника, руководитель должен позаботиться о его социально-психологической адаптации в коллективе, помочь ему.

Коммуникация предполагает активный обмен информацией между членами коллектива. Посредством коммуникации формируются ценностные ориентации и установки членов неформальных групп.

Руководителю следует создавать условия для конструктивного общения сотрудников, их объединения, определения общих интересов, увлечении. Вместе с тем руководитель должен сокращать количество коммуникаций содержание которых носит разрушительный характер для организации (сплетни, доносы).

Идентификациясвязана с формированием чувства принадлежности к группе в процессе общения. Процесс идентификации протекает на трех уровнях: эмоциональном - способность сопереживать; ценностно-мировоззренческом - спо­собность понять другого человека, разделить его точку зрения; поведенческом - способность воспроизводить образцы поведения.

Для успешного протекания процесса идентификации сотрудников в орга­низации руководителю следует уделять особое внимание молодым, новым кол­легам. Необходимо создавать условия для освоения ими правил поведения в до­школьном учреждении, обретения признаваемых качеств личности в коллективе. Так, реализация системы наставничества в детском саду может стать путем обеспечения успешной идентификации.

Интеграция обеспечивает развитие сплоченного коллектива в организации. Четкий трудовой ритм, сработанность и совместимость позволяют коллективу самостоятельно определять оптимальные формы деятельности, успешно выполнять работу и наиболее полно раскрывать индивидуальные особенности каждого сотрудника.

Управление неформальной структурой отношений осуществляет лидер. Лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофици­ального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации для объединения людей с целью достижения общего результата.

Лидером может быть как официальный руководитель организации, так и со­трудник, не наделенный формальной властью. Претендент на роль лидера дол­жен обладать высоким уровнем инициативности, активности и коммуникабель­ности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в деятельности группы и личной привлекательностью, пользоваться авторитетом у членов группы.

Лидерство - явление, возникающее в структуре неформальной организа­ции, но имеющее принципиальное значение для функционирования всей орга­низации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...