Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изучение неформальной структуры отношений позволяет руководителю проанализировать социально-психологический климат в коллективе, определить его особенности, методы управления им.
Социально-психологический климат - вид психологического климата, вызванный межличностными отношениями и влияющий на них. Кратковременное проявление социально-психологического климата называют социально-психологической атмосферой. Важные факторы социально-психологического климата: совместимость членов группы и четкость распределения ролей. Организационная культура - это совокупность ценностей, традиции, обычаев, ритуалов, правил и норм поведения членов организации, регулирующих их деятельность и взаимоотношении. Организационная культура характеризуется следующим образом (П. Харрис, Р. Морган): -осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляются через сотрудничество, а в других - через индивидуализм); -коммуникативная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефонного права» и открытости коммуникации разнятся от группы к группе, от организации к организации; жаргон, используемые аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности); -внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, степень опрятности, применение косметики, прическа и т. п. подтверждают наличие множества микрокультур); ~ что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работника, включая наличие или отсутствие таковых мест в организациях; наличие кафетериев, дотация на питание, периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно); -осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени и труда работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это; способ использования времени); -взаимоотношения между людьми (характер отношений по возрасту и полу, статусу и власти, опыту и знаниям, рангу и протоколу; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов); -ценности (как набор ориентиров: что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) - что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или непосредственно саму работу) и как эти ценности сохраняются; -вера во что-то и отношение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в справедливость и т. п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам и т. п.; влияние религии и морали); -процесс развития работника и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; процедуры информирования работника; подходы к объяснению причин и т. п.); -трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за нее; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; оценка работы и вознаграждение; продвижение по работе и т. п.). На состояние организационной культуры сильное влияние оказывает культура общества, в котором данная организация функционирует, а также особенности субкультуры групп, в нее входящих (например, субкультура педагогов дошкольного образования). Организационная культура складывается постепенно, в ходе практической деятельности и взаимодействия членов коллектива. Руководителю следует помнить, что культура организации - параметр, который обладает малой динамикой, т. е. медленно меняется. Рекомендации руководителю по развитию организационной культуры: - не торопитесь, помните, что невозможно быстро трансформировать организационную культуру; - обращайте внимание на поведение, взаимоотношения людей, которые являются «зеркалом» их ценностных ориентации и предпочтений; -прислушивайтесь к историям, обсуждаемым членами организации, анализируйте их: кто их герой, каково их содержание, как они отражаются на культуре организации; - поддерживайте различные организационные обряды, традиции, позволяющие членам организации усваивать базовые идеалы; ~ руководствуйтесь в своем поведении теми положениями, которые Вы проповедуете. Если каждодневные действия менеджера соответствуют заявленным им ценностям, то это способствует развитию организационной культуры; - помните, что не существует единственно правильных рецептов по преобразованию организационной культуры. Управляя организационной культурой, руководителю следует стремиться к ее усилению. Так, например, для развитой организационной культуры детского сада может быть характерно: - отношение к работе как к важной составляющей жизни каждого члена коллектива; -считать, что главными ориентирами в построении образовательного процесса являются интересы субъектов образования; - заниматься самообразованием, стремиться повышать уровень профессиональной компетентности, совершенствовать свою работу; - оказывать взаимопомощь, помогать друг другу словом и делом, поддерживать друг друга в случае возникновения как личных, так и профессиональных проблем; - открьгго высказывать отношение к действиям друг друга и искать конструктивные пути решения возникающих проблем, не допускать распространения сплетен, пересудов и слухов; ~ задерживаться в случае необходимости на работе, осознавая, что достижение высоких результатов требует дополнительных затрат; - обращаться друг к другу по имени; - совместно отмечать дни рождения сотрудников и праздники, причем пренебрегать этим недопустимо, и т. д. Стимулирование деятельности сотрудников обеспечивается созданием комплекса социально-экономических, этических, психолого-педагогических условий, форм и методов взаимодействия, способствующих развитию у сотрудников организации заинтересованного отношения к труду и стремления к достижению высоких результатов. При разработке системы стимулирования труда руководителю необходимо учитывать многообразие психических механизмов, лежащих в основе отношения сотрудников к деятельности. Прежде всего, это механизмы возникновения и удовлетворения потребностей личности. Потребность - состояние нужды человека в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности. Психологи отмечают, что на основе потребностей возникают, развиваются и формируются мотивы личностного поведения. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Вместе с тем мотивы относительно самостоятельны, ибо потребности не определяют совокупность мотивов, их силу и устойчивость. Следует отметить, что при одной и той же потребности у разных людей могут возникнуть неодинаковые мотивы. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека. В результате изучения мотивационного процесса психологами были разработаны различные теории мотивации. Они могут быть условно разделены на две группы: -содержательные, которые концентрируются на выявлении и анализе содержания факторов мотивации (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клеланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория ЕКС К. Альдерфера); -процессуальные, которые анализируют процесс удовлетворения потребностей человека, его поведение (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоурера). Изучение данных теорий позволит руководителю определить, каким образом стимулировать сотрудников организации, руководствующихся различными мотивами профессиональной деятельности. Создание системы стимулирования предполагает последовательное выполнение руководителем организации следующих действий: - определение результатов труда, за которые организация намерена поощрять сотрудников, критерии их оценки; - изучение ожиданий работников, мотивов их трудовой деятельности; - выявление возможностей организации в удовлетворении ожиданий сотрудников; - выработка механизма поощрения достижений работниками целей заданной деятельности; - информирование сотрудников организации о содержании системы стимулирования и обеспечение ее принятия путем совместного обсуждения; - утверждение официальной системы стимулирования, в которой должны быть отражены связи между результатами и видами, сроками, размерами и любыми условиями поощрения, гарантирующей сотруднику получение вознаграждения при достижении обозначенного результата; - отслеживание эффективности реализующейся системы стимулирования, ее корректирование. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |