Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фронтальное освещение, его особенности и композиционные возможности
С помощью светотени можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп и архитектурных сооружений. При проектировании ландшафта и размещении в нем архитектурных сооружений, малых форм, скульптуры следует учитывать их ориентацию по сторонам света, а также направление и силу освещенности, которая зависит от угла падения солнечных лучей в разное время суток. При восприятии объектов при фронтальном освещении возникает много различных аспектов. При фронтальном освещении объектов четкость силуэта теряется, в ярких солнечных лучах пропадают рельефные детали. Если солнечные лучи падают под углом 45° и близким к нему, то создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм. Этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне. При падении лучей под углом 60° большая часть листвы дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев с раскидистой формой крон находится в тени. Наиболее выразительна при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон, как, например, вечнозеленый кипарис, тополь пирамидальный, ель и другие. Художественная выразительность пейзажа в значительной степени зависит от ориентации всей композиции и ее элементов по странам света, размещения зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу, а также от направления осмотра. Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее освещенные места здесь больше соответствуют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имеющие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голубого цветов. Выразительность растений, воспринимаемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высвеченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. Эти особенности освещения имеют важное значение также при аллейных, кулисных и других посадках, где форма одного растения зрительно накладывается на форму другого.
92 Боковое освещение на объектах ландшафтного проектирования Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определяет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной композиции.Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности и архитектурных сооружений, поэтому наиболее благоприятными условиями освещения главных пейзажей является боковой угол падения солнечных лучей 15-45 градусов.
93. Для цветников и газонов обычно используют заливающее освещение, при этом особенно важен спектральный состав света, который часто подбирают с учетом окраски цветов, например натриевые лампы для цветников с преобладанием красного цвета или ртутные — с преобладанием сине-голубого. Для подсветки небольших клумб или групп цветущих растений рекомендуется использовать светильники «грибки», «зонтики», «колокольчики». Контурное или контражурное освещение необходимо для того чтобы подчеркнуть интересную форму кроны дерева или штамбового кустарника, создать силуэт или тень, объект в этом случае находится между источников света и наблюдателем. Освещение скользящим лучом осуществляется при помощи источников света, расположенных на самом объекте или в непосредственной близости от него. Такое освещение создает атмосферу таинственности, неожиданно выделяет некоторые компоненты объекта. Диагональное освещение занимает промежуточное положение между боковым и фронтальным, при сочетании его с боковым переходы светотени становятся более яркими, поверхность объекта выделяется рельефнее. У дорожек светильники устанавливают на опорах различной высоты, отдельные деревья, кустарники и клумбы освещают стационарными прожекторами на заостренных стойках, укрепленных в почве, возможно использование светильников-столбиков. Встроенная подсветка идеально подходит для навесов, фасадов, пергол, она предназначена для освещения небольших площадей.
94. Единство композиции и соподчинённость.Единство требует выявления главного и подчинённого, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объёмно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоём и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Единство проявляется и во взаимосвязи открытых и закрытых пространств между собой. Парковые участки могут довольно чётко различаться по компонентам природного ландшафта, но композиционно они тесно связаны. В этом и заключается принцип композиционного единства в ландшафтном искусстве.
95, 96. Средства гармонизации в ландшафтной архитектуре - ритм. Приемы ритмического построение парковой композиции. Ритм - равномерное чередование элементов композиции, порядок повторяющихся зрительных и иных впечатлений при движении по парку или последовательном созерцании пейзажной картины. Простейшее проявление пространственного ритма — чередование деревьев, кустарников, скульптур, скамей вдоль пути движения пешехода. Приемы обогащения ритмического рисунка многообразны — увеличение числа элементов, участвующих в многократном повторе (включая как природные, так и искусственные составляющие), введение усложненного ритма, при котором повтор сопровождается постепенным нарастанием или ослаблением одного или нескольких признаков, использование непредсказуемых композиционных эффектов, «сбивающих» привычный порядок расположения предметов, и т. д. Хотя в парках с пейзажной планировкой ритмические построения выражены менее заметно, чем в регулярных, они проявляют себя и там путем чередований полян, рощ, характерных изгибов реки, холмов. Например, определенный композиционный ритм «читается» при движении вдоль берегов р. Славянки в Павловском парке, где архитектурные акценты увязаны с природным окружением.
97 по 100 Средства гармонизации в ландшафтной архитектуре - масштаб. В решении соотношений по величине необходимо учитывать масштабность — одно из важнейших композиционных средств. В ландшафтном искусстве под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемых человеком. Соразмерность пространственных элементов — это соответствие их размеров росту человека и его психофизиологическим возможностям воспринимать и оценивать величину предметов, а также соотношения их величин. Так, соразмерность величины поляны, древесной группы или солитера, расположенных на ее плоскости, определяется возможностью их восприятия. Если группа находится в замкнутом пространстве, не позволяющем охватить ее с первого взгляда целиком, то соотношение величин считается немасштабным: группа слишком велика для поляны или поляна мала для группы. Возможны просчеты и обратного порядка, когда на обширных полянах размещаются небольшие объемы групп, деревьев, кустарников, скульптуры и др. Аналогично рассматриваются соотношения всех пространственных элементов парка — ширина и протяженность дорог, размеры цветников, сооружений, скульптуры по отношению к величине пространства, в котором они размещаются. Решение масштабности зависит от назначения объекта и его идейного замысла. Так, озелененные территории жилых массивов (в которых за-' частую уже утрачена сомасштаб-ность человека и архитектуры), отдельные районы в парках, планируемые как места отдыха, решаются в размерах, соответствующих спокойному восприятию планировочных элементов. При создании участков, оформляющих архитектурные сооружения (чаще всего это скверы), размеры их планировочных элементов — древесно-кустарниковых групп, газона, цветников, фонтанов, скульптуры — соизмеряют с величиной здания и возможностями его наилучшего восприятия. Вместе с этим включение в обзор панорам обширных горных ландшафтов, степных просторов, морских и лесных далей говорит о возможности использования широкомасштабных по отношению к человеку пространств. Масштабность объемно-пространственных элементов тесно связана с их пропорциями и ритмом. В совокупности они формируют образный строй композиции. Например, уходящая к горизонту пространства главная композиционная ось в Версале; статичность и соразмерность объемов картины «Самого красивого места» и их ритмическое чередование на широком луговом пространстве Белой березы; соразмерность всех элементов замкнутых композиций Собственных садов в дворцовых парках Петергофа, Царского Села и Павловска, придающая им характер уюта; и, наоборот, скорбный ритм скульптурной композиции мемориала в Саласпилсе, расположенной среди луга, окруженного лесом; торжественный, подобный солдатскому строю, ритм шеренги пирамидальных тополей в узких аллеях Треп-тов-парка, Мамаева кургана и др. Говоря о масштабе как об образе, выделяют грандиозный, героический, монументальный или камерный масштаб. Средства гармонизации в ландшафтной архитектуре - пропорциональность. Пропорции (от лат. ргорогНо — соотношение, соразмерность) — соразмерность, определенное соотношение отдельных частей, предметов и явлений между собой; одно из проявлений гармонии. В ландшафтном искусстве пропорции — это соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, в виде определенных композиций. Процесс решения композиционных задач с помощью пропорций называется про-порционированием. В теорию ландшафтного искусства пропорции, так же как и остальные средства композиции, пришли из архитектуры. В архитектурной практике гармоническое соотношение пространственных величин можно разделить на 2 группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения.
101 по 103. Закономерности ландшафтной архитектуры - контраст, нюанс, тождество. Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный,высокий — низкий, большой — маленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закрытое темное пространство лесного массива усиливает восприятие солнечной поляны и т. д. Контраст — очень выразительный, резкий прием,и использовать его надо с осторожностью. При введении его в парковый ландшафт необходимо знать, что именно он должен выявить. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах форм, имеющих сходство. Это могут быть отклонения от равенства форм или различно освещенных и затемненных участков и т. п. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы. Нюансные композиции требуют особой тщательности исполнения и знания материала. Тождество определяется сходством сравниваемых признаков. В ритмическом ряду тождественны акценты и интервалы, в симметричной композиции — уравновешивающие друг друга объемы.
104-105. Закономерности ландшафтной архитектуры -симметрия, асимметрия. Симметрия — это строго закономерное расположение одинаковых фигур по отношению к оси или плоскости. Осью может быть линия движения (дорога, улица) или линия взгляда, проходящая между кулис по открытому пространству и направленная на какой-либо объект. Симметричный план является примером строгой и целостной уравновешений ной композиции. Примером являются регулярные парки, имеющие ярко выраженные композиционные оси по- и симметричное размещение пространственных форм. В симметричных композициях равновесие достигается путем равенства форм и расстояний. Однако равновесие и единство могут быть достигнуты и другим путем с помощью асимметричной композиции, когда неравные по величине и неодинаковые по форме части располагаются таким образом, что получаются равновесные композиции. Асимметричные композиции характерны для пейзажных парков, такой прием построения пространства соответствует их живописному характеру. Асимметричными могут быть: расположение деревьев в группе; расположение групп, формирующих пространство соотношения различных по структуре пространств в плане парка и т. д. Однако в целом coотношение пространственных форм должно обеспечить композиционное равновесие паркового пространства
107. ДИСИММЕТРИЯ– в большей или меньшей степени нарушенная внешними воздействиями исконная симметрия природного объекта. Дисимметрия – необходимое условие любого движения. Она применяется как тип гармонии, сочетающий симметричную и асимметричную системы равновесия: при общей симметрии главных элементов создается асимметричное расположение частей и деталей композиции по сторонам перспективной линии.
108, 109 Линейная и воздушная перспектива. Перспектива наз. Зрительное изиерение предметов по мере их удаления от наблюдателя. Прямая линейная перспектива Вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой Линейная и воздушная перспектива. Перспектива (фр. perspective, от лат. perspicio- ясно вижу) - системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Воздушная перспектива: выраженность различных контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т.д.) на ближних объектах бывает наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающего предметный мир. Вместе с изменением тоновых (светлотных) отношений на разных пространственных планах меняется и сила контрастов цветовых. Происходит это также под влиянием слоя воздуха, фильтрующего световые лучи, задерживающего часть цветового спектра или изменяющего его звучание. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабляется его цветовая насыщенность и цвет его становится холоднее.
чем дальше находится предмет, тем меньше он изображается; человек видит параллельные линии так, будто они сходятся в одной точке, они изображаются под углом друг к другу. При глубокой линейной перспективе с низким горизонтом, создается впечатление монументальности. Высокий горизонт, перспективно сокращающий изображение, создает интимное впечатление.
1) точка зрения; Законы линейной перспективы применяются когда необходимо иллюзорно увеличить глубину пространства парковой картины. Это достигается путём создания промежуточных планов в виде боковых кулис из древесных групп или солитеров, направляющих взгляд к горизонту. Впечатление глубины пространства увеличивается также, если по мере удаления от точки наблюдения размещать объёмы, уменьшающиеся по величине. Сокращать расстояние между ними или уменьшать ширину видового луча. Подбором насаждений по архитектонике и свету, соответствующих законам перспективы, можно создать значительные по глубине пространства даже на небольших территориях. Посадка тёмнолиственных пород в глубине выемок и «бухт» опушки зрительно увеличит тень и соответственно всё пространство дальнего плана. При этом передний план необходимо усилить деревьями со светлоокрашенными кронами. В опушке они должны размещаться на выступающих частях.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 935. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |