Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средства и закономерности ландшафтной композиции.




 Архитектурно-пространственная структура. Среди композиционных центров следу­ет различать абсолютные доминанты — те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, которые на отдельных участках в микро­композициях подготавливают восприя­тие абсолютных доминант. Хотя абсо­лютной доминантой может быть искус­ственное сооружение (скажем, курзал в курортном парке, стадион в спортив­ном, большая эстрада, кооперированное здание обслуживания и т. д.), чаще она формируется на основе естественных форм местного ландшафтного массива. Если естественная основа, на которой располагается парк, бедна, то роль аб­солютных доминант могут выполнять искусственно созданные элементы — пруды, насыпные холмы, лесные массивы.

Пропорциональность — это сораз­мерность составных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В художественном произведении составляющие его формы пропорционально взаимосвязаны и пред­ставляют собой единую, цельную компо­зицию, обусловленную назначением и тектонической структурой.

Масштабность — важнейшее сред­ство архитектурной композиции, сред­ство достижения художественной выра­зительности садово-парковых ансамб­лей. Масштаб должен рассматриваться не только как специфическое качество архитектурного ансамбля сада, парка и окружающей застройки, но и как результат воздействия определенной оптимальной функционально-планиро­вочной структуры.

Ритм является важным средством композиционного единства архитектур­ных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизиче­ских процессов, а в архитектурных решениях — спецификой функциональ­ного назначения, конструкций и матери­ала, особенностями строительного про­изводства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» простран­ственно-временных и количественных изменений формы.

 

Соотношение форм по положению в пространстве

Здесь имеется в виду положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции представлены только два измерения. В объемной композиции ярко выражены все три. В глубинно-пространственной композиции образуются глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы.

Перспектива

Под перспективой понимается зрительное изменение предметов по мере удаления их от наблюдателя. Она бывает линейной и воздушной. При удалении от вертикального столба мы можем заметить, что он остается вертикальным относительно земли, но уменьшается в размере. Также мы можем сказать, что здание, расположенное вблизи, кажется выше, чем более высокое здание, находящееся дальше от нас. В этом случае речь идет о линейной перспективе.

Если по мере удаления от объекта происходит изменение его яркости и четкости, то здесь мы имеем дело с воздушной перспективой.

Перспектива основывается на точке обзора, объекте, за которым наблюдают, и промежуточном поле. Все эти компоненты должны образовывать единство и составлять одно целое. Важным элементом перспективы является то, что ее завершение оправдывает начало, а ее начало оправдывает конец.

Перспектива является важной составляющей дизайна. В зависимости от перспективы мы можем ощущать движение или покой. Некоторые перспективы являются статичными. Они видны только с одной определенной точки. Другие раскрываются при наблюдении с нескольких мест сада.

Перспектива состоит из трех плоскостей: верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальной плоскостью могут стать стены дома, изгородь, вертикально подстриженный кустарник или дерево. Горизонтальной плоскостью может быть газон, водоем, мощеная дорожка, верхней – небо или полог листвы раскидистых деревьев. При помощи перспективы можно зрительно увеличивать или уменьшать пространство.

Для увеличения глубины пейзажа группу деревьев или кустарников располагают таким образом, чтобы по мере удаления наблюдателя они становились меньше по величине.

Воздушная перспектива строится в зависимости от восприятия цвета и его эмоционального воздействия на человека.

 

68 по 71, 75. Пространственные формы в ландшафтной архитектуре, их свойства и соотношения.

Композиция (от лат. соmpositio — расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства. В ландшафтном искусстве композицию можно определить как расположение пространственных форм паркового объекта в определенном сочетании, образующем гармоническое единст­во организуемого пространства.

Пространства формы вклю­чают плоскости — поверхность земли (с газоном, цветниками, покрытием), а также элементы рельефа, водное зеркало, стены леса, ограждения и др. и объемы — древесные масси­вы, группы, отдельно стоящие де­ревья и кустарники, архитектурные сооружения, скульптура.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объ­емно-пространственной композицией и выражает общие закономерности формирования парковой среды.

Пространственные формы в ланд­шафтном искусстве имеют ряд свойств, которые необходимо учиты­вать при решении композиционных задач. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометриче­ский вид формы, величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность.

Соотношения форм по величине (высоте, ширине, длине). Размеры величин выражаются, как правило, в метрической системе, а их отноше­ния — целочисленными и иррацио­нальными величинами. Совокупность соотношений, подчиненных опреде­ленной композиционной зависимо­сти, образует пропорции.

Соотношение форм по геометриче­скому строению. Геометрический вид формы в зависимости от отно­шения величин, измеряемых по трем координатам, может рассматривать­ся как объемный, плоскостной и ли­нейный. Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее ти­пичные объемные формы — куб, шар. Плоскостная форма характеризу­ется относительным равенством ве­личин по двум координатам при под­чиненной (малой величине) третьей координате (квадрат).         Линейна форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими, предельно малыми по величине. Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном характере имеет следующие предель­ные состояния: линия — окружность, плоскость — цилиндрическая по­верхность. По аналогии с рядом ли­нейных, форм можно построить ряд поверхностей от плоскостной до ци­линдрической (замкнутой) формы. Эти формы имеют свои аналоги в парковом ландшафте — объемы мас­сивов и групп, плоскости газона, цветников, стены леса, линии дорог, рабаток, бордюров. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушки, ритмический строй пейзажей.        Соотношения форм по положению в пространстве.

Композиции форм в пространстве бывают трех видов: фронтальная, объемная и глубинно-пространст­венная. Фронтальная композиция, как правило, одноплановая, может быть развернута в ширину, состав­ляющие ее формы носят плоскостной характер, глубинные перспективы не выражены. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях. В глубинно-простран­ственной они организуются в глу­бокие перспективы, их раскрытие идет постепенно.

Соотношение форм здесь имеет наиболее важное значение, посколь­ку в парках преобладают глубинно-пространственные композиции. Их восприятие в сильной степени опре­деляется законами линейной и воз-душной перспектив, использование которых можно отнести к средствам ландшафтной композиции.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафт­ном искусстве учитывается фактура растительности — деревьев, кустар­ников, поверхности газона и цвет­ников, а также фактура горных пород—скал, геологических обна­жений и др.

древесных растений фак­тура рассматривается как состав­ная часть, характеризующая архи­тектонику кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы: грубая (дуб), сред­няя (вяз, липа), тонкая (ива, бере­за).

 

Соотношения форм по цвету. Ком­позиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Пар­ковая среда насыщена цветом ра­стений, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий. Цвет являет­ся одним из важных средств худо­жественной выразительности компо­зиции и фактором, влияющим на восприятие человеком внешней сре­ды. Учет и использование сезон­ных и возрастных изменений цвета растений, определение цветовой гаммы пейзажей, колорита цветников с учетом расстояния от видовых точек — основная задача при цве­товой организации паркового про­странства.

 

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагает­ся из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позд-неосеннес и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. Вечнозеленые ра­стения занимают значительное ме­сто в колорите пейзажа в течение круглого года (пихта, ель, сосна, можжевельник, в южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвой­ных).

 

Цветочное оформление с ранней весны до поздней осени обогащает парковый пейзаж или любой другой объект зеленого строительства.

 

Газоны представляют собой основ­ной фон для древесных и цветочных растений. Газонные травы в зависи­мости от подбора ассортимента, ме­стных условий в течение вегетацион­ного периода, по мере роста и раз­вития растений с мая по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цве­та: от теплых до холодных тонов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 933.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...