Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Композиция пейзажных картин. Типы пейзажей.




Понятия «парковая картина», «пейзажная картина» и «пейзаж» в современной терминологии ланд­шафтного искусства можно считать синонимами.

Пейзажная картина — пейзаж — часть пространства парка, визуально выделенная из общего паркового пространства, условно заключенная в «раму», ограничивающую поле ви­дения, и имеющая определенное ком­позиционное построение. В отличие от картин в пейзажной живописи, парковая пейзажная картина имеет трехмерное пространство и может восприниматься с разных точек. Она занимает определенное простран­ство внутри паркового ландшафта, ограниченное определенными пре­делами и условиями видимости. Ча­сто парковая картина включает в свою композицию элементы других ландшафтных районов и тем самым является средством организации единства композиции парка

Вид — внешность, состояние, об­лик, местность, видимая глазом, или ее изображение. Вид — это то, что человек видит, что попадает в поле его зрения

Третий тип пейзажа — панорам­ный. Для охвата такой картины во всю ее ширину необходимо повернуть голову, т. е. увеличить угол ее вос­приятия. Панорамный пейзаж об­разуют несколько простых или слож­ных пейзажей, взаимоувязанных композиционно, объединенных об­щим замыслом, с более или менее одинаковым сюжетом. Он представ­ляет собой как бы развернутую кар­тину, встречающуюся только в от­крытых пространствах.

Так, если в поле зрения находит­ся односюжетная пейзажная карти­на (как правило, это картина с одним композиционным узлом), то ее отно­сят к типу простых пейзажей, если двух- и трехсюжетная — к типу сложных. Пейзажная картина слож­ного типа компонуется из 2 или 3 простых картин с разными сюжета­ми, но объединенных одним замыс­лом и образующих единое целое.

Типы композиции - фронтальная, объемная, глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что она имеет или абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями), или плоскую форму с меньшим или большим барельефом (барельефы, горельефы, неглубокие фасады зданий и т. д.) Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью, а иногда и небольшой глубиной. Основное требование, которое должно учитываться при создании фронтальной композиции — это ее плоскостность, ощущение плоскости как целого независимо от того, абсолютная это плоскость (картина) или это барельеф, горельеф, и независимо от того, какой формы эта плоскость (квадрат, прямоугольник, овал, ромб и т. д.). Закономерностями фронтальной композиции являются, во-первых, общие закономерности, действующие во всех видах и жанрах изобразительного искусства, и, во-вторых, специфические закономерности, присущие фронтальной композиции любого вида и жанра изобразительного искусства в отдельности (в станковой картине, графических листах, в оформлении книги, в плакате, портрете, пейзаже, натюрморте, в панно, витраже, барельефе и др.).

Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость. На объемную композицию распространяются все общие закономерности, относящиеся ко всем видам и жанрам изобразительного искусства. В то же время в объемной композиции действуют специфические закономерности, присущие только ей в разных видах и жанрах изобразительного искусства (в монументальной, станковой, прикладной скульптуре, произведениях прикладного искусства и дизайна, архитектуры и др.).

Глубинно-пространственная композиция строится из различных материальных предметов (скульптур, мебели, стендов и других объемов и поверхностей), пространства (интерьера, открытого пространства) и интервалов между ними. Глубинно-пространственная композиция используется при создании полностью оборудованного и оформленного интерьера жилого или общественного помещения, в частности жилой комнаты, фойе кинотеатра, выставочного зала, сцены театра, архитектурного ансамбля и др. Глубинно-пространственная композиция, так же как фронтальная, объемная, строится в соответствии с действием общих, объективных закономерностей композиции, в том числе таких, как симметрия и асимметрия, ритм, целостность, наличие сюжетно-композиционного центра и др. Есть в глубинно-пространственной композиции и свои специфические закономерности, приемы и методы построения, компоновки.

Видовая точка.

Видовая точка — определенное место на территории лесопарка, парка, сада, наиболее удобное для восприятия открывающегося вида - композиции, группы растений, цветника; обычно намечается при художественном анализе и эскизной проработке объекта в составе целой серии следующих друг за другом визуальных "кадров". Существуют статические и динамические видовые точки. Статические — это те, в которых мы находимся в относительно неподвижном состоянии (скамья, веранда дома), а динамические — те, в которых мы находимся в движении (повороты дорожек). И в первом и во втором случае обозреваемая картина может быть расположена как достаточно близко от нас, так и на удалении. В итоге образуется как минимум четыре различных варианта восприятия растения или группы растений: с близкого или с дальнего расстояния — в движении или в статичном положении. Восприниматься с этих точек пространство будет по-разному. В первую очередь это касается способности различать детали у декоративных растений. Если выстроить эти четыре типа видовых точек по мере уменьшения способности различать детали растений, то это будет выглядеть следующим образом: лучше всего мы различаем детали, находясь в статике близко к растению или группе растений. Хуже — вблизи, но в движении. Ещё меньше — из статичного положения, но на расстоянии. И совсем плохо читаются подробности с динамических видовых точек, находящихся на удалении от растительных композиций. Далеко не все кустарники одинаково красивы как вблизи, так и на расстоянии. Часть декоративных характеристик, такие как форма кроны, ажурность растения, его общий совокупный цвет, будут по достоинству оценены именно с расстояния (оптимальным принято считать удаление от самого растения на 2,5—3,0 его высоты). Некоторые особенности, например, форма кроны, вблизи и вовсе не просматриваются. В то же время целый ряд мелких деталей у ряда кустарников (цветы и плоды у некоторых видов, кайма и пятна на листовой пластинке, наросты на побегах и необычная форма листа и пр.), напротив, различимы только в непосредственной близости от растения. Уже на удалении от него на 2—3 его высоты многие из них становятся неразличимыми.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 707.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...