Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Боскет. Шпалеры, их формирование и использование.
Боскет – крупная геометрическая форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру различают два типа боскетов – Роща, включающая лесопокрытую территорию, и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории. Множество вариантов создания боскетов – обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0*3,0*1,5м) , 2-ярусное обрамление; Шпалеры – «зеленая стена» на основе трельяжа и т.д. Главной задачей является формирование четкого геометрического объема боскета в виде плотной зеленой стены. В зависимости от функций использование боскета, различают – декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растений, место отдыха (танцевальный зал Массивы и боскеты в парках. Массивы насаждений в пейзажных парках и боскеты в регулярных — представляют собой наиболее крупные виды парковых насаждений. Они образуют периметральные насаждения, защищающие территорию от господствующих ветров, шума, пыли, разделяют ландшафтные районы парка или создают фон для парковых картин. Массивы и боскеты соразмерны площади парка или его районам. Они образуют композиционно организованную объемно-пространственную систему соподчиненных компонентов. Боскет — это крупная геометрическая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений различаются два типа боскетов — роща, включающая лесопокрытую территорию (существующие насаждения или культуры), и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории (геометрический участок). Существует множество вариантов создания боскетов — обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0X3,0X1,5 м); 2-ярусное обрамление; шпалеры — «зеленая стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формирование- четкого геометрического объема боскета в виде плотной зеленой стены. В зависимости от функции использование боскета дифференцированно — декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растений, место отдыха (танцевальный зал, театр, место уединения). Массив пейзажного парка — самый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 и более га) свободных очертаний. По своему происхождению массивы разделяют на: а) массивы, заложенные на базе леса; б) способом культур; в) путем реконструкции насаждений иного использования. При анализе композиции массива следует учитывать его пространственную структуру и состав пород. Эти вопросы рассмотрены выше. При этом большое значение имеет характер композиции, воспринимающейся со стороны открытого пространства, окаймление чистыми или смешанными породами, опушка. Так, массивы Старой и Новой Сильвий в Павловском парке, имея свое внутреннее решение, выполняют роль зеленых «стен», обрамляющих районы Парадного поля и Белой березы, для которых весьма важны эстетические качества опушек этих массивов. Важно также пейзажное разнообразие, обеспечивающее необходимую смену впечатлений на маршруте, проходящем через массив. По своей роли и функциональным особенностям можно выделить массивы эстетического назначения, санирующего (шумозащита, пылеза-щита, защита от ветра и т. д.), утилитарного (плодовый сад и т. д.). Защитные насаждения создают благоприятную среду для человека и растений, формирующих внутреннюю структуру садово-паркового объекта. Одновременно защитные посадки являются частью объемно-пространственной композиции парка, соответствуют окружающему ландшафту и формируют его внутреннее пространство.
38. Солитер - понятие, роль в композиции паркового пейзажа .Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически. Солитеры, или отдельно стоящие деревья, используются как в регулярных, так и пейзажных композициях. В регулярные композиции включаются виды, имеющие геометрически правильную (регулярную) форму кроны,— пихты, пирамидальные тополя, колонновидные. формы туи западной, а также шаровидные привитые формы клена, рябины, робинии. Кроме того, часто такие кроны формируют с помощью стрижки. В пейзажных композициях в качестве солитеров используют деревья со свободной естественной формой кроны. Размер солитера определяется Солитеры в пейзаже парка выполняют роль акцента или центра композиции; элемента, выявляющего парковые оси композиции или ось фасада сооружений; «рамы» пейзажной картины или создают переход масштабом композиции от закрытого пространства к открытому.
39. Аллей, их классификация. Приемы композиции. Ассортимент. Алле́я (фр. allée, aller — идти) — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. Типы аллей — прямые в регулярных и криволинейные в пейзажных парках и садах —определяются архитектурным замыслом, диктующим их построение: двурядные и многорядные,одноярусные и многоярусные, с разделительной полосой, арочные (так называемые перголы), с живой изгородью и другие. Деревья и кустарники могут быть свободно растущими или формованными. Для аллей применяют деревья с компактной кроной, долговечные и устойчивые против неблагоприятных условий произрастания; из хвойных — лиственницу, ель, пихту, кипарис и другие, из лиственных — липу, дуб, вяз, берёзу, бук, граб, платан, гледичию, клён и другие. Среднее расстояние между деревьями в ряду 5 м, между рядами — 10 м; в зависимости от размеров и формы кроны оно может быть увеличено или уменьшено. Прим. Большая Звезда Павловска, Аллеи-дорожки Молодого жениха, Зеленой женщины, Красного солнца., Троиная липовая аллея.
40, 41,42,43,44,45. Группы из деревьев и кустарников. Классификация. Приемы использования в композиции парков. Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. Древесные растения в природных условиях обычно произрастают группами. Групповое размещение деревьев и кустарников придает посадкам необходимую естественность. Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композицию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения. В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны. В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистные на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шува-ловский парк). Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород. По величине группы разделяются на малые, средние и большие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крон 25—60 м2); группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной относительной и оценивается путем сравнения) . По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Таврическом саду; на Марсовом поле. Группы от 10 до 20 растений — преимущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове). по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий. Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика. В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим примеры положительных сочетаний древесных растений. Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с малым количеством экземпляров)
46. Поляны, их размещение в парковой композиции и оформление. Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются планировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные картины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. Их зеленые плоскости включаются в поле картины в качестве переднего плана или фона и создают необходимый фронт восприятия пейзажей. Поляны являются не только местом построения и обзора пейзажей, но и используются как места отдыха Здесь часто размещаются благоустроенные площадки со спортивным оборудованием, они служат местом для проведения массовых праздников, театральных представлений, подвижных игр, используются как зеленые пляжи. Такие поляны могут быть и буферными зонами, принимающими на себя большую часть рекреационных нагрузок (Большая поляна Невского лесопарка — 20 га, поляна для игр Вашингтон-парка в Чикаго — 40 га, поляны Трептов-парка в Берлине, ГДР). В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, представляющие собой систему открытых пространств (Парадное поле, Белая береза в Павловском парке). Ценнейшей чертой открытых пространств является обеспечение динамичности смен пейзажных картин. Чаше поляны решаются как самостоятельные внутренние пространства. Они могут изолированно размещаться в лесном массиве (характерно для лесопарков) либо решаться как серия полян, связанных друг с другом анфиладио (парк Вороново под Москвой) или незаметно «перетекающих» одна в другую (Тростянец). Имеются примеры их решения в виде небольших лужаек, подчиненных одному главному пространству (Большая поляна в Невском лесопарке). Во всех случаях каждое изолированное пространство может иметь индивидуальное решение, но оно обязательно связано с общим замыслом поляны и парка в целом. Размеры полян определяются: — территориальными возможностями парка. Поляны могут занимать десятки гектаров (обширные луговые пространства в больших парках и лесопарках) и измеряться всего десятками квадратных метров (миниатюрные лужайки в городских садах, скверах и т. д.);— необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений —требованиями микроклимата, направленными на создание благоприятных комфортных условий для человека, обеспечивающих как затененными участками, так и достаточно освещенными и прогреваемыми солнцем. Летом это затененные участки у опушек северных экспозиций, а весной и осенью — освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров участки южных экспозиций. По конфигурации поляны могут быть округлыми и вытянутыми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы и запады, образованные насаждениями в опушке, формируют композиционно интересное пространство поляны, которое нельзя охватить взглядом с одной точки. Тем самым создается иллюзия пространства, значительного по величине, уходящего за пределы восприятия и побуждающего к его дальнейшему изучению. Насаждения, как бы выходящие на поляну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных картин 47. Партеры, их классификация и композиция. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель). 1. Кружевные партеры, или узорчатые, или партеры-«вышивки»,—делали в «мертвом» материале, иногда с включением полосы газона. Рисунок выполнялся на фоне песка. В более позднее время фоном для восприятия кружева партера стал газон, что является отступлением от классических правил. 2. Наборно-орнаментальные партеры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. Фон — толченая черепица. 3. Английские партеры выполнялись из газона и песка. 4. Разрезные партеры устраивали на песчаном фоне, главная роль была отведена цветам, заполнявшим элементы рисунка. Обрамление — стриженый буксус. Примером может служить партер перед Монплезиром в Петродворце, где обрамление выполнено из дерна. 5. Партеры у оранжерей создавались с применением большого числа кадочных и горшечных растений. 6. Водные партеры. Все эти виды партеров (особенно первый) представляют собой сложные и дорогостоящие устройства, требующие капитальной реконструкции каждые 4—5 лет. В классификацию не вошли партеры зеленых ковров
48,49,50. Приемы цветочного оформления.Цветники обогащают пейзаж.Они могут быть решены в виде клумб,рабаток,групповых и одиночных посадок.Клумба-цветник превильной геометрической формы,размещаемый обычно в партерных композициях.Используются однолетние цветущие и декоративно-лиственные ковровые растения либо двух- многолетний цветрастения.На клумбах практикуют сменное оформление-весенние(виола),летнее(петуния,сальвия,тагетис),осеннее(хризантемы,астры).Робатки-цветущие полосы шириной 0,8м,размещаемые вдоль дорожек,тротуаров.Соотношение длины робатки к ее ширине должно быть не менее 3:1.Цветники представляют собой многорядные посадки из одного или нескольких видов летников.Живописные группыили одиночные посадки высаживают на газонах,у дорожек,площадок.Границы могут быть разнообразной формы.Ассортимент подбирается из наиболее декоративных цветочных многолетников.Вертикальное озеленение-для декорирования фасадов,зданий,построек.Используют травянистые и древесные вьющиеся растения(настурция,ипомея,жимолость каприфоль,винограды…)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 684. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |