Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Боскет. Шпалеры, их формирование и использование.




Боскет – крупная геометрическая форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру различают два типа боскетов – Роща, включающая лесопокрытую территорию, и «кабинет» с насаждениями, расположенными по периметру территории.

Множество вариантов создания боскетов – обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0*3,0*1,5м) , 2-ярусное обрамление; Шпалеры – «зеленая стена» на основе трельяжа и т.д. Главной задачей является формирование четкого геометрического объема боскета в виде плотной зеленой стены.

В зависимости от функций использование боскета, различают – декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарственных растений, место отдыха (танцевальный зал

Массивы и боскеты в парках.

Массивы на­саждений в пейзажных парках и боскеты в регулярных — представ­ляют собой наиболее крупные виды парковых насаждений. Они образу­ют периметральные насаждения, за­щищающие территорию от господ­ствующих ветров, шума, пыли, раз­деляют ландшафтные районы парка или создают фон для парковых кар­тин.

Массивы и боскеты соразмерны площади парка или его районам. Они образуют композиционно организо­ванную объемно-пространственную систему соподчиненных компонентов. Боскет — это крупная геометри­ческая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений раз­личаются два типа боскетов — ро­ща, включающая лесопокрытую тер­риторию (существующие насажде­ния или культуры), и «кабинет» с на­саждениями, расположенными по периметру территории (геометриче­ский участок). Существует множест­во вариантов создания боскетов — обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0X3,0X1,5 м); 2-ярус­ное обрамление; шпалеры — «зеле­ная стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формиро­вание- четкого геометрического объ­ема боскета в виде плотной зеленой стены. В зависимости от функции исполь­зование боскета дифференцирован­но — декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарст­венных растений, место отдыха (тан­цевальный зал, театр, место уеди­нения). Массив пейзажного парка — са­мый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 и более га) свободных очертаний. По своему происхождению масси­вы разделяют на: а) массивы, заложенные на базе леса; б) способом культур; в) путем реконструкции на­саждений иного использования.

При анализе композиции массива следует учитывать его пространст­венную структуру и состав пород. Эти вопросы рассмотрены выше. При этом большое значение имеет характер композиции, воспринимаю­щейся со стороны открытого прост­ранства, окаймление чистыми или смешанными породами, опушка. Так, массивы Старой и Новой Сильвий в Павловском парке, имея свое внутреннее решение, выполняют роль зеленых «стен», обрамляющих райо­ны Парадного поля и Белой березы, для которых весьма важны эстети­ческие качества опушек этих масси­вов. Важно также пейзажное разно­образие, обеспечивающее необхо­димую смену впечатлений на марш­руте, проходящем через массив.

По своей роли и функциональным особенностям можно выделить мас­сивы эстетического назначения, са­нирующего (шумозащита, пылеза-щита, защита от ветра и т. д.), ути­литарного (плодовый сад и т. д.). Защитные насаждения создают бла­гоприятную среду для человека и растений, формирующих внутрен­нюю структуру садово-паркового объекта. Одновременно защитные по­садки являются частью объемно-пространственной композиции пар­ка, соответствуют окружающему ландшафту и формируют его внут­реннее пространство.

 

38. Солитер - понятие, роль в композиции паркового пейзажа .Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Солитеры, или отдельно стоящие деревья, используются как в регулярных, так и пейзажных композициях. В регулярные композиции включаются виды, имеющие геометрически правильную (регулярную) форму кроны,— пихты, пирамидальные тополя, колонновидные. формы туи западной, а также шаровидные привитые формы клена, рябины, робинии. Кроме того, часто такие кроны формируют с помощью стрижки. В пейзажных композициях в качестве солитеров используют деревья со свободной естественной формой кроны. Размер солитера определяется

Солитеры в пейзаже парка выполняют роль акцента или центра композиции; элемента, выявляющего парковые оси композиции или ось фасада сооружений; «рамы» пейзажной картины или создают переход масштабом композиции от закрытого пространства к открытому.

 

39. Аллей, их классификация. Приемы композиции. Ассортимент. Алле́я (фр. allée, aller — идти) — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками. Типы аллей — прямые в регулярных и криволинейные в пейзажных парках и садах —определяются архитектурным замыслом, диктующим их построение: двурядные и многорядные,одноярусные и многоярусные, с разделительной полосой, арочные (так называемые перголы), с живой изгородью и другие. Деревья и кустарники могут быть свободно растущими или формованными. Для аллей применяют деревья с компактной кроной, долговечные и устойчивые против неблагоприятных условий произрастания; из хвойных — лиственницу, ель, пихту, кипарис и другие, из лиственных — липу, дуб, вяз, берёзу, бук, граб, платан, гледичию, клён и другие.

Среднее расстояние между деревьями в ряду 5 м, между рядами — 10 м; в зависимости от размеров и формы кроны оно может быть увеличено или уменьшено. Прим. Большая Звезда Павловска, Аллеи-дорожки Молодого жениха, Зеленой женщины, Красного солнца., Троиная липовая аллея.

 

40, 41,42,43,44,45. Группы из деревьев и кустарников. Классификация. Приемы использования в композиции парков.

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких ви­дов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.  

Древесные растения в природных условиях обычно произрастают группами. Групповое размещение деревьев и кустарников придает посадкам необходимую естественность.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее ок­раской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются ку­старниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, об­лиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в еди­ную композицию; для построения вы­разительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшаф­та структуры групп специфичны.

В парках встречаются группы с ко­личеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем каче­ство групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их разме­щения. Группа из 2 деревьев в натуре часто про­изводит хорошее впечатление: вели­чественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролист­ные на фоне массива из ели обыкно­венной (Зеленогорск); ель обыкно­венная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шува-ловский парк).

Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

По величине группы разде­ляются на малые, средние и боль­шие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Груп­па, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорасту­щих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка яв­ляется небольшой (площадь проек­ций крон 25—60 м2); группы в возра­сте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) явля­ется большой для любой площади парка. Величину групп можно опре­делить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать сле­дующее подразделение групп по ве­личине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Вы­сота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной отно­сительной и оценивается путем срав­нения) .

По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Тав­рическом саду; на Марсовом поле.

Группы от 10 до 20 растений — пре­имущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).

по составу, обладают потенциальной вариабель­ностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав дре­весных растений определенного ти­па леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешан­ных группах происходит потеря де­коративных качеств в случае совме­щения деревьев и кустарников с раз­личной долговечностью или в резуль­тате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы при­водит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В совре­менной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим приме­ры положительных сочетаний дре­весных растений.

Дуб черешчатый, липа мелколист­ная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обык­новенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с ма­лым количеством экземпляров)

 

46. Поляны, их размещение в парковой композиции и оформление.

Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются пла­нировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные кар­тины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. Их зе­леные плоскости включаются в поле картины в качестве переднего плана или фона и создают необходимый фронт восприятия пейзажей. Поля­ны являются не только местом по­строения и обзора пейзажей, но и используются как места отдыха

Здесь часто размещаются благоуст­роенные площадки со спортивным оборудованием, они служат местом для проведения массовых праздни­ков, театральных представлений, подвижных игр, используются как зе­леные пляжи. Такие поляны могут быть и буферными зонами, прини­мающими на себя большую часть рекреационных нагрузок (Большая поляна Невского лесопарка — 20 га, поляна для игр Вашингтон-парка в Чикаго — 40 га, поляны Трептов-парка в Берлине, ГДР).

В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, пред­ставляющие собой систему открытых пространств (Парадное поле, Белая береза в Павловском парке). Ценней­шей чертой открытых пространств является обеспечение динамичности смен пейзажных картин. Чаше поляны решаются как самостоятель­ные внутренние пространства. Они могут изолированно размещаться в лесном массиве (характерно для ле­сопарков) либо решаться как серия полян, связанных друг с другом анфиладио (парк Вороново под Мо­сквой) или незаметно «перетекаю­щих» одна в другую (Тростянец). Имеются примеры их решения в виде небольших лужаек, подчиненных од­ному главному пространству (Боль­шая поляна в Невском лесопарке). Во всех случаях каждое изолирован­ное пространство может иметь инди­видуальное решение, но оно обяза­тельно связано с общим замыслом поляны и парка в целом.

Размеры полян определяются: — территориальными возможно­стями парка. Поляны могут занимать десятки гектаров (обширные луговые пространства в больших пар­ках и лесопарках) и измеряться все­го десятками квадратных метров (миниатюрные лужайки в городских садах, скверах и т. д.);—  необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений
или размерами архитектурных со­оружений. Это условие определило традиционные размеры полян в 1,0 —
1,5 — 2,0 га, ставшие классическими
в исторических парках.

—требованиями микроклимата, направленными на создание благо­приятных комфортных условий для человека, обеспечивающих как зате­ненными участками, так и достаточ­но освещенными и прогреваемыми солнцем. Летом это затененные уча­стки у опушек северных экспозиций, а весной и осенью — освещенные солнцем и защищенные от неблаго­приятных северных ветров участки южных экспозиций.

По конфигурации поляны могут быть округлыми и вытянуты­ми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы и запады, об­разованные насаждениями в опушке, формируют композиционно интерес­ное пространство поляны, которое нельзя охватить взглядом с одной точки. Тем самым создается иллюзия пространства, значительного по вели­чине, уходящего за пределы восприя­тия и побуждающего к его дальней­шему изучению. Насаждения, как бы выходящие на поляну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных картин

47. Партеры, их классификация и композиция.

Партер — это декоративная ком­позиция, расположенная на горизон­тальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цве­ты, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, тол­ченый кирпич, черепица. В компози­цию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадоч­ные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

1. Кружевные партеры, или узор­чатые, или партеры-«вышивки»,—делали в «мертвом» материале, иног­да с включением полосы газона. Ри­сунок выполнялся на фоне песка. В более позднее время фоном для вос­приятия кружева партера стал газон, что является отступлением от клас­сических правил.

2. Наборно-орнаментальные пар­теры. Они состояли из элементов кружевного партера в сочетании с поверхностями стриженого газона. Фон — толченая черепица.

3. Английские партеры выполня­лись из газона и песка.

4. Разрезные партеры устраивали на песчаном фоне, главная роль была отведена цветам, заполнявшим эле­менты рисунка. Обрамление — стри­женый буксус. Примером может слу­жить партер перед Монплезиром в Петродворце, где обрамление вы­полнено из дерна.

5. Партеры у оранжерей создава­лись с применением большого числа кадочных и горшечных растений.

6. Водные партеры.

Все эти виды партеров (особенно первый) представляют собой слож­ные и дорогостоящие устройства, требующие капитальной реконструк­ции каждые 4—5 лет.

В классификацию не вошли пар­теры зеленых ковров

 

48,49,50. Приемы цветочного оформления.Цветники обогащают пейзаж.Они могут быть решены в виде клумб,рабаток,групповых и одиночных посадок.Клумба-цветник превильной геометрической формы,размещаемый обычно в партерных композициях.Используются однолетние цветущие и декоративно-лиственные ковровые растения либо двух- многолетний цветрастения.На клумбах практикуют сменное оформление-весенние(виола),летнее(петуния,сальвия,тагетис),осеннее(хризантемы,астры).Робатки-цветущие полосы шириной 0,8м,размещаемые вдоль дорожек,тротуаров.Соотношение длины робатки к ее ширине должно быть не менее 3:1.Цветники представляют собой многорядные посадки из одного или нескольких видов летников.Живописные группыили одиночные посадки высаживают на газонах,у дорожек,площадок.Границы могут быть разнообразной формы.Ассортимент подбирается из наиболее декоративных цветочных многолетников.Вертикальное озеленение-для декорирования фасадов,зданий,построек.Используют травянистые и древесные вьющиеся растения(настурция,ипомея,жимолость каприфоль,винограды…)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 615.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...