Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие садово-паркового ландшафта




ландшафт по­нимается как «ядро.... системы физи­ко-географических ;наук и многих от­раслей «естествознания». В сфере деятельности общества ландшафт выступает как ресурсовоспроизводящая, средовоспроизводящая и хранящая генофонд система. По­этому ландшафт представляет собой один из главных объектов рациональ­ного использования природных ре­сурсов и охраны окружающей сре­ды . Ландшафт — э то конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающим единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоцинозов и, следовательно, однохарактерным набором, простых геокомплексов (фаций/урочищ).

Другими словами, ландшафт формируется взаимодействием и взаимосвязью 5 основных. природных компонентов: климата, земли (включающей литогенную основу, рельеф, поч­ву), воды, растительности и животного мира. Ландшафт занимает значительные площади, обычно измеряе­мые сотнями квадратных километров. На его территории выделяются комп­лексы меньшего ранга: называемые морфологическими частями (едини­цами) ландшафта. Основными из них являются фации и урочища, иногда дополнительно включаются, подуро- чища и местности.

Фация -  наименьшая морфологическая единица. Это такой природно-территориальный - комплекс; на всем протяжении которого сохраня­ются одинаковая ,литология поверхностных пород, одинаковы й характер рельефа и увлажнения;один микро­климат, одна почвенная разность и один биоценоз.

Урочище - представляет собой за­кономерное пространственное сочета­ние (система) фаций — балки, ов­раги, моренные валы и,т. д.

По социально-экономическим функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные (инже­нерные, техногенные) ,городские (урбанизированные); рекреацион­ные, заповедные; средозащитные (на­пример, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций; на­пример лесохозяйственная и рекреа­ционная.

По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, изменен­ных и сильноизмененных (природ­ных) ландшафтов:

По характеру последствий разли­чают:

культурный ландшафт — со­знательно измененный хозяйствен­ной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый челове­ком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизвод­ства здоровой среды;    

акультурный ландшафт, возни­кающий в результате нерациональ­ной деятельности или неблагопри­ятных воздействий соседних ланд­шафтов, утративших способность вы­полнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, поте­рявшие способность выполнять ка­кую-либо функцию)

Выделение и картирование гра­ниц ландшафтов и их морфоструктурных единиц составляют основу ландшафтного анализа, который на­правлен на изучение свойств ланд­шафтов, диагноз, определяющий их состояние; прогноз, предсказываю­щий возможные изменения, и разра­ботку рекомендаций по оптимально­му устройству ландшафта.

Классификация садово-паркового ландшафта

Объекты ландшафтного искусства, в первую очередь парки и лесопар­ки, можно отнести к группе антро­погенных ландшафтов и классифи­цировать как культурный, рекреа­ционный, слабоизмененный (или из­мененный) ландшафт. Кроме того, в сферу ландшафтного искусства попа­дает еще целый ряд ландшафтов ант­ропогенной группы. Это урбанизированный ландшафт, включающий все систему городского озеленения, где природные компоненты формируются практически заново, так же нарушенные и дегродировнные ландшафты, требующие рекультивации (отвалы места геологических выработок) Это, наконец, и с/х ландшафты, требующие их объемо-пространственной организации.Современные классификации имеют несколько - направлений.

Л. Рубцов в 1956 г., используя состав и структуру растительности, мор фологию рельефа и участие человека, подразделяет выделенные им садово-парковые ландшафты на, лесные, п а р ко в ы е, л у го в ы е, а л ь п и й с к и е, регулярные и садовые, т.е. классифици­рует их по .физиономическому облику. Такая ,классификация ,хотя и не получила широкого р а с п р ост ранения в практической деятельности, тем не менее представляет интерес при фор­мировании художественного образа объектов ландшафтного искусства. Наиболее распространенной и ус­тойчивой, оказалась классификация по пространственной структуре нас а ж де н и й введенная еще в 1983 г. Г: И Толочиновым при организации лесопарков, впоследствии модифици­рованная рядом авторов примени­тельно к различным географическим районам страны; Она используется и при оценке парков.

 В ее, основе лежит подразделение территорий по типам пространства на закрытые (древесные массивы с высокой сомкнутостью, полога), по­луоткрытые (участки с менее густы­ми или рединными насаждениями) и  открытые (участки без насажде­ний ) Эти класификации имеют варианты, но во всех случаях, кроме пространственных характеристик, они включают и компоненты естест­венного ландшафта — рельеф, водные ;ресурсы, растительность (рас­сматривая ее с позиций лесной типо­логии), и .деятельность человека (на­личие коммуникаций и сооружений). Другими словами, они объединяют экологические и визуально восприни­маемые свойства, природных комп­лексов и антропогенной деятельно­сти, что и обусловило жизнеспособность этого подхода и  его постоянное усовершенствование. Таким образом, связь-ландшафт­ного искусства с географическим лашдшафтоведением проявляется в гом, что его эстетические концеп­ции исходят из свойств, и взаимосвя­зи компонентов- естественного ланд­шафта.,

Вопрос 14

Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ресурсами и сооружениями образуют макроструктуру парка—его общий костяк со своими территориальными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчиненными им участками, выделами и т. д.

В качестве основного классификационного признака объемно-пространственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения. В условиях горного или просто сложного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфология его форм, а пространственная структура насаждений — подчиненным. По пространственной структуре парковые территории подразделяются на закрытые (совкнутость 1,0-0,6, бывает горизантальная шифр 1А и вертикальная 1Б), полуоткрытые (с равномерным распределение растительности 2А и группами 2Б) и открытые.

 

Вопрос 15

Районирование парка. Участки с различной пространственной структурой настолько физиономически различаются, что часто выделяют в ландшафтные районы (районы Сильвий, Белой березы, Парадного поля и другие в Павловском парке).

Районы характеризуются не только общностью пространственной структуры, но и других природных и искусственных компонентов. Они выделяются по формам рельефа, имеющимся или проектируемым водоемам, по комплексу сооружений, общности планировочного решения и др.— по всем признакам, формирующим их индивидуальный облик.

Ландшафтные районы образуют цельную композицию — ансамбль парка со своим центром и, как правило, со своей композиционной осью.

Композиция района обычно имеет свою доминанту и подчиненные ей узлы. Центром композиции может быть сооружение, водоем или поляна, соразмерные площадки парка и его района.

Сложные по построению ландшафтные районы можно подразделить на участки. Например, район долины р. Славянки состоит из 6 участков, каждый из которых имеет свою доминанту (участки Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.). Чередование этих участков со своим ритмом смены пейзажных картин формирует облик долины в целом.

Парковые картины с точки зрения пространственной организации можно считать своеобразными территориальными единицами. Их границы определяются полем видения, в пределах которого формируется ком позиция картины, воспринимаемая с определенной точки. Видовые лучи парковых пейзажных картин могут быть в пределах района, проходить сквозь ряд районов, сходиться и пересекаться, имея общие объекты обзора.

Композиция пейзажных картин, их размеры, структура и закономерности чередования в парковом пространстве имеют важное значение и будут рассмотрены самостоятельно.

Закономерное соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств отдельных районов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 698.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...