Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие садово-паркового ландшафта
ландшафт понимается как «ядро.... системы физико-географических ;наук и многих отраслей «естествознания». В сфере деятельности общества ландшафт выступает как ресурсовоспроизводящая, средовоспроизводящая и хранящая генофонд система. Поэтому ландшафт представляет собой один из главных объектов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды . Ландшафт — э то конкретная территория, однородная по своему происхождению и истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам, обладающим единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, общим климатом, единообразным сочетанием гидротермических условий, почв, биоцинозов и, следовательно, однохарактерным набором, простых геокомплексов (фаций/урочищ). Другими словами, ландшафт формируется взаимодействием и взаимосвязью 5 основных. природных компонентов: климата, земли (включающей литогенную основу, рельеф, почву), воды, растительности и животного мира. Ландшафт занимает значительные площади, обычно измеряемые сотнями квадратных километров. На его территории выделяются комплексы меньшего ранга: называемые морфологическими частями (единицами) ландшафта. Основными из них являются фации и урочища, иногда дополнительно включаются, подуро- чища и местности. Фация - наименьшая морфологическая единица. Это такой природно-территориальный - комплекс; на всем протяжении которого сохраняются одинаковая ,литология поверхностных пород, одинаковы й характер рельефа и увлажнения;один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз. Урочище - представляет собой закономерное пространственное сочетание (система) фаций — балки, овраги, моренные валы и,т. д. По социально-экономическим функциям различают ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные (инженерные, техногенные) ,городские (урбанизированные); рекреационные, заповедные; средозащитные (например, водоохранные). Возможно также одновременное выполнение двух или нескольких функций; например лесохозяйственная и рекреационная. По степени изменения выделяют группу слабоизмененных, измененных и сильноизмененных (природных) ландшафтов: По характеру последствий различают: культурный ландшафт — сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды; акультурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов, утративших способность выполнять функции здоровой среды. Крайними в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию) Выделение и картирование границ ландшафтов и их морфоструктурных единиц составляют основу ландшафтного анализа, который направлен на изучение свойств ландшафтов, диагноз, определяющий их состояние; прогноз, предсказывающий возможные изменения, и разработку рекомендаций по оптимальному устройству ландшафта. Классификация садово-паркового ландшафта Объекты ландшафтного искусства, в первую очередь парки и лесопарки, можно отнести к группе антропогенных ландшафтов и классифицировать как культурный, рекреационный, слабоизмененный (или измененный) ландшафт. Кроме того, в сферу ландшафтного искусства попадает еще целый ряд ландшафтов антропогенной группы. Это урбанизированный ландшафт, включающий все систему городского озеленения, где природные компоненты формируются практически заново, так же нарушенные и дегродировнные ландшафты, требующие рекультивации (отвалы места геологических выработок) Это, наконец, и с/х ландшафты, требующие их объемо-пространственной организации.Современные классификации имеют несколько - направлений. Л. Рубцов в 1956 г., используя состав и структуру растительности, мор фологию рельефа и участие человека, подразделяет выделенные им садово-парковые ландшафты на, лесные, п а р ко в ы е, л у го в ы е, а л ь п и й с к и е, регулярные и садовые, т.е. классифицирует их по .физиономическому облику. Такая ,классификация ,хотя и не получила широкого р а с п р ост ранения в практической деятельности, тем не менее представляет интерес при формировании художественного образа объектов ландшафтного искусства. Наиболее распространенной и устойчивой, оказалась классификация по пространственной структуре нас а ж де н и й введенная еще в 1983 г. Г: И Толочиновым при организации лесопарков, впоследствии модифицированная рядом авторов применительно к различным географическим районам страны; Она используется и при оценке парков. В ее, основе лежит подразделение территорий по типам пространства на закрытые (древесные массивы с высокой сомкнутостью, полога), полуоткрытые (участки с менее густыми или рединными насаждениями) и открытые (участки без насаждений ) Эти класификации имеют варианты, но во всех случаях, кроме пространственных характеристик, они включают и компоненты естественного ландшафта — рельеф, водные ;ресурсы, растительность (рассматривая ее с позиций лесной типологии), и .деятельность человека (наличие коммуникаций и сооружений). Другими словами, они объединяют экологические и визуально воспринимаемые свойства, природных комплексов и антропогенной деятельности, что и обусловило жизнеспособность этого подхода и его постоянное усовершенствование. Таким образом, связь-ландшафтного искусства с географическим лашдшафтоведением проявляется в гом, что его эстетические концепции исходят из свойств, и взаимосвязи компонентов- естественного ландшафта., Вопрос 14 Зеленые насаждения формируют пространство парковых территорий и вместе с рельефом, водными ресурсами и сооружениями образуют макроструктуру парка—его общий костяк со своими территориальными единицами — ландшафтно-планировочными районами и подчиненными им участками, выделами и т. д. В качестве основного классификационного признака объемно-пространственной структуры принимается тип пространственной структуры (ТПС), определяемый сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения. В условиях горного или просто сложного и достаточно выраженного рельефа основным классификационным признаком становится геоморфология его форм, а пространственная структура насаждений — подчиненным. По пространственной структуре парковые территории подразделяются на закрытые (совкнутость 1,0-0,6, бывает горизантальная шифр 1А и вертикальная 1Б), полуоткрытые (с равномерным распределение растительности 2А и группами 2Б) и открытые.
Вопрос 15 Районирование парка. Участки с различной пространственной структурой настолько физиономически различаются, что часто выделяют в ландшафтные районы (районы Сильвий, Белой березы, Парадного поля и другие в Павловском парке). Районы характеризуются не только общностью пространственной структуры, но и других природных и искусственных компонентов. Они выделяются по формам рельефа, имеющимся или проектируемым водоемам, по комплексу сооружений, общности планировочного решения и др.— по всем признакам, формирующим их индивидуальный облик. Ландшафтные районы образуют цельную композицию — ансамбль парка со своим центром и, как правило, со своей композиционной осью. Композиция района обычно имеет свою доминанту и подчиненные ей узлы. Центром композиции может быть сооружение, водоем или поляна, соразмерные площадки парка и его района. Сложные по построению ландшафтные районы можно подразделить на участки. Например, район долины р. Славянки состоит из 6 участков, каждый из которых имеет свою доминанту (участки Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.). Чередование этих участков со своим ритмом смены пейзажных картин формирует облик долины в целом. Парковые картины с точки зрения пространственной организации можно считать своеобразными территориальными единицами. Их границы определяются полем видения, в пределах которого формируется ком позиция картины, воспринимаемая с определенной точки. Видовые лучи парковых пейзажных картин могут быть в пределах района, проходить сквозь ряд районов, сходиться и пересекаться, имея общие объекты обзора. Композиция пейзажных картин, их размеры, структура и закономерности чередования в парковом пространстве имеют важное значение и будут рассмотрены самостоятельно. Закономерное соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств отдельных районов
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 698. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |