Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа воспитания и обучения.




Дети седьмого года жизни значительно отличаются от пятилетних. Дело в том, что все ранее воспитанные качества личности и способности получают наиболее полное развитие в этот возрастной период. В последней группе детского сада подготовка к школьному обучению занимает ведущее место, и важность этого факта осознают сами дети. Вот почему воспитатель прежде всего развивает способность наблюдать, чтобы дети могли самостоятельно рассматривать предметы. Главное в этом процессе — опора на приобретенный ими опыт.

Воспитатель совершенствует у детей умение анализировать те свойства предметов и явлений окружающей действительности, которые затем находят отражение в рисунках; учит вычленять характерные свойства, чтобы можно было охватить предмет или явление в целом. Так, обращая внимание детей на особенности весны, выделяет яркость зелени, чистоту голубого неба, нежность первых цветов. В целом же способствует возникновению чувства радости от солнца, обилия света, свежести красок.

Рисование с натуры не основной вид творчества в этой возрастной группе. Однако некоторые особенности вое-таки имеются. Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов,, теперь — свойства, присущие конкретному предмету. Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить н изобразить. Кроме того несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование занимает определенное место и в занятиях по ознакомлению с природой. Дети наблюдают природные явления, замечают изменения в росте растений на участке детского сада, в группе и передают свои наблюдения в рисунках.

Знакомство с трудом, техникой, с явлениями общественной жизни находит более широкое отражение в рисунках, аппликациях, лепке, так как изобразительная деятельность приобретает познавательное значение. Если ранее внимание детей педагог направлял на красоту явлений и таким образом обогащал их эстетический опыт, развивал эстетическое восприятие, то теперь эстетическая сторона явлений получает элементарные оценки, которые дети осознают. Более широкое знакомство с произведениями изобразительного искусства содействует развитию способности анализировать явления с эстетической стороны, самостоятельно находить красоту в жизни.

Педагог учит шестилетних детей выражать свое понимание картин различного содержания, скульптуры малых форм, предметов декоративно-прикладного искусства. Дети начинают чувствовать эстетические свойства произведений, испытывают радость, волнение, восхищение при их восприятии, по предложению педагога и по своей инициативе выбирают особо понравившиеся.

В подготовительной к школе группе способность учиться приобретает еще более осознанный характер. Дети не только охотно выполняют указания воспитателя, но и сами находят возможность упражняться в том, что им не сразу дается, просят повторно объяснить, показать, задают вопросы, чтобы выяснить, как следует действовать. Любознательность приобретает целенаправленный характер, возрастают познавательная активность, самоконтроль и самооценка.

Воспитатель развивает индивидуальные познавательные интересы детей к технике, природе, искусству, так как эти интересы влияют на содержание рисунков, лепки, аппликаций.

В процессе рисования педагог направляет детей на дружелюбную и справедливую оценку работ товарищей, развивает умение выражать свое мнение. Он воспитывает у детей желание передавать товарищам все, чему научились сами, оказывать им помощь. Например, кто-то из новичков не смог освоить композицию декоративного узора с различными элементами. Вне занятий педагог может поручить одному из воспитанников, кто хорошо рисует, показать новичку приемы рисования этого узора.

При выполнении коллективных работ дети 6 лет не только выполняют условия, установленные воспитателем, но и сами продумывают эти условия, следят за их выполнением, стараются сделать как можно лучше и точнее. Довольно часто детям, которые сидят за одним столом, воспитатель поручает договориться выполнить совместную работу, разделить между собой обязанности. Контролируя ход работы некоторых, он тем не менее предоставляет детям возможно большую самостоятельность.

Воспитатель учит детей планировать действия ка сначала работы (подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем начать рисовать), так и в процессе ее выполнения, что повышает самоконтроль, организует деятельность.

Педагог формирует у детей умение не только замечать недостатки в работе, но и исправлять их, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности, помогает им устанавливать связи между освоенными умениями и получаемым результатом, сознательно направляет усилия детей на создание рисунка, который был бы понятен другим, вызывал бы чувство радости, удовольствия.

Изображение предметов. В процессе изображения предметов воспитатель развивает у детей умение передавать особенности их характерной формы, частей, учит идти от общего к частному, передавать строение предмета, изображать человека и животных в покое и в движении. Перечисленные выше задачи значительно сложнее тех, которые решались в старшей группе.

Из окружающего мира предметов воспитатель выбирает наиболее яркие, необычные, характерные, имеющие четкие части (например, игрушки), четкий силуэт (керамическая посуда, вазы). Чтобы дети смогли по представлению создавать варианты изображений предметов, воспитатель организует рассматривание и обследование форм этих предметов, а затем предлагает изобразить их в рисунках.

В подготовительной к школе группе воспитатель учит детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой (контрастной, сближенной), уметь ее создавать. Дети узнают, что каждый цвет имеет много оттенков, учатся определять и передавать оттенки цвета, пользоваться смешением некоторых цветов для получения оттенков. Умение пользоваться смешением цветов для получения оттенков дает возможность детям свободнее и разнообразнее использовать цветовую палитру. Воспитатель помогает им самостоятельно искать, определять названия цветов (серо-голубой, желто-зеленый) , оттенки для передачи пасмурного неба или нежно-розового, темной листвы у деревьев или бледно-зеленых стеблей у цветов и т. д. Учит детей отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках и аппликациях. Например, наблюдая с детьми окружающие предметы в яркий солнечный день, воспитатель обращает внимание на сочность, контрастность  цветов (ярко-красный цветок как будто горит на солнце). Но вот солнце скрылось за тучу, и все вокруг изменилось: то, что было таким ярким, потускнело.

Составление узоров. На занятиях в подготовительной к школе группе воспитатель учит детей осваивать. Некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.).

Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение (узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения или узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка).

Воспитатель учит детей составлять декоративные композиции средствами рисунка и аппликации на основе современной декоративной росписи, ткачества, текстиля, керамики и пр., украшать предметы из глины, картона, папье-маше и других материалов. Дети приобретают умения рассматривать произведения искусства, анализировать входящие в узор орнаментальные элементы и композицию по форме и цвету, оценивать их по своему вкусу.

Благодаря использованию различных материалов эта деятельность выходит за рамки просто декоративного рисования и приобретает декоративно-прикладной характер.

Воспитатель учит детей приемам сочетания в декоративной композиции разных материалов. Так, дети могут создавать рисунки на ткани (по типу декоративной росписи). Например, для участников хоровода нужно украсить фартучки декоративным узором. Воспитатель показывает, как можно быстро на слегка накрахмаленном материале нарисовать элементы узора или напечатать, используя готовую форму (клише из пенопласта, полистирола).

Детям показывают не только таблицы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства. Воспитатель стремится познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д. Это позволит развить у них вкус, научит сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.

Передача сюжета. На занятиях сюжетным рисованием воспитатель учит детей передавать относительную величину предметов, располагать изображения с учетом глубины пространства, использовать весь лист бумаги или выделять широкую полосу для изображения предметов, находящихся на земле. При систематической целенаправленной работе у детей к концу года сформируется умение продумывать, осуществлять пространственную композицию рисунка так, чтобы она выражала содержание событий.

Шестилетние дети могут передавать в рисунке пространство. Предметы, находящиеся ближе к нижнему краю листа, они изображают крупно, с четкими контурами, предметы дальних планов рисуют меньшего размера. Важно показать детям, как по-разному можно располагать предметы на плоскости листа: на широкой полосе, на всем листе и т. д.— в зависимости от содержания или замысла рисунка.

Технические навыки. Воспитатель учит детей свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотом линий сперва в одну, затем в другую сторону рисовать двойной завиток в вертикальном и горизонтальном положениях и пр., уметь производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, больших предметов и кистью руки или вовсе одними пальцами при рисовании коротких линий, мелких предметов или их частей, элементов узора, закрашивании мелких деталей рисунка (при спокойно лежащей кисти руки — как при письме). Педагог учит свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами. Дети овладевают произвольным изменением наклона кисти руки при рисовании цветом больших плоскостей, начиная сверху и сгоняя краску вниз, держа при этом кисть плашмя. Они учатся покрывать цветом большие плоскости (светлым тоном), используя легкий нажим на карандаш и держа его боковой очинённой стороной к бумаге (пользуются при этом широким размахом руки); учатся равномерно усиливать и ослаблять силу тона при рисовании карандашом; осваивают технику рисования акварелью, т. е. смачивают краски водой, наносят краски на палитру для разведения водой и смешения, достаточно насыщают кисти краской для выполнения рисунка. В этой возрастной группе на занятиях расширяются изобразительные материалы: дети учатся рисовать цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной.

В подготовительной к школе группе воспитатель пристальное внимание обращает на то, как свободно, самостоятельно владеют дети разнообразными навыками при закрашивании карандашами, красками, при рисовании линейного контура, так как основные технические навыки в рисовании они приобрели в предшествующей группе.

Воспитатель учит детей видеть эстетические качества рисунка: красоту линий, форм, элементов узора, особенности очертаний, легкость нажима при штриховке. Постепенно дети сами начинают использовать их в работе, благодаря чему рисунок становится красивее, изящнее, выразительнее.

 

 

Прохождение программы.

 

I квартал

Тематика занятий по рисованию в осенний период связывается с впечатлениями, событиями из жизни самих детей и жизни взрослых, которую они имеют возможность наблюдать и посильно в ней участвовать. Одно из впечатляющих событий осени — сбор урожая на огороде, в плодовом саду. Если дети собирали овощи, фрукты, то имеют ясные представления о форме. Следовательно, могут достаточно правдиво изобразить эти «подарки осени». Как и в средней группе, дети учатся определять и передавать характерную форму предмета, ее особенности и детали. Новая' ступенька к познанию — разнообразие форм.

По-прежнему в рисунках с помощью красок передаются яркость и пышность последних осенних цветов, осенняя окраска листвы. Рисуя осенние цветы — ноготки, немахровые георгины, цинии, астры (с натуры), дети впервые получают задание: передать характерные особенности наблюдаемого цветка — стебель (прямой или наклонный), листья (узкие, продолговатые или зубчатые), лепестки (сужающиеся к концу или расширяющиеся). В этом случае полезен прием сравнения, т. е. рассмотреть два цветка, например астру и цинию, и передать в рисунке различия по форме, строению, цвету.

Но прежде чем приступить к работе, воспитатель направляет детей на самостоятельный выбор формата бумаги. Дети должны научиться соотносить форму предмета с форматом бумаги, тогда композиции станут разнообразнее.

Окраску осенней природы, в частности осенних деревьев, дети могут передавать по памяти. Однако впечатления их должны быть отчетливыми, полными, чтобы в рисунках нашли отражение особенности того или иного дерева. Поэтому лучше наблюдать сначала одно дерево, например березку (отмечается строение, цвет листьев, белизна коры), затем — другое, скажем, клен.

На занятиях, обучая детей композиционным умениям, педагог предлагает подумать, как расположить на рисунке деревья, кустарники, где проложить тропинку. Дети должны понять, что одни деревья рисуют ближе к переднему краю листа, другие — дальше; так передается глубина пространства. Для большей наглядности воспитатель демонстрирует репродукции картин, иллюстраций.

Когда дети приступают к рисованию, наглядные пособия убирают.

Темой рисунков могут быть и объекты родного города или села, жизнь людей, их труд. Новое содержание требует новых впечатлений. Поэтому проводятся наблюдения, экскурсии вне детского сада. (Отметим, что чаще всего дети отображают здания различной формы, пропорций.)

В подготовительной к школе группе дети могут выполнять коллективную работу, содержание которой им должно быть знакомо по старшей группе. Но теперь к изображению зданий добавляются другие предметы, появляются детали — различные машины, летящие самолеты, вертолеты. Транспортные изображения дети могут рисовать простым карандашом с последующим раскрашиванием цветным и вырезать. Основную работу можно выполнить на занятии, дополнения (небольшая группа детей вместе с воспитателем) — в свободное время. Воспитатель иногда организует занятие рисованием по двое, т. е. на одном листе бумаги рисуют двое детей.

Воспитатель разнообразит содержание и тематику детских рисунков, опираясь на впечатления, полученные во время наблюдений природы и явлений окружающей действительности в детском саду, от экскурсий по городу, в цирк, в театр, на выставку, от просмотра кинофильмов и телевизионных передач.

Декоративное рисование лучше начинать с украшений предметов симметричной формы. Если знания и умения у детей хорошие, дают на выбор предметы разной формы, вырезанные из бумаги, и напоминают, как надо их украшать. Полезно до занятия вывесить в групповой комнате образцы, по которым воспитатель выясняет, что общего в узорах, что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым. После этого дети создают узоры по замыслу. В узоры можно ввести элементы осенней природы — желтые и красные листья, ягоды рябины, например ветку с листьями или ягодами разместить в середине круга или многоугольника, а по краям — украшения в виде маленьких листочков, отдельных ягод и пр.

Поздняя осень, когда листья с деревьев уже облетели и часто идет дождь, создает иное настроение, чем ранняя золотая осень. В эту пору дети рисуют красками небо, покрытое серыми тучами, мокрую темную землю, лужи, в которых плавают последние листья, голые почерневшие деревья, ветреный дождливый день, когда ветки деревьев гнутся в стороны. Такое содержание рисунка вызовет необходимость познакомиться с несколькими оттенками серого цвета: более темного и светлого, серо-голубого (вода в лужах), серо-желтого (увядшая трава).

Рисунки, выполненные в разные периоды осени, воспитатель рассматривает с детьми и отмечает, чем они отличаются: в одних преобладает яркая цветовая гамма, в других — совсем другой колорит.

Так передают в рисунках дети свои впечатления об окружающем, используя для этого различные изобразительно-выразительные средства (ритм, колорит, композицию).

В I квартале в подготовительной к школе группе предусматриваются как новые знания и умения, так и закрепление ранее усвоенных.

Особой организации требуют занятия по замыслу детей. Воспитатель учит не только придумывать тему рисунка, но и представлять себе будущую работу, что и где разместится, какими будут изображения. Конечно, многое еще дополнится в процессе рисования, но ребенок должен знать, с чего ему начинать и что учитывать. Планировать дети могут не только на словах и мысленно, но и намечая на бумаге места некоторых изображений. Отметим: лучше понимают дети, что и где будут рисовать, иллюстрируя сюжеты сказок, стихов и рассказов.

Важно направить внимание детей на события окружающей жизни, использовать их личный опыт. Поэтому педагог предлагает изобразить что-либо от впечатлений выходного дня, летних впечатлений, приобщает детей к интересам, которыми живет вся страна.

Творчество детей ярко проявляется в процессе иллюстрирования сказок, которые они сами сочиняют. Сюжеты весьма разнообразны: про зайчат, про сову, про волшебный теремок и т. д. И что примечательно: рисунки, выполненные на первоначальный сюжет, дети дополняют новыми историями, как бы продолжая свои сказки.

В конце I квартала воспитатель сосредоточивает внимание детей на празднике Октября. Более широко, чем раньше, он предлагает отражать впечатления: праздничный город (село), фейерверк, праздник в детском саду.

Более всего привлекает детей тема «Праздничный салют». Прежде чем приступить к работе, дети могут рассмотреть предложенные иллюстрации, выслушать советы педагога: лучше всего рисовать на темной бумаге, отвести большую часть листа огням салюта, а в нижней части нарисовать темные здания. В ходе беседы определяются цвета огней, взлетающих букетом, расходящихся по сторонам и падающих, описав дугу, вниз. Слегка намечается карандашом место каждого пучка и дуги, по которым они разлетаются.

Выбрав наиболее красочные, яркие рисунки, воспитатель может сделать с детьми панораму праздничного салюта и украсить ею групповую комнату.

 

II квартал

Зимняя природа — богатый материал для рисования. Воспитатель предлагает различные темы о зиме. Предварительно проводятся наблюдения во время прогулок, рассматриваются картины. Педагог обращает внимание детей на своеобразие зимнего пейзажа: обилие снега и темные силуэты деревьев. Предметы на белом снегу кажутся наиболее четкими и контрастными.

В рисунках о зиме дети могут изобразить веселые игры, лепку снежной бабы, катание на лыжах, на санках; по совету воспитателя вспоминают темы повседневных наблюдений на участке детского сада, передают характерные постройки, расположение деревьев и кустарников, изгороди и пр.

На фоне зимнего пейзажа происходит действие многих русских сказок («Лиса и волк», «Морозко», «Снегурочка» и др.). Воспитатель обращает внимание детей, как изображают художники сказочных героев, как дополняют обстановку деталями. Самое главное — правильно расположить, изобразить героев, предметы. Тогда и содержание станет более понятным, выразительным. Например волшебный сундучок Машеньки (сказка «Морозко») неплохо украсить ярким декоративным узором; Снегурочку, которую дети изображают с большой любовью и симпатией, нарядить в красивую шубку, сарафан.

В процессе рисования по сказкам дети наиболее полно посредством цветовой гаммы выражают свое отношение к действующим лицам. Важно развивать у детей эстетические чувства, вызывая эмоциональное отношение к изображаемому.

Радостное для детей событие — праздник новогодней елки. В период подготовки дети обычно получают много ярких впечатлений, которые можно отразить в рисунках. Они уже умеют рисовать елку — теперь их внимание обращают на строение еловой ветки. Для рисования с натуры, которое можно провести и красками, и карандашами, воспитатель готовит маленькие еловые веточки. Их прикрепляют на листы белой бумаги и раздают по столам. После того как дети хорошо рассмотрят ветку (на это их внимание направляет воспитатель, спрашивая: какая веточка — прямая или изогнутая? Сколько у нее разветвлений? Как они отходят от основной ветки? Как расположены иголки хвои? Как заканчивается каждая ветка?), педагог спрашивает: с чего надо начинать рисовать? Как расположить на листе бумаги основную ветку, чтобы все поместилось и было красиво? Рисунки дети выполняют самостоятельно. После рисования они вновь рассматривают веточку и сравнивают с той, которую нарисовали.

В рисунках по замыслу детям можно предложить отразить собственные впечатления от посещения елочного базара, радость по поводу покупки, родителей, несущих елку домой, и т. д.

На занятиях декоративным рисованием дети мастерят поздравительные открытки и билеты. Лучше всего предоставить им возможность придумать содержание рисунка самим, но предварительно воспитатель обговаривает, что и как можно нарисовать на маленькой открытке, показывает или удачные рисунки других детей того же возраста, или подходящие рисунки художников, или новогодние открытки, которые приносит сам или дети. Все вместе они их рассматривают, находят наиболее красивые, яркие. Затем дети рисуют самостоятельно, используют различные мотивы: снежинки, елочные веточки, украшенные игрушками, Дед Мороз, Снегурочка и др.

Предварительно воспитатель может протонировать бумагу (это могут сделать и дети), чтобы пригласительные билеты получились праздничными, нарядными. Дети затем к каждому фону подбирают цветовую гамму.

Каждый праздник оставляет свои впечатления. Вот почему после праздника в детском саду в сюжетных рисунках находят отражение его персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, зайчики, снежинки; персонажи из сказок: Аленушка, Красная Шапочка, мальчик с пальчик и др. Чтобы дети смогли отразить героев праздника, воспитатель помогает им передать и особенности костюмов, и танцевальные движения (скажем, одна рука или обе закругленно подняты, нога — на каблук), и различие в росте (Дед Мороз и Снегурочка), и общую красочность праздника.

Центр композиции рисунка — украшенную елку — изображают уже более детально и тщательно, более выразительно, чем младшие. Праздник елки рисуют на большом листе бумаги, чтобы елка выглядела достаточно крупной и можно было на ней нарисовать различные игрушки. На следующем занятии вокруг елки можно дорисовать героев праздника. В процессе выполнения задания дети переговариваются между собой, советуются с воспитателем, припоминают эпизоды праздника, исполняемые песни, пляски.

В конце II квартала хорошо организовать в зале выставку работ детей подготовительной к школе группы для всех воспитанников детского сада. Экспозицию подготавливает воспитатель вместе с детьми. День открытия обставляется торжественно. Показывают выставку сами дети. Предварительно с ними обговаривают, что надо показывать работы всех детей, указывать, что в них есть интересного и красивого. Можно выделять «экскурсоводов» для гостей — детей из других групп, родителей, работников детского сада.

Выставки детских работ можно посвящать одной теме или разделу, например декоративному рисованию.

Декоративное рисование во II квартале строится главным образом на украшении вещей, выполненных из бумаги, картона, папье-маше и вылепленных из глины.

Детям объясняют построение узоров на разных объемных формах в соответствии с использованием данного предмета. Украшение — не только в нанесении узора, но и в декоративной окраске частей предмета.

Предварительно воспитатель рассматривает с детьми узоры на коробочках, шкатулках, блюдцах, чашках и т. д., разрисованных по краям предмета или по всей его поверхности, и отмечает, как ритмично повторяются одни и те же элементы орнамента.

 

III квартал

В III квартале, как и в предыдущем, воспитатель решает задачи эстетического воспитания, развивает у детей чувство цвета и композиции, учит выразительно передавать сюжет, образы.

Март приносит новые впечатления. На окне детского сада расцветает яркий колокольчик амариллиса, появляются первые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы). Можно предложить детям нарисовать их с натуры.

В начале марта отмечается Международный женский день, и дети готовят подарки самого разнообразного характера. Важно, чтобы при этом они не только претворяли предложения воспитателя, но проявляли инициативу и выдумку.

«Как я помогаю маме» — излюбленная тема детей на занятиях по рисованию. Трудность задачи — в том, что требуется изобразить процесс труда в движении. Как облегчить ее решение? С помощью наблюдений работающего человека на участке, в группе. Это — во-первых, во-вторых, дать изображение в лепке; затем это содержание дети передают в рисунках. Не менее любимы и такие темы, как «Моя мама самая красивая», «Я рисую маму». Перед праздником в детском саду, посвященном женскому дню, воспитатель устраивает выставку рисунков — «портретов» мам.

Традиционный цветок Международного женского дня — мимоза. Рисовать этот цветок несложно, и с этим заданием дети справляются. Красивее выглядит рисунок мимозы на цветной темной бумаге, выполненный гуашью. Воспитатель обращает внимание детей на цвет листьев мимозы — серо-голубоватый (а не ярко-зеленый). Как и в других рисунках с натуры, напоминает о красивом расположении. Если возможно, по веточке мимозы раздают на каждый стол.

Новый момент в декоративном рисовании — овал, удлиненный прямоугольник, в середине — какое-либо изображение, например ветки цветущей мимозы, ветки с птицами, летящий голубь и пр., а по краям — тонкий некрупный узор. Такой рисунок может быть выполнен и на крышке шкатулки, коробки.

Воспитатель знакомит детей с узорами на изделиях народных мастеров, например Хохломы. Обращает внимание на тонкие травы, листочки, завитки, кисти ягод и цветов, нарисованные черным, красным, золотым цветами, на изгибы веток, на завитки, направленные в разные стороны. Воспитатель предлагает детям поучиться рисовать кисточкой завитки и изогнутые линии стеблей и листьев. Дает схему построения рисунка: на полоске посредине вдоль наносят прямую линию (или волнистую), вправо и влево от нее на равном расстоянии рисуют завитки. Воспитатель показывает, как держать руку с кистью и как ею действовать рисуя завиток: кисть руки должна свободно поворачиваться вправо и влево. Затем дети украшают завитки листьями, ягодами, цветами по своему замыслу.

На последующих занятиях выполняются декоративные рисунки с более разнообразным способом включения завитков — можно по типу хохломского узора и в характерных для него цветах.

На занятиях декоративного рисования дети знакомятся с названиями новых форм и сравнивают их со старыми.

С наступлением весны проводят экскурсии. Содержание их весьма разнообразно, но одна носит целенаправленный характер — на стройку. Желательно повторить наблюдение, прежде чем дать задание на эту тему, чтобы впечатления были конкретными и четкими. Тогда в рисунках дети отразят не отдельные дома, а картину строительства: труд людей с помощью машин, подъемные краны и т. д.

Одно занятие отводят на знакомство со Спасской башней Кремля. Дети, живущие в Москве, имеют возможность побывать на Красной площади, осмотреть башню и стены Кремля, послышать бой курантов, увидеть Мавзолей, окруженный голубыми елями. Другие знакомятся по картинкам. Да и тем, кто побывал на Красной площади, не мешает показать изображение Кремля, чтобы разобраться в строении башни. После этого воспроизводят конструкцию башни в аппликации, чтобы усвоить пропорции ее частей, передать силуэт башни в рисунке. Так легче дети могут изображать и салют над Кремлем, и солнце, и летающих белых голубей, и взвивающиеся разноцветные шары.

К празднику 1 Мая воспитатель вместе с детьми может выполнить коллективную декоративную композицию красками. Постепенно содержание рисунка расширяется. Автор общего замысла композиции — воспитатель. Он делает эскиз в малом размере, показывает детям, обсуждает с ними детали, распределяет работу и напоминает условия композиции: в середине — крупное изображение, а по краям — мелкие, обрисованные условными цветами, с обязательным включением в рисунок того или иного элемента, например завитков, мазков, точек.

Май — месяц цветения лесных и полевых цветов, весенних посадок. Все, что дети могут наблюдать сами, о чем им читают и рассказывают, находит отражение в изобразительной деятельности.

Внимание детей направляют на отражение жизни детского сада, который они скоро покинут. «Что больше всего ты любишь в детском саду?» — такой может быть тема для рисования по замыслу. Кроме того, проводят зарисовку групповой комнаты: одна подгруппа детей рисует одну часть комнаты, вторая подгруппа — другую.

Согласно заданию дети должны передать при этом величинные и пропорциональные отношения между предметами, расположение их по отношению друг к другу.

Воспитатель может предложить детям и другое творческое задание: «Какой рисунок ты хочешь подарить детскому саду?» Они рисуют то, что им особенно запомнилось, что особенно нравится, что очень интересно. Дети дружно жили в детском саду, и каждый может нарисовать своего друга.

Эти рисунки выпускников желательно сберечь и показать их тем, кто в будущем учебном году переступит порог новой группы.

В III квартале заканчивается прохождение программы по рисованию.

За время пребывания в подготовительной к школе группе дети получают возможность разнообразно выражать в рисунках свои замыслы. У них развиваются способности выполнять различные работы, начиная от миниатюрных поздравительных открыток до больших коллективных панно.

Разного рода занятия проводят в определенном порядке. Два раза в месяц, как правило, рисование с натуры, два раза — декоративное, а также занятия по предварительному наблюдению и по воображению на основе прочитанного материала, два раза — по замыслу детей. Нередки случаи, когда рисование по предварительному наблюдению или по литературному произведению занимает два занятия подряд. При этом общее количество занятий рисованием с натуры и декоративным сохраняют. Иногда такое соотношение можно немного нарушить в пользу того или иного вида, если этого требует усвоение программы.

 

Методы и приемы обучения

 

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.

Изобразительная деятельность связывается с различными моментами и событиями детской жизни. В ходе занятий воспитатель развивает воображение детей, наблюдательность, умение придумывать и передавать в изображении сказочный образ. Чем богаче впечатления детей, тем легче придумывают они содержание рисунка.

Изображение предметов. По-новому организует воспитатель анализ натуры, так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки. Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображению. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях поглядывая на него.

При подборе моделей для рисования воспитатель обращает внимание не только на доступность изображения, но и на художественность самого образа. Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плавная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразительность.

В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решенный образ веселого клоуна. Это яркая декоративная по цвету игрушка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимается по частям: круглая головка, туловище в виде двух конусов, сложенных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.

Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помогают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.

Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.

Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.

Декоративное рисование. Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе: образцами служат произведения декоративного искусства, которые дети учатся анализировать. Воспитатель облегчает задание наводящими вопросами, определения-Ми, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкретных сочетаний цветов.

Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием—воспитатель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными художниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

Таким образом, значение приобретают систематическое и последовательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.

При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, договариваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, способствует проявлению инициативы, самостоятельности.

Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть задания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цветов в узор можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, воспитатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем смешения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастельная).

Аналогичные задания воспитатель может предложить детям перед Новым годом, 1 Мая и т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние мотивы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, малиновый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты животного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержание узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

Чтобы придать деятельности детей декоративно-прикладной характер, воспитатель иногда (для игр, украшения интерьера кукольной комнаты) дает детям печатки, чтобы покрывать ткань рисунком — узором из фигурок зайчат, медвежат, силуэтов домика, шариков и т.. д. Дети поймут работу, если им предложат рассмотреть современный орнамент, узор на тканях: ведь «детская» тематика часто украшает платья малышей.

Воспитатель может предложить придумать и узоры для одежды кукол, с которыми играют малыши. В этом случае особенно интересно использовать «детскую» тематику в узоре.

Сюжетное рисование. Рассматривание картин и рисунков художников — один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисованием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания. Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выделяются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыжник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.

Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками. Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медведя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказочный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность — медведь — простодушный, добрый увалень.

Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с интересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок» и др.

В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения окружающего, предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя улица», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. Так, приступая к теме «Моя Москва», дети должны передать характерные особенности зданий, которые легко узнать: Моссовет, Большой театр, высотные дома.

Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

Воспитатель может знакомить детей с жизнью различных республик Советского Союза, рассматривая картины, альбомы, в которых изображаются природа, своеобразие ландшафта, особенности одежды людей, живущих на Украине, в Средней Азии, на Севере нашей страны и т. д.

Технические навыки. За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки. Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приемами.

Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью. Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества. Новые знания, новые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.

Воспитатель, предоставляя детям как можно больше Самостоятельности, вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать. Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.

Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы для таблиц, стенгазет и пр.

 

ВОПРОСЫ

1.Какова программа по рисованию для каждой возрастной группы?

2.Какие виды рисования проводятся в детском саду, их место в каждой возрастной группе?

3.Чем определяется выбор темы для детских рисунков?

4.Какие методы и приемы применяет педагог для обучения рисованию?

5.В чем состоит усложнение техники рисования от младшей группы к подготовительной?

6.Какова роль просмотра детских рисунков в обучении рисованию детей разных возрастных групп?

 

ЗАДАНИЯ

1.Составьте конспекты занятий по разным видам рисования для разных возрастных групп.

2.Представьте анализ детских рисунков в разных возрастных группах, прокомментируйте его.

3.Подберите варианты тем для рисования на выполнение той или иной задачи программы (например, рисование предметов прямоугольной формы, изображение фигуры в движении, передача сюжета и т. п.).

4.Охарактеризуйте, в чем проявляется индивидуальный подход к детям в процессе занятий рисованием.

5.Раскройте выразительные средства детского рисунка.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

На практических занятиях основное внимание направлено на усвоение учащимися разнообразных методов работы с детьми разных возрастных групп. Учащиеся учатся проводить обследование различных предметов перед их изображением: одночастных

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...