Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа воспитания и обучения.




Многие дети начинают посещать детский сад не с первой младшей группы, а со второй, когда им исполнится 3 года. В этом случае для большинства из них систематическое обучение изобразительной деятельности начинается впервые. Поэтому те задачи, которые намечены в программе для первой младшей группы, им незнакомы. Приступая к работе по рисованию с детьми второй младшей группы, педагог должен знать, какими навыками обладают его воспитанники. Если большинство из них воспитывались в детском саду с первой младшей группы, обучение рисованию продолжается по программе второй младшей группы. В противном случае, так как жизненный опыт трехлетних детей (по сравнению с двухлетними) богаче, выше уровень их психического развития, повторяется программа (но не полностью) предыдущей группы. Параллельно решаются те задачи, которые определены для второй младшей группы.

С первых же занятий у детей воспитывают интерес к рисованию. В начале года они еще не проявляют интерес к результату деятельности, так как поглощены самим процессом, и качество полученных рисунков их не волнует. Только рассматривание всех выполненных на занятии рисунков поможет привлечь их внимание к результату. На общегрупповых занятиях у детей воспитывают умения слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Для изобразительной деятельности детей этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, их общей активностью. Ребенок может стучать кончиком карандаша по нарисованным кружочкам-зернышкам и объяснять, что клюет птичка. Стремление к игре педагог использует с целью повысить желание рисовать. Так, простые ритмичные мазки воспитатель может объединить в коврик, затем вместе с детьми украсить им кукольный уголок. Элементарная коллективная работа способствует воспитанию у детей интереса к рисункам товарищей и к рисованию как к деятельности. Постепенно деятельность начинает принимать преднамеренный характер.

Изображение предметов и явлений в рисунке требует определенного развития движения руки, координации движений, зрительного контроля. Для создания изображения необходимо развивать наблюдательность, способность останавливать внимание на предметах, явлениях, умение рассматривать иллюстрации. Педагог учит детей замечать некоторые особенности, присущие тому или иному предмету, которые они могут переносить в рисунок, например зеленый цвет елочки, ритм падающих капель дождя и др. Так постепенно у детей образуются зрительные представления. Благодаря этому они создают изображения неполные, обобщенные, но все-таки узнаваемые.

На занятиях рисованием постепенно развивается и чувство цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.

У дошкольников формируется умение выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание, совершенствуется восприятие реальной окраски предметов. Чтобы развить у детей воображение, воспитатель предлагает им придумывать самостоятельно содержание рисунка (замысел у детей этого возраста еще очень прост, примитивен и неустойчив).

Процесс изображения ребенок сопровождает рассказом, дополняя тем самым то, чего он еще не может передать в рисунке, лепке («Этой лопаткой я копаю песок, у меня есть такая лопатка»). Подобный рассказ следует поощрять, а в ряде случаев сознательно вызывать.

Чтобы дети могли освоить изображения предмета, они должны быть самостоятельны, активны. Учитывая их индивидуальные особенности, воспитатель оказывает необходимую помощь: кому показом действий, кому словесным напоминанием, предоставляет возможность находить самостоятельное решение, используя полученные в процессе обучения навыки и умения.

Изображение предметов. В первой младшей группе ставилась задача: подвести детей к пониманию того, что в рисунке можно что-то изобразить. Во второй младшей группе начинают обучение приемам изображения предмета. На детских рисунках он должен быть узнаваем. Ребята получают представление о том, что есть предметы разной формы, величины, окраски.

Детей учат изображать предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы, состоящие из прямых линий и их пересечений. Они осваивают изображение одночастных предметов и предметов, состоящих из нескольких частей разной величины и формы. Для передачи формы предмета детей обучают формообразующим движениям руки.

В соответствии с программой дошкольники учатся изображать предметы сначала простой, а затем сложной формы. Это позволяет им рисовать и лепить все более разнообразные вещи и отражать явления окружающего мира.

Чем лучше дети овладевают формообразующими движениями, тем легче им будет создавать различные рисунки, поделки.

Важно научить ребят понимать связь между формой предмета и теми движениями руки, при помощи которых ее можно передать на бумаге. С формой предмета детей знакомит воспитатель, организуя обследование его перед изображением.

Детей учат рисовать разные предметы, что делает учебные задания интересными, эмоциональными. Малыши с удовольствием рисуют яркие мячики, воздушные шарики, елочные бусы и т. д. Осваивая изображение, они могут уже передавать различие предметов по величине. Так, в рисунках появляются, например, большие и маленькие елочки, шарики, ягоды, цветочки.

Более сложна в изобразительном отношении прямоугольная форма. Поэтому освоение ее начинают во второй половине года. Изображение ярких флажков, разноцветных кубиков обогащает содержание детских рисунков, аппликаций.

Из отдельных частей — округлых, прямоугольных — дети составляют изображение тележки.

Малышей учат в простом виде передавать строение предметов, расположение частей. Они рисуют стройную елочку, высокое дерево, неваляшку, тележку. Программа ставит задачу: научить детей различать и правильно называть цвета — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, а также некоторые оттенки (розовый, голубой). Однако на занятии в случае надобности детям называют и показывают другие цвета — коричневый, оранжевый, серый (их названия запоминать малышам не нужно). От воспитанников не требуется и точная передача цвета предмета: они могут использовать цвет по своему ж:еланию. Но при изображении некоторых предметов и явлений педагог подводит детей к пониманию и передаче характерной реальной окраски («Растет зеленая травка», «Падает белый снег», «По траве гуляют желтые цыплята»).

Передача связного содержания. В младшей группе передача сюжета носит особый игровой характер: изображая отдельные предметы, дети включают их в игровую ситуацию, действуя ими как с живыми. Не владея еще полностью изобразительными средствами, малыши выражают сюжет в основном в слове, движении. Рисуя, например, машину, могут сказать: «Она поехала».

В процессе занятия дети успевают изобразить несколько одинаковых предметов. Повторение изображения одного предмета полезно, так как способствует закреплению навыков рисования, формообразующих движений. Поэтому воспитатель стимулирует и поощряет повторное изображение на одном занятии, дополняя рисунок деталями, близкими по содержанию. Например, дети рисовали цыплят, гуляющих по траве (на зеленом листе бумаги). Тем, кто успешно справился с заданием, можно предложить нарисовать червяков, зернышки, которые клюют цыплята, и т. п.

Вместе с этим изображенные предметы можно объединить в простой сюжет («В лесу растут елочки», «Шарики полетели высоко», «Расцвели желтые одуванчики» и т. п.). Достаточно ребенку овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает», начинает действовать. Воспитатель это учитывает и старается не превращать процесс освоения разнообразных форм в скучное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, педагог должен видеть в неполном еще изображении живой образ, который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями он обогащает образ.

Технические навыки. Воспитатель учит детей правильно сидеть на занятиях рисованием: прямо, несильно наклоняясь, не опираясь Грудью о край стола, положив руки до локтя на стол.

Карандаш и кисть дети держат в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы, не держа слишком близко к отточенному концу. При рисовании не нажимают сильно на бумагу. Левой рукой придерживают лист бумаги: иначе он будет вертеться.

Кисть держат за середину палочки, аккуратно набирая на нее краску, обмакивая всем ворсом и снимая лишнюю краску о край баночки. Рисуя линии, кисть ведут по ворсу.

Обучая детей работе с карандашом, воспитатель показывает прием рисования прямых линий: когда проводят вертикальную прямую, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони (движение сбоку от проводимой линии сверху вниз); наклоненный к бумаге карандаш перпендикулярен проводимой линии.

При рисовании горизонтальных линий положение руки иное: рука с карандашом внизу листа бумаги, движется в направлении проводимой линии (слева направо); при этом видно все пространство движения, что облегчает пристальный зрительный контроль; рука твердо опирается на стол. Лист бумаги лежит не у самого края стола, а повыше: иначе локоть повисает, и рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, искривляется. При рисовании (и карандашами и красками) педагог добивается от детей слитного непрерывного движения руки: иначе линии получатся неровными, неуверенными, а форма — неточной.

 

Прохождение программы.

Программа по рисованию, лепке, аппликации дает четкое распределение материала в течение года. Деление ее по кварталам помогает воспитателю последовательно решать учебно-воспитательные задачи.

I квартал

В I квартале дети осваивают изображения предметов, которые можно передать, используя умение рисовать прямые линии (и их сочетания) и округлые формы. Это дает возможность рисовать достаточно широкий круг предметов. Уже в конце третьего года жизни малыши начинают изображать некоторые простейшие очертания форм, а на четвертом году довольно быстро осваивают изображение замкнутой округлой формы. В их рисунках по замыслу могут появиться забавные человечки, зайчата, птички и т. д.

Особенность первых занятий по обучению рисованию в младшей группе заключается в том, что детей одновременно обучают как техническим умениям (правильно держать карандаш, уверенно проводить прямые линии в различных направлениях), так и элементарным изображениям предметов. Дети не просто наносят линию поперек листа, а рисуют дорожки, ленточки, не только упражняются в проведении вертикальных линий, но и рисуют столбики, дождик. Интересное содержание занятия вызывает стремление выполнить работу как можно лучше.

Навык рисования вырабатывается благодаря повторным упражнениям. Очень важны первые упражнения для развития руки. Поэтому на занятии воспитатель предлагает нарисовать не один предмет — дорожку, а много. Повторяя изображение, ребенок упражняется, движения его руки становятся более уверенными, совершенными.

Проведение прямых — непростое для детей задание. Ведь не все малыши подготовлены, так как не посещали первую младшую группу. И отношение к заданию иное. Сейчас следует самостоятельно выполнить задание педагога, не ошибиться, провести прямые ленточки. Свободная ориентация на листе бумаги, выбор соответствующего материала обусловливают правильное выполнение простого изображения. Освоение прямых линий лучше начинать с проведения вертикальных сверху вниз.

Воспитатель называет разнообразные темы для рисования: например, предлагает посмотреть яркие ленточки, потрогать, провести рукой сверху вниз. Подчеркнув, что ленточки длинные, просит детей нарисовать такие же. Когда дети впервые осваивают направление вертикальной линии, воспитатель показывает, как ее проводят, причем в зависимости от тематики предлагает ленточки или шнурочки рисовать красками или карандашами: краска оставляет широкий след на бумаге, что придает ему сходство с ленточкой.

Для рисования подбирают хорошо сочетающуюся с краской цветную бумагу, тогда получается красивая композиция (например, ярко-зеленые или синие ленточки на бледно-желтой бумаге, фиолетовые и синие ленточки на светло-оранжевом фоне).

Облегчить освоение направлений горизонтальных линий можно путем подбора соответствующего фона бумаги, цвета краски. Дети получают задание: нарисовать дорожки, посыпанные песочком, полосатый коврик, ледяные дорожки, карандаши, счетные палочки.

Одновременно дети учатся рисовать предметы округлой формы. Педагог и использует для этого понятные им темы. Иногда возможно сочетание округлых форм с прямыми линиями (солнышко с лучами, жучки на травке и т. п.).

Если дети научились рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, то это дает им возможность изображать более сложные предметы, состоящие из нескольких частей. Воспитатель может объяснить, что для изображения лесенки, например, надо нарисовать полоску земли, поставить на нее длинные палочки, а потом «за ступенькой ступенька — станет лесенка». Облегчит процесс изображения на бумаге показ игрушечной лесенки.

Наблюдения окружающей действительности помогают воспитателю подобрать для занятия близкую тематику («Дождик, дождик кап-кап-кап, на дорогах лужи», «Падают, падают листья», «Елочка выросла в лесу» и т. д.). Не страшно, что дети еще слабо владеют изобразительными средствами. Важно подвести их к отображению некоторых моментов, характерных для данного времени года.

Уже в I квартале помимо освоения прямых линий и округлых форм детям предлагают рисовать по своему желанию. Возможно, они повторят усвоенные в процессе обучения изображения. Ценность — в том, что они будут самостоятельно их располагать, внося какие-то новые элементы. Некоторые из детей уже в это время могут создать изображения, отличные от того, что рисовали на занятиях. Такое проявление самостоятельности и творчества очень важно, его надо поощрять.

II квартал

Во II квартале, закрепляя навыки изображения различных предметов, состоящих из сочетания линий («Деревья на нашем участке», «Наша нарядная елочка», «Красивый клетчатый платочек» и др.), основное внимание уделяют обучению детей рисованию предметов круглой формы, выработке у них необходимого для этого формообразующего движения.

Путем повторений воспитатель добивается от детей легкости, уверенности в изображении предметов этой формы, тем самым обогащается содержание рисунка, передаются величина предмета, его строение. Кроме того, ребенку уже легче передавать знакомые по форме предметы, сочетая изображения округлых частей с вертикаль ными, горизонтальными, перекрещивающимися линиями: шарики на ниточках, погремушки, красивые цветы, неваляшки и др.

Чтобы освоение округлой формы не вызывало у ребят затруднений, воспитатель предусматривает связь различных видов изобразительной деятельности. Например, вначале на занятии аппликацией дети могут раскладывать и наклеивать вырезанные кружки. Получая готовую форму, они ощущают ее округлость, при повторном наклеивании лучше запоминают контур. После аппликации воспитатель проводит занятие по лепке шариков. Таким наглядно-действенным путем дети осваивают форму круга, шара.

На занятии рисованием можно дать задание: изобразить замкнутую форму («Баранки для кукол», «Дети катают обручи, колесики»). Целесообразно использовать при этом разнообразные предметы, подчеркивая общность формы.

В процессе занятий рисованием по желанию, которые идут параллельно с обучающими, дети самостоятельно осваивают эту форму, обогащая ее новыми деталями. В рисунках теперь должны чаще появляться изображения, пускай еще несовершенных по форме, людей и животных. Воспитатель стремится к тому, чтобы у детей развивалась выдумка, поощряет появление замысла.

В процессе обучающих занятий воспитатель обращает внимание на то, как дети передают различие предметов одинаковой формы. Повторное изображение предметов одной и той же формы обусловлено тем, что они впервые осваивают новые умения.

В рисовании воспитатель предлагает изображать явления природы, растительный мир: «Елочка, опушенная снегом», «На деревья падает снежок», «Солнышко светит», «Снежные комочки покатились с горки», «Неваляшки вышли погулять», «Снежная баба стоит около дерева» и т. д.

Если во второй младшей группе дети научатся уверенно, легко, слитным движением рисовать предметы круглой формы, то в последующих группах изображение таких предметов не будет вызывать у них затруднений. Поэтому и важно во II квартале уделить особое внимание освоению кругообразного формообразующего движения и не спешить с обучением изображать предметы новых форм.

III квартал

В III квартале начинается обучение новому формообразующему движению, направленному на передачу в рисунке предметов прямоугольной формы.

Изображение предметов прямоугольной формы дети осваивают параллельно с повторением знакомых предметов округлой формы. Воспитатель стремится к тому, чтобы в рисунках дети более точно передавали форму. Вот почему используется аппликация — наклеивание отдельных квадратов и прямоугольников (кубики на коврике, флажки на ниточке), а затем простейшие постройки из трех-четырех прямоугольных частей (воротца, пирамидка).

Трудность рисования предметов прямоугольной формы — в том, что своевременно следует изменить направление движения руки: начертить линию под углом. Вначале дети обычно рисуют линию в другом направлении, округляя углы. Чтобы помочь им, педагог применяет прием отдельного рисования каждой линии: сперва дает лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На одном занятии на этой линии ребята рисуют стоящие в ряд кирпичики, т. е. проводят линии сверху вниз до горизонтальной и соединяют их вверху: получается прямоугольник-кирпичик. Горизонтальная линия может изображать и веревочку, на которой висят флажки. От веревочки дети проводят по две линии вниз и соединяют их: получается прямоугольный флажок.

Позже ребята научатся проводить линию опоры, например линию земли, на которой рисуют домик: одна линия — стена, другая линия — вторая стена, а вверху — соединяющая их. Но, чтобы дети осваивали правильное формообразующее движение при рисовании прямоугольных форм, педагог учит их проводить линии с остановкой и поворотом руки на углах. Этому помогает слово воспитателя, сопровождающее движение руки ребенка (например, «остановились» или «уголок»). Так малыши учатся рисовать флажки на палочках. Полотнище флажка рисуют неотрывным движением: верхняя линия слева направо, боковая — сверху вниз, нижняя — справа налево, левая боковая — снизу вверх (можно и в другой последовательности, но обязательно неотрывно). Затем отдельно рисуется палочка сверху вниз.

На другом занятии воспитатель показывает кубики и просит детей нарисовать их на бумаге. Но предварительно ребята обводят кубик по контуру (по одной плоскости) неотрывно, приговаривая: «Сторона, уголок, сторона, уголок» и т. д. Позднее рисуют тележку, которая катится по дорожке, и дети должны придумать, куда она катится, что в тележке, дополняя свои рисунки подходящими по смыслу деталями. После майского праздника можно предложить задание: передать радостное настроение в рисунке «Праздничные флажки, большие и маленькие».

Изображение в рисунке ребенок часто связывает с сюжетно-игровым замыслом. Он может повторить несколько раз флажок («Это будет праздник»), включить тележку в разные ситуации «Тележка повезет кубики», «Она поедет за гостями — мишкой, куклой, зайчиком, которые хотят посмотреть праздник», «Мишке, кукле и зайчику хочется покататься в красивой новой тележке»).

Помимо обучающих занятий дети осваивают определенные умения в изображении предметов различных форм карандашами, красками и в часы самостоятельной деятельности, используя свои индивидуальные возможности, опираясь на тот опыт, который приобрели на учебных занятиях. Этот процесс не исключает педагогического руководства. Воспитатель развивает у детей способность рассматривать свои рисунки, говорить о них, отмечать выразительные моменты. Например, нарисовав неваляшек, отметить, у кого игрушка наклонила голову.

В процессе прохождения программы по кварталам дети постепенно осваивают технические навыки и умения. Некоторое время они рисуют карандашами, а затем приступают к работе с красками.

Освоение цвета происходит постепенно, причем планировать педагогу, какие цвета давать вначале, какие — потом, нецелесообразно. Подбирая краски, карандаши, воспитатель учитывает содержание работы.

При первом освоении предметов новой формы нежелательно разнообразие цветов. Только при повторном изображении предметов знакомых форм во время свободной деятельности воспитанники могут пользоваться более разнообразной гаммой цветов, выбирая по своему желанию из приготовленных (воспитателем) 5—6 цветов и оттенков.

IV к в а р т а л

В IV квартале дети рисуют предметы знакомой формы, в основном проводятся занятия рисованием по замыслу. Вместе с тем педагог рекомендует своим воспитанникам отразить те впечатления, которые они получают из окружающей жизни: нарисовать цветы, жучков, первую весеннюю травку, яркое солнышко.

В конце года шире используются коллективные работы: дети все вместе рисуют лес, в который ходят гулять; цветы, которые расцвели на лугу. Созданные композиции можно на некоторое время вывесить в группе, чтобы ребята могли полюбоваться своей работой.

Таким образом, предоставляя детям возможность отражать впечатления об окружающем мире и рисовать по собственному желанию, педагог не только учит их применять полученные в течение года навыки и умения, но тем самым закрепляет их.

 

 3. Методы и приемы обучения.

Методика занятий направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребенка в жизни, на умение выражать сюжетно-игровой замысел, на освоение изобразительных и технических навыков.

Изображение предметов. На занятиях рисованием воспитатель обучает детей способам графического изображения начиная с простейших линий. Необходимые представления формирует во время наблюдений предметов, имеющих определенные очертания (округлые, прямоугольные), т. е. применяет информационно-рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощущают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.

Воспитатель стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной формы они должны обследовать предмет движением руки по контуру и показать это движение в воздухе. «Вот какой кругленький шарик»,— комментирует воспитатель и проводит рукой в воздухе вместе со всеми детьми, следя одновременно за тем, чтобы малыши производили движение верно. Затем с помощью воспитателя дети осваивают формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Сначала действие демонстрирует сам воспитатель, затем по одному вызывает нескольких детей. Следующий этап — дети с карандашом или кистью в руке делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой. Педагог вызывает к доске одного-двух детей и комментирует и уточняет их действия.

Прямой показ способа изображения применяют только в том случае, когда данная форма встречается впервые. Во всех остальных случаях педагог опирается на опыт детей. Бывает, что некоторые малыши и после обследования и показа способа изображения не решаются приступить к выполнению задания. Задача педагога — подбодрить их, напомнить последовательность действий, дополнительно обследовать предмет или показать способ изображения.

Цвет предмета дети постигают в процессе наблюдений и в специальных дидактических играх. Цвета называет воспитатель и предлагает детям повторять названия, находить такие же по цвету предметы, называть цвета своей одежды и т. п.

Если цель одного из занятий — изображение деревьев, цветов, животных,— воспитатель организует целенаправленное наблюдение на прогулке. Чтобы привлечь внимание малышей, заинтересовать их, воспитатель читает загадки, например:

За рекой они росли, Он живет в лесу дремучем,

Их на праздник привезли, Сам он круглый и колючий.

На веточках — иголки.  Угадайте: это кто ж?

Что же это? Ну, конечно, это ...

(Елки.)      (Еж.)

Или стихотворение, например:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик;

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице,

Легкое воздушное,

Ветерку послушное.

Художественное слово используется и в процессе занятия, и при просмотре работ.

Для обогащения детей впечатлениями, представлениями воспитатель показывает им картинки. Разумеется, он не ограничивается рассматриванием тех 5—6 предметов, которые дети сами изображают.; целесообразно периодически показывать машины, дома, животных, растения. Это позволит постепенно обогащать содержание детских работ. Ведь в течение года дошкольники освоили разно образные навыки и умения, формообразующие движения, которые дают им возможность самостоятельно в элементарном виде передавать в рисунке разнообразные предметы. Проявление самостоятельности педагог не только поощряет, но и привлекает к нему внимание всей группы.

Передача замысла. Помимо обучения детей приемам изображения простейших форм воспитатель осуществляет и другую задачу — содействует выражению в рисунке сюжетно-игрового замысла.

Методика этих занятий имеет некоторые особенности. Для того чтобы в процессе рисования у детей рождался сюжетно-игровой замысел, создается определенная игровая ситуация. Элементы игры-драматизации вызывают эмоциональный отклик у детей. Задача воспитателя — войти в образ, непосредственно, живо повести с детьми диалог, беседу.

Возникший интерес к цели, результату, удачно выбранный цвет способствуют лучшему выражению того или иного содержания (хотя оговоримся: выбор цвета чаще всего бывает непроизвольным).

То, что дети еще не в состоянии изобразить в рисунке, они дополняют словами. Педагог поощряет высказывания, но следит за тем, чтобы словесная характеристика не заменяла процесс изображения.

Руководя развитием сюжетно-игрового замысла в рисунке, воспитатель мобилизует личный опыт детей, организует наблюдения предметов, явлений окружающей действительности, вспоминает прочитанные сказки, стихотворения, песенки, игры, исполняемые на музыкальных занятиях, просмотренные диафильмы. В некоторых случаях показывает приемы изображения, предлагая воспроизвести их на листе бумаги.

Технические навыки. На занятиях рисованием воспитатель обучает детей приемам работы карандашами, красками, кистью (иногда и фломастерами). Чтобы сформировать у дошкольников сознательное отношение к навыкам, воспитатель как можно чаще просит их показать, как правильно держать карандаш, кисть. С целью отработки того или иного движения организует репродуктивную деятельность детей: предлагает несколько раз произвести движение рукой с карандашом, кистью в воздухе или на листе бумаги. Этот прием используется и для проверки освоения показанного ранее способа действия. (Воспитатель, объясняя задание, говорит: «Покажите, как вы будете рисовать линии сверху вниз, чтобы получились ленточки». Или: «Как вы будете прикладывать кисть к бумаге, чтобы получились листочки?»)

В отдельных случаях непосредственный; показ приема у доски недостаточен. Если ребенок после одного зрительного восприятия не выполняет необходимое движение, можно прибегнуть к показу на бумаге его рукой. Движение воспринимается не только зрительно, но и кинестетически (рукой). Слова воспитателя, сопровождающие показ, помогают осознать способ действия.

Целесообразно воспитывать у ребенка умение выбирать интере сующий его материал, предлагая иногда задания такого характера: «Сегодня день рождения куклы. Придумаем, что ей можно подарить (нарисовать). Возьмите карандаши или краски, кто какие хочет, и нарисуйте что-нибудь красивое в подарок вашей любимой кукле». В заключение педагог отмечает оригинальные решения, найденные детьми.

Рассматривание рисунков. По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекают к тому, что они нарисовали, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик. Поощрительные отзывы воспитателя закрепляют положительное отношение детей к творчеству. Педагог постепенно активизирует малышей, предлагает назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изображено.

Начиная со второй половины года воспитатель обращает внимание детей на хорошо переданные в тех или иных рисунках (не называя авторов) форму, цвет, на изображения, которые не учили создавать.

 

Лекция 10

Тема: Рисование в средней группе.

 

План:

1. Программа воспитания и обучения.

2. Прохождение программы.

3. Методы и приемы обучения.

 

Литература:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.

 2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил.авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

 3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития).

 4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)

 5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...