Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы и приемы обучения, руководство рисованием.
Чтобы осуществить основную задачу — подвести детей к изображению,— воспитатель использует различные приемы обучения. Основной прием для первой младшей группы — показ, как следует пользоваться карандашами, красками. Наиболее эффективный прием — пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью: педагог вкладывает в пальцы малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой ребенка. Мышцы ребенка еще очень слабы, особенно мышцы-разгибатели. Вот почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться ниже над столом. Педагог должен поправить позу. И не только на этом занятии, но и на последующих он следит, чтобы дети сохраняли за столом правильную позу. В ходе занятия воспитатель следит за движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке или в левой руке. Разумеется, он не ограничивается одними словесными замечаниями («Аня, возьми карандаш правильно!»). Ведь ребенок, не имея опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически, взяв руку малыша в свою. В процессе занятия надо чаще обращать внимание на то, как дети держат карандаш, и поправлять при необходимости, чтобы не закреплялись неправильные навыки. Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое зависит от педагога: от его умения заинтересовать воспитанников, вызвать желание заниматься, проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя подбодрить. Если кто-то из малышей не привык к режиму детского сада и какое-то время отказывается выполнять задание, воспитатель к этому относится спокойно, никого не упрекая. Но чтобы заинтересовать своих воспитанников занятием, чтобы развить координацию руки, обучить их правильно наносить определенные линии на бумагу, воспитатель может провести игру. В чем ее суть? В воздухе с помощью карандаша прочерчиваются однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад-вперед,) затем более сложные (вращение на одном месте — клубки). Изобразительные движения педагог проговаривает равномерно: «Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Дым идет, дым идет!» и т. д. Такой прием дает возможность детям связывать образ предмета с изобразительным движением. Если игра проводится весело, дети по своей инициативе охотно возьмутся за карандаши. Они не только будут повторять движения, но и запомнят словесные определения штрихов: «Дым валит», «Дождь капает», «Снег идет», «Огонек горит». Слово педагога направляет и организует действия детей. Процесс рисования, отражающий какое-либо явление, • наблюдаемое в жизни, увлечет детей, и они найдут возможность выразить его в рисунке. Цвет бумаги зависит от содержания задания. Так, нарисовать (карандашами или красками) яркое солнышко, светящее в окошко, дети смогут интереснее и выразительнее, если дать им бумагу (окошечки) серого или синего цвета. На этом фоне солнышко (оранжевое пятно) будет ярче светить. Для большего эмоционального воздействия можно прочесть знакомое детям четверостишие: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки: Очень рады солнышку. И словесно сопровождать показ изображения: Нарисуем желтый круг, Много палочек вокруг — Это солнышко сияет... Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием — важный методический прием. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию, способствует формированию образного представления об изображаемом. Чтобы активизировать детей, целесообразно перед занятием попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать солнышко, листочки (этот прием можно повторить). Еще один прием работы в первой младшей группе — сотворчество педагога с детьми. Воспитатель рисует, например, на большом листе елочку или дом, а дети затем «зажигают» на ее ветках и в окнах дома яркие огоньки (рисуют мазками оранжевого, желтого цветов и т. д.). В конце занятия можно предложить детям, скажем, рассмотреть, какие яркие огоньки зажглись в темных окнах или на ветках зеленой елки и т. д. Так, сочетая совместными усилиями контрастные тона, создаются панорама вечерних огней, нарядная новогодняя елка. Такие занятия целесообразно проводить с небольшой группой (5—6 детей). В течение года воспитатель предлагает детям рисовать по собственному желанию. Он обращает внимание на случайно полученные изображения, отмечает выразительность этих рисунков. Пока малыши лишь осваивают изобразительные движения разного характера, в их рисунках напрасно искать сходство с отдельными предметами окружающей действительности. Только постепенно, когда дети начинают произвольно повторять случайно полученное изображение, можно спросить у малыша, что нарисовано, предложить ему изобразить что-либо новое. С детьми 2,5 лет можно проводить отдельные занятия по типу игры «Угадай, что нарисовано». Детям дают для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано (солнышко, домик, флажки, цветочки и т. д.). Если затрудняются, воспитатель сам отмечает наиболее характерные рисунки (например:«Нарисована высокая густая травка», «А вот веточка как наклонилась, наверно ветерок подул», «Шарики воздушные полетели», «Цветочки большие и маленькие растут на полянке» и т. д.). Понятная для взрослых (и не только для них, но и для самих ребят) форма изображения в детских рисунках возникает постепенно. Детские рисунки приобретают элементарную выразительность благодаря ритму пятен, штрихов, а затем отдельных элементов. Новые представления обогащают детей и способствуют формированию в их рисунках первоначальных образов. Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности, умение всматриваться в работы, отмечать разнообразие, яркость, сходство изображенного с предметом или явлением.
Лекция 9 Тема: Рисование во второй младшей группе.
План: 1. Программа воспитания и обучения. 2. Прохождение программы. 3.Методы и приемы обучения.
Литература: 1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл. 2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил.авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. 3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития). 4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8) 5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |