Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа воспитания и обучения.




Дети 4 лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности; поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию. Они участвуют в коллективных занятиях, вместе с другими начинают и заканчивают работу, внимательно слушают указания воспитателя, ведут себя спокойно, правильно сидят за столом. У них появляются интерес к работам товарищей, желание их рассмотреть, оценить.

На  занятиях изобразительной деятельностью в средней группе осуществляются новые задачи воспитания и обучения.

Воспитатель закрепляет у детей преднамеренный, произвольный характер действий при рисовании, продолжает воспитывать интерес не только к процессу рисования, но и к его результату.

Необходимо развивать у детей 4 лет способность давать оценку своей работе, испытывать радость от достигнутого успеха.

Воспитатель стремится донести до детей мысль: все работы следует выполнять старательно, чтобы они получились красивыми. Тот опыт, который дети получили ранее, воспитатель использует для развития движений руки, необходимых при освоении более сложных навыков. Например, чтобы аккуратно, ровно закрасить част рясун-ка9 ребенок должен уметь регулировать движения руки в пределах контура. Если же он рисует узор, ему следует точно наносить мазки, штрихи. Освоение этих умений требует от малыша внимания, согласованных действий рук и глаз.

В средней группе педагог предъявляет к изобразительной деятельности своих воспитанников более высокие требования: углубляет восприятие детей, предлагает им вычленять и называть большее количество частей и деталей, а также отмечать соотношения их по величине, по расположению, обращает внимание на эстетические качества предметов, на красоту цвета, формы, строения.

Чтобы дети могли создавать изображения предметов, у них должно быть сформировано представление об этих предметах, развито умение передавать в рисунке то, что придумали сами.

В средней группе впервые вводится декоративное рисование. Дети украшают полоску, квадрат, выполняют красивый узор для подарка. Им предоставляется возможность выбирать цвета, которые больше нравятся, кажутся красивее в сочетании друг с другом. Новые задачи способствуют развитию эстетических чувств детей.

Изображение предметов. Воспитатель развивает у детей 4 лет представление о том, что каждый предмет имеет форму, что предметы различаются по этому признаку и их можно объединить по сходству формы, вырабатывает умения вычленять из предмета части, в первую очередь самые крупные, и определять их форму.

Надонаучить детей узнавать и различать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, что помогает им определять и обобщать форму предмета, улавливать в ней сходство с простой геометрической фигурой, позволяет более точно передавать форму предмета и его частей, в особенности при изображении растений и живых существ, различие между разными прямоугольными предметами (дом, тележка, вагон, скамейка, ворота и пр.).

Воспитатель вырабатывает у детей умение передавать строение предмета, расположение его основных частей, их относительную величину и форму. Так, дошкольники узнают, что у машины кабина выше кузова, у цыпленка голова меньше туловища. Воспитатель приучает создавать изображение предмета по частям: сначала самые крупные детали, затем более мелкие и некоторые характерные. Обучая передавать строение, обращает внимание на симметричность фигуры.

Воспитатель учит детей передавать основной цвет предмета. В тех случаях, когда ребята рассматривают предмет, они замечают и называют его цвет, затем изображают его в рисунке или аппликации. Примечательно: они сами находят карандаш или кусок бумаги требуемого цвета; цвет предмета передают обобщенно, без оттенков. Но постепенно дети приобретают представление о том, что некоторые предметы имеют определенные цвета (трава, листья, ягоды и т. д.), а те предметы, которые не имеют постоянной окраски, можно изобразить любым цветом.

Воспитатель учит детей называть, различать и узнавать шесть цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый — и три нейтральных: черный, серый, белый. Он формирует у них потребность выбирать цвет для рисования по своему желанию или согласно окраске, присущей предмету, а не брать случайно попавшийся карандаш.

Составление узоров. На занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, круги; вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме на полосе, круге, квадрате. Для декоративного рисования воспитатель дает также вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки, шапочки и т. д.

В зависимости от формы листа бумаги дети учатся располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам, по всему листу. Воспитатель учит их создавать узор по образцу и по замыслу.

Передача сюжета. На занятиях сюжетным рисованием воспитатель показывает ребятам, как соединить в одном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием, учит располагать изображения определенным образом: на полосе в один ряд (фризовое расположение), по всему листу.

В зависимости от того, какое событие выражается в рисунке, он побуждает детей обогащать изображения предметов, создавать выразительный образ. Так, например, если дети передают в рисунках впечатления праздника, они могут использовать яркие краски для цветов, флагов. Цветом дети передают радость, свое отношение к изображаемому.

Технические навыки. Дети должны усвоить правильную позу во время занятий изобразительной деятельностью: сильно не нагибаться, не опираться грудью о стол, руки на столе, ноги на полу.

Воспитатель вырабатывает у ребят навык правильного владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки при выполнении разных заданий. Так, положение кисти по отношению бумаге наклонно при рисовании широких линий и мазков и вертикально при рисовании тонких линий и точек. Воспитатель добивается от детей легкости движения и подвижности руки, главным образом кисти. Дети должны научиться умеренно нажимать на карандаш, свободными движениями закрашивать части рисунка, не выходя за контур, равномерно изменять темп движения руки при закрашивании (у линии контура движение может быть медленным, середина предмета закрашивается быстрее), освоить способы закрашивания рисунка карандашом и кистью: штрихи накладывают в одном направлении в пределах контура ^сверху вниз, слева направо или по косой). Движение карандаша при закрашивании неотрывное: туда-обратно, а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу — при неотрывном движении она портится, а рисунок закрашивается неровно. Дети учатся более точному начертанию формы прямоугольника и треугольника, а также овала (отлично от круга).

 

 

Прохождение программы.

I квартал

В начале года воспитатель восстанавливает у детей умения и навыки, полученные в предшествующих группах и частично утерянные за летние месяцы. Кроме того, он учитывает, что в группе появились новички. Как повторение дети получают задание: изобразить различные предметы круглой формы, по преимуществу состоящие из одной крупной части и небольшого количества деталей. Закрепляются и совершенствуются движения/при рисовании круга карандашом и кистью; отрабатывается техника владения карандашом и кистью без лишнего мышечного напряжения; формируется слитное, плавное, неторопливое движение.

Можно повторять изображения предметов, состоящих из прямых линий (лесенка, забор, елка и др.)

Закрепляя у детей умение рисовать прямоугольные предметы, педагог показывает и объясняет правильный способ рисования вертикальных и горизонтальных линий: в первом случае рука с карандашом движется сбоку линии; во втором — ниже проводимой линии — так видно, куда ведешь линию, поэтому нарисуешь ее прямо. Дети понимают это простое объяснение, запоминают правило и постепенно начинают руководствоваться им в работе.

По освоении рисования линий в разных направлениях (вертикальных, горизонтальных) можно предложить детям задание: изобразить прямоугольные предметы. Рисованию предшествует выполнение аппликации, например флажка. Уточняется знание формы квадрата.

В средней группе педагог учит детей передавать цвет как признак предмета на основе натуры. В других случаях они могут выбирать цвет по своему желанию, особенно в сюжетном рисовании, декоративном, по замыслу. Уточняются и проверяются знания шести цветов в соответствии с программой второй младшей группы.

Воспитатель предлагает изобразить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой формы, как, например, кукла-неваляшка. Первое задание — лепка предмета: закрепляются представления о положении частей (одна сверху другой); второе — наклеивание предмета аналогичного строения и закрепление знаний о пространственном отношении частей. После этого дети рисуют предмет.

В разных видах изобразительной деятельности желательно, чтобы дошкольники передавали не один и тот же предмет, а разные, но сходные по строению и простые по форме: игрушки, окружающие вещи. Хорошо, чтобы предмет пробуждал у детей интерес, отличался новизной или вызывал симпатии. Это могут быть герои мультфильмов: Чебурашка, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, мальчик-луковка Чиполлино. Художественные впечатления от просмотра мультфильмов, иллюстраций помогут разнообразить содержание детских работ.

Таким образом, за I квартал дети, не получая новых знаний и умений, уточняют полученные ранее, осваивают их более сознательно, начинают владеть ими более свободно.

Особое внимание педагог обращает на те технические навыки, которыми дети начали овладевать во второй младшей группе.

Труднее всего им дается навык правильного владения карандашом и кистью. При рисовании предметов круглой формы у детей следует вырабатывать свободу движения без излишнего нажима на карандаш и тем более на кисть. Надо добиваться движения неотрывного, плавного, предлагая по нескольку раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, и поясняя свои действия. Можно предложить равномерно покрыть лист бумаги колечками, как бы рисуя ткань для платья или рубашки. Для этого подбирают листы бумаги разных цветов, карандаши для каждого (или по столам) или краску подходящего к фону цвета. Должны получиться разнообразные и красивые цветосочетания, что и отмечает педагог, когда дети завершат работу.

Дети получают новые знания и умения. Их знакомят с предметами овальной формы, учат выделять и называть эту форму (округлая или удлиненная), с помощью вопросов подводят к определению различия между кругом и овалом.

При рисовании предметов круглой и овальной форм дети усваивают различие в характере движения. Для этого (на доске, на мольберте) воспитатель несколько раз подряд рисует круги и овалы и поясняет различие в их изображении: при рисовании круглой формы движение равномерно закругляется; рисование предметов овальной формы требует с двух сторон более закругленного движения, а с двух других — более выпрямленного. Вначале овал рисуют значительно более удлиненным, чем яйцо, называют эту форму, например, огурчиком, предлагают нарисовать огурцы и помидоры. Затем удлиненную форму дают более близкой к кругу. Например, рисуют красками апельсин и лимон. (Попутно дети знакомятся и с оранжевым цветом.) Апельсин выбирают близкий по форме к шару, а лимон — удлиненной формы.

Если дети видят различие овальной формы от круглой, они имеют возможность чаще и увереннее изображать живые существа, у которых форма головы, туловища напоминает круг, овал (воробьев, утят, медвежат и др.).

 

II квартал

Закрепив у детей представления о круге и овале, педагог вновь возвращает их к прямым линиям и предметам прямолинейного контура, уточняет знание о треугольнике, обращает внимание на то, что боковые стороны треугольника образуются наклонными линиями. В конце декабря можно предложить нарисовать на нитке разноцветные треугольные флажки для украшения новогодней елки, при этом уточнить, что флажки висят кончиками вниз. В процессе закрашивания (можно рекомендовать чередование двух цветов, предоставляя самостоятельный выбор) воспитатель показывает детям прием ритмичного движения рукой с карандашом. Если на занятии аппликацией воспитатель дает детям задание — наклеить на клоуна треугольную шапочку-колпачок, он отмечает: «В отличие от флажка треугольник у шапочки повернут кончиком вверх».

Четырехлетним детям рисовать прямые линии еще трудно, поэтому не надо требовать изображения крупных предметов прямоугольной формы. Для рисования карандашом можно дать небольшие листы бумаги (примерно в половину альбомного) и предложить детям изобразить несколько домиков, кирпичиков, тележек, вагончиков и т. д.

В проведении наклонных линий дети упражняются, изображая предметы треугольной формы. Представление о них можно закрепить, обратив внимание во время прогулки на наклон горки, с которой дети катаются на санках, или соорудив горку для кукол в групповой комнате.

Во второй младшей группе дети уже рисовали елку. Перед новогодним праздником в средней группе они вновь получают такое задание, но с более высокими требованиями. Показывая картинку или искусственную елку, воспитатель обращает их внимание на наклон веток, увеличение длины книзу. Затем предлагает всем нарисовать несколько елок, растущих в ряд («как в лесу», «как на полянке»), Для этой цели более подойдут краски. Можно предложить детям изобразить падающий снег, что придаст выразительность рисунку. Елки на рисунках детей выглядят неровно: одни выше, другие ниже. Воспитатель обращает внимание на это, объясняет: «Молодые елочки — низкие, а старые — высокие». Из готовых работ (ведь дети получают для рисования листы одинаковой величины) желательно склеить фриз (полосу) и украсить им групповую комнату. Не включаются только те рисунки, в которых изображение совсем неотчетливо. Но если рисунок выполнил вновь пришедший ребенок, он отдельно выполняет второй, чтобы и его работа попала в групповую.

Коллективные работы имеют не только обучающее, но и воспитательное значение. Они доставляют детям особую радость и размерами, и тем, что среди украшающих комнату работ есть и своя. Оценку дает воспитатель как единому произведению.

В январе дети полны впечатлениями от только что прошедших праздников. Изобразительная деятельность дает богатые возможности отразить эти впечатления. Те умения, которые дети уже освоили, позволяют нарисовать украшенную елку, смешного снеговика возле нее или зайчат, весело скачущих на лесной полянке, и, наконец, Деда Мороза в длинной шубе и те подарки, которые каждый хочет получить от него на Новый год!

Итак, во II квартале на занятиях рисованием дети впервые учатся различать формы круглые, овальные и треугольные, осваивают умение рисовать предметы данной формы. Это в свою очередь позволяет воспитателю развивать у детей более разнообразные движения руки, помогать им овладевать новыми техническими навыками. Коллективными усилиями дети создают красивые картины. Развиваются их эстетическое восприятие и вкус.

 

Ill квартал

Во II квартале детей обучали умению передавать округлые формы, изображая по преимуществу живые существа; рисование проводили большей частью красками. Теперь внимание детей воспитатель обращает на различие между предметами прямоугольной формы, например кубика и кирпичиков.

Дети учатся передавать плоское изображение кубиков и кирпичиков — вид с одной стороны. При этом они должны сохранить различие по длине и ширине. Для облегчения задания можно построить башенку, поставив три кубика один на другой, и поместить ее так, чтобы дети видели одну сторону. Постройку из кубиков или кирпичиков, брусков дети могут нарисовать графитным карандашом, а затем раскрасить цветными карандашами в соответствии с натурой. При рисовании контура, при раскрашивании воспитатель обращает внимание детей на умение правильно держать карандаш и способ проведения прямых линий.

В конце II или в начале III квартала вводятся занятия декоративным рисованием (иногда к ним приступают ранее). Первые узоры дети выполняют на полосках бумаги. Воспитатель указывает на то, что полосы в одних случаях бывают шире, в других — уже, показывает, как путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге можно получить яркие мазки (прием примакивания). При этом объясняет: «Для получения ровного мазка кисть следует полностью погрузить в краску».

При освоении этого приема вначале желательна краска одного цвета; все внимание воспитатель обращает на ритм движений руки с кистью. Дети могут рисовать узор из мазков, ритмично следующих один за другим.

На следующих занятиях можно применять краску двух и более цветов. По предложению воспитателя, который заранее подбирает цвета красок, дети чередуют на рисунке цвета, украшая коврики, дорожки.

Педагог помнит о воспитательном значении занятий, когда дети в подарок маме, бабушке украшают узором закладку в книгу, салфеточку. Вот почему он пробуждает у детей желание выполнить работу как можно лучше, чтобы доставить радость близким, родным.

Постепенно на занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей вносить новые элементы узора (полосы, точки). По выполнению узоры очень просты. Красота их — в ритмичности, цветосочетании, на что обращает внимание воспитатель при рассматривании образцов и детских работ.

Следующее задание усложняется: дети расписывают квадрат. Так они узнают, что квадрат имеет четыре угла и его стороны равны. Воспитатель показывает последовательность построения узора в четырех углах квадрата, чтобы получились красивый коврик, платочек, салфеточка.

Постепенно при освоении композиции узора на квадрате усложняется последовательность его выполнения. Воспитатель показывает, как наносить узор посередине квадрата (середина отмечается заранее). С тем чтобы развить эстетическое восприятие, обращает внимание детей на красоту симметричных узоров, показывает разные образцы, где на одном узор выполнен по сторонам и углам квадрата, на другом — в середине крупный узор, а в углах более мелкий.

Для украшения имеет значение не только узор, но и цвет кругов, квадратов. Поэтому воспитатель продумывает подбор цветной бумаги, из которой нарезаются квадраты (круги) для декоративного рисования. На белой бумаге все цвета выглядят более резко и, кроме того, не получаются богатые цветосочетания, которые создаются благодаря цветному фону. И еще: нарядность узору придает красивое цветосочетание, так как элементы узора, которые выполняют дети, еще бедны, комбинации их однообразны.

Умения, которые получили дети в предшествующие месяцы, позволяют педагогу выделить новую задачу: выразить связное содержание в рисунке и лепке. Эта задача вполне осуществима, если изображение выполняется последовательно и относительно быстро. Но так как дети знают основные формы предмета, умеют определять формы его частей, а также передавать их в рисунке, они имеют возможность самостоятельно находить способ изображения и тех предметов, которые ранее не лепили и не рисовали.

Сюжеты воспитатель берет из окружающей действительности. Времена года, общественные события, праздники, труд людей, строительство домов, транспорт — все это, хотя и не в полной мере, отражается в рисунках детей 4 лет. На содержании рисунков сказываются прочитанные взрослыми рассказы, стихи, загадки. Изображаемые эпизоды еще несложны: включают 1—2 действующих лица, небольшое количество предметов. Например, несколько нарисованных цветов как бы образуют цветущий луг, два-три домика — улицу города, поселка, села и т. д.

Воспитатель средней группы имеет в виду, что четырехлетние дети еще не в состоянии передать правильные отношения предметов по величине, не владеют умением выразить движения живых существ. И все же он предоставляет детям возможность изображать интересное динамичное содержание, поощряет самостоятельность в поисках средств для выражения действий и отношений действующих лиц.

Таким образом, в III квартале дети получают некоторые новые изобразительные умения, одновременно зацепляются ранее полученные, совершенствуется техника пользования карандашом и кистью.

К этому времени дети должны обладать достаточный изобразительными умениями, чтобы выражать в рисунке различные явления, которые они наблюдают весной '(прилет птиц, весенние цветы, яркое, теплое солнце, ручьи, капель и т. д.).

Для поисков способов выражения разнообразного содержания предоставляется больше самостоятельности.

 

IV квартал

Летом занятия изобразительной деятельностью проводят не так регулярно, как в предшествующие три квартала. Новый программный материал не предусмотрен. Однако очень важно, чтобы все усвоенные ранее знания дети свободно применяли, совершенствовали технические навыки. Полученные изобразительные умения должны помогать детям самостоятельно находить способы изображения предметов, с которыми они впервые познакомились летом. Декоративное рисование может найти применение при оформлении помещения, подарков родителям.

Тематика рисунков отражает летние впечатления, которые дети получают во время прогулок в лес, в поле. Изображение разнообразных деревьев, ягод, грибов, лесных обитателей (ежик, зайчик, муравьишка, медвежата) значительно обогатит содержание рисунков.

 

Методы и приемы обучения.

Изображение предметов. Для освоения изображения важно, чтобы дети умели выделять основную форму предмета и его части. Поэтому при обучении рисованию воспитатель использует различные приемы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др. Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи.

Готовясь к занятию, воспитатель особенно тщательно продумывает, что, как, в какой последовательности будет показывать детям в предмете, на что обращать внимание, о чем спрашивать.

Детей учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность.       

По-прежнему важный момент в обучении рисованию — обследование. Воспитатель перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему.

Таким образом, воспитатель одновременно использует приемы: зрительное восприятие, движения руки и словесное пояснение, прежде всего называние действия. Например, дети перед рисованием тележка обследуют ее форму. Воспитатель очерчивает пальцем контур предмета, выделяя вначале верхний и нижний края кузова тележки (горизонтальные линии слева направо), затем обозначая боковые линии (вертикальные сверху вниз). Дети, повторяя эти движения, должны почувствовать, как под углом пересекаются горизонтальные и вертикальные линии, как рука останавливается и резко очерчивает контур предмета под углом.

При повторных изображениях без применения натуры воспитатель напоминает не только предмет, его форму, но и способы воспроизведения такого рода формы, применяемые при этом движения. Так, допустим, дети рисуют разноцветные вагончики, которые образуют игрушечный поезд. Воспитателю достаточно напомнить, что рисуют их так же, как тележку, но различие будет в том, что у вагончика есть окна и он повыше, чем тележка, вагончиков много и следуют они один за другим.

В тех случаях, когда цель обследования предмета достигнута, показ способа изображения не нужен: точное следование показанным способом подавляет в детях активность восприятия, мешает им самостоятельно искать пути создания образа.

Методы обучения изображению разнообразны и применяются с учетом конкретной задачи. При обучении детей средней группы основная задача — развивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов в рисовании, лепке и аппликации, применяя получаемые знания и умения. Для уточнения представления о свойствах тех предметов и явлений, которые дети не могут наблюдать в окружающей жизни, но с которыми знакомятся по рассказам и из книг, можно рассматривать картинки. Так, перед рисованием сказочной птички можно рассмотреть нарядную дымковскую игрушку или картинки с ее изображением.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. (После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.)

В отдельных случаях, чтобы наглядно пояснить способ изображения, дается дидактический образец, т. е. изображение, где ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и где убрано все лишнее. Образец выполнен нейтральным цветом без раскрашивания; цвета дети будут применять самостоятельно.

В процессе объяснения воспитанники называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, педагог поощряет дополнение изображения некоторыми деталями.

Декоративное рисование. Воспитатель помнит, что освоение элементов узора — мазков, точек, полос, колец — вместе с тем и освоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно. При показе воспитатель подчеркивает ритмичность движений, приговаривая: «Еще, еще, так, так».

В тех случаях, когда узор создается по образцу, прежде всего воспитатель дает возможность увидеть его в целом, затем выделяет элементы, называет их. Сухой кисточкой указывает на образце повторные мазки, точки, изображая их движением, уточняет последовательность выполнения.

Показ способов создания узора (после такого объяснения на образце) потребуется только на первых порах и тогда, когда дети освоят новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя. Если они осваивают только расположение узора, имеется в виду, что элементы знакомы, показ излишен.

Для большей наглядности педагог вызывает к мольберту несколько детей, чтобы они нарисовали части узора.

Когда какое-либо построение узора воспитатель дает впервые, дети повторяют образец без изменений. Но на следующем занятии они могут изменять цвета или дополнять узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия педагог проводит без образцов.

Сюжетное рисование. Четырехлетние дети благодаря освоенным навыкам и умениям получают возможность изображать задуманное или предложенное воспитателем какое-либо интересное для себя событие. Каждое содержание выражается по-разному. Поэтому педагог применяет такие методы обучения, которые должны исключить однообразие способов выражения. Например, не может быть единственным и обязательным во всех случаях способ расположения изображения на узкой полосе. Так, если дети изображают машины, которые едут по дороге, то композиция на полосе помогает созданию рисунка, придает ему четкость и выразительность. В другом случае, когда они изображают цыплят, бегающих по зеленой травке, то могут располагать их по всему листу.

Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств. Правда, рисунки детей 4—5 лет, выражающие связное содержание, более примитивны, нежели изображения отдельных предметов, выполненные на основе наблюдения. Но это не должно смущать воспитателя: дети используют не только те изобразительные средства, чему их научили, но и то, что сами придумали.

Технические навыки. Первоначальное освоение всякого технического навыка требует наглядного показа способа действия. Это делает прежде всего сам воспитатель, затем предлагает повторить показ кому-нибудь из детей. Показ способа действия воспитатель обязательно сопровождает пояснением. В средней группе, как и в младших, прежде всего называет те движения и действия, которые показывает. Более сложное действие, включающее несколько простых, расчленяется на эти простые, и каждое показывается и называется.

Например, показывая приемы рисования треугольной формы (при изображении крыши домика), воспитатель говорит: «Сначала ставлю карандаш вот так (обозначает точку, из которой пойдут две наклонные линии). Теперь провожу линию в одну сторону, затем — в другую так, чтобы они были одинаковой длины. А теперь внизу их соединяю вот так (рисует горизонтальную линию). Получилась треугольная крыша, как у скворечника (теремка, избушки, домика куклы, собачки и т. д.)».

Показ и объяснение воспитатель может повторить, обратив внимание детей на последовательность действий, а такие слова, как вначале, потом, затем, после этого, помогают им запомнить все действия в определенном порядке.

Целесообразно для повторного показа приглашать к мольберту детей. Этот прием не только воспитывает у них инициативу и самостоятельность, но и учит ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом, кистью).

На занятии, когда осваиваются технические навыки, уточняется форма каждого предмета, подчеркивается различие. Скажем, рисуя красками фрукты — апельсин, лимон, дети сперва рассматривают образцы (до занятия можно их даже подержать в руках, потрогать).

В дальнейшем воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности. Педагог только поправляет, дополняет пропущенное, следит за правильной последовательностью действий. Навык можно считать освоенным, если дети самостоятельно без напоминания применяют его и действуют при этом свободно.

Воспитатель умело использует различные приемы, методы обучения и помнит, что опора на имеющийся опыт ребенка, его индивидуальные особенности способствует развитию творчества.

Рассматривание рисунков. Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать. Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища. Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.

 

 

Лекция 11

Тема: Рисование в старшей группе.

 

План:

1. Программа воспитания и обучения.

2. Прохождение программы.

3. Методы и приемы обучения.

 

Литература:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.

 2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил.авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

 3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития).

 4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)

 5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...