Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Повышение художественных знаний и практических умений




Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной деятельностью. Чем глубже воспитатель понимает искусство, чем лучше владеет методикой работы с детьми, тем выше его педагогическое мастерство, тем больше знаний, навыков он передает детям.

Кроме непосредственного знакомства с произведениями искусства, полезны чтение специальной художественной и периодической литературы, прослушивание тематических радиопередач, просмотр телевизионных программ. Выставки картин, посвященные творчеству одного художника или целого направления, знакомство с памятниками архитектуры города (края) дадут возможность узнать новые произведения, новые имена, повысят общую культуру.

Пропагандистом искусства в детском саду может стать именно воспитатель. Организованные им лекции и выставки, несомненно, вызовут интерес и у сотрудников, и у родителей. Это — с одной стороны, с другой — повысят его авторитет.

В тех городах, где есть университеты культуры, педагог активно включается в их работу.

Углубленное изучение искусства откроет новые возможности в работе, поможет сделать ее более содержательной, яркой, творческой, поможет по-новому подойти к решению задач, возникающих в процессе работы с детьми по изобразительной деятельности.

Знакомство с выставками, картинными галереями хорошо связать с изучением искусствоведческой литературы по данному вопросу. Это углубит знания, поможет проникнуть в сущность произведения, правильно его проанализировать.

Не менее полезно участие в специальных кружках и студиях. В методических кабинетах работают семинары по рисованию и лепке. Программа их строится с учетом специфики детского сада. Если нет возможности посещать кружки, студии, семинары, необходимо работать самостоятельно. Неоценимую помощь окажут книги-само-учители по рисованию и скульптуре, например «Школа живописи».

Работа с детьми требует постоянного углубления знаний по педагогике и психологии. Советская педагогическая и психологическая наука с каждым годом развивается; совершенствуются приемы обучения детей рисованию, лепке, аппликации. Специальные семинары при методических кабинетах, ежегодно организуемые педагогические чтения, конференции — вот практическая возможность пополнить свои знания. Обычно доклады воспитателей чаще всего освещают конкретный вопрос (например:«Значение овладения умениями и навыками для развития изобразительного творчества детей шестого года жизни», «Занятия декоративной лепкой в подготовительной группе»). Для участия в педагогических чтениях и конференциях педагог выбирает интересующий его вопрос, советуется о том, как построить работу с заведующим детским садом, в методическом кабинете или педагогическом училище. Обобщив свой опыт, он может выступить с докладом на конференции.

Итак, работа по расширению и углублению знаний разнообразна, формы ее доступны каждому воспитателю.

 

ВОПРОСЫ

1.Почему воспитателю необходимы знания в области изобразительного искусства?

2.В чем заключается практическая подготовка учащихся?

3.Что дает знание изобразительного искусства для практической подготовки воспитателя?

4.Как подготовка по рисованию, лепке, аппликации и конструированию помогает в работе с детьми?

ЗАДАНИЯ

1.Составьте библиографию статей по изобразительной деятельности на основе материалов, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» за последние пять лет. Законспектируйте одну из статей.

2.Просмотрите сборники педагогических чтений и конференций по вопросам эстетического воспитания. Назовите, какие вопросы освещены.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1.Поупражняйтесь в рисовании кистью разнообразных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных) разной ширины

2.Поупражняйтесь в закрашивании простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник), используя разный нажим карандаша. Затем сделайте таблицу постепенноговысветления цветными карандашами.

3.Вылепите фигуры человека и животного, которые будут лепить дети.

4.Подберите цветную бумагу к одному из занятий по аппликации, сделайте выкладку; посмотрите, красиво ли получается по цвету, отвечает ли теме.

5.Подготовьте эскизы оформления групповой комнаты к одному из праздников.

6.Составьте таблицу цветового спектра, выделив затем основные, дополнительные, холодные и теплые цвета; сделайте таблицу высветления цветов спектра акварелью и гуашью; проделайте упражнения на получение 3—4 оттенков всех цветов спектра, смешивая краски.

7.Сделайте несколько игрушек животных из природного материала.

 

Лекция 7

Тема: Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию.

 

План:

1.Общие принципы планирования.

2.Усвоение детьми программы по изобразительной деятельности.

 

Литература:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.

 2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил.авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

 3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития).

 4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)

 5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.

 

Общие принципы планирования.

Решение поставленных программой задач обучения детей изобразительной деятельности и конструированию возможно лишь при четком, последовательном распределении их по занятиям.

Правильное планирование, а следовательно, и освоение детьми разных видов изобразительной деятельности и конструирования зависят от условий, которые необходимо выполнять.

Изобразительную деятельность в детском саду следует рассматривать как один из разделов воспитательно-образовательной работы, в котором, кроме специфических, решаются общие задачи: воспитание самостоятельности, активности, творчества; формирование умений прилагать волевые усилия при выполнении задания, доводить начатое дело до конца, а также некоторых элементов учебной деятельности.

Изобразительная деятельность как один из разделов работы с детьми тесно связана с другими разделами, со всей жизнью детей в дошкольном учреждении: с игрой, умственным воспитанием, развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальными занятиями. Разностороннее воспитание в свою очередь создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, без которых невозможно развивать детское творчество. Поэтому, составляя план занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, педагог помнит о взаимосвязи всех разделов воспитательной работы. Так, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование их представлений о форме предмета, цвете, оттенках, величине и др. Сенсорное воспитание направлено на усвоение детьми эталонов — общественно выработанных мерок, с которыми сопоставляются воспринимаемые предметы.

Сенсорное воспитание происходит в процессе специально организованных игр и упражнений, а также различных видов детской деятельности. Планируя занятия по изобразительной деятельности и конструированию, важно помнить, какие представления получили дошкольники с помощью дидактических игр и других видов деятельности, чтобы, опираясь на имеющийся у них сенсорный опыт, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

В некоторых случаях с детьми проводят специальные наблюдения отдельных предметов или явлений природы, событий из жизни, рассматривание картин и узоров, чтение сказок или стихотворений для последующего отражения этих явлений в изобразительной деятельности и конструировании. Эта разносторонняя работа, если она не включается в само занятие, также планируется, входя в содержание прогулки, а занятие во второй половине дня, в дидактические игры или игры с игрушками. Например, прежде чем рисовать с детьми снежинки, хорошо понаблюдать их во время прогулки.

Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, педагог прежде всего уточняет, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в это же время по другим разделам, какие впечатления получат дети и что еще нужно сделать, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием.

Составляя план воспитательной работы в группе, следует иметь в виду количество занятий, которое указано на месяц по каждому из видов изобразительной деятельности и конструированию в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

В первой младшей группе занятия рисованием и лепкой проводят со всеми детьми 2 раза в неделю в утренние часы. Во второй младшей и средней группах занятия рисованием и лепкой — 1 раз в неделю, а занятия аппликацией и конструированием — 2 раза в месяц. Рисование и лепка по замыслу детей занимают примерно половину занятий. Со второй половины года в средней группе одно занятие в месяц отводят на декоративное рисование.

В старшей группе занятия рисованием проводят 2 раза в неделю, лепкой, аппликацией и конструированием — 1 раз в неделю. Одно занятие в месяц отводится декоративному рисованию, не менее одного занятия — на рисование по замыслу и одно — на лепку по замыслу детей.

Твердо устанавливать количество занятий в месяц по предметному и сюжетному рисованию не следует, так как оно может меняться.

В подготовительной к школе группе количество занятий в месяц по каждому виду изобразительной деятельности то же, что и в старшей группе.

Занятия по замыслу детей проводят по всем видам, не исключая и аппликацию, примерно один раз в месяц. Декоративному рисованию отводится два занятия в месяц. Желательно одно занятие в месяц уделять рисованию с натуры, время от времени проводить лепку и аппликацию с натуры.

В младших группах дети рисуют карандашами и красками, однако неправильно чередовать занятия в строгом порядке. Используется тот или иной материал в зависимости от содержания занятия и программных требований: в одни месяцы больше часов отводят рисованию красками, в другие — карандашами.

В старшей и подготовительной к школе группах материалы для рисования расширяются: последовательность их использования зависит от содержания и выразительных особенностей материалов. Содержание каждого занятия воспитатель продумывает, исходя из требований программы. Он также учитывает те впечатления, которые дети получают в данный период времени, например от наблюдений природы, окружающей жизни.

Детские рисунки, аппликации, лепка могут иметь практическое назначение — в игре, в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, для подарка. Такого рода работы педагог соответствующим образом планирует, чтобы своевременно использовать. Важно одно: в ходе занятия он побуждает детей применять знания и умения, которые они получили ранее, чтобы работа могла быть в достаточной мере самостоятельной, выражала их индивидуальные склонности, вкусы и потребности.

Названные выше разделы программы по изобразительной деятельности осуществляются не все сразу. В первой младшей группе дети осваивают первоначальные умения и навыки по технике рисования и лепки. Создание изображений еще не является предметом обучения — к этому детей только подводят. Во второй младшей группе формирование изобразительных умений начинает занимать центральное место и соединяется с развитием технических навыков в рисовании, лепке и наклеивании. Вводится также декоративная аппликация. В средней группе, кроме названных разделов, включается декоративное и сюжетное рисование. Таким образом, в этой и в последующих группах используются все виды изображения.

Планирование по разделам программы. При составлении плана на кварталы надо иметь в виду все разделы программы. В течение каждого месяца, входящего в квартал, предусматриваются занятия, на которых дети учатся изображать какой-либо предмет (это основная задача), занятия декоративным рисованием и аппликацией, занятия, на которых требуется передать сюжет. Количество занятий, отведенных на каждый из этих разделов, не всегда одинаково: в одном месяце несколько больше занятий по изображению предмета, в другом — по декоративному рисованию — в зависимости от того, какие очередные программные задачи в это время решаются. Иногда дают несколько занятий подряд по одному разделу для закрепления новых умений или знаний (в дальнейшем подобные занятия проводят реже). Например, когда дети овладевают таким сложным умением, как вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое (а аппликация проводится 1 раз в две недели), целесообразно сблизить два-три занятия и проводить их каждую неделю. Вместе с тем педагог следит, чтобы программа по всем разделам осуществлялась своевременно и последовательно.

На отработку технических умений программа не отводит особых занятий — дети усваивают их на разных занятиях: декоративного, предметного и сюжетного характера. Однако техническому приему оказывается особое внимание при первоначальном его освоении. В этом случае упрощается изобразительная и декоративная задача и указания дают детям по преимуществу в области техники. Это педагог должен учитывать, планируя программное содержание занятий и их методику.

Планирование по типам занятий. В детском саду проводят разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений. Можно выделить занятия, на которых дети получают новые для них знания и умения.

Каждое новое знание или умение дошкольники усваивают в течение ряда занятий, а иногда и всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе занятия такого рода занимают значительное время — не менее 2/3 всех занятий. Остальные занятия отводятся на свободное творчество детей. Однако следует иметь в виду, что характер занятий изменяется в зависимости от возраста детей. Возможности малышей 2—4 лет весьма ограничены из-за небольшого объема освоенных изобразительных умений и навыков. Вот почему дети еще не могут действовать самостоятельно. С другой стороны, они способны многократно повторять одни и те же действия, как бы самостоятельно упражняясь в них.

По мере перехода малышей в более старшую группу при условии целенаправленного педагогического руководства знания, навыки и умения их обогащаются, усложняются, и это обусловливает более широкие возможности для отражения окружающего мира в рисунке, лепке, аппликации, для проявления самостоятельности и творчества.

Во всех возрастных группах обязательно проводят занятия по замыслу детей. Такие занятия планируются по всем видам изобразительной деятельности, количество их может быть разным. Условия организации общегрупповых занятий требуют, чтобы все воспитанники занимались одним и тем же видом изобразительной деятельности. Инициативу и самостоятельность прежде всего направляют на выбор содержания работы, способы ее выполнения, позднее — на изобразительные материалы. Поставленная задача решается разными путями. Необходимо предусмотреть и такие пути; когда дети могут проявить инициативу в выборе величины изображения, его расцветки, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т. д.

Занятия, на которых детям сообщают новые для них знания или учат новым умениям, вместе с тем включают и ранее усвоенные знания и умения. Однако если цель занятия — повторение, то педагог ставит сразу несколько задач. Одни требуют большего внимания, другие — меньшего.

Планирование по видам изобразительной деятельности. При планировании занятий следует помнить: все виды изобразительной деятельности взаимосвязаны, поскольку отражают окружающую действительность во всем ее многообразии. При этом следует иметь в виду, что каждый вид деятельности имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме; рисунок — плоскостно, в цвете, в пространстве; аппликация — в цвете, силуэтно. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

Ясно, что каждый вид изобразительной деятельности имеет свои задачи. Вместе с тем программа указывает и общие задачи, которые можно решить в нескольких видах деятельности, скажем, на занятиях по рисованию и аппликации. На занятиях по аппликации дети, получив подготовленные бумажные отрезки, должны подобрать их соответственно окраске предмета. Рисуя же карандашами или красками, они сами выбирают цвет и зарисовывают им соответствующую часть рисунка. Эти два вида деятельности помогают в усвоении одного программного требования.

Передача величинных отношений может быть решена и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Следовательно, при планировании педагог учитывает эту особенность изобразительной деятельности и соотносит все ее виды, помня, что решение одних программных задач, например изображение предметов круглой формы, доступнее в аппликации. Ведь дети получают уже готовые кружки. А в рисунке эту форму еще следует научиться передавать линией контура, что связано с овладением определенными графическими навыками и умениями. И здесь важно связать занятия по изобразительной деятельности с занятиями по конструированию, на которых дети осваивают форму конструктивной детали. Передача величинных отношений легче дается детям в лепке, потому что кусок глины можно разделить на составные части, а в случае неправильного решения снова отделить часть от предмета, сопоставить части друг с другом, уравнять, если они должны быть равными, и, добившись правильных отношений по величине, соединить. Но в этом взаимоотношении разных видов изобразительной деятельности трудно определить, что чему должно предшествовать. И не всегда может быть такая последовательность: рисование, лепка, аппликация или аппликация, лепка, рисование.

Взаимосвязь занятий по рисованию, лепке и аппликации — это не только изображение одного предмета в разных видах деятельности. Соотношения могут быть разными. Так, во второй младшей группе, например, детей учат передавать прямоугольную форму предмета: на занятиях по рисованию, например, изображая флажок, а по аппликации — тележку прямоугольной формы, наполненную кирпичиками. Содержание аппликации более сложное, так как прямоугольную форму кузова тележки следует наклеить на бумагу, а в рисунке передать только контуром. Иногда предмет можно повторить в аппликации и рисовании. Но как правило, надо постараться изменить изобразительную задачу. Например, дети сначала вырезают фигурки девочки в нарядном платье, потом рисуют на темы «Девочка и мальчик из нашей группы», «Как дети танцуют на празднике» или лепят мишку, а потом рисуют на тему «Как мишки делают зарядку». Для этого они должны уметь изменять положение частей фигуры. Необходимость внесения каких-то дополнений, изменений в уже знакомое изображение способствует развитию творческих возможностей, самостоятельности в решении той или иной задачи.

При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение какого-то времени занятия, связанные программными задачами и тематикой (например, изображение человека, животных в рисунке, лепке, аппликации), или занятия, на которых решают сходные программные задачи (например, вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, или изображение предметов овальной формы). Цикличность позволит более эффективно решать изобразительные задачи.

Планируя занятия по различным видам изобразительной деятельности, педагог учитывает, что должны ранее освоить дети, чтобы полученные умения они смогли бы применить в будущем. Например, для лучшего усвоения строения летящего гуся (по сказке «Гуси-лебеди») можно предложить сначала вылепить фигурку или вырезать ее из бумаги. И только затем приступить к рисованию. Так же решается задача и по теме рисования эпизодов по сказке «Теремок».

Отбор предметного и сюжетного содержания занятий. Чтобы дети рисовали, лепили, вырезывали охотно, с удовольствием, предложенная тематика должна быть понятна и интересна. Кроме того, педагог, готовясь к занятию, исходит из дидактических требований, т. е. решает, на каком содержании можно лучше научить детей, дать им то или иное умение или знание.

Планируя занятие, педагог четко намечает программные задачи, программное содержание (т. е. то, чему следует научить детей, какие навыки и умения сформировать, какие качества развить и воспитать) и подбирает к ним тематическое (предметное) содержание (т. е. что дети будут рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, какой предмет, сюжет или узор). В каждом квартале намечают такие программные задачи воспитания и образования.

Что же может стать содержанием детских рисунков, лепки, аппликаций и конструктивных поделок? То, что дети узнают из книг, по радио, телевидению, в процессе знакомства с окружающим: жизнь города и села, труд советских людей, строительство, сельское хозяйство, транспорт, школа, явления природы и т. д.

Однако на каждый квартал, на каждый месяц программа выдвигает требование освоить и закрепить технические навыки. Рассматривая отобранный материал, педагог решает, изображение каких предметов даст возможность детям освоить способы лепки, вырезания, рисования тех или иных форм. Он обязательно учитывает наличие связного содержания — картины природы, события окружающей жизни, сюжет из литературного произведения, требуя передачи пространственных отношений, отношений по величине и др. В разных возрастных группах одно и то же событие дети могут выразить различными средствами. Поэтому темы в разных возрастных группах могут повторяться. Ведь дети с особым удовольствием отражают в своих рисунках, лепке то, что им нравится, что их взволновало: например, рисуют, лепят или вырезывают, наклеивают свою любимую игрушку.

Если дети в определенной последовательности научатся передавать цвет, форму, строение предмета, то эти умения они смогут использовать при изображении разных предметов.

На занятиях в соответствии с программой дети могут рисовать разные предметы, но обязательно должны решать поставленную перед ними задачу. Например, учатся передавать строение предмета, состоящего из двух частей простой формы (педагог подбирает предметы, отвечающие этому требованию: погремушку, маленькую неваляшку, флажок и др.); учатся составлять узор, расположенный по сторонам и в середине квадрата (скажем, расписывают любой предмет прямоугольной формы). Усвоив, как следует располагать узор, дети сами придумывают его элементы.

Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому педагог варьирует их. Тогда каждое новое задание не будет простым повторением предыдущего.

Чем большим количеством обобщенных умений овладеют дети, тем разнообразнее будет содержание их рисунков.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 422.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...