Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Программа воспитания и обучения.




Рисуя красками, ребенок одним цветовым пятном имеет возможность передавать образ предмета. Выбирая какой-либо цвет, он еще не связывает выбор с содержанием изображаемого, хотя часто случайно взятый цвет быстро рождает ассоциацию (дым, огонь, солнышко и пр.). Следовательно, сходство рисунка с предметами улавливается по различным признакам: по цвету, движению, форме. Такие ассоциации нужно поощрять. Для ребенка 2 лет рисование пятен, мазков носит увлекательный характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим: ведь, как мы уже сказали, яркие мазки вызывают у него радость, волнение, желание еще раз повторить действия, с тем чтобы вновь увидеть их результаты на листе.

На занятиях педагог воспитывает у детей интерес к изобразительной деятельности, эмоциональное к ней отношение; вырабатывает умения слушать и слышать его, видеть и замечать то, что он показывает на рисунке, картине; формирует умение, следуя показу, воспроизводить определенные целенаправленные действия.

Чтобы дети овладели навыками рисования, необходимо развивать движения руки, добиваться их большей координации, ритмичности, умение многократно преднамеренно повторять однородные движения. В процессе рисования важно развивать у детей ощущения, восприятие, обогащать опыт ребят активным познанием таких свойств, как мягкость, пластичность, величина, цвет и пр.; нужно развивать умения находить сходство рисунка с предметом и называть его, учить понимать, «читать» свой рисунок, замечать рисунки, выполненные товарищами, находись среди работ свой рисунок, рассказывать, что нарисовал.

Подведение к изображению. В первой младшей группе воспитатель подводит детей к изображению, к пониманию изобразительного характера рисунка. Дети третьего года жизни не могут еще передавать четкой формы предмета, поэтому воспитатель учит их изображать предметы неопределенных очертаний (они могут быть в какой то мере похожи на округлые, угловатые). На занятиях он предлагает детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения (веревочку для воздушного шарика, палочку для флажка и т. д.).

В этой возрастной группе воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги, предлагая наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз. Программа не ставит задачу обучения построению узоров, однако с помощью мазков создается элементарная орнаментальная композиция, вид которой радует детей своим ритмом, яркостью цвета.

На занятиях рисованием детей обучают различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий — и преднамеренно использовать их в процессе работы. Дети часто по признаку цвета дают изображению какое-либо название (трава, цветок, солнышко и т. д.).

Воспитатель обращает внимание малышей на различные очертания цветовых пятен, характер штрихов. Из окружающей действительности он выбирает такие явления, которые дети могут передать ритмом штрихов, мазков, контрастом цвета, линейным контуром. Воспитанники рисуют, как падают листья, идет дождик или снежок, звенит весенняя капель, бегут ручьи.

Итак, на занятиях рисованием детей подводят к пониманию того, что простейшие комбинации из штрихов, из форм неопределенного контура могут что-то изображать.

В рисунках младших дошкольников наблюдается стремление выразить действие и связное содержание. Процесс создания сюжетного рисунка своеобразен: кое-что ребенок изображает, но многое заменяет словами, жестами. Он рисует как бы находясь в реальной ситуации. Создание образа для малыша связано с проявлением различных чувств, эмоций. Вот почему задача педагога — воспитать у детей эмоциональное отношение к изображаемым явлениям, так как в процессе рисования перед ними как бы «оживают» мазки, линии, простейшие формы.

Технические навыки. Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.

Рисование карандашами, красками требует освоения определенных технических навыков. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, неблизко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые пальцы не удерживают карандашу, и он постоянно выпадает.

Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки или розетки с краской. Воспитанники должны рисовать только на бумаге; нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом; следует аккуратно пользоваться всеми материалами и после занятия убирать их на место.

 

Прохождение программы.

В первой младшей группе программа по рисованию, лепке не планируется по кварталам: воспитатель ориентируется на большие отрезки времени — полугодия.

В первом полугодии дети учатся, координируя движения руки, целенаправленно рисовать линии в виде дуг; двигая карандашом по бумаге, получать линии спиралевидного характера. Ритм помогает им быстрее освоить нужные движения, способствует лучшему заполнению листа.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует проводить в неделю одно занятие рисованием и одно — лепкой. Однако не всегда можно придерживаться точного чередования: если требуется закрепить какие-то умения, в одну неделю проводятся два занятия по рисованию, а в другую — два занятия по лепке. Недельный разрыв слишком велик для малыша, и он забывает то, что получил на предыдущем занятии.

В начале учебного года занятия изобразительной деятельностью проводятся не со всей группой одновременно, а по подгруппам. Воспитатель готовит на нескольких столах материал для рисования примерно для половины группы. Делается это для того, чтобы он мог увидеть и поправить позу каждого малыша, проследить за его действиями с материалами, помочь. Ребенок только начинает учиться рисовать, и очень важно, чтобы он с самого начала осваивал правильные приемы работы с карандашами, красками, глиной. Когда детей сразу много, воспитатель может не заметить, что кто-то действует неправильно, и у малыша могут закрепиться неправильные навыки и умения. И детям, пока они осваиваются с жизнью в коллективе, только начинают заниматься, трудно слушать воспитателя, понимать его указания, если группа большая.

Малыши нуждаются в индивидуальном общении с педагогом. В первую очередь воспитатель предлагает порисовать, поклеить тем, кто не нашел себе дела, не увлечен игрой. Но того, кто занят игрой и еще не привык к занятиям, отвлекать от игры следует осторожно, тактично. Ребенок может закапризничать, заплакать — и отрицательное отношение к рисованию укрепится надолго. Со временем, когда дети привыкнут к занятиям, этот переход будет проходить спокойнее.

Рисуют дети примерно около 10 мин. Одни заканчивают раньше, другие — несколько позже. Воспитатель разрешает выйти из-за стола тому, кто больше не хочет рисовать или , лепить — в этой группе еще нет строго регламентированной продолжительности занятия. Освободившиеся места готовят для следующей подгруппы.

Постепенно дети привыкают к тому, что в определенное время проводятся занятия. Многие из них сразу занимают места за столами. Подгруппы занимающихся могут быть неравными — это не должно смущать педагога.

Во второй половине года все дети охотно занимаются вместе. Часть правил, которые нужно соблюдать во время занятия, они уже усвоили, и это облегчает воспитателю руководство всей группой.

Длительность занятия для каждого может быть различной, так как по-прежнему одни заканчивают работу раньше, другие — чуть позже (но не более 15 мин).

В первой младшей группе у детей воспитывают интерес к рисованию, желание испробовать свои силы в работе с тем или другим материалом, вырабатывают привычки определенного поведения на занятии и в обращении с материалами. На первых занятиях лучше давать фломастеры или цветные карандаши. Малышам нужны мягкие карандаши черного, красного, синего и зеленого цветов. Из обычного набора в шесть цветных карандашей сначала целесообразны контрастные: красный и черный, затем — синий и зеленый. Желтый и коричневый карандаши пока лучше совсем не давать.

После трех-четырех занятий рисованием карандашами можно перейти к рисованию красками. Раньше этого делать не следует, так как у детей должен немного закрепиться навык рисования карандашами. На первом же занятии педагог показывает, как осторожно обмакивают кисть всем ворсом в краску (кисти следует предварительно смочить в воде: иначе краска будет плохо набираться), как отжимают ворс кисти о край баночки с краской и только после этого рисуют. Все приемы пользования краской показывают и напоминают неоднократно, и прежде всего тем детям, которые с трудом овладевают навыками рисования. Тем же, кто действует верно, напоминать не нужно, чтобы не лишать их самостоятельности, не приучать действовать лишь по указанию.

На первом занятии лучше дать всей группе краску одного цвета, чтобы не отвлекать внимание на цвет, а сосредоточить на способах работы кистью, на следующее занятие подобрать другую. Лишь когда дети немного освоят приемы рисования, можно расставить на столах разные краски. И хотя каждый будет рисовать краской одного цвета, рисунки получатся разнообразными. Затем и на один стол можно давать краски двух-трех цветов.

Не следует бояться, что на какое-то время работы будут отличаться небрежностью. Постепенно под руководством воспитателя дети научатся рисовать двумя-тремя красками, и рисунки станут сочными, красивыми. Педагог следит, чтобы дети хорошо насыщали кисть краской, обмакивая ее всем ворсом. Дело в том, что они часто забывают вовремя обмакнуть кисть в краску и, не понимая, почему кисть не рисует, трут ею бумагу.

В этой возрастной группе дети способны выразить образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге): «Листочки полетели с деревьев», «Зажжем в доме огни», «Пошел снежок», «Нарисуем яркие фонарики на елке» и т. п. Разумеется, занятиям предшествуют наблюдения за явлениями природы, окружающей жизни. По мере освоения приема предоставляется возможность пользоваться им и для передачи различного содержания.

Во втором полугодий воспитатель подводит детей к простейшему изображению, намечая определенные дидактические задания: например, нарисовать ниточки к шарикам, которые он, воспитатель, нарисовал, или дорожки, по которым покатятся мячи, ступеньки для лестницы и пр. К концу года можно предложить замыкать линию в какую-либо форму, скажем, рисовать округлые формы, еще не имеющие характерного для них контура. Затем изобразить их большими и маленькими (передача контрастных величин уже доступна детям к этому времени).

Во второй половине года занятия продолжаются. Дети учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета. По предложению воспитателя украшают пятнышками кукольные платьица, платочки или рукавички. Обычно все эти задания дети выполняют с удовольствием.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...